Обложка первого издания | |
Автор | Макс Хоркхаймер |
---|---|
Издатель | Oxford University Press |
Дата публикации | 1947 |
Тип носителя | Печать |
Затмение разума - книга 1947 года Макса Хоркхаймера, в котором автор обсуждает, как нацисты смогли представить свою повестку дня как "разумную", но также определяет прагматизм из Джона Дьюи как проблематичный из-за его упор на инструментальное измерение рассуждения.
Хоркхаймер рассматривает концепцию причины в истории западной философии. Он определяет истинный разум как рациональность, которая может развиваться только в среде свободного критического мышления. Он подробно описывает разницу между объективным, субъективным и инструментальным разумом, и заявляет, что мы перешли от первого через центр ко второму (хотя субъективный и инструментальный разум тесно связаны).. Объективный разум имеет дело с универсальными истинами, которые диктуют, что действие является правильным или неправильным. Это конкретная концепция и сила в мире, требующая определенных моделей поведения. Объективная способность разума сосредоточена на целях, а не на средствах. Субъективный разум - это абстрактное понятие разума, основное внимание в котором уделяется средствам. В частности, разумный характер цели действия не имеет значения - цели служат только цели субъекта (как правило, саморазвитие или сохранение). Быть «разумным» в этом контексте - значит соответствовать определенной цели, быть «полезным для чего-то другого». Этот аспект разума универсален и легко обеспечивает идеологию. В инструментальном разуме единственным критерием разума является его операциональная ценность или целеустремленность, и вместе с этим идея истины становится зависимой от простого субъективного предпочтения (отсюда отношения с субъективным разумом).
Хоркхаймер утверждает, что современная философия все больше отстаивает субъективную рациональность до такой степени, что отвергает любую форму смысла или объективной рациональности и допускает технократию. Он связывает снижение объективной рациональности в философии с механическим мировоззрением, разочарованием и упадком веры в живую или целостную природу. Хотя он осуждает широкий спектр современных философских школ, Хоркхаймер утверждает, что эти тенденции воплощены в позитивизме, термине, который он определяет широко.
Поскольку господствует субъективный / инструментальный разум, идеалы общества, например демократические идеалы, становятся зависимыми от "интересов" людей, а не от них. об объективных истинах. Тем не менее, Хоркхаймер допускает, что объективный разум имеет свои корни в Разуме («Логос » по-гречески) субъекта. Он заключает:
Если под просвещением и интеллектуальным прогрессом мы понимаем освобождение человека от суеверной веры в злые силы, в демонов и фей, в слепую судьбу, короче говоря, освобождение от страха, то осуждение того, что в настоящее время называется разумом это величайшая услуга, которую мы можем оказать.
Аргумент Хоркхаймера в «Затмении разума» о том, что социальное подавление требует подавления окружающей среды и человеческой природы повлиял на более поздние разработки экофеминизма.
Затмение разума.; переиздание Continuum International Publishing Group, 2004, ISBN 978-0-8264-7793-4