Иранские народы

редактировать
Разнообразная индоевропейская этнолингвистическая группа

Иранские народы. Иранские народы
Общая численность населения
c.210–250 миллионов
Регионы со значительным населением
Западная Азия, Анатолия, Осетия, Центральная Азия, Западная Южная Азия и западный Синьцзян
языки
Иранские языки, ветвь индоевропейских языков
Религия
Преимущественно: Ислам (сунниты и шииты ) Меньшинства: христианство (православные, несторианцы, протестанты и католик ), безбожие, зороастризм, иудаизм, бахаи, Уатсдин и езидизм. (Исторически также: манихейство и буддизм )

иранские народы или иранские народы, являются разнообразной индоевропейской этнолингвистическая группа.

Ротоиранцы, как полагают, возникли как отдельная ветвь индоиранцев в Центральной Азии в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. На пике своего развития в середине I тысячелетия до нашей эры территории иранских народов простиралась по всей евразийской степи от Великой Венгерской равнины на западе до Плато Ордос на востоке, до Иранского плато на юге. Западно-Иранские империи юга стали доминировать над большей частью древнего мира с 6 века до н.э., оставив после себя важное культурное наследие; и восточные иранцы степи сыграли решающую роль в развитии евразийского кочевничества и Шелкового пути.

древних иранских народов, возникших после 1-го тысячелетия до н. э. включают аланов, бактрийцев, дахэ, хорезмийцев, массагетов, Мидяне, парфяне, персы, сагартины, саки, сарматы, скифы, согдийцы и, вероятно, киммерийцы, среди других ираноязычных народов Азии, Средней Азии, Восточная Европа и Восточная степь.

В I тысячелетии нашей эры ареал их расселения, которые были в основном сосредоточены в степях и пустынях Евразии, был сокращен в результате славянского, германские, тюркские и монгольские экспансии, и многие из них подверглись славянизации и тюркизации. К современным иранским народам относится белуджи, гилаки, курды, луры, мазандеранисы, осетины, памирцы, пуштуны, персы, таджики, талыши, ваххи, Ягнобис и Зазас. В настоящее время они распространены по Иранскому нагорью, простираясь от Кавказа на севере до Персидского залива на юге и от восточной Турции на западе до Западный Синьцзян на региональном, который иногда называют иранским культурным континентом, что отражает масштабы иранскоговорящих и значительных иранских народов через геополитическое влияние Большого Ирана.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 История и поселение
    • 2.1 Индоевропейские корни
      • 2.1.1 Протоиндоиранцы
      • 2.1.2 Синташтинско-петровская культура
      • 2.1.3 Андроновская культура
    • 2.2 Скифы и персы
    • 2.3 Западные и восточные иранцы
      • 2.3.1 Западные иранские народы
      • 2.3.2 Восточноиранские народы
    • 2.4 Позднее развитие
  • 3 Демография
  • 4 Культура
    • 4.1 Религия
    • 4.2 Культурная ассимиляция
  • 5 Генетика
    • 5.1 Внутреннее разнообразие и отдаленное родство
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
  • 8 Источники
  • 9 Дополнительная литература

Имя

Термин Иран происходит непосредственно от среднеперсидского Ērān (𐭠𐭩𐭥𐭠𐭭) и парфянского Арьян. Среднеиранские термины ērān и aryān имеют косвенными формами множественного числа от gentilic ēr- (в среднеперсидском) и ary- (в парфянском), оба соответствуют от древнеперсидского ariya- (𐎠𐎼𐎡𐎹), авестийский airiia- (𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀) и прото-иранский *arya-.

Было много попыток определить глагольный корень слова ар- в древнеиранском арья-. Согласно лингвистам 1957 года и более поздних версий:

  • Эммануэль Ларош (1957): ara- «соответствует» («подходящий», «правильный»).. Древнеиранский арья- происходит от Протоиндоевропейский ар-йо-, что означает «(умелый) ассемблер».
  • Жорж Дюмезиль (1958): ар- «делиться» (как союз).
  • Гарольд Уолтер Бейли (1959): ар- «порождать» («рождать», «воспитывать»).
  • Эмиль Бенвенист (1969): ар- «соответствовал» («дружелюбный»).

В отличие от санскрита ā́rya- (арийский ), древнеиранский термин исключительно этническое значение. Сегодня древнеиранское арья остается в этнолингвистических названиях, таких как Иран, Алан, Ir и Железный.<

Бистунская надпись из Дарий Великий имя себя как написанное на арья [языке или алфавите].

В иранских языках язычниковый язык засвидетельствован как самоидентификатор, включенный в древние надписи и литературу Авеста. Самое большее эпиграфически засвидетельствованное ранинание слова арья- встречается в бистунской надписи VI века до нашей эры. Надпись Бистуна (или Бехистуна; древнеперсидский : Багастана) в себе как написанная на арье [языке или письменности]. Как и в случае со всем остальным древнеиранским языком, арья в надписи не означает ничего, кроме иранского.

В царских древнеперсидских надписях термин арья- появляется в трех разных контекстах:

  • Как название языка древнеперсидской версии надписи Дария I в Бистунской надписи.
  • Как этническое происхождение Дария Великого в надписях на Рустам Рельеф и Сузы (Dna, Dse) и этническое происхождение Ксеркса I в надписи из Персеполя (Xph).
  • Как определение бога иранцев, Ормазд, в эламской версии Бистунской надписи.

В Дна и Дзе Дарий и Ксеркс описывают себя как «ахеменидов, персов, сыновей персов и ариев., арийского происхождения ". Хотя Дарий Великий называл свой язык арья- (« иранским »), современные ученые называют его староперсидским, потому что он является предком современного персидского языка.

трехъязычная надпись по по. командой Шапур I дает более четкое описание. Используемые языки - парфянский, среднеперсидский и греческий. В греческой надписи написано «эго... ту Арианон этнос деспотес эими», что переводится как «Я царь царства (нации) иранцев На среднеперсидском языке Шапур говорит «ērānšahr xwadāy hēm», а на парфянском - «aryānšahr xwadāy ahēm».

В Авесте явно используется аириа как этническое имя (Видевдат 1; Яшт 13.143–44 и т. Д.), Где он встречается в таких выражениях, как airyāfi daiŋˊhāvō («иранские земли»), airyō šayanəm («земля, населенная иранцами») и airyanəm vaējō vahuyāfi dāityayāfi («иранский участок» добрый Дайтйа »). В поздней части Авесты (Видевдат 1) одна из упомянутых родинлась как Airyan 'Airm Vaējah, что примерно означает «просторы иранцев». Родинаировалась по своему географическому ареалу: территория вокруг Герата (точка зрения Плиния ) и даже все пространство Иранского плато (Страбон ).

Древнеперсидские и авестийские свидетельства подтверждаются греческими источниками. Геродот в своих Историях отмечает иранских мидян, что «мидяне издревле назывались арианами» (7.62). В армянских источниках парфяне, мидяне и персы собирательно называются иранцами. Евдем Родосский (Dubitationes et Solutiones de Primis Principiis, в Platonis Parmenidem) относится к «волхвам и всем иранским (регионам) родословная». Диодор Сицилийский (1.94.2) считает Зороастра (Затраустеса)) одним из арианов.

Страбон в своей Geographica (1 век н.э.) упоминает мидяне, персы, бактрийцы и согдийцы с Иранского нагорья и Трансоксиана древности:

Имя Ариана также распространяется на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев и согдийцев примерно на севере; поскольку они говорят на одном языке, но с небольшими вариациями.

— Geographica, 15.8

Бактрийский (среднеиранский язык) надпись из Канишка (основатель Кушанской империи ) в Рабатаке, который был обнаружен в 1993 году на нераскопанном участке в афганской провинции Баглан, явно относится к восточноиранскому языку. как Арья.

Все эти свидетельства показывают, что имя Арья было собирательным определением, обозначавшим свои народы, которые осознавали свою принадлежность к одной этнической группе.

Академическое использование термина иранец отличается от государства Иран и его различных граждан (которые все иранцы по национальности) точно так же, как германские народы отличаются от немцев. Некоторые жители Ирана обязательно являются этническими иранцами в силу того, что они не говорят на иранских языках.

Некоторые ученые, такие как Джон Перри, предпочитают термин иранский как антропологическое название языковой семьи и этнических групп этой категории (многие из которых существуют за пределами Ирана), а иранский - для всего, что касается страны Иран. Он использует тот же аналог, что и при различении немецкого от германского или различения турецкого и тюркского.

истории поселения

индо-Европейские корни

прото-индоиранцы

культуры андроновцев, BMAC и яз были связаны с индоиранцами.

Протоиндранцы обычно отождествляются с синташтинои культурой и последовательности андроновской культурой в более широком андроновском горизонте, а их родина - с областью Евразийская степь, граничащая с рекой Урал на западе, Тянь-Шанем на востоке.

Индо-иранцы взаимодействовали с бактрийско-магианской культурой, также называемую «археологическим комплексом Бактрия-Магиана». Протоиндоиранский язык возник благодаря этому влиянию. Индо-иранцы также заимствовали свои отличительные религиозные верования и обычаи из этой культуры.

Индоиранские потоки происходили в две волны. Первая волна состояла из индоарийской миграции в Левант, основавшей царство Миттани, и движение ведийцев на юго-восток, через Гиндукуш в северную Индию. Индоарии отделились от иранцев примерно в 1800–1600 годах до нашей эры, где, после того, как они были разбиты и разделены на две группы иранцами, которые доминировали в степной зоне Центральной Евразии и «преследовали [индоариев] до крайностей» Центральной Евразии ». Одной группой были индоарии, основавшие Митанни царство на севере Сирии; (около 1500–1300 гг. до н.э.) другой группой были ведические люди. Кристофер И. Беквит предполагает, что усун, индо-европейец Кавказцы люди Внутренней Азии в древности также имели индоарийское происхождение.

Вторая волна интерпретируется как иранская волна и место на третьем этапе индоевропейских миграций, начиная с 800 г. до н.э.

Синташтинско-петровская культура

Согласно Allentoft (2015), синташтинская культура, вероятно, произошла от культуры шнуровой керамики.

Синташтинская культура, также известная как синташтинско-петровская культура или синташтинско-аркаимская культура, это бронзовый век археологическая культура северных евразийских степей на границах Восточной Европы и Центральная Азия, датируемые периодом 2100–1800 до н.э.. Вероятно, это археологическое проявление индоиранской языковой группы.

Синташтинская культура возникла в результате взаимодействия двух предшествующих культур. Его непосредственным предшественником в Урало-Тобольской степи была полтавская культура, ответвление скотоводческого ямного горизонта, которое продвинулось на восток в регионе между 2800 и 2600 годами до нашей эры. Несколько синташтинских городов были построены на старых поселениях Полтавки или недалеко от Полтавских кладбищ, мотивы Полтавки распространены на синташтинской керамике. Синташтинская материальная культура также показывает влияние поздней абашевской культуры, совокупности поселений шнуровой керамики в зоне лесостепи к северу от Синташтинского края, который также был преимущественно скотоводом. Allentoft et al. (2015) также представлена ​​тесная аутосомная генетическая связь между народами культуры шнуровой керамики и синташтинской культуры.

Были найдены самые ранние известные колесницы в синташтинских захоронениях, и эта культура считается сильным кандидатом на происхождение технологии, которая распространилась по Старому Свету и сыграла важную роль в древних войнах. Синташтинские поселения также отличаются интенсивностью добычи меди и бронзы металлургии, которая здесь необычна для степной культуры.

Из-за того, что остатки синташтинских стоянок трудно идентифицировать останками более поздних поселений, культура только недавно была отделена от андроновской. В настоящее время он признан отдельной сущностью, составляющей часть «андроновского горизонта».

Андроновская культура

Примерная максимальная протяженность андроновской культуры с формирующейся синташтинско-петровской культурой (красный цвет), местонахождение самая ранняя спица -колесная колесница находит (фиолетовый), а соседние и перекрывающиеся Афанасьево, Срубна и BMAC культур (зеленый).

Андроновская культура представляет собой собрание подобных местных бронзового века индоиранских культурных, которые процветали c. 1800–900 гг. До н.э. в западной Сибири и западной азиатской степи. Вероятно, его правильнее назвать археологическим комплексом или археологическим горизонтом. Название происходит от деревни Андроново (55 ° 53'N 55 ° 42'E / 55,883 ° N 55,700 ° E / 55,883; 55,700 ), где в 1914 году было обнаружено несколько могил, со скелетами в согнутом положении, погребенными с богато украшенной керамикой. Более древняя синташтинская культура (2100–1800), ранее входившая в состав андроновской культуры, теперь рассматривается отдельно, но рассматривается ее предшественница и принимается как часть более широкого андроновского горизонта. Выделено как минимум четырех субкультуры андроновского горизонта, в течение которых культура расширяется на юг и восток:

Географические масштабы культуры обширны, и их трудно определить На своих западных окраинах онекается с современной, но отличительной, срубной культурой в междуречье Волга - Урал. 452>Минусинскую впадину, с некоторыми участками до южных Уральских гор, перекрывая ареал более ранней афанасьевск ой культуры. Дополнительные стоянки разбросаны на юге до Коппетдаг (Туркменистан ), Памир (Таджикистан ) и Тиан Шан (Кыргызстан ). Северная граница отдаленно соответствует началу тайги. Большинство исследователей связывают андроновский горизонт с ранними индоиранскими языками, хотя, возможно, он перекрывал ранний, в бассейне Волги взаимодействие с срубной культурой было наиболее интенсивным и продолжительным, и керамика федеровского стиля поведения на западе Волгоград.

уральский говорящий на его северной окраине.

Скифы и Персы

Скиф всадник, Пазырык, из ковра, ок. 300 г. до н.э.

С конца 2-го тысячелетия до нашей эры до начала 1-го тысячелетия до эры иранцы распространились из евразийской степи, и иранские народы, такие как мидяне, персы, парфяне и бактрийцы населяли Иранское нагорье.

скифские племена вместе с киммерийцами, сарматами и Аланы населяли степи к северу от Черного моря. скифские и сарматские племена были распространены по Великой Венгерской равнине, Юго-Восточной Украине, Руси Сибири, Южному, Поволжье, Уральские регионы и Балканы, тогда как другие скифские племена, такие как саки, распространились на восток до Синьцзян, Китай. Скифы также образовали Индо-Скифскую империю, а бактрийцы образовали Греко-Бактрийское царство, основанное Диодотом I, сатрапом Бактрии. Кушанская империя, имеющая бактрийские корни / связи, когда-то контролировала большую часть Пакистана, Афганистан и Таджикистан. Кушанская элита (которую китайцы называли юэчжи ) была народом, говорящим на восточном иранском языке.

Западные и восточные иранцы

Разделение на «восточную » и «западную » группы к началу 1-го тысячелетия прослеживается в Авестийский vs. Древнеперсидский, два древнейших известных иранских языка. Считается, что древнеавестийские тексты, известные как гаты, были составлены Зороастром, основателем зороастризма, с культурой яз (ок. 1500 г. до н.э. - 1100 г. до н.э.) как кандидат на развитие восточно-иранской культуры.

Западные иранские народы

Степень иранского влияния в I веке до нашей эры. Парфянская Империя (в основном Западноиранская ) показана красным, другие области, где доминирует Скифия (Восточноиранская ), оранжевым Империя Ахеменидов в наибольшей степени под властью Дария I (522–486 гг. До н.э.) Распространение современных иранских языков Персеполис : персидские гвардейцы

В течение I веков I тысячелетия до нашей эры древние персы обосновались в западной части Иранского нагорья и, по-видимому, значительно взаимодействовали с эламитами и вавилонянами, в то время как мидянами также вступил в контакт с ассирийцами. Остатки мидийского языка и древнеперсидского показывают свои общие протоиранские корни, подчеркнутые в описании Страбоном и Геродотом их языков как очень похожих на языки, на которых говорили бактрийцы и согдийцы на востоке. После создания империи Ахеменидов персидский язык (на персидском языке именуемый «фарси») распространился из Парса или провинции Фарс в различные регионы Империи с использованием современных диалектов. Ирана, Афганистана (также известного как Дари ) иСредней Азии (известного как Таджики ), происходящих от древнеперсидского.

Сначала западные иранские народы Ближнего Востока находились под властью различных ассирийских империй. Союз мидян с персами и восстание вавилонян, скифов, халдеев и киммерийцев, помог мидянам захватить Ниневию в 612 г. до н.э., что привело к окончательному краху Неоассирийской империи к 605 г. до н.э. Впервые мидяне смогли основать свое Мидийское царство (с Экбатана в качестве своего королевского центра) за пределами своей исходной родины и в конечном итоге получили территорию, простирающуюся примерно от северо-восточного царства до реки Халис в Анатолия. После падения Ассирийской империи, между 616 г. до н.э. и 605 г. до н.э., было сформировано единое мидийское государство, которое вместе с Вавилонией, Лидией и Египтом, стало одной из четырех основных держав древнего Ближнего Востока

Позже, в 550 году до нашей эры Кир Великий свергнет ведущее мидийское правление и завоевал Королевство Лидия и Вавилонская империя, после чего он основал империю Ахеменидов (или Первую Персидскую империю), в то время как его преемники резко расширили ее границы. В своей наивысшей степени империя Ахеменидов будет охватывать территорию на трех континентах, в Европе, Африке и Азии, простираясь от Балкан и Восточной Европы на западе до Долина Инда на востоке. Самая большая империя древней истории, базирующаяся в Персиде (хотя главная столица находилась в Вавилоне), Ахемениды веками правили большей части известного древнего мира. Эта Первая Персидская империя была в равной степени известна своей успешной моделью централизованного бюрократического управления (через сатрапов при царе ) и правительства, работающего на своих подданных для создания инфраструктуры. таких как почтовая система и дорожная система, а также использование официального языка на своей территории, а также большая профессиональная армия и гражданские службы (вдохновившие аналогичные системы в империй), а также за освобождение, включая еврейских изгнанников в Вавилоне, отмечен в западной истории как антагонист греческих городов-государств во время греко-персидских войн. Мавзолей в Галикарнасе, одно из семи чудес древнего мира, также был построен в империи.

Греко-персидские войны привели к тому, что персы были вынуждены уйти со своих европейских территорий, определило прямой дальнейший ход истории Греции и остальной Европы.. Более века спустя князь Македонии (который сам был подчинен Персии с конца VI века до н.э. до Первого персидского вторжения в ), позже известный под именем из Александр Великий свергающего персидского царя, что положило конец империи Ахеменидов.

Древнеперсидский засвидетельствован в Бехистунской надписи (ок. 519 г. до н.э.), где записано воззвание Дария Великого. В юго-западном Иране ахеменидские цари обычно писали свои надписи на трех языках (эламский, вавилонский и древнеперсидский ) и в других местах - на других языках были использованы. В ранний период административными языками были эламитский, а позже императорский арамейский, а также греческий, что делало его широко используемым бюрократическим языком. Несмотря на то, что Ахемениды обширные контакты с греками и наоборот, и завоевали многие из грекоязычных территорий как в Европе, так и в Малой Азии в разные периоды империи, исконные древнеиранские источники не Никаких указаний на греческие лингвистические свидетельства. В дополнение к этому, были размещены и работали в основных регионах империи, также, очевидно, жили и работали в самом сердце империи Ахеменидов, а именно в Иране. Например, греки были частью различных этнических групп, построивших дворец Дария в Сузах, за исключением греческих надписей, найденных поблизости, и одной короткой таблички Персеполиса, написанной на греческом языке.

Ранние годы жителей империи Ахеменидов, похоже, приняли религию зороастризм. белуджи, говорящие на западноиранском языке, рассказывают устную традицию, касающуюся их передачи из Алеппо, Сирии около 1000 г. н.э., тогда как лингвистические данные связывают Белуджи - Курманджи, Сорани, Горани и язык зазаки.

Восточноиранские народы

Восточноиранцы и балто-славянский диалектный континуум в Восточной Европе, последний с предполагаемыми материальными культурными коррелирует с носителями балто- славянского языка в бронзовом веке (белый). Красные точки = архаичные славянские гидронимы Археологические культуры ок. 750 г. до н.э., начало железного века Восточной и Центральной Европы; протоскифская культура граничит с балто-славянскими культурами (лужицкий, милоград и чернолес ) Серебряная монета индо-скифского царя <144 Аз>ес II (годы правления ок. 35–12 до н. Э.) Буддийский символ триратна в левом поле на реверсе

В то время как иранские племена юга более известны своим текстам и современными аналогами, Греческий летописец, Геродот (V век), которые остались в основном на обширных пространствах Евразии, благодаря ссылкам на них древних греков, персов, китайцев и индоариев, а также по археологическим находкам. до н.э.) назван на кочевой народ, скифов ; он был их как обитателей на современной южной Европе России и Украина. Во многих древних санскритских текстах более позднего периода есть ссылки на такие племена, свидетелями они были указывающие на них юго-восточн. ые страны Центральной Азии, около хребта Гиндукуш на севере Пакистана.

Считается, что эти скифы были завоеваны их восточными родственниками, сарматами, которые упомянуты Страбоном как доминирующее племя, контролируемое южными Русская степь в 1 тысячелетия нашей эры. Эти сарматы были также известны римлянам, которые завоевали западные племена на Балканах и отправили сарматских новобранцев в состав римских легионов на запад до Римской Британии. Эти ираноязычные скифы и сарматы доминировали на национальном уровне Восточной Европы в течение тысячелетия и в конечном итоге были поглощены и ассимилированы (например, славянизация ) прото - славянское население региона.

Сарматы отличались от скифов почитанием бога огня, а не бога природы, и выдающейся ролью женщин в войне, что, возможно, послужило источником вдохновения для амазонок. В наибольшей известной степени, примерно в I веке нашей эры, эти племена располагались от реки Вислы до устья Дуная и к востоку до Волги, граничащей с берега Черного и Каспийского морей, а также Кавказа на юге. Их территория, известная греко-римскими этнографами как Сарматия, соответствовала западной части Большой Скифии (в основном Украине и Южной Руси, а также в меньшей степени северо- восточные Балканы вокруг Молдовы ). Согласно Эроусмита, Феллоуз и Грейвса Хансарда в своей книге «Грамматика древней географии», опубликованной в 1832 году, Сарматия состоялась из двух частей, Сарматии Европы и Сарматии Азиатской, общей площадью 503 000 квадратных миль или 1 302 764 км.

На протяжении 1-го тысячелетия н. Э. Большое количество сарматов, которые доминировали на Украине, юге России и на участках Карпат, постепенно начало уменьшаться, в основном из-за к ассимиляции и поглощению германскими готами, особенно из области вблизи римской границы, но только полностью протославянскими народами. Множество восточно-иранских топонимов в собственно Восточной Европе (например, некоторые из приоритетных рек; Днестр и Днепр ), как а также заимствования, принятые преимущественно в восточнославянских языках, и аспекты иранской культуры, принятые у ранних славян, - все это остатки этого. Связь между праславянским и иранским языками также подтверждено самым ранним слоем заимствованных слов в первом. Например, протославянские слова для обозначения бога (* bogъ), демона (* divъ), дома (* xata), топора (* toporъ) и собаки (* sobaka) имеют скифское происхождение.

Обширные контакты между этими скифо-сарматскими иранскими племенами в Восточной Европе и (ранними) славянами включали религию. После расхождения славянских и балтийских языков ранние славяне взаимодействовали с иранскими народами и объединили элементы иранской духовности в свои верования. Например, как раннеиранские, так и славянские верховные боги считались дарителями богатства, в отличие от верховных богов грома во многих других европейских религиях. Кроме того, и у славян, и у иранцев были демоны - имена, полученные от схожих лингвистических корней, даэва (иранский) и диво (славянский) - и концепция дуализма, добра и зла.>Восточные сарматы, жившие в Причерноморско-Каспийской степи, стали аланами, которые также отважились повсюду, с ветвью, заканчивающейся в Западной Европе, а Северная Африка, поскольку они сопровождали германских вандалов и свебов во время их перемещения. Современные осетины считаются прямыми потомками аланов, поскольку другие остатки аланов исчезли после германских, гуннских и в конечном итоге славянских миграций и вторжений. Другая группа аланов объединилась с готовами, чтобы победить римлян и в конечном итоге поселилась на территории, которая сейчас называется Каталонией (Гот-Алания).

Хормизд I, сасанидская монета

Некоторые из сакско-скифских племен в Средней Азии позже продвинется дальше на юго-восток и вторгнется на Иранское нагорье, большие участки современного Афганистана и, наконец, вглубь современного Пакистана (см. индо-скифы ). Другим иранским племенем, связанным с сакско-скифами, были парни в Средней Азии, которые позже стали неотличимы от парфян, говорящих на северо-западном иранском языке. Многие иранские племена, включая хорезмийцев, массагетов и согдийцев, были ассимилированы и / или вытеснены в Среднюю Азию миграциями тюрков племена, происходящие из Синьцзяна и Сибири.

Современные Сариколи на юге Синьцзяна и осетины Кавказа (в основном Южная Осетия и Северная Осетия ) - это остатки различных племен скифского происхождения с обширной территории, на которой они когда-то обитали. Современные осетины являются потомками алано-сарматов, и их претензии поддерживаются их северо-иранским языком, тогда как в культурном отношении осетины напоминают своих северокавказских соседей, кабардинцев и черкесов. На восточном Кавказе существовали различные вымершие иранские народы, в том числе азари, в то время как некоторые иранские народы остаются в регионе, в том числе талыши и таты (включая иудео-таты, переселившиеся в Израиль ), найдены в Азербайджане и на севере Российской республики Дагестан. Остатки согдийцев встречаются у ягнобийскоязычного населения в некоторых частях Зеравшанской долины в Таджикистане.

Более поздние события

Начиная с правления Омара в 634 году нашей эры, мусульмане арабы начали завоевание иранских Плато. Арабы завоевали Сасанидскую империю персов и захватили большую часть Византийской империи, населенную курдами и другими. В конце концов, различные иранские народы, включая персов, пуштунов, курдов и белуджей, обратились в ислам, а аланы приняли христианство, заложив тем самым фундамент за то, что современные осетины христиане. Позже иранские народы раскололись по сектантскому принципу, когда персы приняли шиитскую секту. По мере того как менялись древние племена и идентичности, менялись и иранские народы, многие из которых ассимилировали чужие культуры и народы.

Позже, во 2-м тысячелетии нашей эры, иранские народы будут играть заметную роль в эпоху исламской экспансии и империя. Саладин, известный противник крестоносцев, был этническим курдом, в то время как различные империи с центром в Иране (включая Сефевидов ) относились к - установил современный диалект персидского языка в качестве официального языка, на котором говорят на большей части территории современного Ирана и Кавказа. Иранское влияние распространилось на соседнюю Османскую империю, где персидский язык часто использовался при дворе (хотя сильная тюрко-персидская основа была заложена уже предшественниками османов в Анатолии, а именно сельджуков и султаната Рума среди прочих), а также двору империи Великих Моголов. Все основные иранские народы вновь заявили о своем использовании иранских языков после упадка арабского правления, но не начали формировать современные национальные идентичности до 19-го и начала 20-го веков (как и многие европейские сообщества, такие как Германия и Италия начали формировать собственную национальную идентичность).

Демография

Примерно от 150 до 200 миллионов носителей иранских языков, шесть основных групп персов, люров, Курды, таджики, белуджи и пуштуны составляют около 90% этого числа. В настоящее время большинство этих иранских народов проживают в Иране, Афганистане, Кавказе (в основном Осетии, других частях Грузии, Дагестан и Азербайджан ), Иракский Курдистан и курдские населенные пункты Турции, Иран и Сирия, Таджикистан, Пакистан и Узбекистан. Есть также иранские народы, проживающие в Восточной Аравии, такие как северный Оман и Бахрейн.

. Из-за недавних миграций, есть также большие сообщества носителей иранского языка. языки в Европе, Северной и Южной Америке и Израиле.

Список иранских с районами поселений народов соответствующих групп и их примерными размерами
Этническая принадлежностьрегионнаселение (миллионы)
персоязычные народы Иран, Афганистан, Таджикистан, Кавказ, Узбекистан, Бахрейн, Кувейт, Ирак72–85
пуштуны Афганистан, Пакистан63
Курды, Заза, езиды, шабаки Иран, Ирак (Курдистан ), Турция, Сирия, Армения, Израиль, Ливан, Грузия25-30
Ba luchs Пакистан, Иран, Оман, Афганистан, Туркменистан, ОАЭ1520-22
Гилакис и Мазандеранис Иран5–10
Lurs Иран, Кувейт и Оман026 6
Памирцы Таджикистан, Афганистан, Китай (Синьцзян ), Пакистан0,9
Талыш Азербайджан, Иран1,5
Осетины Грузия (Южная Осетия),. Россия (Северная Осетия ), Венгрия0,7
Ягноби Узбекистан и Таджикистан (Зерафшанский район )0,025
Кумзари Оман (Мусандам )0,021
Зороастрийские группы в Индии Индия

Культура

Навруз, древний иранский ежегодный фестиваль, который до сих пор известен на Иранском нагорье и за его пределами, в Душанбе, Таджикистан.

Сегодня считается, что иранская культура сосредоточена на так называемом Иранском нагорье, и берет свое начало в поисках ба ск с андроновской культурой позднего бронзового века, которая связывает с другими культурми евразийской степи. Однако он развит в отличие от его более ранних поколений в степи, где продолжало участие большое ираноязычных (т. Е. скифов ), что показано в Иранская мифология как контраст между Ираном и Тураном.

Как и другие индоевропейцы, ранние иранцы практиковали ритуальные жертвоприношения, социальную иерархию, состоящую из воинов, священнослужителей и фермеров, рассказывали о своих деяниях через поэтические гимны и саги. У иранских народов прослеживаются общие черты. Например, социальное событие Навруз - древний иранский праздник, который до сих пор отмечается почти всеми иранскими народами. Однако из-за различных адаптаций к окружающей среде в различных системах и других культурах.

Обладая многочисленными художественными, научными, архитектурными и философскими достижениями и многочисленными царствами и империями, которые соединяли мосты между большей частью цивилизованного мира в древности, иранские народы часто находились в тесном контакте с людьми из различных западных и восточных частей мира.

Религия

Руины в Кангаваре, Иран, предположительно принадлежат храму, посвященному древней богине Анахите.

Раннеиранский народы исповедовали древнюю иранскую религию, которая, как и религия других индоевропейских народов, охватывала различных мужских и женских божеств. Огонь считался важным и в высшей степени священным элементом, а также божеством. В Древнем Иране с большой осторожностью хранили огонь в храмах огня. Отмечались различные ежегодные фестивали, в основном связанные с земледелием и скотоводством, самым важным из которых был Новый год (Навруз), который широко отмечается до сих пор. Зороастризм, форма древней иранской религии, которая является все еще практикуемым общинами, позже развит и распространился на все иранские народы, живущие на Иранском нагорье. Среди других религий, возникших в иранском мире, были митраизм, манихейство и маздакизм. Различные религии иранских народов, по мнению некоторых ученых, оказали значительное раннее философское влияние на христианство и иудаизм.

Культурная ассимиляция

Бронзовая статуя парфянского дворянина, Национальный музей Ирана A кафтан, который носил согдийский всадник, VIII - X веков

На иранских языках, в меньшей степени, до сих пор говорят на обширных территориях, включая регионы вокруг Черного моря., Кавказ, Средняя Азия, Россия и северо-запад Китая. Это население было лингвистически ассимилировано меньшими, но доминирующими тюркоязычными группами, в то время как оседлое население в конечном итоге приняло персидский язык, который начал распространяться в регионе со времен Сасанидской империи. Сдвиг языка со среднеиранского на тюркский и новоперсидский был преимущественно результатом процесса «доминирования элиты». Более того, различные тюркоязычные этнические группы Иранского нагорья часто говорят также на иранском языке и принимают иранскую культуру в той степени, в которой можно было бы применить термин тюрко-иранский. Некоторые иранские народы также смешались со славянами, и многие из них подверглись славянизации.

. Следующие ниже люди либо частично происходят от иранских народов, либо иногда считаются потомками.

  • Тюркские говорящие:
    • азербайджанцы : несмотря на то, что они являются носителями тюркского языка (азербайджанский тюркский ), они, как полагают, в основном произошли от более ранних иранских -спикеры региона. Возможно, они связаны с древнеиранским племенем мидян, не считая появления последующих персидских и тюркских элементов в районе их расселения, которые, до распространения тюркского языка был ираноязычным. Таким образом, из-за своих исторических, генетических и культурных связей с иранцами азербайджанцы часто ассоциируются с иранскими народами. Генетические исследования показали, что они также генетически связаны с иранскими народами. (См. Также: Древний азербайджанский язык и Происхождение азербайджанцев )
    • Туркмены : генетические исследования показывают, что туркмены характеризуются наличием местных иранских линий передачи мтДНК, аналогичных восточным Иранские популяции, но скромные женские Монголоидные компоненты мтДНК наблюдались в туркменских популяциях с частотой около 20%. Это, вероятно, указывает на предковую комбинацию тюркских и иранских групп, присущую современным туркменам. унаследовано, что, по-видимому, соответствует историческим записям, указывающим на присутствие различных иранских племен в регионе до миграции тюркских племен.
    • Узбеки : Уникальные грамматические и фонетические особенности узбекского языка, а также элементы современной узбекской культуры отражают древние иранские корни узбекского народа. Согласно недавнему генетическому генеалогическому тестированию, проведенному в исследовании Оксфордского университета, генетическая примесь узбеков сгруппирована где-то между п у иранских народов и монголов. До русского завоевания Средней Азии местные предки тюркоязычных узбеков и ираноязычных таджиков, жившие в Средней Азии, назывались сартами, тогда как Узбек и тюрк были названиями, данными кочевым и полукочевым народам этой местности. Тем не менее, на сегодняшний день современные узбеки и таджики известны своим тюркским соседям, казахам и киргизам, как сарты. Некоторые узбекские ученые также поддерживают теорию иранского происхождения.
    • Уйгуры : Современные ученые считают современных уйгуров потомками, помимо древних уйгуров, иранских саков (Schytian ) племена и другие индоевропейские народы, населявшие Таримский бассейн до прихода тюркских племен.
  • славянские - носители языка:
    • хорваты и Сербы : Некоторые ученые предполагают, что славяноязычные сербы и хорваты произошли от древних сарматов, древнего иранского народа, который когда-то поселился на большей части юга европейской части России и восточных Балкан, и что их этнонимы имеют иранское происхождение. Предполагается, что сарматы сербы и предполагаемые племена хороатос были ассимилированы с численно превосходящими славянами, передав их имя. Говорящие на ираноязычном языке народы действительно населяли части Балкан в поздние классические времена, и их могли бы встретить славяне. Однако прямых лингвистических, исторических или археологических доказательств такой теории нет. (См. Также: Гипотезы происхождения сербов и Гипотезы происхождения хорватов )
  • Суахили говорящих:

Генетика

Таджикская женщина, держащая ее ребенок

Regueiro et al (2006) и Grugni et al (2012) выполнили крупномасштабную выборку различных этнических групп в Иране. Они обнаружили, что наиболее распространенными гаплогруппами были:

Трое курдских детей из Провинция Бисмил, Турция
  • J1-M267 ; типично для семитоязычных людей, редко превышала 10% в иранских группах.
  • J2-M172 : is наиболее распространена в Иране (~ 23%); почти исключительно представлена ​​субкладом J2a-M410 (93%), другой основной подкладой является J2b-M12. Помимо иранцев, J2 распространен у арабов, средиземноморских и балканских народов (хорваты, сербы, греки, боснийцы, албанцы, итальянцы, македонцы, болгары, турки), на Кавказе (армяне, грузины, чеченцы, ингуши, северо-восточная Турция, север / северо-западный Иран, курды, персы); в то время как его частота внезапно падает за пределами Афганистана, Пакистана и северной Индии. В Европе J2a чаще встречается в южной Греции и южной Италии; в то время как J2b (J2-M12) более распространен в Фессалии, Македонии и центрально-северной Италии. Таким образом, J2a и его подгруппы в ней имеют широкое распространение от Италии до Индии, в то время как J2b в основном ограничен Балканами и Италией, будучи редким даже в Турции. Хотя он тесно связан с Анатолией и Левантом; и предполагаемых сельскохозяйственных экспансий, распределение различных подклассов J2, вероятно, представляет собой ряд миграционных историй, которые требуют дальнейшего разъяснения.
  • R1a-M198 : распространено в Иране, в большей степени на востоке и юге. чем запад и север; предполагая миграцию на юг в Индию, а затем вторичное распространение на запад через Иран. Хотя исследования Grongi и Regueiro не определили, к каким подклассам иранские гаплогруппы R1a принадлежат, частные генеалогические тесты предполагают, что практически все они принадлежат к «евразийским» R1a-Z93. Действительно, популяционные исследования соседних индийских групп показали, что все они принадлежали к R1a-Z93. Это означает, что R1a в Иране не произошел от «европейского» R1a, и наоборот. Скорее, обе группы являются сопутствующими, сестринскими ветвями, которые происходят от родительской группы, которая предположительно изначально жила где-то между Центральной Азией и Восточной Европой.
  • R1b - M269 : широко распространены от Ирландии до Ирана и распространены в высокогорьях. Население Западной Азии, такое как армяне, турки и иранцы - в среднем 8,5%. Иранский R1b принадлежит к субкладу L-23, который старше производного субклада (R1b-M412), наиболее распространенного в Западной Европе.
  • Гаплогруппа G и субклады: наиболее концентрированные на Кавказе он присутствует у 10% иранцев.
  • Гаплогруппа E и различные субклады являются маркерами различных северных и восточноафриканских популяций. Они присутствуют менее чем у 10% иранцев (см. афроиранцы ).

В двух крупномасштабных работах Хабера (2012) и Ди Кристофаро (2013) проанализированы популяции из Афганистана, где несколько ираноязычных групп являются коренными Они обнаружили, что разные группы (например, белуджи, хазарейцы, пуштуны) были весьма разнообразными, но в целом:

  • R1a (субклад, далее не анализируемый) был преобладающей гаплогруппой, особенно среди пуштунов, белуджей и таджиков.
  • Присутствие «восточноевразийской» гаплогруппы C3, особенно у хазарейцев (33–40%), частично связано с экспансией монголов в регион.
  • Присутствие гаплогруппы J2, как и в Иране, 5–20%.
  • Относительная малочисленность «индийской» гапгруппы H(< 10%).

Внутреннее разнообразие и отдаленное родство

В целом ираноязычное население характеризуется высоким внутренним разнообразие. Что касается Афганистана, "это, вероятно, связано со стратегическим положением этого региона и его уникальной суровой географией гор, пустынь и степей, которые могли бы облегчить создание социальных организаций в растущих популяциях и помочь поддержать генетические границы между группами, которые со временем превратились в отдельные этнические группы ", а также" высокий уровень эндогамии, практикуемый этими группами ". Данные в конечном итоге предполагают, что Афганистан, как и другие регионы Северной и Центральной Азии, постоянно был реципиентом, а не источником потока генов. Хотя популяции из самого Ирана также разнообразны, J2a-M530, вероятно, распространился за пределы Ирана и составляет общий генетический субстрат для всех иранских популяций, который затем был модифицирован дальнейшими дифференциальными потоками генов. В Иране язык был большей детерминантой генетического сходства между различными группами, тогда как в Афганистане и других районах северной Центральной Азии этого не было.

В целом в Иране группы коренного населения не образуют тесных кластеров. либо по языку, либо по региону. Скорее, они занимают промежуточные позиции среди ближневосточных и кавказских кластеров. Некоторые иранские группы принадлежат к ближневосточной группе (часто с турками), но ни одна из них не попала в арабские или азиатские группы. Некоторые иранские группы в Иране, такие как гилаки и мазандарани, имеют отцовскую генетику (Y-ДНК), практически идентичную южнокавказским этническим группам.

Иранцы лишь отдаленно родственны европейцам как целиком, преимущественно с южными европейцами, такими как греки, албанцы, сербы, хорваты, итальянцы, боснийцы, испанцы, македонцы, португальцы и болгары, а не с северными европейцами, такими как норвежцы, датчане, шведы, ирландцы, шотландцы, валлийцы, Англичане, финны, эстонцы, латыши и литовцы. Тем не менее, ираноязычные выходцы из Центральной Азии проявляют большую близость к европейцам, чем тюркоязычные жители Центральной Азии.

Исследование Мерджу и ее коллег с 1021 выборкой из одиннадцати этнических групп показывает, что большинство этнических групп в Иран, включая иранцев арабов, азербайджанцев, гилаков, курдов, мазандеранисов, Люров и персов можно рассматривать как один разнородный кластер. В то время как белуджи, систанисты, туркманы и жители Южных островов являются примесными группами. Сравнение основного генетического кластера Ирана с древними случаями показывает преемственность в течение как минимум 5000 лет и просто миграцию населения Кавказа в период с неолита по бронзовый век.

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Викиисточник содержит текст Справочная работа для нового студента статья »Иранцы ".
Последняя правка сделана 2021-05-24 06:24:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте