Đại Cồ Việt. i Cồ Việt Quốc (大 瞿越國) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
980–1009 | |||||||||
Статус | Внутренняя имперская система в пределах Песня притока | ||||||||
Столица | Хоа Лư | ||||||||
Обычные языки | Среднекитайский, Средневьетнамский | ||||||||
Религия | Буддизм | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Император | |||||||||
• 980–1005 | Ле Ци Хан (Первый) | ||||||||
• 1005 | Ле Чунг Тонг | ||||||||
• 1005–1009 | Ле Нга Триу (Последний) | ||||||||
Канцлер | |||||||||
• 980 | |||||||||
История | |||||||||
• Император Тайцзун из Сун отправил армию для вторжения в Чи Цо Вьетт | Июнь 980 г. | ||||||||
• Императрица Дунг Ван Нга восседает на троне Ле Хоан | 980 | ||||||||
• Битва при Бочонге (981) | 980–981 | ||||||||
• Ле Нгня Триу убил и украл трон от Ле Чунг Тонга | 1005 | ||||||||
• Смерть Ле Нга Триу | 1009 | ||||||||
Валюта | Ван | ||||||||
|
ранняя ле | |
---|---|
страна | Đại Cồ Việt (Вьетнам ) |
основана | 980 |
найдена эр | Ле Хоан |
Последний правитель | Ле Нга Триу |
Титулы |
|
Поместье | Хоа Лу |
Заложение | 1009 |
Ранняя династия Ле (вьетнамцы : Нья Тьен Ле; Хан Ном : 家 前 黎 ; произносится ) или Дом Ле был вьетнамской буддийской королевской семьей, правившей царство Чи Чи Вьет, ныне Вьетнам, с 980 по 1009 год, после династии Шинь и преемником династии Лы. Он состоял из правления трех императоров.
После убийства императора Синь Тьен Хоанг и первого сына императора, Синь Линь, третьего сына императора, Синь Пху, вступил на престол в возрасте шести лет с регентом Ле Хоаном. Во время регентства Ле Хоана члены королевского двора, скептически относившиеся к лояльности Ле Хоана истинному императору, такие как герцог Эн Нгуен Бок и генерал Шинь Шин, привели армию к императорскому дворцу в попытка переворота. Несоблюдение обязательства привело к казни этих двух фигур. В 980 году династия Сун из Китая при императоре Тайцзуне приказала китайской армии вторгнуться в Чи Цо Вьет. Поскольку молодой император не смог вывести страну против захватчика, мандарины королевского двора обсудили с императрицей Дунг Ван Нга о возведении на престол наиболее доверенного генерала и регента Ле Хоана. Большинство из них проголосовало за это предложение; следовательно, императрица свергла своего сына и передала корону Ле Хоану. Он принял императорское кресло, основав новую династию под названием Ранняя династия Ле. Ле Хоан часто упоминается под посмертным именем Ли Хань.
После военных угроз со стороны Китая Сун, Ле Ци Хан готовился к войне, в то время как силы Сун продвигались к Чи Цо Вьет. Позже, в битве на реке Бочанг, силы Ле Чи Хана под командованием генерала Пхам Чу Луна сумели остановить сухопутное продвижение сил Сун, хотя и нанесли некоторые потери. В поисках мира Ли Хань отправил посланников вести переговоры о мире; таким образом, ежегодное поклонение и подношения Небесному Императору Китая возобновились как средство успокоения династии Сун.
В 982 году Ле Ци Хан начал экспедиции в Чампа, нацию к югу от Чи Ци Ханя. Армия Ле Си Хана встретила объединенные силы Чампа, Ченла и Аббасидов наемников в О Бане (провинция Куанг Нам сегодня) и сможет победить все их. Король Чампа Парамесвараварман I был обезглавлен, а столица Чампы Индрапура была разграблена вьетнамцами. Новый король Чампа согласился быть вассальным государством Чи Цо Вьетта в 983 году.
Некоторые внутренние достижения Ле Чи Хань включают строительство новых памятников и гальванизацию сельскохозяйственного и кустарного производства с целью добиться экономического прогресса. Было разработано множество духовных этикетов, и правительство Ле Чи Хана было образцом для правления следующей династии. Ле Си Хан умер в 1005 году в возрасте 65 лет и после 25 лет правления. В своем завещании Ле Си Хан отдал трон своему младшему сыну Ле Лонг Виоту.
Из множества своих принцев Ле Хоан назначил своего первого принца наследным принцем в первые годы своего правления. Тхау умер в 1000 году, и Ле Хоан был вынужден выбрать другого наследного принца. Пятый принц, герцог Хай Мина, Ле Лонг Ань, назначил себя наследным принцем. Согласно Đại Việt sử ký toàn thư, Ле Хоан считал его подходящим для того, чтобы стать следующим императором, но мандарины королевского двора предложили ему не делать этого, потому что они считали других кандидатов более жизнеспособными. Ле Хоан последовал совету и выбрал своего старшего брата Ле Лонг Вио, герцога Нам Фонга. В 1005 году Ле Хоан умер после 24 лет правления во дворце Чанг Сюань. После смерти между принцами Ле Лонг Ань, Ле Лонг Тич, Ле Лонг Кин и наследным принцем Ле Лонг Виот произошел спор о престолонаследии, из-за которого правительство не смогло взять под свой контроль всю страну в течение восьми месяцев. Зимой 1005 года Ле Лонг Тич потерпел поражение от наследного принца Ле Лонг Вьет. Он бежал в провинцию Тхуч Ха, ныне провинция Хатунь, и приказал устроить там резню местных жителей. Через несколько месяцев Ле Лонг Виот смог провозгласить себя императором Ле Чунг Тонг, но был убит после трех дней правления Ле Лонга, который заменил его на посту императора.
Ле Лонг Ань собрал большие вооруженные силы, победив других князей. Стабилизировав свое правление посредством войны, он укрепил внешние отношения с династией Сун с помощью мягкой и дружественной политики. Император полностью поддерживал буддизм и искал китайские буддийские каноны и писания для практики во Вьетнаме. Он также руководил национальной экономикой и начал строительство мостов, дорог и другой инфраструктуры для облегчения перевозки людей и товаров, особенно воды. В 1009 году он установил обмен товарами и продуктами в Наньнине с династией Сун, хотя этот обмен был ограничен, поскольку император Сун разрешал вьетнамским бизнесменам торговать только в определенных местах у границы. например округ Хэпу, Гуанси.
Император был известен тем, что страдал от геморроя, из-за которого он не мог сидеть на троне и вместо этого заставлял его лечь на трон. Его знаменитые сеансы лжи принесли ему имя Ле Нга Трину на протяжении всего его правления, что означает «тот, кто правит, лежа на троне».
Несмотря на его предполагаемые достижения в дипломатии, религии, инфраструктуре и экономике, правление Ле Лонга, согласно древним источникам, характеризовалось распутством, дикими оргиями и упадком, хотя современные историки отвергли эти истории как легенду, в то время как другие историки сравнивают его римскому императору Нерону, так как он был хорошо известен своими жестокостями, не последней из которых был садизм и пытки не только многих типов преступников, но и его собственных родственников, он только продвигает и принимает участие в этих позорных действиях. Согласно этим рассказам, его любимыми методами казни и пыток было погружение в воду, Линчи и сожжение живых жертв, и все это он воспринимал как развлечение. Хотя буддизм играл ключевую роль в его жизни и политике, император часто использовал буддийских монахов для так называемых развлечений, таких как отшелушивание сахарного тростника с головы монаха до тех пор, пока она не начала кровоточить. Использование многих коррумпированных или иным образом некомпетентных чиновников на важных придворных должностях только усилило эти тенденции императора. Из-за слабого здоровья императора, по некоторым данным, большая часть власти фактически контролировалась одним из членов семьи Ли Ли Конг Уон. Высочайшее возмущение общественности и императорского двора достигло высшей точки за долгий период, предшествовавший смерти Ле Лонга. После смерти Ле Лонга суд согласился возвести на престол высокопоставленного мандарина и аристократа Ли Конга Уна в качестве нового императора под давлением общественности и буддийских монахов, тем самым положив конец ранней династии Ле. На его месте династия Ли открыла новую эру для Вьетнама, когда в новой династии вновь возникло сочетание конфуцианских и буддийских влияний.
Династия Ранняя династия Ле изменила традиционную форму правления династии Шинь, хотя и изменила некоторые ее части. В 980 году Ле Хоан назначил нескольких человек на должности при дворе: в качестве великого канцлера, известного на вьетнамском языке как Тайсо; Phm Cự Lng как вице-канцлер, или Тай úy; как великий правитель суда, i tổng quản; и в качестве военного коменданта королевской столицы на вьетнамском языке Nha nội đô chỉ huy sứ. Однако серьезной реформой было распределение конкретных обязанностей и полномочий между каждым мандарином, в отличие от династии Синь, которая централизовала всю власть в пользу императора.
Храм ình Yên Thành, Hoa Lư, Ninh Bình.В правящую эпоху императоры Ле часто сталкивались с восстаниями некоторых местных вождей племен и наместник, особенно в отдаленных районах, сохраняя за собой особые полномочия подавлять их. В 980 году Ле Си Хан приказал Дун Тьен Локу собирать налоги из провинции Хоан и Ай, ныне провинции Нгхан и провинции Тхань Хоа. Однако Дун Тьен Лук выступил против этого и захватил две провинции, предложив передать их под контроль Королевства Чампа, которое отказало ему, чтобы сохранить дружеские отношения с Чи Чи Вьет. Ле Си Хан возглавил армию, чтобы победить и убить Лока, а также устроить массовую резню граждан в этих двух провинциях. Однако это только пример восстания: за пять лет правления было более десяти восстаний против королевского двора.
После победы над Чампа в 983 году Ле Ци Хан слил захваченную территорию со страной и начал строить новые дороги от южного устья к провинции Куангбинь на юге его царства. Затем он приказал провести дноуглубление канала Ла Кай в 1003 году. В 1009 году в стране началось массовое строительство транспортной инфраструктуры для торговли между регионами и облегчения передвижения солдат, направляющихся на юг.
Ранняя династия Ле вводила налоги на земельную собственность. Налоги включают налог на общественную пользу, который составляет десять рабочих дней для общественных проектов; ежегодный налог на домохозяйство на имущество; и военный налог, добавляемый к налогу на домохозяйство специально для военных операций, включая общественную безопасность дома. Налогообложение собственности было заимствовано у китайских династий Ся, Шан и Чжоу, которые собирали только товары, а не деньги. Одновременно с этим правительство проводило политику содействия торговле, не облагая налогом собственность торговцев, за исключением земли, находящейся в собственности.
Сельское хозяйство было фундаментальным элементом экономики Чи Чи Вьет во время раннего Ле. династия. Большая часть земель деревень находилась под контролем королевского двора и принадлежала ему по закону. Земля получила один из четырех типов. Земля императора возделывалась с духовным значением, чтобы люди, в основном заключенные и крестьяне, принимали участие в сельскохозяйственной деятельности, со всей продукцией, передаваемой королевскому двору; Впервые она была реализована Ле Кай Ханом в 987 году. Между тем, распределительная земля была распределена между мандаринами, чтобы они приносили пользу стране или принцам в качестве жилья. Он не был частной собственностью и был возвращен королевскому двору после смерти помещика. Религиозная земля была отведена для практики буддийских монахов; частная земля находилась в собственности и свободно продавалась между людьми без государственного вмешательства. Кроме того, правительство поощряло подданных использовать дикие и нетронутые земли, заселяя их, предоставляя собственность по более низкой цене, одновременно расширяя свое влияние в неспокойных регионах. Крестьяне поровну делили землю и возделывали ее, регулярно платя налоги правительству в государственный бюджет.
Храм Хоа Ха - Минь Нгу ЛауИмператоры были сосредоточены на открытой новой торговле маршрут по дорогам и водным путям. Отчеты сообщают, что такие инфраструктурные проекты осуществлялись в основном в 983, 1003 и 1009 годах. Основным торговым партнером Чи Чжи Вьет был Китай, и обе стороны согласились наладить двусторонний обмен товарами на границах. Некоторые местные высокопоставленные чиновники поддерживали коммерческую деятельность местных партий. Делегация i Cồ Việt выступала в качестве государственного арбитра в торговых спорах. Типичными экспортными товарами Вьетнама были изделия из золота, серебра и бронзы.
Существует не так много источников, описывающих культуру времен ранней династии Ле. Однако известно, что буддизм был самой распространенной религией, повлиявшей на расцвет буддизма в династии Тан в Китае. Монахам был предоставлен повышенный статус в государственных делах, им разрешили участвовать в политике и национальном планировании.
i Cồ Việt была подчиненным государством Сун во время ранней династии Ле, поддерживая тонкий баланс мира с Китаем и независимостью. Однако императорам Ле иногда угрожали кочевые киданьи на севере Китая.
. После неудавшегося вторжения в 981 году император Сун принял Ле Хоана в качестве правитель Чи Цо Вьет, но просто считал его Дзедуши, или региональным военным губернатором протектората Аннам, как китайцы называли Чи Цо Вьет.
Между 982 и 994 годами Ле Хоан отправил к династии Сун пять дипломатических послов, несущих дань, с просьбой о присвоении титула. В 986 году император Тайцзун из династии Сун назначил Ле Хоана Аннан духу, или верховным префектом Аннама. В конце 993 года император Сун назначил Ле Хоана Цзяо Чи Цюань Вуонг, или королем Цяо Чи, после того, как убедился в его будущей лояльности.
Отношения i Cồ Việt на севере и Чампа на юге рассматривались как враждебные. В 981 году Ли Хань отправил посланника в Чампу, который был ими схвачен. Дипломатический инцидент спровоцировал войну между двумя странами. В 982 году Ле Хоан победно принял участие в кампании против Чампы, убив короля Чама на поле битвы. Затем он разграбил столицу Чам и захватил сотню солдат и наложниц вместе с одним индийским монахом, забрав домой драгоценные товары, такие как золото и серебро. Более того, он сжег крепости и гробницы бывших королей Чампа. В 992 году король Чампа Хариварман II послал посланника в Чи Чи Вит, чтобы попросить освободить 360 заключенных обратно на родину.
Предшествовавшая. династия Шинь | Правитель Вьетнама . 980–1009 | Преемник. династии Лы |