Экономическая история Китая (1949 г. - настоящее время)

редактировать

Экономическая история Китая изменения и развитие экономики Китая с основанием Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году по настоящее время.

Китай был самой быстрорастущей экономикой в ​​мире с 1980-х годов, со среднегодовыми темпами роста 10% с 1978 по 2005 год, согласно государственной статистике. В 2005 году его ВВП достиг 2,286 триллиона долларов США. С конца маоистского периода в 1978 году Китай переходит от плановой социалистической экономики с доминированием государства к смешанной экономике. Эта трансформация потребовала проведения системы системы в налоговой, финансовой, финансовой, управленческой и предпринимательской системы Китая и системы системы гибко реагировать на непредвиденные последствия этих изменений. Эта трансформация способствует повышению уровня индустриализации и урбанизации - процесс, который повлиял на все аспекты китайского общества, культуры и экономики.

Большой размер Китая означает значительные региональные различия на уровне жизни, которые могут быть представлены от бедности до относительного благополучия. Предполагается, что такие китайские крестьяне живут за счет крупных городов, как Шанхай и Пекин, формируется современная экономика, основанная на услугах.

С основания КНР в 1949 году пережил удивительные и бурные процесс экономического развития. Он пережил революцию, социализм, маоизм и, наконец, вызовенную экономическую реформу и быстрый экономический рост, характерные для постмаоистского периода. Период Большого скачка голода и хаос Культурной революции отрицательно сказались на экономике. Однако с тех пор, как в 1978 году начался период экономических реформ, в Китае значительно улучшился средний уровень жизни и наблюдается относительная социальная стабильность. В этот период Китай превратился из изолированного социалистического государства в основу мировой экономики.

Высокие темпы роста периода восстановления вызваны сокращением ресурсов и переходом контроля над ними. ресурсы из государственных в частную, что повысить эффективность управления этими ресурсами. Китай должен больше полагаться на повышение эффективности в будущем для будущего роста своей экономики.

Содержание
  • 1 Общий обзор
  • 2 Экономическая политика, 1949–1969
    • 2.1 Восстановление после войны, 1949–52
    • 2.2 Первая пятилетка, 1953–57
    • 2.3 Большой скачок вперед, 1958 –60
    • 2.4 Реорганизация и восстановление: «Сельское хозяйство прежде всего,» 1961–65
    • 2.5 События десятилетия культурной революции, 1966–76
      • 2.5.1 Высокая волна культурной революции, 1966–69
      • 2.5.2 Возобновление систематического роста, 1970–74
      • 2.5.3 Банда четырех, 1974–76
    • 2.6 Интерлюдия после Мао, 1976–78
    • 2.7 Реформа экономической системы, начавшаяся в 1978 году
      • 2.7.1 Период перестройки, 1979–81
      • 2.7.2 Реформа и открытость, начиная с 1982 г.
      • 2.7.3 ВВП Китая
      • 2.7.4 Промышленность
      • 2.7.5 Сельское хозяйство
      • 2.7.6 Энергетические ресурсы
      • 2.7.7 Внешняя торговля
  • 3 1990–2000
  • 4 С 2000 года
  • 5 Экономическое планирование
  • 6 Цены
    • 6.1 Определение цен
    • 6.2 Роль цен
    • 6.3 Проблемы в ценовой политике
    • 6.4 Инфляция
  • 7 Национальные цели
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Общий обзор
Тенденции индекса человеческого развития Китая, 1970–2010 гг.

Экономическая система Китая до конца 1990-х годов с государственной собственностью в определенных отраслях и централизованным контролем над планированием, а также финансовая система, позволила правительству мобилизовать любые излишки и значительно увеличить долю продукции национальной экономики, направляемую на инвестиции.

По оценкам аналитиков, в 1979 году на инвестиции приходилось около 25 процентов ВНП, показатель превзошел несколько других стран. Однако из-за сравнительно низкого уровня ВНП даже этот высокий уровень обеспечил лишь небольшой объем ресурсов по сравнению с размером страны и населения. В 1978 году, например, только 16 процентов ВНП США было вложено в валовые инвестиции, но они составили 345,6 миллиарда долларов США, в то время как примерно 25 процентов вложенного ВНП Китая составили примерно эквивалент 111 миллиардов долларов США, и должен обслуживать население в 4,5 раза превышающее население Соединенных Штатов.

Ограниченные ресурсы, доступные для разрешения не позволяли Китаю быстро или импортировать современное оборудование. Технологическое развитие происходило постепенно, устаревшее оборудование продолжало эксплуатироваться максимально долго. Следовательно, использовалось много разных уровней технологий (см. Наука и технологии в Китае ). В области методов было несколько заводов, сопоставимых с современными западными предприятиями, зачастую на основе импортного оборудования и конструкций. Оборудование китайских заводов в целом на несколько лет заводало от западных стандартов. Сельское хозяйство получило меньшую долю государственных инвестиций, чем промышленность, и намного более низком уровне инвестиций, чем у технологий и производительности. Несмотря на значительное увеличение доступности тракторов, грузовиков, электронасосов и механических молотилок, большая часть сельскохозяйственных работ по-прежнему выполнялась людьми или животными.

Хотя центральная администрация координирует экономику и перераспределяет ресурсы в регионах, которые нуждаются в них, когда это было необходимо, большая часть экономической деятельности была очень децентрализована, и между регионами был очень децентрализован поток товаров и услуг, в результате чего пострадавшие районы ждать, пока вмешается центральная администрация, прежде чем будет оказана помощь. Например, примерно 75 процентов выращенного в Китае зерна потреблялись семьями, производившими его оставшиеся 25 процентов были распределены в другие регионы, которые в этом нуждаются.

Одним из наиболее важных источников роста экономики было показать Сравнительные преимущества каждого населенного пункта за счет расширения его транспортных мощностей. Секторы транспорта и связи росли и совершенствовались, но недостаточно быстрыми темпами, чтобы справиться с объемом трафика, который требуется быстрорастущей современной экономики, из-за нехватки инвестиционных и отсутствия передовых технологий. технологии, необходимые для поддержки такого роста.

Из-за ограниченного взаимодействия между регионами экономической зоны создано огромное количество различных регионов экономической деятельности, которые сильно различаются по деятельности, организационным формам и уровнем благосостояния..

В пределах любого предприятия представлены крошечных коллективных хозяйств, ужасающих кустарный доход для своих членов, до современных государственных фабрик, работники которых стабильную заработную плату вместе с бесплатным медицинским обслуживанием, бонусы и ряд других льгот.

Сельскохозяйственный сектор был разнообразным, располагались хорошо оборудованные «специализированные домохозяйства», которые поставляли дефицитные продукты и услуги на местных рынках, а также богатые пригородные сельхозпродукты, специирующиеся на производстве овощей, свинины, птицы и яиц для продавать в близлежащие города свободного рынка, рыбацких деревнях на берегу моря, были также пастушьи группы на лугах Внутренней Монголии и бедные, испытывающие трудности с производством деревни в горах засушливых Шэньси и провинции Ганьсу.

Несмотря на серьезные ограничения и сбои, китайская экономика никогда не стояла на месте. Производство выросло между 1800 и 1949 годами и довольно быстро росло после 1949 года. Однако до 1960-х годов прирост производства мощности соответствовал росту населения, так что производственные не могли значительно превосходить основные потребительские потребности, особенно в сельском хозяйстве. Например, производство зерна в 1979 году было примерно вдвое больше, чем в 1952 году, но население также увеличилось вдвое, что в основном противодействовало этого производства, и в результате было накоплено очень мало излишков, даже в высокоурожайные годы. Более, очень мало ресурсов можно было бы сэкономить для инвестиций в капитальные товары, такие как машины, фабрики, шахты, железные дороги и другие производственные те активы. Относительно размер основного капитала привел к тому, что показатель на одного работника оставалась низкой, что, в свою очередь, увековечило неспособность экономики генерировать значительный излишек.

Экономическая политика, 1949–1969

Когда Коммунистическая партия Китая пришла к власти в 1949 году, фундаментальные долгосрочные цели ее лидеров заключались в том, превратить Китай в современную, мощная, социалистическая нация. С экономической точки зрения эти цели означали индустриализацию, повышение уровня жизни, сокращение разницы в доходах и производство современной военной техники. Шли годы, руководство продолжало придерживаться этих целей. Но экономическая политика, разработанная для их достижений, несколько резко изменялась в ответ на серьезные изменения в экономике, внутренней и международных политических и экономических событиях.

Появилось важное различие между лидерами, которые считали, что социалистические цели выравнивания доходов и высокого политического сознания должны иметь приоритет над материальным прогрессом, и теми же, кто считал, что индустриализация и общая экономическая модернизация были способками для достижения успешного социалистического строя. Среди выдающихся лидеров, считавших главным образом, были Мао Цзэдун, Линь Бяо и члены Банды четырех. Среди лидеров, которые чаще всего подчеркивают практические экономические соображения, были Лю Шаоци, Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин. По большей части важные сдвиги в политике отражают попеременное внимание к политическим и экономическим целям и сопровождались серьезными изменениями в позициях отдельных лиц в политической власти. Важная характеристика экономической политики при разработке экономической политики и лежащей в ее основе модели было то, что каждый новый период политики, хотя и значительно отличался от своего предшественника, тем не менее, сохранял большую часть существующей экономической организации. Таким образом, форма экономической модели и политика, выражавшая ее в любой данный момент китайской истории, отражает как текущую политику, так и структурную основу, созданную в более ранние периоды.

Восстановление после войны, 1949–52

В 1949 году экономика Китая страдала от изнурительных последствий десятилетий войны. Многие шахты и фабрики были повреждены или разрушены. В конце войны с Японией в 1945 году советские войска демонтировали около половины оборудования в основных промышленных районах северо-востока и отправили его в Советский Союз. Системы транспорта, связи и электроснабжения были разрушены или пришли в негодность из-за отсутствия технического обслуживания. Было нарушено сельское хозяйство, а производство продуктов питания было примерно на 30 процентов ниже довоенного пикового уровня. Кроме того, экономические проблемы усугубились одной из самых сильных инфляции в мировой истории.

Главной цели на период 1949–1952 годов было просто вернуть экономику к нормальной работе. заказ. Администрация быстро приступила к ремонту транспортных и коммуникационных линий и оживлению экономической активности. Банковская система была национализирована и централизована при Народном банке Китая. Чтобы поставить инфляцию под контроль к 1951 году, правительство объединило денежную систему, ужесточило кредитование, ужесточило кредитование, ограничило контроль на всех уровнях и поставило под центральный уровень, а также гарантировало ценность валюты. Торговля стимулировалась и частично регулировалась государственными торговыми компаниями (отделами коммерческих компаний), которые конкурировали с частными торговцами в закупках товаров у производителей и продаже их потребителям или предприятиям. Трансформация собственности в промышленности шла медленно. Около трети предприятий страны находились под контролем государства, пока у власти было националистическое правительство (1927–49), как и большая часть модернизированного транспортного сектора. Коммунистическая партия Китая сразу же превратила эти единицы в государственное предприятие после прихода к власти в 1949 году. Остальные частные предприятия постепенно перешли под контроль государства, но 17 процентов промышленных предприятий по-прежнему находились вне государственной системы. в 1952 году.

В сельском хозяйстве произошли серьезные изменения в землевладении. В рамках общенациональной программы земельной реформы собственности на около 45 процентов пахотных земель были переданы от помещиков и более зажиточных фермеров 60-70 процентам фермерских семей, которые ранее владели небольшими или нет земли. После завершения земельной реформы в одном из шести или семи домашних хозяйств в каждой. В 1952 году тридцать восемь процентов всех фермерских домохозяйств входили в группы взаимопомощи. К 1952 году была установлена ​​стабильность цен, восстановилась торговля, а промышленность и сельское хозяйство вернули свои прежние пиковые уровни производства. Период выздоровления достижения своих целей.

Первая пятилетка, 1953–57

Восстановив жизнеспособную экономическую базу, руководство Мао Цзэдуна, Чжоу Эньлая и другие ветераны революции были готовы приступить к интенсивной программе промышленности роста и социализации. С этой целью администрация принимает советскую экономическую модель, основанную на государственной собственности в секторе, больших коллективных единицах в сельском хозяйстве, и централизованное экономическое планирование. Советский подход к экономическому развитию проявился в Первой пятилетке (1953–57). Как и в советской экономике, основной целью было достижение высоких показателей экономического роста с упором на промышленное развитие за счет сельского хозяйства и особой концентрации на тяжелой промышленности и капиталоемкие технологии. Советские проектировщики помогли своим китайским коллегам сформулировать план. Большое количество советских инженеров, техников и ученых помогли в разработке и установке новых объектов тяжелой промышленности, в том числе многих целых заводов и единиц оборудования, закупленных у Советский Союз. Государственный контроль над промышленностью был усилен в этот период за счет финансового давления и стимулов, чтобы убедить владельцев современных фирм продать их государству или преобразовать их в совместные государственно-частные предприятия под государственным контролем. К 1956 г. примерно 67,5% всех современных промышленных предприятий находились в государственной собственности, а 32,5% - в совместной государственно-частной собственности. Никаких частных фирм не осталось. В тот же период кустарные промыслы были организованы в кооперативы, которые к 1956 г. составляли 91,7% всех ремесленников.

Сельское хозяйство также претерпело значительные организационные изменения. Чтобы облегчить мобилизацию сельскохозяйственной продукции, повысить эффективность сельского хозяйства и расширить доступ правительства к сельскохозяйственной продукции, власти призвали фермеров организовывать все более крупные и социализированные коллективные единицы. Из слабо структурированных крошечных групп взаимопомощи деревни должны быть сначала перейти на более низкие уровни кооперативов сельскохозяйственных производителей, в семье которых по-прежнему имеется некоторый доход в зависимости от количества внесенной земли, и в итоге передовые кооперативы или коллективы. В передовых производственных кооперативах доход акций зависел только от количества вложенного труда. Кроме того, каждой семье было разрешено сохранить небольшой частный участок, на котором можно было выращивать овощи, фрукты и домашний скот для собственных нужд. Процесс коллективизации начался медленно, но ускорился в 1955 и 1956 годах. В 1957 году около 93,5% всех фермерских хозяйств вступили в передовые производственные кооперативы.

С точки зрения экономического роста первая пятилетка была весьма успешной, особенно в тех областях, на которые акцентировалась стратегия развития советского образца. Создан прочный фундамент в тяжелой промышленности. Ключевые отрасли, включая производство чугуна и стали, добычу угля, производство цемента, производство электроэнергии и машиностроение здания были значительно расширены и поставлены на прочную, современную технологическую основу. Построены тысячи промышленных и горнодобывающих предприятий, в том числе 156 крупных объектов. С 1952 по 1957 год промышленное производство росло в среднем на 19 процентов в год, а национальный доход - на 9 процентов в год.

Несмотря на отсутствие государственных инвестиций в сельское хозяйство, объем сельскохозяйственного производства существенно вырос, в среднем примерно на 4 процента в год. Этот рост произошел в основном за счет повышения эффективности, достигнутого в результате реорганизации и сотрудничества, достигнутых посредством коллективизации. Однако по мере того, как истекала первая пятилетка, китайские лидеры все больше беспокоились по поводу относительно низкой производительности сельского хозяйства и неспособности государственных торговых компаний значительно увеличить количество зерна, закупаемого у сельских единиц за городское потребление.

Большой скачок вперед, 1958–60

Перед окончанием Первой пятилетки растущий дисбаланс между промышленным и сельскохозяйственным ростом, неудовлетворенность неэффективностью и отсутствие гибкости в принятии решений Процесс производства убедил лидеров страны - особенно Мао Цзэдуна - в том, что высоко централизованная, основанная на промышленности советская модель не подходит для Китая. В 1957 году правительство приняло меры по передаче значительной части полномочий по принятию экономических решений администрациям провинций, округов и местных администраций. В 1958 году от второй пятилетки (1958–62), которая должна была продолжить политику первого плана, отказались. Вместо этого руководство приняло подход, который опирался на спонтанные героические усилия всего населения, чтобы произвести резкий «большой скачок» в производстве сразу для всех секторов экономики. Дальнейшая реорганизация сельского хозяйства рассматривалась как ключ к стремлению внезапно перейти на более высокую ступень продуктивности. Фундаментальной проблемой было отсутствие достаточного капитала для одновременных крупных инвестиций как в промышленность, так и в сельское хозяйство. Чтобы преодолеть эту проблему, руководство решило попытаться создать капитал в сельскохозяйственном секторе путем строительства обширных ирригационных и регулирующих водохозяйственных сооружений с привлечением огромных бригад фермеров, чей труд использовался не полностью. Избыточная сельская рабочая сила также должна была использоваться для поддержки промышленного сектора путем создания тысяч мелких, низкотехнологичных промышленных предприятий "на заднем дворе" в сельскохозяйственных единицах, которые будут производить оборудование,необходимые для развития сельского хозяйства, и компоненты для городского хозяйства. Мобилизация излишков сельскохозяйственной рабочей силы должна быть осуществлена ​​«путем скачка» к заключительному этапу сельскохозяйственной коллективизации - формированию народных коммун.

Народные коммуны были созданы объединяя около 20 или 30 передовых производственных кооперативов, насчитывающих в среднем от 20 000 до 30 000 членов, хотя в некоторых случаях количество наблюдировалось от 6 000 до более 40 000 человек. При создании коммуны планировалось объединить в одном органе функции местного самоуправления самого низкого уровня и самого высокого уровня организации сельскохозяйственного производства. Коммуны состояли из трех организационных уровней: центральная администрация коммуны; производственная бригада (примерно эквивалент передовых производственных кооперативов или традиционная сельская деревня) и производственная бригада, которая обычно состояла из примерно тридцати семей. В начале Большого скачка, коммуны должны быть получить все права собственности на производственные активы своих подчиненных единиц и взять на себя большую часть планирования и принятия решений в сельскохозяйственной деятельности. В идеале коммуны должны были быть повышены эффективность использования коммунальных услуг в общежитиях и семейных хозяйствах. Используется такая идеальная, централизованная форма коммуны.

Девяносто восемь процентов фермерского населения было организовано в период с апреля по сентябрь 1958 года. Очень скоро стало очевидно, что в большинстве случаев коммуны были слишком громоздкими, чтобы успешно выполнять все управленческие и административные функции, которые были назначены им. В 1959 и 1960 годах основные производственные функции были возвращены на уровень бригад и команд, и в итоге большая часть государственных функций была возвращена администрациям графств и поселков. Тем не менее, общинная система сохранилась и продолжала оставаться основной организацией в сельскохозяйственном секторе до 1960-х годов.

Во время «большого скачка вперед» ожидалось, что промышленный сектор обнаружит и считает в пользу рабочей силы и производственные мощности для увеличения объема производства сверх уровней, ранееавшихся возможными. Политическое рвение должно было стать движущей силой, и для того, чтобы «поставить политику под контроль», предприимчивые партийные отделения взяли на себя руководство заводами. Кроме того, централизованного планирования отводилась второстепенная роль в пользу спонтанных, политически мотивированных производственных решений отдельных подразделений.

Результатом «большого скачка» стал серьезный экономический кризис. В 1958 году объем промышленного производства действительно "подскочил" на 55 процентов, сельское хозяйство собрало хороший урожай. Однако в 1959, 1960 и 1961 годах неблагоприятные погодные условия, неправильно построенные водные ресурсы и другое нерациональное распределение ресурсов, имевшее место во чрезмерно централизованного коммунистического движения, ненадлежащее спаду сельскохозяйственного производства. В 1959 и 1960 годах она достигла самой низкой отметки с 1952 года, а в 1961 году она упала на 2 процента. По данным 1982 года, широко распространялся голод, особенно в сельской местности. по данным переписи населения, а уровень смертности вырос с 1,2 процента в 1958 году до 1,5 процента в 1959 году, 2,5 процента в 1960 году, а затем снова упал до 1,4 процента в 1961 году. С 1958 по 1961 год более 14 миллионов человек, по-видимому, умерли от голода, число зарегистрированных рождений было примерно на 23 миллиона меньше, чем в обычных условиях. Правительство предотвратило еще более серьезную катастрофу, отменив почти все заказы на техническую продукцию из-за рубежа и использованные резервы страны для импорта более 5 миллионов тонн зерна в год, начиная с 1960 года. Шахты и фабрики продолжали наращивать производство до 1960 года, отчасти за счет переутомления. В основном, многие новые заводы, построенные в течение первой пятилетки, в эти годы были полностью запущены в производство. Однако прекращение советской помощи вызвали резкое падение промышленного производства на 38 процентов в 1961 году и на дальнейшее снижение. 16 процентов в 1962 году.

Перестройка и восстановление: «Сельское хозяйство прежде всего», 1961–65

Столкнувшись с экономическим коллапсом в начале 1960-х годов, правительство резко пересмотрело ближайшие цели экономики и разработало новый набор экономической политики, чтобы заменить политику большого скачка вперед. Первоочередное внимание уделялось восстановлению сельскохозяйственного производства и его увеличению темпами, которые отвечали потребностям растущего населения. Планирование и экономическая координация должны быть возрождены - хотя и в менее централизованной форме, чем до Большого скачка, - чтобы восстановить порядок и эффективное распределение ресурсов в экономике. Объем инвестиций был снижен, а инвестиционные приоритеты должны быть на противоположные, при этом первую очередь рассматривались сельское хозяйство, на втором месте - легкая промышленность, а на третьем - тяжелая промышленность.

В порядке дальнейшего отхода от упора на развитие тяжелой промышленности, которое сохранялось во время большого скачка вперед, правительство обязалось мобилизовать ресурсы страны для достижения технологического прогресса в сельском хозяйстве. Организационные изменения в сельском хозяйстве в основном касались децентрализации решений и распределения доходов в структуре коммуны. Сельскохозяйственная промышленность значительно уменьшила, хотя она была слишком крупными для производственных бригад. Производственные группы были назначены бухгалтерскими единицами и отвечали за принятие почти всех решений. Приусадебные участки, исчезнувшие в некоторых коммунах во время «большого скачка», официально возвращены муниципальным семьям.

Экономическая поддержка сельского хозяйства принимала несколько форм. Сельскохозяйственные налоги были снижены, а цены на сельскохозяйственную продукцию были повышены по сравнению с ценами на промышленные товары для сельского хозяйства. Существенно увеличились размеры химических удобрений и различных видов сельскохозяйственной техники, в частности небольших электрических насосов для орошения. Большинство современных показателей было сосредоточено в областях, которые, как известно, давали «высокие и стабильные урожаи», чтобы обеспечить наилучшие возможные результаты.

В промышленности нескольких ключевых предприятий были возвращены контроль центрального государства, но контроль над большинством предприятий остался в руках провинциальных и местных органов власти. Эта децентрализация имела место в 1957 и 1958 годах и была подтверждена и усилена в период 1961-65 годов. Производственные решения снова определялись скорее планированием, чем политикой, и материальное вознаграждение, не революционный энтузиазм, стало стимулом для производства. Крупный импорт передовой иностранной техники, который резко остановился с прекращением советской помощи в 1960 году, был начат Японии и стран Европы.

В период перестройки и восстановления 1961–65 годов экономическая стабильность была восстановлена, и к 1966 году производство в сельском хозяйстве, так и в промышленности превысило пиковые уровни периода «большого скачка». С 1961 по 1966 год сельскохозяйственное производство росло в среднем на 9,6 процента в год. Объем промышленного производства увеличился в те же годы в среднем на 10,6 процента в год, в основном за счет возрождения предприятий, которые работали ниже мощности после экономического коллапса 1961 года. Другим источником роста этот период было распространение малых предприятий. Промышленность, особенно угольные шахты, гидроэлектростанции, заводы по производству химических удобрений и заводы сельскохозяйственного машиностроения. Экономическая модель, которая возникла в этом периоде, объединила элементы высокоцентрализованной, промышленно ориентированной системы советского образца Первой пятилетки с аспектами децентрализации собственности и решений, которые характеризовали Большой скачок, и с сильным ак впередом. о развитии сельского хозяйства и сбалансированном росте политики «прежде всего сельского хозяйства». Важные изменения в экономической политике произошли в последующие годы, но основная система собственности, структура принятия решений и стратегии развития, которые были сформированы в начале 1960-х годов, не претерпелиительных изменений значительных изменений до периода реформ 1960-х годов.

События десятилетия культурной революции, 1966–1976 гг.

Культурная революция была начата Мао Цзэдуном в 1966 году и остановлена ​​в 1968 году, но Атмосфера радикального левачества сохранялась до смерти Мао и падения «Банды четырех» в 1976 году. В этот период было несколько отдельных фаз экономической политики.

Пик культурной революции, 1966–69

Культурная революция, в отличие от Большого скачка вперед, была в первую очередь политическим переворотом и не привела к серьезным изменениям в официальной экономической политике или основной экономической модели. Тем не менее, его влияние ощущалось во всем городском обществе и сильно повлияло на современный сектор экономики.

Сельскохозяйственное производство застопорилось, но в целом сельские районы испытали меньше потрясений, чем города. Производство в нес современных сельскохозяйственных секторах уменьшилось по нескольким причинам.

Самой прямой остановки производства была политическая активность студентов и рабочих на шахтах и ​​фабриках.

Второй причиной были серьезные перебои в транспортировке из-за реквизиции поездов и грузовиков для перевозки китайских красных гвардейцев по стране. Продукция на многих заводах страдала от нехватки сырья и других материалов.

Третьим подрывным образом было то, что руководство заводами было передано в руки революционных комитетов, состоящих из представителей партии, рабочих и Народно-освободительной армии Китая, члены которой часто знали мало ни об управлении, ни о предприятии, которым должны были быть управлять. Кроме того, практически все инженеры, менеджеры, специалисты, техники, домовладельцы и другой профессиональный персонал прошли «критике», понижению в должности, «отправлению» в сельскую местность для участия в трудовой деятельности »или тюремному заключению, и все это привело к повышение их квалификации. и предприятие теряет знания.

В результате в 1967 году промышленное производство упало на 14 процентов. В конце 1967 и 1968 годов армия восстановила порядок, в 1969 году промышленный сектор вернулся к высоким темпам роста.

Другие аспекты культурной революции имели более далеко идущие последствия для экономики. Импорт иностранного оборудования, необходимого для технического прогресса, был ограничен из-за безудержной ксенофобии.

Вероятно, наиболее серьезным и долгосрочным эффектом для экономики была острая нехватка высокообразованных кадров, вызванная закрытием университетов. Способность Китая разрабатывать новые технологии и осваивать импортные технологии будет ограничена в течение многих лет перерывом в высшем образовании.

Возобновление систематического роста, 1970–74 гг.

По мере постепенного восстановления политической стабильности под руководством премьер-министра Чжоу Эньлая.

Чтобы возродить эффективность в промышленности, комитеты Коммунистической партии Китая были возвращены на руководящие должности над революционными комитетами, и была проведена кампания по возвращению квалифицированных и высокообразованных кадров на рабочие места, с которых они были вытеснены во время культурной революции..

Начали открываться университеты, расширились зарубежные контакты. В очередной раз экономика страдала от несбалансированности мощностей различных промышленных секторов и острой потребности в увеличении поставок современных ресурсов для сельского хозяйства. В ответ на эти проблемы произошел значительный рост инвестиций, включая подписание контрактов с иностранными фирмами на строительство крупных объектов по производству химических удобрений, отделке стали, а также добыче и переработке нефти. Наиболее заметными из этих контрактов были тринадцать крупнейших и самых современных в мире заводов по производству химических удобрений. В этот период промышленное производство росло в среднем на 8 процентов в год.

Производство сельскохозяйственной продукции несколько снизилось в 1972 году из-за плохой погоды, но в целом за этот период оно увеличивалось в среднем на 3,8 процента в год. Руководство партии и государства провело общую переоценку потребностей развития, и Чжоу Эньлай представил свои выводы в отчете Четвертому Всекитайскому собранию народных представителей в январе 1975 года. В нем он призвал к четырем модернизациям (см. Глоссарий). Чжоу подчеркнул механизацию сельского хозяйства и комплексную двухэтапную программу модернизации всей экономики к концу века.

Банда четырех, 1974–76

В начале и середине 1970-х радикальная группа, позже известная как Банда четырех, пыталась доминировать в центре власти с помощью сеть их сторонников и, что наиболее важно, контроль над СМИ.

Более умеренная программа модернизации экономики, которая противоречила набору политик, выражаемых в СМИ. Инициативы Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина подверглись яростной критике в прессе и в политических кампаниях как «ядовитые сорняки».

Используя официальные новостные органы, «Банда четырех» отстаивала приоритет нематериальных стимулов, радикальное сокращение разницы в доходах, ликвидацию частных фермерских участков и перенос основной единицы учета до уровня бригады в сельском хозяйстве. Они выступили против усиления централизованного планирования и осудили использование иностранных технологий.

Перед лицом таких противоречивых политических заявлений и неопределенных политических течений администраторы и лица, принимающие экономические решения на всех уровнях были практически парализованы. Экономическая активность замедлилась, и начавшаяся программа модернизации практически остановилась. Неуверенность и нестабильность усугубились смертью Чжоу Эньлая в январе 1976 года и первой второй чисткой Дэн Сяопина в апреле.

Последствия борьбы за власть и политические споров усугубились разрушениями, вызванные Таншаньским землетрясением в июле 1976 года. Годовой объем производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве не вырос по сравнению с 1975 годом. Период неопределенности наконец закончился, когда «Банда четырех» была арестована в октябре, через месяц после смерти Мао.

Интерлюдия после Мао, 1976–78

После падения «Банды четырех», руководство Хуа Гофэна - и к июлю 1977 года реабилитировано Дэн Сяопин - подтвердил программу модернизации, поддержанную Чжоу Эньлаем в 1975 году. Они также сформулировали ряд новых политик с целью достижения Четырех Модернизации.

Новая политика укрепила авторитет менеджеров и лиц, принимающих решения, за счет партийных чиновников, подчеркнула материальные стимулы для рабочих и приз к расширению систем исследований и образования. Внешняя торговля должна увеличиваться, а обмен студентами и «иностранными экспертами» с развитыми странами развитться.

Эта новая политическая инициатива была завершена на Пятом Всекитайском собрании народных представителей в феврале и марте 1978 года, когда Хуа Гофэн представил проект амбициозного десятилетнего плана на период 1976-85 годов. План обеспечивает высокие темпы роста в промышленности, так и в сельском хозяйстве и включил 120 строительных проектов, которые потребовали бы массового и дорогостоящего импорта иностранных технологий.

Между 1976 и 1978 годами экономика быстро оправилась от застоя Культурной революции. Сельскохозяйственное производство было вялым в 1977 году из-за неблагоприятных погодных условий третий год подряд, но восстановилось после урожая в 1978 году. Объем промышленного производства подскочил на 14 процентов в 1977 году и на 13 процентов в 1978 году.

Реформа экономики системы, начиная с 1978 г.

«Что такое социализм и что такое марксизм ? Раньше мы не совсем ясно понимали это. Марксизм придает огромное значение развития производительных сил.

Мы сказали, что социализм - это первичная стадия коммунизма, и что на продвинутой стадии будет принципа каждого, в зависимости от его способностей, к каждому, согласно его потребностям. Это требует высокоразвитых производительных сил. и подавляющее изобилие материальных благ.

Следовательно, фундаментальной рекомендации социалистической стадии является развитие производительных сил. Превосходство социалистической системы демонстрируется, более быстрым и большим ростом те е больше, чем при капиталистической системе.

По мере их развития материальная и культурная жизнь людей будет постоянно улучшаться. Одним из недостатков после основания КНР было то, что мы не уделяем должного внимания развитию производительных сил. Социализм означает устранение бедности. Пауперизм - это не социализм, тем более коммунизм ».

- верховный лидер Китая Дэн Сяопин 30 июня 1984 г.

На знаменательном третьем заседании национального комитета партийного конгресса, открывшемся в декабре 22 августа 1978 года лидеры партии провели программу контрольной, но фундаментальной реформы экономической системы. Они пришли к выводу, маоистская версия централизованно планируемой экономики не смогла эффективный экономический рост и вызвала в Китае сильно отставать только от промышленно развитых стран Запада, но и от новых индустриальных держав Азии : Японии, Южной Кореи, Сингапура, Тайвань и Гонконг.

В конце 1970-х, когда Япония и Гонконг соперничали с европейскими странами в современных технологиях, гражданам Китая приходилось довольствоваться достаточными запасами продовольствия и нормированной одеждой., ненадлежащее жилье и неадекватный и неэффективный сектор услуг. Все это недостатки приводят Китай в замешательство на международном уровне.

Целью программы реформ было отказано от коммунизма, улучшение его работы за счет значительного повышения роли рыночных механизмов в системе и уменьшении - не устранение - государственное планирование и прямой контроль.

Процесс реформ был отслеженным. Новые методы сначала введены экспериментально в нескольких случаях, а затем популяризированы и распространены по всей стране.

К 1987 году достигла замечательных результатов в увеличении поставок продуктов питания и других потребительских товаров и создала новый динамизм и возможности в экономике. В то же время, однако, реформы также создали новые проблемы и напряженность, что привело к интенсивным угрозам и политической борьбе за будущее программы.

Период корректировки, 1979–81 гг.

Первые несколько лет программы реформы были обозначены «периодом корректировки», в течение которого необходимо исправить ключевые диспропорции в экономике и заложить фундамент. должен быть заложен для хорошо спланированной модернизации. График плана плана Гофэна был отброшен, хотя многие его элементы были сохранены.

Основными целями процесса корректировки было расширение экспорта; преодолеть основные недостатки транспорта, связи, угля, чугуна, стали, строительных материалов и электроэнергии; и устранить дисбаланс между легкой и тяжелой промышленностью за счет увеличения темпов роста легкой промышленности и сокращения в тяжелой промышленности. В 1979 году сельскохозяйственное производство было стимулировано повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию более чем на 22 процента.

Центральная политика программы реформ была введена экспериментально в периодки. Наиболее успешная политика реформ - система контрактной ответственности за сельское хозяйство - предложена правительством в 1979 году как способ для бедных сельских жителей в горных или засушливых районах увеличить свои доходы. Система позволяет использовать данный участок земли для получения прибыли в обмен на поставку количества продукции коллективу по заданной цене. Эта договоренность создала сильные стимулы для повышения эффективности бизнес-процесса. Вскоре после внедрения системы внедрения системы управления множественными системами во всех сферах.

Производство сельскохозяйственной продукции, стимулированной поощрением к местным сельским районам, сельским хозяйствам, сельским хозяйствам, сельским хозяйствам. целью получения прибыли.

В промышленности основные нововведения в увеличили автономию руководителей предприятий, уменьшили акцент на запланированных квотах, позволили предприятиям производить вне плана продажи на рынке и позволили предприятиям экспериментировать с использованием бонусов. вознаграждение за более высокую производительность. Правительство также проверило фундаментальные изменения в финансовых процедурах с ограниченным численным населением: вместо того, чтобы переводить всю прибыль государству, как это обычно делалось, этим предприятиям было разрешено уплачивать налог на прибыль и остаток для реинвестирования и распределения работникам в качестве бонусов.

Правительство также поддерживает создание промышленных предприятий и предприятий сферы услуг, используя средство сокращения безработицы среди молодежи и то же время помощи в увеличении продукции легкой промышленности. Индивидуальное предпринимательство также было разрешено, после того как оно исчезло во время Культурной революции, независимые сапожники, портные, лудильщики и торговцы снова стали обычным явлением в городах. Процедуры входа внешней экономической связи и организации внешней торговли, вести прямые переговоры с иностранными фирмами. Был легализован широкий спектр соглашений о сотрудничестве, торговле и кредитовании с иностранными фирмами, чтобы Китай мог войти в русло международной торговли.

Реформа и открытость, начиная с 1982 г.

Период перестройки принес многообещающие результаты, увеличив доходы; повышение доступности продуктов питания, жилья и других товаров народного потребления; и обеспечение темпов роста во всех секторах, кроме тяжелой промышленности, которую намеренно сдерживали. Благодаря этому первоначальному успеху программа реформ была расширена, и руководство Дэн Сяопина часто отмечало, что основной политикой Китая была «реформа и открытость», то есть реформа экономической системы и открытость для всех. внешняя торговля.

В сельском хозяйстве система контрактной ответственности была принята как организационная норма для всей страны, а структура коммуны была в степени разрушена. К концу 1984 года примерно 98 процентов всех коммунальных хозяйств находились под системой ответственности, и почти все коммуны, за исключением нескольких, были распущены. Административные обязанности коммуны были переданы волостным и городским властям, а их экономическая роль была возложена на поселки и деревни. Рост производительности и роста доходов доходов фермерских хозяйств.

В промышленности сложность и взаимосвязь производственной деятельности не позволяет проводить единую простую политику. такого резкого улучшения, которого достигла система ответственности в сельском хозяйстве. Тем не менее, набор политик, основанный на большей гибкости, расширяет возможности рынка, расширяет возможности, доступные для всех предприятий, обеспечивает высокие темпы роста и повышение эффективности. Менеджеры предприятий внедряют больший контроль над своими подразделениями, включая право нанимать и увольняться, хотя этот процесс требует бесконечной борьбы с бюрократами и партийными кадрами. Практика перечисления налогового бюджета стала универсальной к 1985 году. Потенциально не значительным распределением финансовых средств с распределением доходов государственного бюджета, которые не приносят процентов и не упали, на процентные банковские ссуды. По состоянию на 1987 год процентная ставка по таким займам все еще слишком низкой, чтобы служить фактором для непродуктивных инвестиций, но механизм был на месте.

Роль внешней торговли в условиях экономических реформ возникла намного выше ее значения. в любой предыдущий период. До периода совокупная стоимость импорта и импорта редко превышала 10 процентов национального дохода. В 1969 году он составлял 15 процентов, в 1984 году - 21 процент, а в 1986 году составил 35 процентов. В отличие от более ранних периодов, когда Китай стремился к достижению самодостаточности, при Дэн Сяопине ​​внешняя торговля рассматривалась как важный источник инвестиционных средств и современных технологий. В результате в середине 1960-х годов ограничения на торговлю были еще больше ослаблены, иностранные инвестиции были легализованы. Чаще всего иностранные инвестиции представляли собой создание совместных предприятий между иностранными фирмами и китайскими подразделениями. Единоличное владение иностранными инвесторами также стало законным, но возможность таких начинаний оставалась под вопросом.

Незаметными для иностранных инвестиций были созданы особые экономические зоны (см. Гослоссарий), созданные в 1979 году. Три из четырех зон - города Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу - были расположены в провинции Гуандун, недалеко от Гонконга. Четвертый, Сямынь, в провинции Фуцзянь, находился прямо через пролив от Тайваня. Более значимым для экономического развития Китая было определение в апреле 1984 года экономического развития Китая в четырнадцати прибрежных городах, включая Далянь, Тяньцзинь, Шанхай и Гуанчжоу - все они были крупными торговыми и промышленными центрами. Эти зоны были созданы продуктивным обменом между иностранными фирмами, обладающими передовыми технологиями и крупными китайскими экономическими сетями.

Внутренняя торговля стимулирует политику реформ, явно стремилась оживить экономику за счет переноса основного бремени распределения товаров и услуг из государственного плана на рынке. Частное правительство и деятельность на свободном рынке были легализованы и использовали постоянно в 1980-х годах, хотя центральным властям приходилось бороться с усилиями местного правительственного агента по взиманию чрезмерных налогов с независимых торговцев. К 1987 году государственная система коммерческих агентов и розничной торговли сосуществовала с быстрорастущей частной и коллективной системой, которая энергично конкурировала с ней, предоставляя гражданам Китая более широкий выбор вариантов потребления, когда-либо ранее.

Хотя программа достигла впечатляющих успехов, она также породила ряд серьезных проблем. Одной из проблем был вызов партийной власти, представленный принципами деятельности свободного рынка и профессиональной управленческой автономии. Другой трудностью была волна преступности, коррупция и - сознании многих пожилых людей - морального упадка, вызванного более слабым экономическим и политическим климатом. Наиболее серьезные противоречия создавались растущим разрывом в доходах между людьми, которые «становились богатыми» и теми, кто не богатыми, а также повестной угрозой инфляции. Эти сыграли свою роль в политической борьбе, кульминацией которой стала вынужденная отставка генерального партии Ху Яобан в 1987 году. После отставки Ху в начале возникли интенсивные дебаты о будущем ходе реформ и о том, как обеспечение потребности в эффективности и рыночных стимулах с необходимой государственной руководства и контроля. Приверженность дальнейшим реформам была подтверждена, но темпы их проведения и упор на макроэкономические и микроэкономические рычаги оставались предметом осторожности.

ВВП Китая

В 1985 году Государственный совет Китая одобрил создание СНС (системы национального учета), использующей ВВП для измерения национальной экономики. Китай начал теоретических основ, руководящих принципов, модели бухгалтерского учета и т. Д. Для создания новой системы экономического учета. В 1986 году как первый гражданин Китайской Народной Республики, получивший докторскую степень. доктор Фэнбо Чжан, занимающийся экономикой из зарубежной страны, возглавил китайские макроэкономические исследования - ключевой исследовательский проект седьмого пятилетнего плана Китая, а также завершил и опубликовал ВВП Китая Данные собственного исследования Китая. Краткое изложение вышеизложенного было включено в книгу «Китайская макроэкономическая структура и политика» (июнь 1988 г.) под редакцией Фэнбо Чжана и совместно подготовленной совета Исследовательским центром Государственного Китая. Это первые данные по ВВП, опубликованные Китаем.

В исследовании использовался метод Всемирного банка в качестве справочного материала, сделаны соответствующие корректировки, основанные на национальных условиях Китая. ВВП также был преобразован в данные на основе долл. США с использованием скользящего среднего обменного курса. В систематически составляются данные о ВВП Китая и ВВП на душу населения с 1952 по 1986 год, а также анализировались темпы роста, изменения и ставки каждого компонента. Исследование также включало международное сравнение. Кроме того, в исследовании сравнивали MPS (Система материальных продуктов ) и СНС (Система национального учета ), рассматривая результаты двух систем анализа китайской экономики. Это достижение заложило основу для исследования ВВП Китая.

Государственный совет Китая выпустил «Уведомление о внедрении Системы национального бухгалтерского учета » в августе 1992 г. Западная система СНС официально вводится в Китае, заменяется Система MPS Советского Союза, западный экономический индикатор ВВП стал самым важным экономическим индикатором Китая. Основываясь на исследовании доктора Фэнбо Чжана, в 1997 году Национальное статистическое бюро Китая в сотрудничестве с Университетом Хитоцубаши Японии оценило данные по ВВП Китая с 1952 по 1995 год на основе участник СНС.

Промышленность

В 1985 году в промышленности было занято около 17 процентов рабочей силы, но производилось более 46 процентов валового национального продукта (ВНП). Это был самый быстрорастущий сектор со среднегодовым ростом на 11 процентов с 1952 по 1985 год. Существовал широкий диапазон технологических уровней. Было много мелких кустарных единиц и много предприятий, использующих оборудование, установленное или спроектированное в 1950-х и 1960-х годах. Существовало значительное количество крупных современных заводов, в том числе текстильные, сталелитейные, заводы по производству химических удобрений и нефтехимические предприятия, но было также несколько быстрорастущих легкой промышленности, производящей потребительские товары. Китай производил большинство видов продукции промышленно развитых стран, но ограниченное количество высокотехнологичных товаров. Передача технологий осуществлялась путем импорта целых заводов, оборудования и конструкций в качестве важного средства прогресса. Основные промышленные центры находились в провинции Ляонин, Пекине - Тяньцзине - районе Таншань, Шанхае и Ухань. Минеральные ресурсы включали огромные запасы железной руды и почти всех других промышленных полезных ископаемых в достаточном количестве. Устаревшие технологии добычи и переработки руды постепенно заменялись современными процессами, технологиями и оборудованием.

Сельское хозяйство

В 1985 году в сельскохозяйственном секторе было занято около 63 процентов рабочей силы, а его доля в ВНП составляла около 33 процентов. Низкая производительность рабочих была вызвана скудными поставками сельскохозяйственной техники и других современных ресурсов. Большинство сельскохозяйственных процессов по-прежнему выполнялись вручную. Площадь пахотных земель была очень маленькой (чуть более 10 процентов от общей площади по сравнению с 22 процентами в Соединенных Штатах) по сравнению с размером страны и населения. Было интенсивное использование земли; все поля давали по крайней мере один урожай в год, и там, где позволяли условия, ежегодно выращивалось два или даже три урожая, особенно на юге. Зерно было наиболее важным продуктом, включая рис, пшеницу, кукурузу, сорго, ячмень и просо. Другие важные культуры включали хлопок, джут, масличные, сахарный тростник и сахарную свеклу. Яйца также были основным продуктом. Производство свинины постоянно росло, и домашняя птица и свиней выращивались на семейных участках. Другой домашний скот был относительно ограничен по численности, за исключением овец и коз, которые паслись большими стадами на лугах Внутренней Монголии Автономной Область и северо-запад. Существовал значительный морской и пресноводный промысел. Лесные ресурсы были в основном расположены на северо-востоке и юго-западе, и большая часть страны была обезлесена столетия назад. Были выращены самые разные фрукты и овощи.

Энергетические ресурсы

Китай был самодостаточен почти во всех энергетических формах. Уголь и нефть экспортировались с начала 1970-х годов. Его запасы угля были одними из крупнейших в мире, а технология добычи была недостаточно развита, но неуклонно улучшалась в конце 1960-х годов. В то время запасы нефти были очень большими, но разного качества и в разных местах. Предполагаемые месторождения нефти на северо-западе и на шельфе считались одними из крупнейших в мире. Разведка и добыча были ограничены нехваткой оборудования и обученного персонала. К 1982 году было подписано 27 контрактов на совместную разведку и добычу на шельфе японскими и западными нефтяными компаниями, но к концу 1960-х годов только несколько скважин добывали нефть. Значительные запасы природного газа находились на севере, северо-западе и на море. Гидроэнергетический потенциал страны был самым большим в мире и шестым по мощности, и очень крупные гидроэлектростанции находились в стадии строительства, а другие находились на стадии планирования. Тепловая энергия, в основном сжигаемая на угле, вырабатывала примерно 68 процентов генерирующих мощностей в 1985 году, а к 1990 году она была увеличена до 72 процентов. В конце 1960-х годов политики рассматривали акцент на тепловой энергии как быстрое и краткосрочное решение энергетических потребностей., а гидроэнергетика и атомная энергия рассматривались как долгосрочное решение. Рост добычи нефти продолжался для удовлетворения потребностей общенациональной механизации и обеспечивал важную иностранную валюту, но внутреннее использование было максимально ограничено до конца десятилетия.

Внешняя торговля

Внешняя торговля была небольшой по международным стандартам, но быстро росла в размерах и значении, так как в 1985 г. она составляла 20% ВНП. Торговля контролировалась Министерство внешних экономических связей и торговли и подчиненные ему подразделения, а также Банк Китая, валютное подразделение центрального банка. С конца 1970-х годов произошла значительная децентрализация и повышение гибкости внешнеторговых операций. Текстиль возглавлял экспортную категорию. Другие важные статьи экспорта включали нефть и продукты питания. Лидирующие позиции по импорту включали машины, транспортное средство оборудование, промышленные товары и химикаты. Япония была доминирующим торговым партнером, на ее долю в 1986 г. приходилось 28,9% импорта и 15,2% экспорта. Гонконг был ведущим рынком для экспорта (31,6%), но источником всего 13 процентов импорта. В 1979 г. Соединенные Штаты стали вторым по величине источником импорта Китая, а в 1986 г. - третьим по величине торговым партнером в целом. Западная Европа, особенно Федеративная Республика Германия, также была крупным торговым партнером. Туризм поощрялся и продолжал расти.

1990–2000 гг.
номинальный ВВП Китая динамика с 1952 по 2005 гг. Китай и другие крупные развивающиеся страны по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, 1990–2013 гг. Быстрый экономический рост Китая (синий) очевиден.

Экономика Китая постоянно росла в реальном выражении не менее чем на 5% с 1991 года. Во время китайского Нового года визита в южный Китай в начале 1992 года, Верховный лидер Китая в то время Дэн Сяопин сделал ряд политических заявлений, призванных придать новый импульс процессу экономических реформ и придать ему новый импульс. 14-й съезд Национальной коммунистической партии позже в том же году поддержал возобновленное стремление Дэна к рыночным реформам, заявив, что ключевой задачей Китая в 1990-х годах было создание «социалистической рыночной экономики ». Преемственность политической системы, но более смелые реформы экономической системы были объявлены отличительными чертами 10-летнего плана развития на 1990-е годы.

.

В 1996 году китайская экономика продолжала расти быстрыми темпами, примерно на 9,5%, при низкой инфляции. Экономика замедлилась в течение следующих 3 лет, частично под влиянием азиатского финансового кризиса, с официальным ростом на 8,9% в 1997 году, 7,8% в 1998 году и 7,1% в 1999 году. С 1995 по 1999 год инфляция резко упала, отражая ужесточение денежно-кредитной политики и более жесткие меры по контролю цен на продукты питания. В 2000 году эта тенденция несколько изменилась. Валовой внутренний продукт в 2000 году официально вырос на 8,0%, а с 1978 года увеличился в четыре раза. В 1999 году с населением 1,25 миллиарда человек, но с ВВП всего 3800 долларов на душу населения (ППС), Китай стал второй по величине экономикой в ​​мире после НАС. Согласно нескольким источникам, Китай не стал второй по величине экономикой до 2010 года. Однако, согласно опросам Gallup, многие американцы ставят экономику Китая на первое место. Что касается ВВП на душу населения, это далеко не так. Соединенные Штаты остаются крупнейшей экономикой в ​​мире. Тем не менее, тенденция к подъему Китая очевидна.

Азиатский финансовый кризис незначительно повлиялна Китай, в основном из-за сокращения прямых иностранных инвестиций и резкого падения его экспорт. Однако у Китая были огромные резервы, неконвертируемая валюта и приток капитала, который в основном состоял из долгосрочных инвестиций. По этой причине он оставался в степени изолированным от регионального кризиса, и его приверженность девальвации была основным стабилизирующим фактором для региона. Однако Китай столкнулся с замедлением роста и ростом безработицы из-за внутренних проблем, включая финансовую систему, обремененную систему безнадежных кредитов, и массовые в результате агрессивных усилий по реформированию государственных предприятий (ГП).

Несмотря на впечатляющее экономическое развитие Китая за последние два десятилетия, реформирование государственного сектора и модернизация банковской системы оставались серьезными препятствиями. Более половины государственных предприятий Китая были неэффективными и сообщали об убытках. Во время 15-го Конгресса Национальной коммунистической партии, который проходил в сентябре 1997 года, генеральный секретарь, президент Цзян Цзэминь объявил о планах продажи, слияния или подавляющего большинства государственных предприятий в своем призыве к увеличению «негосударственная собственность» (feigongyou или приватизация в эвфемистических терминах). 9-й Всекитайское собрание народных представителей одобрило эти планы на мартовской сессии 1998 года. В 2000 году Китай объявил об успехах в своих трехлетних усилиях по обеспечению крупных государственных предприятий (ГП).

С 2000 г.
ВВП рост, 1990–98 и 1990–2006 гг., В основных странах

После третьего пленума Коммунистической партии Китая, состоявшегося в октябре 2003 г., китайские законодатели представили несколько предложенных поправок. к конституции штата. Одним из наиболее значимых было предложение о защите прав частной собственности. Законодатели также указали, что будет сделан новый акцент на определенных характеристиках общей государственной экономической политики, включая усилия по сокращению безработица (сейчас в диапазоне 8–10% в городских районах), перебалансировать распределение доходов между городскими и сельскими регионами и поддерживать экономический рост при защите окружающей среды и повышении социальной справедливости. Всекитайское собрание народных представителей одобрило поправки на свой вариант в марте 2004 года.

Пятый пленум в октябре 2005 года одобрил 11-ю пятилетнюю экономическую программу (2006–2010 годы), направленную на создание "социалистическое гармоничное общество " через более сбалансированное распределение богатства и улучшенное образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение. В марте 2006 года Всекитайское собрание народных представителей утвердило 11-ю пятилетнюю программу. План предусматривает консервативный рост ВВП на 45% и снижение энергоемкости (потребление энергии на единицу ВВП) на 20% к 2010 году.

Экономика Китая росла средними темпами. 10% в год в период 1990–2004 гг., Самый высокий темп роста в мире. ВВП Китая вырос на 10,0% в 2003 году, на 10,1% в 2004 году и даже быстрее на 10,4% в 2005 году, несмотря на правительство охладить экономику. Общий объем Китая в 2006 году превысил 1,76 триллиона долларов, что сделало Китай третьей по величине торговой державой в мире после США и Германии. Такой высокий рост необходим, если Китай хочет создать 15 миллионов рабочих мест, необходимых ежегодно - примерно размером Эквадор или Камбоджа - для трудоустройства новых участников рынка труда.

14 января 2009 г., что подтверждено Всемирным банком, НБС опубликованы пересмотренные данные за 2007 финансовый год, в котором рост составил 13 процентов вместо 11,9 процента. (предварительные цифры). Валовой внутренний продукт Китая составил 3,4 триллиона долларов США, а ВВП Германии в 2007 году составил 3,3 триллиона долларов США. Это сделало Китай третьей по величине экономикой мира валовой внутренний продукт. Исходя из этих цифр, в 2007 году в Китае был зафиксирован самый быстрый рост с 1994 года, когда ВВП вырос на 13,1 процента. Китай, возможно, уже обогнал Германию даже раньше, поскольку неформальная экономика Китая (включая серый рынок и теневую экономику ) больше, чем в Германии. Луис Куиджс, старший экономист китайского офиса Всемирного банка в Пекине, сказал, что экономика Китая может быть даже (по состоянию на январь 2009 года) на 15 процентов больше, чем экономика Германии. Согласно Merrill Lynch китайский экономист Тинг Лу, Китай, по прогнозам, обгонит Японию через «три-четыре года».

Социальные и экономические показатели улучшились с начала недавних реформ, но продолжает расти между более высокоразвитыми провинциями и менее развитыми внутренними регионами. По оценкам ООН в 2007 году, 130 миллионов человек в Китае в основном в области отстающих внутренних провинций - все еще жили в бедности, при потреблении менее 1 доллар в день. Около 35% населения Китая живет менее чем на 2 доллара в день.

В среднесрочной перспективе экономисты заявляют, что у Китая есть большой потенциал для поддержания высоких темпов экономического роста и по прогнозам, к 2010 году он станет крупнейшим экспортером в мире. Урбанизации в Китае и технологическому прогрессу и догоняющему с развитыми странами осталось работать десятилетия. Но будущий рост осложняется быстро стареющим населением и ценой ущерба окружающей среде.

Китай запустил свой План экономического стимулирования специально для глобальный финансовый кризис 2008–2009 гг.. Это в первую очередь сосредоточен на увеличении доступного жилья, ослаблении кредитных ограничений для ипотечных кредитов и средних предприятий, снижении налогов, таких как налоги на продажу недвижимости и товаров, увеличение государственных инвестиций в инфраструктуру инфраструктуры, такой как железнодорожная сеть, дороги и порты.

Крупные стихийные бедствия 2008 года, такие как зимние ураганы в Китае, землетрясение в Сычуани в 2008 году и наводнение в Южном Китае в 2008 году умеренно повлияли на рост национальной экономики, но нанесли серьезный ущерб местной и региональной экономике и инфраструктуре. Темпы роста в провинции Сычуань упали до 4,6% во 2-м квартале, но восстановились до 9,5% годового роста за весь 2008 год. После землетрясения 12 мая все еще продолжаются крупные восстановительные работы, которые, как ожидается, продлятся не менее трех лет. Несмотря на закрытие и перенос некоторых заводов из-за летних Олимпийских игр 2008 года, игры оказали незначительное влияние на общий экономический рост Пекина. Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов существенно повлиял на экономику Китая из-за ориентированного на экспорт характера экономики, которая сильно зависит от международной торговли. Тем не менее, правительственное экономическое стимулирование было чрезвычайно успешным почти по всем оценкам.

Корпоративный подоходный налог (КПН): подоходный налог для компаний установлен на уровне 25%, хотя есть некоторые исключения. Когда компании инвестируют в отрасли, поддерживаемые правительством Китая, налоговые ставки составляют всего 15%. Компании, инвестирующие в эти отрасли, получают и другие преимущества.

В онлайн-сфере индустрия электронной коммерции Китая росла медленнее, чем в ЕС и США, причем значительный период развития начался примерно с 2009 года. По данным Credit Suisse, общая стоимость транзакций в Китае выросла с незначительного размера в 2008 году до примерно 4 триллионов юаней (660 миллиардов долларов США) в 2012 году. Alipay имеет самую большую долю рынка в Китае с 300 миллионами пользователей и контролирует чуть меньше половины рынка онлайн-платежей Китая в феврале 2014 года, тогда как доля Tenpay составляет около 20 процентов, а доля China UnionPay чуть больше 10 процентов.

Согласно Индекс восприятия коррупции 2013 года, составленному глобальной коалицией Transparency International, Китай занимает 80 место из 177 стран с результатом 40. Индекс оценивает страны по шкале от 0 (высокая степень коррумпированности) до 100 (очень низкий уровень коррупции).) и более половины стран Азиатско-Тихоокеанского региона вышли оценкой ниже 40. В своей окончательной оценке Transparency International заявила:

Если действительно нужно приложить усилия, нынешние усилия китайского правительства должны выйти за рамки наблюдения верховенство закона. Им следует проводить политику политических реформ, позволяющих проводить политику сдержек и противовесов, прозрачность и независимый контроль вместе с признанием роли, которую гражданское общество может играть в противодействии коррупции.

Экономическое планирование

До 1960-х годов экономика была направлена ​​и согласовывается посредством хозяйственных планов, которые были сформулированы на всех уровнях администрации. Программа реформы значительно снизила роль централизованного планирования, стимулируя внеплановое производство государственных медицинских предприятий и способствуя росту коллективных и индивидуальных предприятий, которые не подплили под действие планирования. система. Правительство также пыталось заменить прямой контроль над системным управлением экономикой с помощью экономических рычагов, таких как налоги и инвестиционная поддержка. Несмотря на эти изменения, общее направление экономики по-прежнему осуществляется центральным планом, как и определение ключевых товаров, таких как сталь и энергия.

Когда в начале 1950-х годов в Китае был впервые создан плановый аппарат, он был построен по образцу высокоцентрализованной советской системы. Эта система в основном зависела от бюрократии центрального планирования, которая рассчитывала и уравновешивала объемы основных товаров, требуемых и поставленных. Этот подход был изменен во время Большого скачка вперед (1958–60), когда экономическое управление было широко децентрализовано. В течение 1960-х и 1970-х годов степень централизации в системе планирования колебалась в зависимости от политических течений, увеличиваясь во время прагматического роста и уменьшаясь под влиянием Культурной революции и Банды четырех.

На национальном уровне планирования началось в высших органах центрального правительства. Национальные экономические цели и приоритеты определялись Центральным комитетом, Государственным советом и Всекитайским собранием народных представителей. Затем эти решения были доведены до министерств, комиссий и других ведомств при Государственном совете, чтобы они были реализованы в национальных экономических планов.

Госплан работал с Государственной экономической комиссией, Государственным статистическим управлением, бывшим Государственной комиссией капитального строительства, Народный банк Китая, экономические министерства и другие органы, подчиненные Государственный совету, для национальных разработок планов продолжительности и важности. В разное время также объявлялись долгосрочные планы на десять и двенадцать лет. По сути, это было предназначено для будущего и предполагаемом общем направлении экономики, и они практически не влияют на экономическую активность. По состоянию на конец 1987 года самым последним таким долгосрочным планом был проект плана на 1976-85 годы, представленный Хуа Гофэном в феврале 1978 года.

Первичной формы среднесрочного плана был пятилетний план - еще одна черта советской системы. Целью пятилетнего плана было руководство и интеграция годовых планов для достижений роста и продвижения к национальным целям. На практике эта роль выполнила первая пятилетка (1953–57), которая фактически послужила планом индустриализации. Вторая (1958–62), третья (1966–70), четвертая (1971–75) и пятая (1976–80) пятилетние планы были прерваны политическими потрясениями и не имели большого влияния. Шестой пятилетний план (1981–1985 гг.) Был составлен в период планирования и был больше отражением результатов программы реформ, чем руководство к реформам. Седьмой пятилетний план (1986–1990 гг.) Был призван направить курс реформ на вторую половину 1980-х годов, но к середине 1987 года его будущее уже было омрачено политической борьбой.

Вторая форма среднесрочного планирования появилась в период перестройки и восстановления 1949–52, 1963–65 и 1979–81 годов, каждый из последовал за периодом хаоса - гражданской войной., Большой скачок вперед и Банда четырех соответственно. В этих случаях обычное долгосрочное и среднесрочное планирование было приостановлено, а основные дисбалансы в нацелены и исправлены. В каждом пятилетних планах были достаточно ограничены и достижимые цели.

Деятельность хозяйствующих субъектов контролировалась годовыми планами. Составление планов начальным осенью, предшествующим планируемому году, чтобы можно было учесть объемы производства сельскохозяйственной продукции за текущий год. Основой годового плана была «таблица материального баланса». На национальном уровне первым шагом в составлении таблицы материального баланса для каждой провинции автономной области, находящегося под прямым центральным контролем - спроса и предложения для каждого централизованно контролируемого хорошо. Передача товаров между единицами на провинциальном уровне планировалась таким образом, чтобы сбалансировать объемы поставки и спроса. В крайнем случае, серьезный общий дефицит товара может быть восполнен за счет импорта.

Первоначальные цели были отправлены администрацией провинциального уровня и предприятия, контролируемые централизованно. На провинциальном уровне представители государственных экономических комиссий и министерств нарушили целевые показатели распределения между подчиненными округами, районами, городами и предприятиями, находящимися под прямым контролем на уровне провинции. Округа далее распределили установленное количество между подчиненными им городами, поселками и предприятиями округа, а города разделили свои цели на задачи для предприятий, находящихся под их юрисдикцией. Наконец, города поставили цели перед контролируемыми ими государственными предприятиями. Сельскохозяйственные цели были сокращены до сельского хозяйства и сельского хозяйства.

На каждом уровне единицы получили целевые распределения и выходные количества. Менеджеры, инженеры и бухгалтеры сравнили целевые показатели со своими собственными прогнозами, и, если они приходили к выводу, запланированные квоты выпуска превышают возможности их представленного вышестоящего административного органа. Каждый административный уровень скорректировал свои целевые показатели на основе обсуждений с подчиненными и отправил пересмотренные цифры вверх по лестнице планирования. Комитет и министерства оценили пересмотренные суммы, повторили таблицу материального баланса и использовали результаты в окончательном плане, одобренный Государственный совет.

Годовые планы, сформулированные на уровне провинции, устанавливают количество товаров, включенных централизованно, или целевые для товаров, которые включены в национальный план, но важны для провинции, автономной области или специального муниципалитета. Эти цифры тот же процесс дезагрегации, обзор, обсуждение и повторного агрегирования, что и централизованно планируемые цели, и прошли в конечном итоге стали частью годового плана подразделения на уровне провинции. Многие товары, которые не были включены в провинциальный уровень, аналогичным образом добавлялись в планы округов и городов.

Заключительный этап планирования произошел отдельных видов деятельности. Получив свои производственные квоты и данные о распределении капитала, рабочей силы и других материалов, предприятия обычно организовывали свои производственные планы в виде десятидневных, одномесячных, трехмесячных и шестимесячных планов.

Китайская система планирование столкнулись с теми же проблемами негибкости и недостаточной оперативности, которые возникли в других странах с централизованно планируемой экономикой. Основная трудность заключается в том, что планировщики не могут предвидеть все потребности экономики и адекватно определить характеристики планируемых затрат и продуктов. Начиная с 1979 и 1980 годов, первые реформы проводились на экспериментальной основе. Почти все эти стратегии увеличили автономию и право принятия решений различных экономических экономических и снизили прямую роль центрального планирования. К середине 1980-х годов планирование все еще авансовый механизм правительства для управления экономикой и исправлением дисбалансов, но его способность прогнозировать и контролировать поведение экономики значительно снизилась.

Цены

Определение цен

До периода реформ конца 1970-х и 1980-х годов цены на большинство товаров устанавливались государственными учреждениями и менялись нечасто. Цены не менялись при изменении стоимости товаров или товаров на товар, они часто не отражали истинную стоимость товаров, в результате чего многие товары неправильно распределялись. цен, которое само китайское правительство назвало «иррациональной».

Лучший способ получить точные цены, необходимые для экономической эффективности, - это процесс , - это процесс , спрос и предложение, государственная политика в 1980-х годы все больше пропагандировала использование цен, которые «взаимно согласовывались покупателем и продавцом», то есть определялись на рынке.

Цены на продукцию Свободные рынки сельскохозяйственной продукцией определялись спросом и предложением, и летом 1985 г. в государственных магазинах цены на все продукты питания, кроме зерна, также были разрешены в соответствии с рыночными условиями. Цены на большинство товаров, производимых частными и коллективными предприятиями, как правило, так и в городских районах, как правило, являются свободно плавающими, как и цены на многие товары, которые государственные предприятия производили вне плана. Однако цены на основные товары, производимые государственными предприятиями, а также на зерно, закупаемые у государственных коммерческих департаментов для розничной продажи в городах, по-прежнему устанавливаются или ограничиваются государственными органами и по-достаточно точными.

В 1987 году структура цен в Китае была хаотичной. Некоторые цены на рынок под воздействием спроса и предложения, другие производились государственными средствами, аи производились с помощью процедур, которые не были четко определены. Во многих случаях один товар указывалось несколько цен, в зависимости от того, как его обменивали, от вида единицы, которая его произвела, или от того, кто был покупателем. Хотя правительство не было удовлетворено такой ситуацией, оно было привержено продолжению реформы цен. Однако он не хотел выпускать оставшиеся фиксированные цены из-за политических и экономических потрясений. Внезапные непредсказуемые изменения цен не потребителям продолжать покупать некоторые товары; Некоторые ранее прибыльные предприятия при структуре цен начнут небытие.

Роль цен

В результате программы экономических реформы и распределение товаров в большинстве в 1980-х годах играли центральную роль в ценах производства и распределения товаров в большинстве. секторов экономики. Раньше в системе строгого централизованного планирования предприятия были назначены квоты выпуска и затрат в натуральном выражении. Согласно программе стимулы к показу положительной заставки. Государственные предприятия не могли изменить количество или цены товаров, которые должны были быть по плану, но они могли попытаться увеличить свою прибыль, закупочные ресурсы как можно дешевле, и их решения о внеплановом производстве основывались на финансовом качестве. соображения. Цены были используемыми экономическими факторами, определяющими производственными факторами в сельском хозяйстве, а также на частных и коллективных промышленных предприятиях, несмотря на то, что нормативные акты, сборы или притеснения со стороны местных органов власти или договоренности, основанные на личных связях, часто мешали предприятиям выполнять эти решения.

Потребительские товары распределялись между домашними хозяйствами по ценовому механизму, за исключением нормированного зерна. Семьи решали, какие товары покупать, исходя из цен на товары в доходе семьи.

Проблемы в ценовой политике

Рынок зерна был типичным примером ситуации, в которой правительство столкнулось с серьезными проблемами, допустило ли оно сохранение иррациональной структуры цен или провело ценовую реформу. Государственные коммерческие агентства платили фермерам за более высокую цену, чем государство от городских жителей, которым они его продавали. В 1985 году государственные коммерческие агентства платили фермерам среднюю цену 416,4 иены за тонну зерна, а затем продавали его в городах по средней цене 383,3 иены за тонну, что давало убытки в размере 33,1 иен за тонну. По этой договоренности было продано 90 миллионов тонн, в результате чего правительство потеряло почти 3 миллиарда йен. Если государство снизит закупочную цену, фермеры сократят производство зерна. Зерно был европейский продуктом китайской диеты, этот результат был неприемлемым. Состояние основных продуктов питания для китайских семей вырастет на 9 процентов, что вызовет огромное недовольство. Но даже эта альтернатива, вероятно, не решит проблему, поскольку средняя цена на зерно на свободном рынке - 510,5 иен за тонну в 1987 году - указывает на то, что его истинная стоимость была определена выше государственной закупочной цены.

Не было четкого решения дилеммы ценовой политики. Подход правительства заключался в поощрении роста незапланированной активности и тем самым увеличения размера цен, определяемых рыночными силами. Эти рыночные цены могут служить ориентиром для более точного определения цен на запланированные товары. Вполне вероятно, что в ближайшие годы китайская экономика продолжит работать по системе двойные цены.

Инфляция

Одним из самых ярких проявлений экономической нестабильности в Китае 1930-х и 1940-х годов была безудержная инфляция. Инфляция достигла своего пика во время гражданской войны в Китае в конце 1940-х годов, когда оптовые цены в Шанхае выросли в 7,5 миллионов раз за 3 года. В начале 1950-х годов остановка инфляции главной цели правительства, которая достигнута посредством денежной реформы, объединения и национализации банков, а также жесткого над ценами и денежной массой. Эти меры продолжались до 1979 года, и Китай добился замечательной стабильности цен. С 1952 по 1978 год розничные цены на потребительские товары росли в среднем всего на 0,6 процента в год.

В период реформ более высокий уровень инфляции появился, когда государственный контроль был снижен. Первый серьезный скачок стоимости жизни городских произошел в 1980 году, когда потребительские цены выросли на 7,5 процента. В 1985 году рост составил 11,9 процента, а в 1986 году - 7,6 процента. У этого всплеска инфляции после тридцати лет стабильных цен было несколько основных причин. Во-первых, за годы до реформы в целом был высокий уровень инвестиций и на производство промышленных товаров. Возникшая в результате нехватка потребительских товаров привела к сохранению избыточного спроса: личные сбережения были относительно большими, и в конце 1970-х - начале 1980-х годов наблюдался бум рынка таких дорогих потребительских товаров длительного пользования как часы и телевизоры. Во-вторых, реальная стоимость многих предметов изменилась, поскольку некоторые ресурсы стали дефицитными, а технологии изменили как производственные процессы, так и продукты. Реальная стоимость производства сельскохозяйственной продукции выросла с использованием современных ресурсов. Появились промышленные товары народного потребления, которые были более технологичными и более дорогими, чем те, которые ранее присутствовали на рынке, такие как стиральные машины и цветные телевизоры.

В начале 1980-х годов доходов потребителей и количество денег в обращении росли довольно быстро, а иногда и неожиданно. Доходы потребителей выросли из-за упора в программе стимулирования материальных стимулов, а также из-за общего расширения производительности и возможностей получения дохода. Более высокая прибыль, полученная и удерживаемая плата, передаваемая рабочим, во многих случаях в повышении заработной платы, премий и более высоких субсидий. В то же время расширенная и диверсифицированная роль банковской системы привела к тому, что суммы кредитов и депозитов увеличились в разы сверх официально разрешенных уровней, внося в экономику новые незапланированные объемы валюты.

Национальные цели

К 1987 году, китайская экономика добилась значительных успехов в достижении модернизации и повышения уровня жизни. Потенциал для дальнейшего повышения эффективности и производительности был увеличен за счет возрождения системы образования, открытия экономики для более широкой торговли и сотрудничества с другими странами, более широкого использования рынка активного использования торговли и производства и более принятия решений. -мощность отдельных экономических

См.
Ссылки

.

Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:07:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте