ЭЛИЗА

редактировать
Компьютерная программа для обработки естественного языка на ранних этапах Разговор с Элизой

ЭЛИЗА является одним из первых естественного языка обработка компьютерная программа, созданная с 1964 по 1966 год в Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института Джозефом Вайценбаумом. Созданная для демонстрации поверхностности общения между людьми и машинами, Элиза смоделировала разговор, используя «сопоставление с образцом » и методологию подстановки, которая давала пользователям иллюзию понимания со стороны программы, но не имела встроенных рамки для контекстуализации событий. Директивы о том, как взаимодействовать, были предоставлены «сценариями», изначально написанными на MAD-Slip, которые позволяли ELIZA обрабатывать вводимые пользователем данные и участвовать в дискуссии, следуя правилам и указаниям сценария. Самый известный сценарий, DOCTOR, имитировал психотерапевта Роджера (в частности, Карла Роджерса, который был известен тем, что просто повторял пациентам то, что они только что сказали), и использовал правила, продиктованные сценарием, чтобы отвечать на вопросы, вводимые пользователем. Таким образом, ELIZA была одним из первых болтунов и одной из первых программ, способных выполнить тест Тьюринга.

Создатель ELIZA, Вайценбаум рассматривал программу как метод, демонстрирующий поверхностность общения. между человеком и машиной, но был удивлен количеством людей, которые приписывали компьютерной программе человеческие чувства, включая секретаря Вейценбаума. Многие ученые полагали, что программа сможет положительно повлиять на жизнь многих людей, особенно тех, кто страдает психологическими проблемами, и что она может помочь врачам, работающим над лечением таких пациентов. В то время как ELIZA могла участвовать в беседе, ELIZA не могла говорить с истинным пониманием. Однако многие ранние пользователи были убеждены в интеллекте и понимании ELIZA, несмотря на настойчивые утверждения Вайценбаума.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Дизайн
  • 3 В популярной культуре
  • 4 Ответ и наследие
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Обзор

ELIZA Джозефа Вайценбаума, запускающая сценарий DOCTOR, была создана, чтобы предоставить пародию на «ответы ненаправленного психотерапевта на начальном психиатрическом интервью» и чтобы «продемонстрировать, что общение между человеком и машиной было поверхностным». Хотя ELIZA наиболее известна тем, что действует как психотерапевт, эта манера поведения обусловлена ​​данными и инструкциями, предоставляемыми сценарием DOCTOR. ELIZA сама проверила текст на предмет ключевых слов, применила значения к указанным ключевым словам и преобразовала ввод в вывод; сценарий, который запускал ELIZA, определил ключевые слова, установил значения ключевых слов и установил правила преобразования для вывода. Вайценбаум решил создать сценарий ДОКТОРА в контексте психотерапии, чтобы «обойти проблему предоставления программе базы данных реальных знаний», поскольку в терапевтической ситуации Роджера программе нужно было только отразить утверждения пациента. Алгоритмы ДОКТОРА допускали обманчиво интеллектуальный ответ, который вводил в заблуждение многих людей при первом использовании программы.

Вайценбаум назвал свою программу ELIZA в честь Элизы Дулиттл, персонажа рабочего класса из Пигмалион Джорджа Бернарда Шоу. По словам Вайценбаума, способность ELIZA "постепенно улучшаться" различными пользователями делала ее похожей на Элизу Дулиттл, поскольку Элиза Дулиттл училась говорить с высшим акцентом в пьесе Шоу. Однако, в отличие от пьесы Шоу, ELIZA неспособна выучить новые модели речи или новые слова только посредством взаимодействия. Изменения необходимо вносить непосредственно в активный сценарий ELIZA, чтобы изменить способ работы программы.

Вайценбаум впервые реализовал ELIZA на своем собственном SLIP языке обработки списков, где, в зависимости от первоначальных записей пользователя, иллюзия человеческого интеллекта могла возникнуть или рассеяться через несколько обменов. Некоторые ответы ELIZA были настолько убедительны, что Вайценбаум и некоторые другие рассказали, как пользователи эмоционально привязывались к программе, иногда забывая, что они разговаривали с компьютером. Сообщается, что личный секретарь Вайценбаума попросил Вайценбаум покинуть комнату, чтобы она и ЭЛИЗА могли по-настоящему поговорить. Вайценбаум был удивлен этим, позже написав: «Я не осознавал... что чрезвычайно короткие воздействия относительно простой компьютерной программы могут вызвать мощное бредовое мышление у вполне нормальных людей».

В 1966 году интерактивные вычисления ( через телетайп) было новым. Прошло 15 лет, прежде чем персональный компьютер стал известен широкой публике, и за три десятилетия до того, как большинство людей столкнулось с попытками обработки естественного языка в интернет-сервисах, таких как Ask.com или в справочных системах ПК. например Microsoft Office Clippit. Хотя эти программы включали годы исследований и работы, ELIZA остается важной вехой просто потому, что это был первый раз, когда программист предпринял попытку такого взаимодействия человека и машины с целью создать иллюзию (пусть даже кратковременную) взаимодействия человека и человека.

На ICCC 1972 ELIZA познакомилась с другой ранней программой искусственного интеллекта под названием PARRY и поговорила только на компьютере. В то время как ELIZA создавалась как «Доктор», PARRY была предназначена для моделирования пациента с шизофренией.

Дизайн

Вайценбаум изначально написал ELIZA в MAD-Slip для IBM 7094 как программу для сделать возможным разговор на естественном языке с компьютером. Для этого Вайценбаум определил пять «фундаментальных технических проблем», которые необходимо преодолеть ELIZA: идентификация критических слов, обнаружение минимального контекста, выбор подходящих преобразований, генерация ответов, соответствующих преобразованию или в отсутствие критических слова и предоставление конечной емкости для сценариев ELIZA. Вайценбаум решил эти проблемы в своей программе ELIZA и сделал ELIZA такой, что в ней не было встроенной контекстной основы или универсума дискурса. Однако для этого у ELIZA был сценарий с инструкциями о том, как реагировать на ввод от пользователей.

ELIZA начинает свой процесс ответа на ввод пользователя, сначала проверяя ввод текста на наличие «ключевого слова». «Ключевое слово» - это слово, обозначенное как важное действующим сценарием ELIZA, которое присваивает каждому ключевому слову номер приоритета или РАНГ, разработанный программистом. Если такие слова обнаруживаются, они помещаются в «стек ключей» с ключевым словом с наивысшим РАНГОМ наверху. Затем вводимое предложение обрабатывается и преобразуется в соответствии с правилом, связанным с ключевым словом наивысшего RANK. Например, когда сценарий DOCTOR встречает такие слова, как «подобный» или «такой же», он выводит сообщение, относящееся к сходству, в данном случае «Каким образом?», Поскольку эти слова имеют высокий приоритетный номер. Это также демонстрирует, как определенными словами, продиктованными сценарием, можно манипулировать независимо от контекстных соображений, таких как переключение местоимений первого лица и местоимений второго лица и наоборот, поскольку они тоже имеют высокий приоритет. Такие слова с высоким приоритетом считаются более совершенными, чем разговорные шаблоны, и обрабатываются независимо от контекстных шаблонов.

После первого исследования следующим этапом процесса является применение соответствующего правила преобразования, которое включает две части: «правило декомпозиции» и «правило повторной сборки». Во-первых, входные данные проверяются на синтаксические шаблоны, чтобы установить минимальный контекст, необходимый для ответа. Используя ключевые слова и другие близкие слова из ввода, проверяются различные правила дизассемблирования, пока не будет найден соответствующий шаблон. Затем, используя правила сценария, предложение «разбирается» и распределяется по частям, как того требует «правило декомпозиции ключевого слова с наивысшим рейтингом». Пример, который приводит Вайценбаум, - это ввод «Я очень полезен» (помня, что «Я» - это «преобразованный Вы»), который разбивается на (1) пустое (2) «Я» (3) «есть» (4) "очень полезно". Правило декомпозиции разбило фразу на четыре небольших сегмента, которые содержат как ключевые слова, так и информацию в предложении.

Затем правило декомпозиции обозначает конкретное правило повторной сборки или набор правил повторной сборки, которым следует следовать при восстановлении предложение. Затем правило повторной сборки берет фрагменты входных данных, созданных правилом декомпозиции, переупорядочивает их и добавляет запрограммированные слова для создания ответа. Используя ранее приведенный пример Вайценбаума, такое правило повторной сборки будет брать фрагменты и применять их к фразе «Что заставляет вас думать, что я такой (4)», что приводит к «Что заставляет вас думать, что я очень полезен». Этот пример довольно прост, поскольку в зависимости от правила дизассемблирования вывод может быть значительно более сложным и использовать больше вводимых пользователем данных. Однако после этой повторной сборки ELIZA затем отправляет составленное предложение пользователю в форме текста на экране.

Эти шаги представляют собой основную часть процедур, которым следует ELIZA, чтобы создать ответ из типичного ввод, хотя есть несколько особых ситуаций, на которые может реагировать ELIZA / DOCTOR. Один Вайценбаум специально написал, что когда нет ключевого слова. Одно из решений заключалось в том, чтобы ELIZA ответила замечание без содержания, например «Я вижу» или «Продолжайте». Второй метод заключался в использовании структуры «ПАМЯТЬ», которая записывала предыдущие недавние входные данные, и использовала эти входные данные для создания ответа, ссылающегося на часть более раннего разговора, когда он встречался без ключевых слов. Это стало возможным благодаря способности Slip помечать слова для другого использования, что одновременно позволяло ELIZA проверять, сохранять и перенаправлять слова для использования в выходных данных.

Хотя все эти функции были созданы в программировании ELIZA, точный способ что программа демонтировала, изучила и повторно собрала входы, определяется рабочим сценарием. Однако сценарий не статичен и может быть отредактирован или создан новый, что необходимо для работы в нужном контексте (таким образом, как ELIZA может «изучать» новую информацию). Это позволило бы применять программу в различных ситуациях, включая хорошо известный сценарий DOCTOR, который имитирует психотерапевта Роджера.

Первоначальная реализация MAD - SLIP Вейценбаума была переписана на Lisp Берни Козеллом. Версия BASIC появилась в Creative Computing в 1977 году (хотя она была написана в 1973 году Джеффом Шрагером). Эта версия, которая была перенесена на многие из первых персональных компьютеров, впоследствии была переведена на множество других версий на многих других языках.

Другая версия Eliza, популярная среди разработчиков программного обеспечения, - это версия, которая поставляется с выпуском по умолчанию GNU Emacs, и к которой можно получить доступ, набрав M -x doctorиз самые современные реализации Emacs.

В массовой культуре

В 1969 году Джордж Лукас и Уолтер Марч включили диалоговый интерфейс в стиле Элизы в свой сценарий к художественному фильму THX-1138. Обитатели подземного будущего мира THX, находясь в состоянии стресса, отступали в «кабинки для исповеди» и начинали односторонний разговор по формуле Элизы с компьютером с лицом Иисуса, который утверждал, что он «Омм».

ELIZA повлияла на ряд ранних компьютерных игр, продемонстрировав дополнительные виды интерфейсов. Дон Даглоу написал расширенную версию программы под названием DEC PDP-10 миникомпьютер в Колледже Помона в 1973 году, прежде чем писать компьютер ролевая игра Dungeon (1975).

ELIZA является дополнительным вокалистом на треке 10 альбома одноименного Information Society.

В аниме 2008 года RD Sennou Chousashitsu, также известном как Real Drive, появляется персонаж по имени Элиза Вейзенбаум, очевидная дань уважения ELIZA и Джозефу Вайценбауму. Ее поведение в рассказе часто имитирует ответы программы ELIZA.

В видеоигре 2011 года Deus Ex: Human Revolution представлена ​​программа для чтения новостей из сети Picus TV по имени Элиза Кассан.

В январе 2018 года вышел двенадцатый эпизод американского ситком Молодой Шелдон снялся в главной роли главного героя, «разговаривающего» с Элизой в надежде решить внутреннюю проблему.

19 июля 2018 года ЭЛИЗА была кратко упомянута главный герой фильма Зои, чтобы поддержать его аргументы в пользу того, почему его отношения с Зои, гиперреалистичным AI, не были настоящими.

12 августа 2019 года независимый разработчик игр Zachtronics опубликовал визуальный роман под названием Eliza об ИИ. - консультационная служба, основанная на ELIZA.

Ответ и наследие

Обычные ответы на ELIZA беспокоили Вайценбаума и побудили его написать свою книгу Компьютерная мощь и человеческий разум: от суждения к Вычисление, в котором он объясняет пределы компьютеров, поскольку он хочет прояснить в умах людей свое мнение о том, что антропоморфные представления о компьютерах - это просто сокращение человека и любой формы жизни в этом отношении. В независимом документальном фильме Plug Pray (2010) Вайценбаум сказал, что только люди, которые неправильно поняли ЭЛИЗА, называли это сенсацией.

израильский поэт Давид Авидан, увлеченный технологиями будущего и их отношением к искусству, хотел изучить возможность использования компьютеров для написания литературы. Он провел несколько бесед с реализацией ELIZA APL и опубликовал их - на английском языке и в своем собственном переводе на иврит - под названием «Мой электронный психиатр - восемь аутентичных бесед с компьютером».. В предисловии он представил это как форму ограниченного письма.

Существует множество программ, основанных на ELIZA на разных языках программирования. В 1980 году компания под названием «Don't Ask Software» создала версию под названием «» для компьютеров Apple II, Atari и Commodore 64, которые устно оскорбляли пользователя на основании ввода пользователя. Другие версии адаптировали ELIZA на религиозную тему, например, с изображением Иисуса (как серьезного, так и комедийного), и другой вариант Apple II под названием I Am Buddha. Игра 1980 года The Prisoner включала взаимодействие в стиле ELIZA в свой игровой процесс. В 1988 году британский художник и друг Вайценбаума Брайан Реффин Смит создал две художественно-ориентированные программы в стиле ELIZA, написанные на BASIC, одну под названием «Критик», а другую «Художник». на двух отдельных компьютерах Amiga 1000 и показал их на выставке "Salamandre" в Musée du Berry, Бурж, Франция. Посетитель должен был помочь им в общении, набрав «Художник», что сказал «Критик», и наоборот. Секрет был в том, что две программы были идентичны. GNU Emacs раньше имел команду psychoanalyze-pinhead, которая имитирует сеанс между ELIZA и Zippy the Pinhead. Zippyisms были удалены из-за проблем с авторскими правами, но программа DOCTOR осталась.

ELIZA упоминается в популярной культуре и продолжает быть источником вдохновения для программистов и разработчиков, занимающихся искусственным интеллектом. Он также был показан на выставке 2012 года в Гарвардском университете под названием «Go Ask A.L.I.C.E» в рамках празднования 100-летия математика Алана Тьюринга. Выставка исследует пожизненное увлечение Тьюринга взаимодействием между людьми и компьютерами, указывая на ELIZA как на одну из самых ранних реализаций идей Тьюринга.

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 14:55:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте