Восточноевропейское еврейство

редактировать
Плотность еврейского поселения в мошаве в 1905 году Текст на иврите: Желтая область показывает распределение Евреи польско-литовского союза, места их первоначального проживания и районы иммиграции.

Выражение «восточноевропейское еврейство» имеет два значения. Первое значение относится к текущим политическим сферам стран Восточной Европы, а второе относится к еврейским кибуцам в России и Польше. Фраза «восточноевропейские евреи» или «евреи Востока» (от немецкого: Ostjuden) была введена в 19 веке в Германской империи и в западных провинциях Австро-Венгерской империи с целью различения интегрирующихся евреев в Центральной Европа от востока. Эта особенность касается второго значения концепции восточноевропейского еврейства - еврейских групп, которые жили в Польше, Украине, Беларуси, Латвии, Литве, Эстонии, России, Румынии, Венгрии и современной Молдове в коллективном поселении (от иврита: кибуц- קיבוץ). Многие из них говорили на идиш.

В начале 20 века в Восточной Европе проживало более 6 миллионов евреев. Они были организованы в большие и маленькие общины, живущие в больших городах, таких как Варшава (с населением около 300 000 евреев), и в маленьких городках, где проживали только десятки или сотни евреев.

Содержание

  • 1 С начала еврейского поселения до 18 века
    • 1.1 Экономика и коммерция
    • 1.2 Традиционная жизнь
    • 1.3 Социальная структура
  • 2 С конца 18 века до начала ХХ века
    • 2.1 Поселение
    • 2.2 Галичина
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники

От начала еврейского поселения до XVIII века

Польские евреи в типичной одежде - 17 век (вверху), 18 век (внизу)

Первое еврейское поселение в Восточной Европе началось в колонии на берегу Черного моря в 1 веке. Поселение, которое располагалось на севере Черного моря, было единственным еврейским поселением в Восточной Европе до VII века. В этот период евреи начали иммигрировать на восток, в сторону хазарского государства. Евреи-иммигранты прибыли из Византии и из исламских стран, где они получили, как христиане и мусульмане, полные религиозные и законные права. В конце X века хазарское государство распалось, и центр еврейского притяжения в Восточной Европе переместился в Киевское княжество. Киев был политическим и культурным центром южнорусских княжеств. Евреи играли значительную роль во внешней торговле города до конца 11 века, а затем, начиная с 12 века, вместе с остальной частью Центральной Европы.

евреи Киева являются отправителями и получателями транзакций сообщений, найденных среди Каирской Генизы.

С конца 12-го века и начала В 13 веке в Восточной Европе начали формироваться организованные еврейские общины. Рост их населения произошел в основном за счет большой миграции из Центральной Европы в больших количествах. Даже евреи-неашкенази поселились в Восточной Европе, но их число было относительно небольшим, а их влияние на социокультурный характер евреев в Восточной Европе было незначительным.

В начале 16 века количество евреев в Восточной Европе оценивалось от 10 000 до 30 000 человек. Некоторые из их общин говорили на лешон кнаан и придерживались различных других неашкеназских традиций и обычаев. В некоторых частях Восточной Европы до прихода евреев-ашкенази из Центральной Азии присутствовали евреи-неашкенази, которые говорили на лешон-кнаан и придерживались различных других неашкеназских традиций и обычаев. Еще в начале XVII века было известно, что в городах Литвы проживали евреи, чей язык был «русским» (от иврита: רוית and), и они не знали «ашкеназского языка», то есть немецко-идиш. В 1966 году историк Сесил Рот поставил под сомнение включение всех евреев, говорящих на идиш, в качестве ашкенази по происхождению, предположив, что по прибытии евреев-ашкенази из Центральной Европы в Восточную Европу, от Средних веков до 16 века, там уже было значительное количество евреев, которые позже отказались от своей изначальной культуры в пользу ашкеназской. Однако, согласно более поздним исследованиям, массовые миграции говорящих на идиш евреев-ашкенази произошли в Восточную Европу с запада, которые увеличились из-за высокой рождаемости и поглотили и / или в значительной степени вытеснили предыдущие неашкеназские еврейские группы Восточной Европы (последние группы по оценке демографа Серджио ДеллаПергола, цифры были небольшими). В середине 18 века число евреев увеличилось примерно до 750 000 человек. В этот период только треть восточноевропейских евреев жила в районах с преимущественно польским населением. Остальные евреи жили среди других народов, в основном в украинской и русско-литовской среде. Численное увеличение было связано с массовой миграцией говорящих на идиш евреев-ашкенази из Центральной Европы в Восточную Европу, начиная со средних веков до 16 века, а также высокой рождаемости среди этих иммигрантов. Генетические данные также указывают на то, что говорящие на идиш восточноевропейские евреи в значительной степени произошли от евреев-ашкенази, которые мигрировали из Центральной Европы и впоследствии испытали высокий уровень рождаемости и генетическую изоляцию.

В середине 18 века две трети еврейского населения в Восточной Европе жили в городах или поселках, а третья жила в деревнях - уникальное явление, практически не существовавшее в Западной Европе. В каждой деревне, где жили евреи, было в среднем только две еврейские семьи и не более десяти евреев. В большинстве городских поселений, в которых они жили, еврейское население составляло в среднем половину числа жителей. Отсюда следует, что во многих городах было еврейское большинство. Эта реальность усиливалась с годами, процент евреев в городах увеличивался, и, таким образом, был создан феномен «штетл» - «еврейский городок», большая часть которого была еврейской, и чей еврейский культурный характер был видный.

Экономика и торговля

Евреи занимались торговлей и различными ремеслами, такими как портняжное дело, ткачество, обработка кожи и даже сельское хозяйство. Экономическая деятельность восточноевропейских евреев отличалась от экономической деятельности евреев из Центральной и Западной Европы: в Восточной Европе евреи развили специализацию в торговле, аренде и ремеслах, которые почти не были найдены в Западной Европе. Восточноевропейские евреи также активно участвовали в экономических вопросах, которыми евреи Центральной и Западной Европы вообще не занимались.

До середины 17 века, когда в 1648 году произошли казацкие бунты против еврейского населения, восточноевропейские евреи жили в относительно комфортных условиях, которые позволяли им процветать. Евреи по большей части пользовались обширной экономической, личной и религиозной свободой. Так, например, депортации, лишение права выкупа еврейской собственности и снятие финансовых долгов неевреев перед евреями, которые были обычным явлением в Западной Европе, почти не существовали на Востоке. Несмотря на привилегии, ненависть к евреям была также выражена. Это явление было описано еврейским мудрецом по имени Шломо Маймон:

«Возможно, что нет другой страны, кроме Польши, где свобода религии и ненависть к религии встречаются в равной мере. Евреям разрешено сохранять свою религию. с абсолютной свободой, а остальные гражданские права были закреплены за ними, и у них даже есть свои собственные суды. И в противоположность этому вы обнаруживаете, что религиозная ненависть настолько велика, что касается этого вопроса, слова " Еврей - это мерзость ».

Традиционная жизнь

Восточноевропейские евреи в начале своего поселения мало изучали Тору. В результате многие галахические (от иврита: הלכתיות) вопросы и проблемы были адресованы близким к ним раввинам и знатокам Торы в Германии и Богемии. С 16 века роскошные учебные центры были созданы в Восточной Европе, где также начало развиваться хасидское движение.

Социальная структура

Еврейская социальная структура в Восточной Европе была построена из общин, и с середины 16 века до 1764 года центральные институты, в том числе общинные, самоуправления в Восточной Европе были Бег. Двумя основными учреждениями были Комитет четырех государств и Государственный совет Литвы. Роль комитетов заключалась в сборе налогов с еврейских общин и их передаче властям. Позже они взяли на себя задачу представлять еврейскую общину иностранным правителям этих стран. Кроме того, комитет имел судебную власть над внутренними законами и Галахотом (от иврита: הלכות) в еврейских общинах.

Совет Четырех Земель был высшим учреждением среди комитетов. Комитет состоял из семи судей-раввинов, когда их главой всегда был представитель люблинской общины. Остальные члены комиссии - представители городов Познань, Краков и Львов. Исторические документы, подписанные комитетом, показывают, что в определенные периоды комитет был расширен, чтобы представлять все важные общины в королевстве, а затем число представителей приближалось к тридцати. Сначала комитет собрался в Люблине, что придало городу статус первоклассного еврейского центра. Конференция, которая длилась около двух недель, проводилась один раз в год зимой, когда координировалась крупнейшая в городе ярмарка. Позднее конференция проводилась два раза в год: зимнее собрание в Люблине и летнее собрание в городе Ярослав в Галиции.

С конца 18 века до начала 20 века

В конце 18 века евреи Восточной Европы были разделены на два основных географических региона: поселение, контролируемое Российская империя, и Галиция под контролем Австро-Венгерской империи.

Поселение

Три раздела Польши (сначала в 1772 г., затем в 1793 г. и, наконец, в 1795 г.) оставил арийскую часть польского еврейства под властью Российской империи. Российское правительство оказалось менее терпимым по отношению к евреям, и на евреев было наложено больше ограничений, чем на остальную часть поляков. В 1791 году царица Екатерина Великая основала область Поселения («мошав») на западных окраинах империи, где разрешалось жить только евреям. В мошав входила большая часть бывших территорий Польши и Литвы, где проживали евреи. Ограничение этих границ привело к изгнанию и депортации евреев Москвы и Санкт-Петербурга на восточные границы страны, что было одной из основных целей властей). Позже евреям Киева также запретили жить в своем городе, хотя сам Киев был включен в «район Селения».

В начале ХХ века в царской России проживало более пяти миллионов евреев, 90% из которых были сосредоточены в районе Селения, а около трех миллионов евреев жили на бывших границах Польши. По разным оценкам, восточноевропейское еврейство в начале ХХ века составляло 80% мирового еврейства.

Галиция

Другой крупной еврейской общиной в Восточной Европе была Галиция, территория, отданная Австрии при разделе Польши. К концу 19 века император Франц Иосиф намеревался «окультурить» евреев, основав сеть общеобразовательных школ. Некоторые евреи поддерживали эту цель, но большинство выступали против нее. Дальнейшее сопротивление возникло, когда была предпринята попытка поселить евреев на этой земле.

Евреи в Галиции были известны своей набожности, и они боролись против Просвещения и против попыток «ассимилировать» их в культурном отношении. Также произошло резкое противостояние между сторонниками хасидизма и его противниками. В конце концов хасидизм победил и стал доминирующим движением среди евреев Галиции.

В 1867 году евреям Галиции было предоставлено полное равноправие, и, таким образом, они были первыми среди евреев Восточной Европы, получившими освобождение. В Галичине процветало сионистское движение. В 19 веке и в начале 20 века, до Первой мировой войны, еврейская община в Галичине процветала. Там было опубликовано большое количество книг и стихов, этим занимались многие мудрецы Торы, возникли сионизм и культура идиш. В начале ХХ века количество евреев в Галичине превышало 800 000 человек.

См. Также

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-05-18 05:02:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте