Раннехристианские надписи - эпиграфические остатки раннего христианства. Они являются ценным источником информации в дополнение к трудам отцов церкви относительно развития христианской мысли и жизни в первые шесть веков существования религии. К трем основным типам относятся надгробные надписи, эпиграфические записи и надписи, касающиеся частной жизни.
Материалы, на которых были написаны раннехристианские надписи, были такими же, как и те, которые использовались для других надписей в древности. В надгробных надписях и эпиграфических записях обычно использовались камни различных видов, местные или импортные. Использование металла было менее распространенным. Когда надпись правильно высечена в камне, она называется titulus или мрамор; если просто поцарапать камень, используется итальянское слово граффито ; называется нарисованная надпись и мозаичная надпись - например, найденные в основном в Северной Африке, Испании и Востоке - называются. В греко-римском мире было обычной практикой использовать плиты, на которых уже были нанесены надписи, то есть брать обратную сторону плиты, которая уже использовалась для надписи, для нанесения надписи на христианскую; такая плита называется ан.
Форма христианских надписей не отличается от формы нехристианских надписей, которые были им современны, за исключением тех случаев, когда они носят погребальный характер, и то только в случае tituli из катакомб. Формы каменных надгробных надписей различаются на греческом Востоке и латинском Западе. Наиболее распространенной формой на Востоке была прямая «стела » (греч. : στήλη, блок или плита из камня), часто украшенная галтелем или выступающий изогнутый молдинг; на Западе для закрытия могилы часто использовалась плита. Так, большинство могил (loculi ) в катакомбах было закрыто тонкими прямоугольными плитами из терракоты или мрамора; могилы, называемые аркосолия, были покрыты тяжелыми плоскими плитами, в то время как на саркофагах на передней стене часто сохранялась панель (tabula) или диск (диск) для надписи.
Большинство раннехристианских надписей, рассматриваемых с технической и палеографической точки зрения, свидетельствуют о художественном упадке: это особенно относится к титулам катакомбы, которые, как правило, менее изысканно выполнены, чем нехристианские работы того же времени. Поразительное исключение составляет введенный в IV веке Фурий Дионисий Филокал, каллиграф Папы Дамаса I. Остальные формы букв практически не отличались от тех, которые использовались древними. Наиболее важным было классическое прописное письмо, обычное со времен Августа ; с 4-го века он был постепенно заменен унциальным письмом, причем символы курсивом более или менее ограничивались надписями граффито.
Латинские надписи являются самыми многочисленными. На Востоке греческий был широко распространен, иногда встречались интересные диалекты, например, в христианских надписях из Нубии в южном Египте, были расшифрованы в 19 веке. Особо следует отметить коптские надписи. Текст очень часто сокращается с помощью знаков и сокращений. В любое время христианские сокращения встречались бок о бок с теми, которые традиционно использовались в связи с религиями Римской империи. Одним из самых распространенных был Д. для Diis Manibus, «Защитникам Нижнего Мира». Фраза, по-видимому, потеряла свое первоначальное религиозное значение и стала обычной формулой, использовавшейся ранними христианами. В большинстве случаев даты христианских надписей следует судить из контекста, но когда даты даются, они появляются в римских консульских обозначениях, то есть в именах двух консулов , которые держали офис в том году. Метод хронологического исчисления различался в разных странах. Современная дионисийская хронология не встречается в ранних христианских надписях.
Самые ранние из этих эпитафий характеризуются своей краткостью, с указанием только имени умершего. Позже было добавлено короткое восклицание, например, «в Боге» или «В мире». С конца II века в формулы были добавлены фамилии и дата погребения . В третьем и четвертом веках текст эпитафий был дополнен возрастом умершего, годом (по данным действующих консулов) и хвалебными эпитетами. В отношении этих подробностей каждый из регионов, составляющих Римскую империю, имел свои собственные отличительные выражения, сокращения и одобрения.
Широко использовался символизм. Так, встречается в эпитафиях катакомб еще во II веке, а с III по VI века монограмматический крест в различных формах выступает как регулярная часть эпитафий. Загадочные символы первобытного христианства также используются в эпитафиях: рыба (Христос), якорь (надежда), пальма (победа) и представление души в потустороннем мире в виде женской фигуры с вытянутыми руками в молитве (оран ).
Начиная с IV века, после того как Церковь получила гегемонию над Империей, язык эпитафий стал более откровенным и открытым. Акцент был сделан на жизнь согласно велениям христианской веры, и к надписи были добавлены молитвы за умерших. Молитвы, начертанные таким образом раньше на могильных плитах, в значительной степени воспроизводят примитивную литургию из заупокойной службы. Они молят мертвых о вечном мире и месте отдыха (refrigerium ), приглашают на небесный пир любви (Агапе ) и желают умершим скорейшего наслаждения светом света. Рай и общение Бога и святых.
Прекрасным примером такого рода эпитафии является эпитафия египетского монаха Шенуте ; это устно взято из древнегреческой литургии. Он начинается с славословия, «Во имя Отца, Сына и Святого Духа, Аминь » и продолжается:
Пусть Бог духа и всякой плоти, Который победил смерть и попирал Аид ногами и милостиво даровал жизнь миру, позволит этой душе отца Шенуте обрести покой в лоно Авраама, Исаака и Иакова, в месте света и освежения, где больше нет скорби, боли и печали. О милостивый Бог, любящий людей, прости ему все ошибки, которые он совершил словом, действием или мыслью. На самом деле нет ни одного земного паломника, который не согрешил, ибо Ты один, о Боже, свободен от всякого греха.
. Эпитафия повторяет славословие в конце и добавляет прошение писец: «Спаситель, дай мир и писцу». Когда безопасное положение церкви обеспечило большую свободу выражения мнения, нерелигиозная часть надгробных надписей также была расширена. В Западной Европе и на Востоке нередко отмечалось, как в катакомбах, так и на наземных кладбищах, приобретение или дар могилы и ее размеры. Традиционные минаторные формулы против осквернения могилы или ее незаконного использования в качестве места дальнейшего захоронения также вошли в христианское обиход.
Многие из раннехристианских надгробных надписей содержат информацию о первоначальном развитии церковной иерархии. Так, например, с давних времен мы встречаем в них все иерархические степени от привратника (ostiarius ) и лектора до Папа. Ряд эпитафий ранних пап (Понтиан, Антерус, Фабиан, Корнелий, Луций, Евтихиан, Гай ) были найдены в так называемой «Папской гробнице» в катакомбах Святого Каллиста на Виа Аппиа, вновь обнаружен Де Росси. Число ранних эпитафий епископов было найдено от Германии до Нубии. Священники часто упоминаются, и часто упоминаются дьяконы, иподиаконы, экзорцисты, лекторы, служители, окаменелости или могильщики, выпускники или приемные дети. Греческие надписи Западной Европы и Востока дают особенно интересный материал; в них, помимо прочей информации, упоминаются архидиаконы, архиереи, диакониссы и монахи. Кроме оглашенных и неофитов, упоминаются также девы посвященные Богу, монахини, игуменьи, святые вдовы, одна из последних - мать Папы Дамаса I, реставратора катакомб. Эпитафии мучеников и титулов, в которых упоминаются мученики, встречаются не так часто, как можно было бы ожидать, особенно в римских катакомбах. Возможно, в периоды гонений христиане были вынуждены тайно захоронить останки своих мучеников.
Другой ценный репертуар католического богословия находится в догматических надписях, в которых все важные догматы Церкви встречаются (между прочим) с монументальным подтверждением. монотеизм поклонников Слова - или, как ранние христиане любили называть себя - и их вера в Христа хорошо выражены даже в раннем надписи. Очень древние надписи подчеркивают самую глубокую католическую догму, Реальное присутствие Христа в Евхаристии. В этом отношении особенно примечательны две ранние надписи: эпитафия Аберция, епископа Иерополиса в Фригии (II век), и несколько более поздняя в Отун в Галлии. В надписи Аберция говорится о рыбе (Христе), пойманной святой девой, которая служит пищей под видом хлеба и вина; он говорит, далее, о Риме, где Аберций посетил избранный народ, по преимуществу Церковь. Эта важная надпись поначалу вызвала споры среди ученых, и некоторые археологи-некатолики стремились найти в ней тенденцию к синкретизму, то есть приспособлению христианства к более ранним и другим религиям, исповедуемым в Римской империи. Однако теперь почти повсеместно признается его чисто христианский характер. Оригинал был подарен султаном Абдул Хамидом Льву XIII и хранится в Музеях Ватикана (бывшая коллекция Латераненсе).
Раннехристианские надписи также подтверждают католическую доктрину Воскресения, таинств, почитания Пресвятой Девы Марии и первенство Апостольского Престола в Риме. Трудно переоценить важность этих свидетельств, поскольку они всегда являются полностью случайными элементами надгробных надписей, все из которых были преимущественно эсхатологическими по своему назначению.
Не маловажна и чисто литературная сторона этих памятников. Многие надписи имеют характер публичных документов; другие написаны в стихах, взятых из произведений известных поэтов, или временами работы человека, воздвигающего памятник. Иногда встречаются фрагменты классической поэзии, особенно цитаты из Вергилия. Самым известным составителем поэтических эпитафий в христианской древности был упомянутый выше папа Дамас I (366–384). Он отремонтировал заброшенные могилы мучеников и могилы выдающихся людей, живших до константиновской эпохи, и украсил эти захоронения метрическими эпитафиями с необыкновенно красивой надписью. Почти все крупные кладбища Рима обязаны этому папе большими каменными табличками с таким характером, некоторые из которых сохранились в своем первоначальном виде или в виде фрагментов. Помимо стихов о своей матери Лаврентии и своей сестре Ирен, он написал автобиографическое стихотворение, адресованное Христу:
«Ты, Успокаивающий волны бездны, Чья сила дает жизнь семени, дремлющему на земле, Который пробудился Лазарь из мертвых и на третий день отдай брата сестре Марфе; Ты, как я полагаю, пробудишь Дамаса от смерти ».
Похвалы в честь римских мучеников составляют важнейшее разделение Дамасинских надписей. Они записываются в гекзаметрах, несколько в пентаметрах. Наиболее известные из них - временное погребение двух первоапостолов в базилике св. Себастьян на Аппиевой дороге, мученики Гиацинт и Прот на, Папа Марцелл на, святая Агнеса на Номентанская дорога, также святые Лаврентий, Ипполит, Горгоний, Марцеллин и Петр, Евсевий, Тарсикий, Корнилий, Евтихий, Нерей и Ахилл, Феликс и Адаукт.
Дамас также поместили метрический надпись в баптистерии Ватикана, а также другие, связанные с различными реставрациями, например, надпись на лестнице кладбища Святого Гермеса. Всего в качестве произведения Дамаса сохранилось более ста эпиграмм, некоторые из них оригиналы, а другие письменные копии. Вероятно, более половины из них правильно приписаны ему, хотя после его смерти дамасинские надписи продолжали наноситься красивыми буквами, изобретенными Дамасом или, точнее, его каллиграфом Фурием Дионисием Филокалом. В некоторых надписях, имитирующих надпись Филокала, особо и хвалебно упоминается папа, который так много сделал для катакомб. Среди них надписи Папы Вигилия (537-55), реставратора, вдохновляемого духом Дамаса. Некоторые из его надписей хранятся в Латеранском музее. Эти надписи, как правило, носят публичный и официальный характер. Другие надписи служили официальными записями о возведении христианских построек, таких как церкви и баптистерии. Древнеримские примеры такого рода включают табличку с надписью, посвященную Бонифация I в начале V века святому Фелиситасу, которому папа приписал урегулирование раскола Евлалия, и надпись (все еще видимая) Папы Сикста III в Латеранском баптистерии. Римский обычай вскоре был скопирован во всех частях империи. В Северной Африке были найдены фрагменты метрической надписи, когда-то размещенной над дверью, и почти в точном словесном соответствии с текстом надписи в римской церкви. И базилика Нола, и церковь в Галлии имели одинаковый distich :
Pax tibi sit quicunque Dei Pentenralia Christi,.
В таких надписях здание церкви обычно упоминается как domus Dei («дом Бога ») или domus orationis (« дом молитвы »). Обычный греческий термин Кириу («Господь») был найден в базилике Святых бань, одной из базилик древнего египетского города Менас. В частности, в Северной Африке отрывки из псалмов часто встречаются в христианских надписях. На Востоке предпочтение отдавалось надписям, выполненным в мозаике ; такие надписи были часты и в Риме, где, как известно, искусство мозаики в христианских постройках достигло очень высокого совершенства. Прекрасным и хорошо известным примером является сохранившаяся оригинальная надпись V века на внутренней стене римской базилики Санта-Сабина на Авентин над входом в ступица. Эта монументальная мозаичная запись содержит семь строк в гекзаметрах. На каждой стороне надписи изображены мозаичные фигуры: одна - Ecclesia ex gentibus («Церковь народов»), другая - Ecclesia ex excisione («Церковь Обрезания »). Текст относится к понтификату Селестины I, в течение которого иллирийский священник по имени Петр основал церковь.
Другие части ранних христианских церквей, такие как крыши и стены, также иногда украшались надписями. Также было принято украшать надписями длинные циклы фресок, изображенных на стенах церквей. Прекрасные примеры таких надписей сохранились в Диттохее Пруденция, в Амброзиане tituli и в сочинениях Паулина из Нола.
. Многие дарственные надписи принадлежат восьмого и девятого веков, особенно в Риме, где в восьмом веке многочисленные тела святых были перенесены из катакомб в церкви города.
Хотя граффити лишены монументального характера, надписи, нацарапанные или начертанные на стенах или других поверхностях, могут иметь большое историческое значение. Многие из них сохранились в катакомбах и на различных памятниках раннего христианства. Особенно примечательны руины прекрасных зданий города Менас в египетском Мареотиде. Граффити, в свою очередь, помогают проиллюстрировать литературные источники из жизни ранних христиан.
Эта статья включает текст из публикация сейчас в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Раннехристианские надписи ». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Первоначальную статью написала Карл Мария Кауфманн.
*