Эколого-эволюционная теория

редактировать

Эколого-эволюционная теория (EET) является социологическая теория социокультурной эволюции, которая пытается объяснить происхождение и изменения общества и культуры. Ключевые элементы сосредоточены на важности природной среды и технологических изменений. EET был описан как теория социальной стратификации, поскольку она анализирует, как стратификация менялась с течением времени в разных обществах. Он также рассматривался как синтез структурного функционализма и теории конфликта. Предложенная Герхардом Ленски теория, возможно, лучше всего сформулирована в его книге «Эколого-эволюционная теория: принципы и приложения» (2005). Его основные сотрудники, Жан Ленски и Патрик Нолан, также, как сообщается, внесли свой вклад в EET.

Содержание

  • 1 Теория
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Примечания
    • 3.2 Библиография
  • 4 Внешние ссылки

Теория

Ленский отмечает, что общество и культура развиваются с помощью символов, что делает этот процесс более быстрым, осмысленным и целенаправленным, по сравнению с биологической эволюцией. Однако, как и в случае биологического выживания наиболее приспособленных, в социокультурной эволюции происходит процесс межобщественного отбора, когда менее приспособленные социокультурные системы вымирают и заменяются более эффективными. В другой аналогии с биологической эволюцией Ленский утверждает, что социокультурные системы, которые выживают, делают это в первую очередь благодаря своему уровню технологического прогресса, который в противном случае является «слепым и бесцельным как результат биологического процесса естественного отбора и столь же безразличен к нему. человеческие убеждения и ценности ". Таким образом, Ленски не утверждает, что выживающие общества морально превосходят потерпевшие поражение - просто они более эффективны в техническом прогрессе. Это, в свою очередь, помогает этим обществам выжить и развиваться. Таким образом, технологии можно сравнить с генами общества, которые наделяют его новыми возможностями, поскольку новые технологии позволяют ему делать то, что он не мог делать раньше.

Технология - это фактор, Ленский подчеркивает важность выше всех остальных и разделяет общества по уровню технологий на охотников-собирателей, простые и сложные садоводство, аграрные общества и промышленные общества. В то же время характеристики общества выходят за рамки технологий, в его демографические и генетические характеристики; культура, в том числе материальная; социальная организация и институты. Природная среда также играет роль, как и географическое положение в целом; поскольку изолированные общества имеют меньше шансов получить выгоду от взаимодействия с другими.

Теория Ленского сосредоточена на материальной инфраструктуре общества (рост населения и экономических отношений), и как таковая была описана как материалистическая. Он основан на классических теориях Томаса Мальтуса и Герберта Спенсера, которые рассматривали общество и культуру как продукты природы (людей), тем самым подчиняясь законам природы. Ленский утверждает, что люди часто действуют вопреки интересам общества, которые он приписывает личным интересам и индивидуализму, которые сами являются продуктами различного жизненного опыта. Он отмечает, что разные общества выживают благодаря своим стратегиям выживания, которые позволяют им черпать ресурсы (энергию) из окружающей среды; эти стратегии определяются технологиями, которыми обладают эти общества, а сами в значительной степени определяются демографией (население и его рост) и экономическими системами (разделение труда ). Технология, определяемая им как «информация о способах использования ресурсов окружающей среды для удовлетворения человеческих потребностей и желаний», является наиболее важным элементом социокультурной системы.

Далее Ленски утверждает, что социокультурные изменения является результатом либо взаимодействия с другим обществом и культурой, либо результатом изменения окружающей среды (от естественных, таких как ледниковые периоды, до антропогенных, таких как истощение ресурсов). Основной способ людей справляться с изменяющейся окружающей средой - это самоусиливающееся развитие технологий, посредством инноваций, как правило, менее распространено, чем копирование решений, изобретенных другими (культурное распространение ).

Все общества разделяют две частично конкурирующие цели: максимизация производства и минимизация политических изменений (сохранение власти элитами). Чем выше социальная стратификация, тем более доминирующей является вторая цель. Таким образом, теорию Ленского можно использовать для анализа изменений социального неравенства. Ленский отмечает, что некоторый уровень социального неравенства ожидается во всех обществах, поскольку он связан с различиями в способностях людей и задачах, которые они выбирают для выполнения для общества; но он также отмечает, что неравенство во всех обществах всегда выше идеала, поскольку элиты обычно стараются сохранить свой доминирующий статус. Ленский утверждает, что неравенство достигло своего пика в аграрных обществах или промышленных, и с тех пор медленно снижается.

Ленски отмечает, что силы технологических изменений (инноваций) находятся в постоянном конфликте с силами преемственности и стабильности, такими как традиции, консерватизм, оппозиция корыстных интересов разрушительным технологиям, и общая тенденция людей сопротивляться переменам. Однако он заключает, что обычно технический прогресс преодолевает любые препятствия, вынуждая социокультурные системы меняться. Ленски также отмечает, что технологические изменения ускоряются с течением времени.

Теория получила высокую оценку как «синтез ключевых идей основоположников социологии и современной макросоциологии и антропологии».

См. Также

Ссылки

Примечания

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:02:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте