Экоцентризм

редактировать

Экоцентризм (; от греческого: οἶκος oikos, «дом» и κέντρον kentron, «центр») - термин, используемый в экологическом политическая философия для обозначения системы ценностей, ориентированной на природу, а не на человека (т.е. антропоцентрической ). Обоснование экоцентризма обычно состоит в онтологическом убеждении и последующем этическом утверждении. Онтологическое убеждение отрицает наличие каких-либо экзистенциальных разделений между человеческой и нечеловеческой природой, достаточных для утверждения, что люди являются либо (а) единственными носителями внутренней ценности, либо (б) обладают большая внутренняя ценность, чем нечеловеческая природа. Таким образом, последующее этическое требование состоит в равенстве внутренней ценности человеческой и нечеловеческой природы или биосферической эгалитаризме.

Содержание

  • 1 Цитаты
  • 2 Происхождение термина
  • 3 Предпосылки
  • 4 Связь с другими подобными философиями
    • 4.1 Антропоцентризм
    • 4.2 Индустроцентризм
    • 4.3 Техноцентризм
    • 4.4 Биоцентризм
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Цитаты

Согласно Стэну Роу:

Экоцентрический аргумент основан на убеждении, что по сравнению с несомненной важностью человеческой части экосфера в целом еще более значительна и последовательна: более всеобъемлющая, более сложная, более интегрированная, более творческая, более красивая, более таинственная и старше времени. «Окружающая среда», которую антропоцентризм ошибочно воспринимает как материалы, предназначенные для использования исключительно людьми, для удовлетворения потребностей человечества, является в самом глубоком смысле источником и опорой человечества: его гениальной, изобретательной животворящей матрицей. Экоцентризм выходит за рамки биоцентризма с его фиксацией на организмах, поскольку с экоцентрической точки зрения люди неотделимы от неорганической / органической природы, которая их инкапсулирует. Они являются частицами и волнами, телом и духом, в контексте окружающей энергии Земли.

и:

Чтобы переключить западную культуру с ее нынешнего пути на спасительный экополитический путь, нужно найти новую и убедительную систему верований, чтобы перенаправить наш образ жизни. Это должен быть жизненно важный продукт, выросший из нашей науки, основанной на культуре. Мне кажется, что единственной многообещающей универсальной системой убеждений является экоцентризм, определяемый как ценностный сдвиг от Homo sapiens к планете Земля. Научное обоснование поддерживает сдвиг ценностей. Все организмы произошли от Земли и поддерживаются Землей. Таким образом, Земля, а не организм, является метафорой Жизни. Земля, а не человечество, является центром жизни, центром творчества. Земля - ​​это целое, подчиненными частями которого мы являемся. Такая фундаментальная философия дает экологическому сознанию и чувствительности всеобъемлющий, материальный фокус. Экоцентризм не является аргументом в пользу того, что все организмы равноценны. Это не античеловеческий аргумент и не унижение тех, кто стремится к социальной справедливости. Это не отрицает существования множества важных гомоцентрических проблем. Но он стоит в стороне от этих более мелких краткосрочных проблем, чтобы рассмотреть экологическую реальность. Размышляя об экологическом статусе всех организмов, он понимает Экосферу как Существо, которое превосходит по важности любой отдельный вид, даже самоназванный разумный вид. (1994)

Происхождение термина

Экоцентрическая этика была задумана Альдо Леопольдом и признает, что все виды, включая человека, являются продуктом длительного эволюционного процесса и взаимосвязаны. связанных в их жизненных процессах. Ключевыми элементами этой философии являются труды Альдо Леопольда и его идея земельной этики и рационального природопользования. Экоцентризм фокусируется на биотическом сообществе в целом и стремится поддерживать состав экосистем и экологические процессы. Этот термин также находит выражение в первом принципе движения глубинной экологии, сформулированном Арне Нессом и Джорджем Сешнсом в 1984 г., который указывает на антропоцентризм, который считает людей центром вселенной и вершиной всего творения, является сложным противником экоцентризма.

Общие сведения

Экологическая мысль и различные ветви экологического движения часто делятся на две группы. интеллектуальные лагеря: те, которые считаются антропоцентрическими или «ориентированными на человека» по ориентации, и те, которые считаются биоцентрическими или «ориентированными на жизнь». Это разделение было описано в другой терминологии как «мелкая» экология против «глубокой» экологии и как «техноцентризм» против «экоцентризма». Экоцентризм можно рассматривать как единое направление мысли в рамках энвайронментализма, политического и этического движения, которое стремится защищать и улучшать качество природной среды за счет изменения экологически вредной деятельности человека путем принятия экологически безвредных форм политического, экономической и социальной организации, а также путем переоценки отношений человечества с природой. По-разному защитники окружающей среды заявляют, что нечеловеческие организмы и окружающая среда в целом заслуживают рассмотрения при оценке морали политической, экономической и социальной политики.

Отношение к другим схожим философиям

Антропоцентризм

Его сторонники считают экоцентризм радикальным вызовом давним и глубоко укоренившимся антропоцентрическим установкам в западной культуре, науке и политике. Антропоцентризм, как утверждается, оставляет возможность защиты нечеловеческой природы подчиняться требованиям человеческой полезности и, таким образом, не более чем зависит от требований человеческого благополучия. Экоцентрическая этика, напротив, считается необходимой для разработки внеплановой основы для защиты мира природы. Критики экоцентризма утверждали, что он открывает двери антигуманистической морали, которая рискует пожертвовать человеческим благополучием ради нечетко сформулированного «большего блага». Глубинный эколог Арне Нэсс определил антропоцентризм как первопричину экологического кризиса, перенаселения людей и исчезновения многих нечеловеческих видов. Лупиначчи также указывает на антропоцентризм как на первопричину деградации окружающей среды. Другие указывают на постепенное историческое осознание того, что люди не являются центром всего, что «несколько сотен лет назад западные люди с некоторой неохотой признали, что планеты, Солнце и звезды не вращаются вокруг их жилища. Короче говоря, наши мысли и концепции, хотя и несводимо антропоморфны, не обязательно должны быть антропоцентричными ».

Индустроцентризм

Индустроцентризм - это идеология, которая идет рука об руку с сегодняшней индустриальной неолиберальной капиталистической программой. Он рассматривает все вещи на Земле как ресурсы, которые должны использоваться людьми или превращаться в товар. Этот взгляд противоположен антропоцентризму и экоцентризму. В долгосрочной перспективе он негативно влияет на людей, не людей и окружающую среду, поскольку фокусируется только на краткосрочном экономическом удовлетворении.

Техноцентризм

Экоцентризм также противопоставляется техноцентризму (что означает ценности, основанные на технологиях) как две противоположные точки зрения на отношение к человеческим технологиям и их способности влиять, контролировать и даже защищать окружающую среду. Экоцентрики, в том числе «темно-зеленые» экологи, считают себя подчиненными природе, а не контролирующими ее. Им не хватает веры в современные технологии и связанную с ними бюрократию. Ecocentrics будут утверждать, что мир природы следует уважать за его процессы и продукты, и что технологии с низким уровнем воздействия и уверенность в себе более желательны, чем технологический контроль над природой. Техноцентрики, в том числе империалисты, безоговорочно верят в технологии и промышленность и твердо верят, что люди контролируют природу. Хотя техноцентрики могут согласиться с тем, что экологические проблемы действительно существуют, они не видят в них проблем, которые нужно решить за счет сокращения производства. Скорее, экологические проблемы рассматриваются как проблемы, которые необходимо решать с помощью науки. Действительно, техноцентрики видят, что путь вперед для развитых и развивающихся стран и решения наших экологических проблем сегодня лежат в научно-техническом прогрессе.

Биоцентризм

Различие между биоцентризмом и экоцентризмом плохо - определены. Экоцентризм признает центральным по важности интерактивные живые и неживые системы Земли, а не только организмы Земли (биоцентризм). Этот термин использовали сторонники «левого биоцентризма», сочетающего глубокую экологию с «антииндустриальной и антикапиталистической» позицией (Дэвид Ортон и др.).

См. Также

  • icon Экологический портал

Ссылки

Дополнительная литература

  • Боссельманн, К. 1999. Когда два мира сталкиваются: общество и экология. ISBN 0-9597948-3-2
  • Экерсли, Р. 1992. Экологичность и политическая теория: к экоцентрическому подходу. State University of New York Press.
  • Хеттингер, Нед и Труп, Билл 1999. Переориентация экоцентризма: снижение акцента на стабильности и защита дикой природы. Экологическая этика 21: 3-21.

Внешние ссылки

Поищите экоцентризм в Wiktionary, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-05-18 05:55:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте