Экологические гуманитарные науки (также экологические гуманитарные науки ) - это междисциплинарная область исследований, опираясь на множество экологических дисциплин, появившихся в гуманитарных науках за последние несколько десятилетий, в частности, экологическую литературу, экологическую философию, экологическую историю, исследования феминистской / квир-науки и технологий, а также экологическую антропологию. Экологические гуманитарные науки используют гуманистические вопросы о смысле, культуре, ценностях, этике и ответственности для решения насущных экологических проблем. Экологические гуманитарные науки призваны помочь преодолеть традиционные различия между естественными и гуманитарными науками, а также между западными, восточными и коренными способами отношения к природе. мир и место человека в нем. Эта область также противостоит традиционному разделению между «природой» и «культурой», показывая, сколько «экологических» проблем всегда было связано с человеческими вопросами справедливости, труда и политики. Экологические гуманитарные науки - это также способ синтеза методов из разных областей для создания новых способов осмысления экологических проблем.
Хотя концепции и идеи, лежащие в основе гуманитарных наук об окружающей среде, восходят к столетиям, эта область консолидировалась под названием «гуманитарные науки об окружающей среде» в 2000-х годах после устойчивого развития 1970-х, 1980-х и 1990-х годов в областях гуманитарных и социальных наук, таких как литература, история, философия, гендерные исследования и антропология. Группа австралийских исследователей использовала название «экологические гуманитарные науки» для описания своей работы в 1990-х годах; область, объединенная под названием «экологические гуманитарные науки» примерно в 2010 году. Журнал Environmental Humanities был основан в 2012 году, а Resilience: A Journal of the Environmental Humanities - в 2014 году, что свидетельствует о развитии поле и консолидация вокруг этой терминологии.
По всему миру существуют десятки экологических гуманитарных центров, программ и институтов. Некоторые из наиболее известных - Центр окружающей среды и общества Рэйчел Карсон (RCC) в LMU в Мюнхене, Центр культуры, истории и окружающей среды (CHE) в Университет Висконсина – Мэдисон, Центр энергетических и экологических исследований в области гуманитарных наук Университета Райса, Программа Пенсильвании по гуманитарным наукам об окружающей среде в Пенсильванском университете, Лаборатория экологических гуманитарных наук в Королевском технологическом институте KTH, Теплица в Университете Ставангера и международные обсерватории Гуманитарные науки по окружающей среде.
Десятки университетов предлагают степени доктора наук, магистра гуманитарных наук, дипломы о высшем образовании и степени бакалавра гуманитарных наук в области окружающей среды. Курсы экологических гуманитарных наук преподаются на всех континентах.
Экологические гуманитарные науки возникли не только благодаря западным академическим мыслителям: коренные, постколониальные и феминистские мыслители внесли значительный вклад. Эти вклады включают в себя оспаривание ориентированных на человека точек зрения, разделяющих «природу» и «культуру», и взглядов белых, мужчин, Европы и Северной Америки на то, что составляет «природу»; пересмотр литературного жанра «натурописание»; и создание новых концепций и областей, соединяющих академическое и политическое, таких как «экологическая справедливость», «экологический расизм », «защита окружающей среды бедных», «природокультуры» и «постчеловечество».
Гуманитарные науки об окружающей среде характеризуются онтологией связности и приверженностью двум фундаментальным аксиомам, связанным с необходимостью подчиняться экологическим законам и рассматривать человечество как часть более крупной живой системы.
Одна из фундаментальных онтологических предпосылок экологических гуманитарных наук состоит в том, что органический мир и его неорганические части рассматриваются как единая система, в которой каждая части связаны друг с другом части. Это мировоззрение, в свою очередь, имеет тесную связь с физиологической философией Лотки и связанной с ним концепцией «Мирового двигателя». Когда мы видим все взаимосвязанное, тогда традиционные гуманитарные вопросы, касающиеся экономической и политической справедливости, расширяются до рассмотрения того, как справедливость связана с нашим преобразованием нашей окружающей среды и экосистемы. Следствием такой взаимосвязанности онтологии является, как утверждают сторонники экологических гуманитарных наук, что мы начинаем искать более всеобъемлющую концепцию справедливости, которая включает нечеловеческих существ в сферу тех, кому принадлежат права. Эта расширенная концепция справедливости включает «расширенное» или «экологическое мышление», которое предполагает расширение обмена знаниями в областях множественных и разнообразных «знаний». Такой вид обмена знаниями называется трансдисциплинарностью. Он связан с политической философией Ханны Арендт и работами Итало Кальвино. Как сказал Кальвино, «расширяйте сферу того, что мы можем вообразить». Это также связано с проектом Лейбница «Просвещение», в котором науки одновременно сокращаются, а также расширяются.
Однако ситуация осложняется признанием того факта, что связи являются одновременно нелинейными и линейными. Следовательно, экологические гуманитарные науки требуют как линейных, так и нелинейных форм языка, с помощью которых можно рассуждать о справедливости. Таким образом, есть мотивация найти языковые способы, которые могут адекватно выражать как линейные, так и нелинейные связи.
По мнению некоторых мыслителей, существует три аксиомы гуманитарных наук об окружающей среде:
Другими словами, первая и вторая аксиомы связи между живыми существами и между ними являются основой того, как экосистемы работают, и, таким образом, составляют законы существования и руководящие принципы поведения (Rose 2004).
Первая из этих аксиом имеет традицию в социальных науках (см. Маркс, 1968: 3). Из второй аксиомы понятия «экологическое воплощение / встроенность » и «среда обитания» возникли из политической теории с фундаментальной связью с правами, демократией и экологизмом (Eckersley 1996: 222, 225; Eckersley 1998)..
Третья аксиома исходит из сильной «саморефлексивной» традиции всех «гуманитарных» исследований и побуждает экологические гуманитарные науки исследовать свою собственную теоретическую основу (без которой экологические гуманитарные науки являются просто «экологией»).).
Некоторые теоретики предположили, что включение нечеловеческих существ в рассмотрение справедливости связывает экоцентрическую философию с политической экономией. Это потому, что теоретизирование справедливости является центральным направлением политической экономической философии. Если в соответствии с аксиомами экологических гуманитарных наук, теории справедливости будут расширены, чтобы включить экологические ценности, то необходимым результатом будет синтез интересов экологии с проблемами политической экономии: то есть политико-экономической экологией.
Вопрос о том, на каком языке лучше всего изобразить линейные и нелинейные причинные связи экологических систем, похоже, был поднят школой экология, известная как системная экология. Чтобы изобразить линейную и нелинейную внутреннюю взаимосвязь экосистем, для которых законы термодинамики имеют важные последствия (Hannon et al. 1991: 80), системный эколог Х.Т. Одум (1994) основал язык энергетических систем на принципах экологической энергетики. В экологической энергетике, как и в экологических гуманитарных науках, причинная связь между связями считается онтической категорией (см. Паттен и др. 1976: 460). Более того, в результате моделирования экологических систем на языке энергетических систем H.T. Одум сделал спорное предположение, что воплощено энергия может быть понята как значения, что сам по себе является шагом в область политической экономической экологии была отмечена выше.