эбиониты

редактировать
иудейская христианская секта, поклявшаяся в бедности, существовавшая в первые века нашей эры

эбиониты (греч. : Ἐβιωναῖοι, Ebionaioi, происходит от иврита אביונים ebyonim, ebionim, что означает «бедный» или «бедный») - это святоотеческий термин, относящийся к Еврейские христиане секта, поклявшаяся в бедности, существовавшая в первые века нашей эры. Как Авраам монотеисты, сохраняющие усыновленное богословие некоторых из первых христиан, эбиониты, как говорят, понимали Иисуса Назарет как простой человек, который в силу своей праведности был избран Богом, чтобы стать последним истинным пророком, возвещающим грядущее Царство Божье на Земле, в то время как они отвергли как ереси протоортодоксальные христианские верования в его предполагаемую божественность, предсуществование, непорочное зачатие и заместительное искупление.

Соответственно, евиониты настаивали на необходимости следовать Писанному Закону Моисея (без Устного Закон ); использовали одно, некоторые или все иудейско-христианские евангелия, такие как Евангелие эбионитов, в качестве дополнительного Священного Писания к еврейской Библии ; и почитал Иакова Праведного как образец праведности и истинного преемника Иисуса (а не Петра ), отвергая Павла как лжеапостола и отступник от Закона.

Их название предполагает, что эбиониты хотели подчеркнуть социальную заботу о бедных, обнаруженную в учениях Иисуса и помещенных особая ценность добровольной бедности как достойного метода подготовки к Царству Божьему на Земле. Поэтому они отказались от материализма, приняли аскетизм и жили в религиозных общинах.

Поскольку исторические записи эбионитов скудны, фрагментарны и спорны, многое из того, что известно или предположение о них происходит от отцов церкви, которые вели сомнительную полемику против эбионитов, которых они называли еретическими «иудействующими ». Следовательно, очень мало известно о секте или сектах эбионитов, и большинство, если не все, утверждения о них являются спекулятивными. Хотя отцы церкви считают эбионитов тождественными иудейскими христианскими сектами, такими как назареи ; некоторые современные ученые утверждают, что не только эбиониты были отдельной сектой, но и негностические эвиониты, возможно, были самыми верными учениками жизни и учениям исторического Иисуса.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 История
    • 2.1 Появление
    • 2.2 Исчезновение
  • 3 Взгляды и практики
    • 3.1 Иудаизм, гностицизм и эссенизм
    • 3.2 Об Иоанне Крестителе
    • 3.3 Об Иисусе Назарянине
    • 3.4 Об Иакове Праведном
    • 3.5 Об апостоле Павле
  • 4 Писания
    • 4.1 Евангелие евионитов
    • 4.2 Клементиновская литература
    • 4.3 Симмах
    • 4.4 Элкесайты
  • 5 Религиозные и критические взгляды
    • 5.1 Христианство
    • 5.2 Ислам
    • 5.3 Иудаизм
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Литература
  • 9 Внешние ссылки

Имя

Термин эбиониты происходит от общего прилагательного «бедный» в иврите (единственное число: אֶבְיוֹן ev · yōn, множественное число: אביונים ev · yōn · im), которое встречается пятнадцать раз. в Псалмах и был самим собой термин некоего пиона американские еврейские круги (например, Псалом 69:33 «Ибо Господь слышит бедных»). Термин эбионим также был самоописанием, данным сектой ессеев, живущей в Кумране, как показано в Свитках Мертвого моря (например, 1 QpHab XII, 3.6.10). Термин бедный сначала был общим обозначением для всех христиан, отсылкой к их материальной и добровольной бедности.

Греческий еврейский термин эбионит (Ebionai) впервые был применен Ириней в второй век без упоминания назареев (около 180 г. н.э.). Ориген писал: «Ибо Эвион означает« бедный »среди евреев, а те евреи, которые приняли Иисуса как Христа, называются имя эбионитов. "Тертуллиан был первым, кто написал против ересиарха по имени Эбион ; Ученые полагают, что он получил это имя от буквального прочтения Эбионайя как «последователей Эбиона», и этот вывод сейчас считается ошибочным из-за отсутствия каких-либо более существенных ссылок на такую ​​фигуру. Термин бедный (греч. Ptōkhoí) все еще использовался в своем первоначальном, более общем смысле. В современном иврите до сих пор используется библейский термин «нуждающийся» как в истории христианства для «эбионитов» (אביונים), так и для раздачи милостыни нуждающимся в Пурим.

История

Карта Декаполис показывает местонахождение Пеллы.

Возникновение

Самое раннее упоминание секты, которая может соответствовать описанию более поздних эбионитов, встречается в Джастине Мученике Диалог с Трифоном (ок. 140). Юстин проводит различие между христианами-евреями, которые соблюдают Закон Моисея, но не требуют его соблюдения от других, и теми, кто считает Моисеев закон обязательным для всех. Ириней (ок. 180 г.) был, вероятно, первым, кто использовал термин эбиониты для названия секты, которую он назвал еретической «иудействующими », что означает «упорство в соблюдении Закона ». Ориген. (ок. 212) отмечает, что это название происходит от еврейского слова evyon, означающего «бедный». Епифаний Саламинский (c. 310–320-403) дает наиболее полный отчет в его ересиологии называется Панарион, осуждая восемьдесят еретических сект, в том числе эбионитов. Епифаний в основном дает общие описания их религиозных верований и включает цитаты из их евангелий, которые не сохранились. Согласно Британской энциклопедии, движение эбионитов «могло возникнуть примерно во время разрушения еврейского храма в Иерусалиме (70 г. н.э.)». Предварительная датировка происхождения этой секты зависит от того, что Епифаний написал три столетия спустя и опирался на информацию для эбионитов из Книги Эльхасая, которая, возможно, не имела ничего общего с эбионитами.

Павел говорит о своей коллекции для «бедных среди святых» в иерусалимской церкви, но обычно это подразумевает более бедных членов церкви, а не раскольническую секту.

Фактическое количество сект описанных как эбионитов, трудно установить, поскольку противоречивые святоотеческие отчеты в их попытке различить различные секты иногда путают их друг с другом. Другие упомянутые секты: карпократы, керинфяне, элкесаиты, назареи четвертого века и сампсеи, большинство из которых были еврейскими христианскими сектами, придерживавшимися гностических или иных взглядов, отвергнутых эбионитами. Епифаний, однако, упоминает, что секта эбионитов приняла некоторые из этих взглядов, несмотря на то, что сохранила свое имя.

Поскольку эбиониты впервые упоминаются как таковые во втором веке, их ранняя история и какое-либо отношение к первому Иерусалим церковь остается неясным и дискуссионным вопросом. Нет никаких свидетельств, связывающих происхождение более поздней секты эбионитов с Первой иудейско-римской войной 66–70 гг. Н. Э. Или с иерусалимской церковью во главе с Иаковом. Евсевий рассказывает предание, вероятно основанное на Аристоне Пелльском, что первые христиане покинули Иерусалим незадолго до войны и бежали в Пеллу, Иордания. за рекой Иордан, но не связывает это с эбионитами. Их возглавлял Симеон Иерусалимский (ум. 107), и во время Второй иудейско-римской войны 115–117 годов их преследовали еврейские последователи Бар-Кохбы. за отказ признать его мессианские претензии. Еще в Епифании Саламинском (310–403) члены секты эбионитов проживали в Набатее и Панеасе, Моавитисе, и Кочаба в районе Башана, около Адраа. Из этих мест они рассеялись и направились в Азию (Турция), Рим и Кипр.

Согласно Гарнаку, влияние Эльхасаитов мест некоторые эбиониты в контексте гностических движений, широко распространенных в Сирии и странах на востоке.

Исчезновение

После окончания Первой иудейско-римской войны важность Иерусалимской церкви начали увядать. Еврейское христианство рассеялось по еврейской диаспоре в Леванте, где его постепенно затмило языческое христианство, которое затем распространилось по Римская Империя без конкуренции со стороны еврейских христианских сект. После того как Иерусалимская церковь была ликвидирована во время восстания Бар-Кохбы в 135 г., эбиониты постепенно утратили влияние и последователей. Некоторые современные ученые, такие как Хайам Маккоби, утверждают, что упадок эбионитов был вызван маргинализацией и преследованием как евреями, так и христианами. После поражения восстания и изгнания всех евреев из Иудеи Иерусалим стал языческим городом Элии Капитолиной. Многие из евреев-христиан, проживающих в Пелле, отказались от своих еврейских обычаев в то время и присоединились к основной христианской церкви. Тех, кто остался в Пелле и продолжал соблюдать Закон, заклеймили еретиками. В 375 году Епифаний записывает поселение эбионитов на Кипре, но к пятому веку Феодорит из Кирра сообщил, что их больше нет в этом регионе.

Эбиониты все еще засвидетельствованы, если как маргинальные сообщества, то вплоть до VII века. Некоторые современные ученые утверждают, что эбиониты выжили намного дольше, и отождествляют их с сектой, с которой историк Абд аль-Джаббар ибн Ахмад обнаружил около 1000 года. Есть еще одно возможное упоминание об общинах эбионитов, существовавших примерно в 11 веке. на северо-западе Аравии в Сефер Хамасаот, «Книга путешествий» раввина Бенджамина из Туделы, раввина из Испании. Эти общины были расположены в двух городах, Тайма и "Тилмас", возможно Саада в Йемене. Мусульманский историк XII века Мухаммад аль-Шахрастани упоминает евреев, живущих поблизости Медины и Хиджаза, которые приняли Иисуса как пророческую фигуру и следовали традиционному иудаизму, отвергая мейнстрим Христианские взгляды. Некоторые ученые утверждают, что они внесли свой вклад в развитие исламского взгляда на Иисуса благодаря обмену остатками эбионитов с первыми мусульманами.

Взгляды и практики

Иудаизм, гностицизм и ессенизм

Большинство святоотеческих источников изображают эбионитов как евреев, которые рьяно следовали писаному закону только (без Устного закона ), почитаемому Иерусалиму как самый святой город и ограниченное общение за столом только язычниками, обратившимися в иудаизм.

Некоторые отцы церкви описывают некоторых эбионитов как отступников от традиционных еврейских принципов веры и практика. Например, Мефодий Олимпийский заявил, что эвиониты верили, что пророки говорили только своей собственной силой, а не силой Святого Духа. Епифаний Саламинский утверждал, что эбиониты участвовали в чрезмерных ритуальных купаниях, обладали ангелологией, которая утверждала, что Христос - ангел Божий, который был воплотился в Иисуса, когда он был усыновлен как сын Божий во время его крещения, отрицал части Закона, считавшиеся устаревшими или искаженными, выступал против жертвоприношения животных, практиковал еврейское вегетарианство и ежегодно отмечал памятную трапезу Пасхи или около нее с пресным хлебом и только водой, в отличие от повседневного христианского Евхаристия. Некоторые ученые ставят под сомнение достоверность рассказа Епифания об эбионитах. Современный ученый Шломо Пайнс, например, утверждает, что неортодоксальные взгляды и практики, которые он приписывает некоторым эбионитам, возникли в гностическом христианстве, а не в еврейском христианстве и являются характеристиками секты Элькесаитов, которую Епифаний ошибочно отнес к эбионитам.

В то время как основные библейские исследователи все же предполагают неких ессеев влияние на зарождающуюся иудейскую христианскую церковь в некоторых организационных, административных и культовых аспектах, некоторые ученые выходят за рамки этого предположения. Что касается конкретно эбионитов, ряд ученых имеют разные теории о том, как эбиониты могли развиться из ессеев иудейской мессианской секты. Ханс-Иоахим Шопс утверждает, что обращение некоторых ессеев в еврейское христианство после осады Иерусалима в 70 г. н.э. может быть источником некоторых эбионитов, принявших взгляды и обычаи ессеев, в то время как некоторые приходят к выводу что ессеи не стали еврейскими христианами, но все же имели влияние на евионитов.

Об Иоанне Крестителе

В Евангелии евионитов, как цитирует Епифаний, Иоанн Креститель и Иисус изображаются как вегетарианцы. Епифаний утверждает, что эбиониты заменили «саранчу» (греч. Акрис) на «медовый пирог» (греч. Экрис). Этой поправки нет ни в одном другом манускрипте или переводе Нового Завета, хотя другое вегетарианское прочтение встречается в позднеславянской версии Иосифа 'Войны евреев. Пайнс и другие современные ученые предполагают, что эбиониты проецировали собственное вегетарианство на Иоанна Крестителя.

Строгое вегетарианство эбионитов могло быть реакцией на прекращение жертвоприношений животных после разрушение Иерусалимского храма в 70 г. н.э. и защита от употребления нечистого мяса в языческой среде. Ученый Джеймс Табор, однако, утверждает, что презрение эбионитов к употреблению мяса и храмовых жертвоприношений животных связано с их предпочтением идеальной допотопной диете и тому, что они приняли за изначальная форма поклонения. С этой точки зрения, эбиониты были заинтересованы в возрождении традиций, вдохновленных до- Синайским откровением, особенно временем от Еноха до Ноя.

Об Иисусе Назарянине

Отцы церкви согласны с тем, что некоторые или все эбиониты отвергли многие из основных заповедей протоортодоксального христианства, таких как предполагаемая божественность Иисуса, предсуществование, непорочное зачатие и заместительное искупление. Эбиониты описываются как подчеркивающие человечность Иисуса как биологического сына Марии и Иосифа, которые в силу своей праведности был усыновлен как сын Божий, чтобы стать последним истинным пророком, когда он был помазан и проникся Святым Духом в его крещение, чтобы выполнить миссию, для которой он был выбран.

Ориген (Contra Celsum 5.61) и Евсевий (Historia Ecclesiastica 3.27.3) признают некоторые вариации в христологии сект эбионитов; например, что, хотя все эвиониты отрицали предсуществование Иисуса, была секта, которая не отрицала непорочного зачатия. Феодорет, хотя и зависел от более ранних авторов, делает вывод, что эти два субсекта секты использовали бы разные евангелия. Эбиониты могли использовать только одно, некоторые или все иудейско-христианские евангелия в качестве дополнительного места Писания к еврейской Библии. Однако Ириней сообщает, что они использовали только версию Евангелия от Матфея, в которой были пропущены первые две главы (о рождении Иисуса ) и началось крещением Иисус от Иоанна Крестителя.

Похоже, эбиониты понимали Иисуса не как Мессию, а как пророческого предшественника, возвещающего грядущее царство Бога на Земле, в которой два человеческих Мессии (царь Давида и первосвященник Ааронита ) и / или ангел Мессия (космический судья Земли с небес, известный как «Сын Человеческий ») будет править вечно. Следовательно, считается, что Иисус пришел, чтобы выполнить тройную миссию: 1) научить всех израильтян немедленно жить в соответствии с радикальной этикой внутренней и внешней праведности, которая будет стандартом в мессианскую эпоху ; 2) завершить работу Моисея, отменив жертвоприношение животных во время очищения Храма ; и 3) умереть как моральный образец (а не как заместительное искупление ), чтобы привести израильтян к покаянию, необходимому для личного искупления и национальное искупление, чтобы подготовиться к грядущему миру.

Следовательно, эвиониты считали, что все евреи и язычники должны соблюдать оставшиеся заповеди в Письменном Только Закон (без Устного Закона ) - чтобы стать праведником и стремиться к общению с Богом - но они должны быть истолкованы через толкование Закона Иисусом.

Об Иакове Справедливом

Среди современных ученых Роберт Эйзенман предполагает, что эбиониты почитали Иакова Справедливого, брата Иисуса и лидера Иерусалимская церковь, как истинный преемник Иисуса (а не Петр ) и образец праведности, и поэтому они следовали неизменному назорейскому обету, что Джеймс взял. Одна из популярных первичных связей эбионитов с Иаковом состоит в том, что Восхождения Иакова в литературе Псевдо-Клементины связаны с эбионитами. Другая широко предлагаемая связь - это связь, упомянутая Уильямом Уистоном в его издании 1794 года Иосифа, где он отмечает, что мы узнаем из фрагментов Гегезиппа, что эбиониты интерпретировали пророчество Исайи, предсказывающее убийство Джеймса.

Ученых, включая Эйзенмана, [fr ],Уилла Дюранта, Майкла Голдера, Герда Людеманн, Джон Пейнтер и Джеймс Табор аргументируют существование некоторой формы преемственности иерусалимской церкви во втором и третьем веках и что эбиониты считали Иакова своим лидером. Табор утверждает, что эбиониты требовали династической апостольской преемственности для родственников Иисуса.

Консервативные христианские ученые, такие как Ричард Бокхэм, утверждают, что Иаков и его окружение в Церковь раннего Иерусалима придерживалась «высокой христологии » (т.е. Иисус был воплощением Бога ), в то время как эбиониты придерживались «низкой христологии » (т.е. Иисус был праведником усыновлен Богом ). В качестве альтернативы традиционному мнению Евсевия о том, что иудейская Иерусалимская церковь постепенно приняла протоортодоксальную христианскую теологию языческой церкви, Бокхэм и другие предлагают немедленное преемниками иерусалимской церкви при Иакове и другими родственниками Иисуса были назареи, которые приняли Павла как «апостола язычников», в то время как евиониты были более поздними раскольниками секта начала второго века, которая отвергла Павла.

Об апостоле Павле

Евиониты категорически отвергли и осудили Павла как лжеапостола и отступник от Закона. Они не принимали ни одного послания Павла и считали его первым архиееретиком, который сбил с пути так много последователей Иисуса, превратив еврейскую религию Иисуса в язычника. религия об Иисусе, т.е. «христианство Павла ». Эбиониты, возможно, были духовными и физическими потомками «супер- апостолов » - талантливых и уважаемых иудейских христианских служителей в пользу обязательного обрезания обращенных - которые стремились подорвать авторитет Павла в Галатии и Коринфе.

. Епифаний рассказывает, что евиониты выступали против Павла, которого они считали ответственным за идею, что язычники христиане не должны быть обрезал или следовал Закону Моисея и назвал его отступником. Епифаний далее сообщает, что некоторые эвиониты утверждали, что Павел был греком, который обратился в иудаизм, чтобы жениться на дочери первосвященника Израиля, но отступил, когда она отвергла его.

Письма

Сохранилось немного писаний эбионитов, и они находятся в неопределенной форме. Признания Климента и Проповедей Климента, два христианских произведения третьего века, по общему мнению ученых, в основном или полностью иудейско-христианские по происхождению и отражают иудейские христианские верования. Точная связь между эбионитами и этими писаниями обсуждается, но описание некоторых эбионитов Епифанием в Панарионе 30 имеет поразительное сходство с идеями в «Распознаваниях» и «Проповедях». Ученый Гленн Алан Кох предполагает, что Епифаний, вероятно, полагался на версию Проповедей в качестве исходного документа. Некоторые ученые также предполагают, что ядро ​​Евангелия от Варнавы под полемическим средневековым мусульманским наложением могло быть основано на эбионитском или гностическом документе. Ученые продолжают спорить о существовании и происхождении этого источника.

Джон Арендзен классифицирует писания эбионитов на четыре группы.

Евангелие евионитов

Ириней заявил, что Евиониты использовали исключительно Евангелие от Матфея. Евсевий Кесарийский писал, что они использовали только Евангелие от евреев. Исходя из этого, мнение меньшинства Джеймса Р. Эдвардса и Библиотекаря Бодли Эдварда Николсона утверждает, что в обращении было только одно Евангелие на иврите, Евангелие Евреев от Матфея.. Они также отмечают, что заголовок Евангелие евионитов никогда не использовался никем в ранней церкви. Епифаний утверждал, что евангелие, которое использовали евиониты, было написано Матфеем и названо «Евангелием от евреев». Поскольку Епифаний сказал, что это было «не полностью, но сфальсифицировано и искалечено», такие авторы, как Уолтер Ричард Касселс и Пирсон Паркер, считают его другим «изданием» Евангелия от Матфея; однако внутренние данные из цитат в Панарионе 30.13.4 и 30.13.7 предполагают, что текст был гармонией Евангелия, первоначально составленной на греческом языке.

Основные научные тексты, такие как стандартное издание из апокрифов Нового Завета под редакцией Вильгельма Шнемельхера, как правило, ссылаются на текст, цитируемый Иеронимом, который используется эбионитами, как Евангелие эбионитов, хотя этот термин не используется в

Литература Клементина

Коллекция апокрифов Нового Завета, известная как Литература Клементины, включала три произведения, известные в древности как Цепи Петра, Деяния Апостолов и труд, обычно называемый Восхождением Иакова. На них особо ссылается Епифаний в своей полемике против эбионитов. Первые названные книги в основном содержатся в «Проповедях Климента» под названием «Сборник путевых проповедей Петра» Климента и в «Признаниях», приписываемых Клименту. Они образуют раннехристианскую дидактическую фантастику, выражающую еврейские христианские взгляды, такие как первенство Иакова Справедливого, брата Иисуса ; их связь с епископским престолом Рима ; и их антагонизм по отношению к Симону Магу, а также к гностическим доктринам. Ученый Роберт Э. Ван Ворст пишет о Восхождениях Иакова (R 1.33–71): «Фактически, нет раздела литературы Клементины о том, чье происхождение от еврейского христианства можно было бы быть более определенным». Несмотря на это утверждение, он высказывает оговорки, что материал действительно эбионитового происхождения.

Симмах

Симмах произвел перевод еврейской Библии на греческий койне, который использовался Иеронимом и до сих пор сохранился во фрагментах, и его потерянный Hypomnemata, написанный в противоречие каноническому Евангелию от Матфея. Несмотря на то, что Hypomnemata утеряна, вероятно, она идентична Determinctione præceptorum, упомянутой Эбедом Хесу (Assemani, Bibl. Or., III, 1). Личность Симмаха как эбионита подвергалась сомнению в недавних исследованиях.

Элкесайты

Ипполит Римский сообщил, что еврейский христианин Алкивиад Апамейский появился в римском учении. из книги, которую он назвал откровением, которое праведник Элкесай получил от ангела, хотя Ипполит подозревал, что Алкивиад сам был автором. Вскоре после этого Ориген записал секту, Элькесайтов, с такими же верованиями. Епифаний утверждал, что эвиониты также использовали эту книгу как источник некоторых своих верований и практик (Панарион 30,17). Епифаний объясняет происхождение имени Элькесай арамейским Эль Ксай, что означает «скрытая сила» (Панарион 19.2.1). Ученый Петри Луоманен считает, что книга была написана первоначально на арамейском языке как еврейский апокалипсис, вероятно, в Вавилонии в 116–117 гг.

Религиозные и критические взгляды

Христианство

Господствующий христианский взгляд на эбионитов частично основан на интерпретации полемических взглядов отцов церкви, которые изображали их как еретиков за то, что они отвергли многие из протоортодоксальные христиане взгляды на Иисуса и якобы неправильная фиксация на Законе Моисея за счет благодати Божьей. С этой точки зрения, эбиониты могли быть потомками секты иудейских христиан в ранней иерусалимской церкви, которая отошла от своего протоортодоксального богословия, возможно, в ответ на Иерусалимский собор компромисс 50 г. н.э.

Ислам

Ислам обвиняет христианство в искажении чистого монотеизма Бога Авраама посредством доктрин Троица и через почитание икон. Пол Адда и Тим Боуз пишут, что эвиониты были верны первоначальным учениям исторического Иисуса и, таким образом, разделяли исламские взгляды на человечество Иисуса, а также отвергли классические и объективные теории искупления, хотя исламский взгляд на Иисуса может противоречить взглядам некоторых эбионитов относительно непорочного зачатия, с утверждением мусульман и отрицанием эбионитов, согласно Епифанию.

Ханс Иоахим Шопс отмечает, что христианство Мухаммад, основатель ислама, с большой вероятностью встретившееся на Аравийском полуострове, «было не государственной религией Византии, а раскольническим христианством, характерным для эбионитов. и монофизитские взгляды ».

Таким образом, мы имеем парадокс всемирно-исторического масштаба, а именно тот факт, что еврейское христианство действительно исчезло в христианской церкви, но сохранилось в исламе и тем самым расширило некоторые из его основные идеи даже в наши дни. Согласно исламской доктрине, эбионитская комбинация Моисея и Иисуса нашла свое воплощение в Мухаммеде.

Иудаизм

контр-миссионерская группа Евреи за иудаизм благосклонно упоминает исторические эбиониты в своей литературе, чтобы доказать, что «мессианский иудаизм », продвигаемый такими миссионерскими группами, как Евреи за Иисуса, является христианством Павла, искажающим само себя как иудаизм. В 2007 году некоторые мессианские комментаторы выразили озабоченность по поводу возможного экзистенциального кризиса для мессианского движения в Израиле из-за возрождения эбионитизма, в частности проблемы израильских мессианских лидеров отступничества от предполагаемой веры в якобы божественность Иисуса.

См. также

Ссылки

Литература

  • Дж. М. Фуллер, «Эбионизм и эбиониты», в Генри Уэйсе (ред.), Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века нашей эры, с описанием основных сект и ересей. ISBN 1-56563-460-8
  • G. Улхорн, «Эбиониты», в: Филип Шафф (ред.), Религиозная энциклопедия или Словарь библейского, исторического, доктринального и практического богословия, 3-е изд. (1894), стр. 684–685 (т. 2).
  • Уилсон, Барри (2008). Как Иисус стал христианином - Первые христиане и превращение еврейского учителя в Сына Божьего. Орион. ISBN 978-0-297-85200-1.
  • Джеффри Батц (2010). Тайное наследие Иисуса. Внутренние традиции. ISBN 978-1-59477-307-5.
  • Горансон, Стивен. «Эбиониты», в Д. Фридмане (ред.), The Anchor Bible Dictionary (New York: Doubleday, 1992), том 2, стр. 260–1.

Внешние ссылки

Искать Ebionite в Wiktionary, бесплатный словарь.
Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Ebionites согласно отцам церкви
Последняя правка сделана 2021-05-18 05:34:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте