Гранты Гранты ЕЭЗ и Норвегия представляют собой вклады Исландии, Лихтенштейн и Норвегия для сокращения социального и экономического неравенства в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ) и укрепления двусторонних отношений с 15 странами ЕС в Центральной и Южной Европе. Благодаря грантам Исландия, Лихтенштейн и Норвегия также вносят свой вклад в укрепление фундаментальных европейских ценностей, таких как демократия, терпимость и верховенство закона.
Гранты ЕЭЗ и Норвегии основаны на Соглашении о ЕЭЗ. В соответствии с этим соглашением Исландия, Лихтенштейн и Норвегия являются частью Единого европейского рынка (ESM), который обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей на внутреннем рынке. Соглашение о ЕЭП устанавливает общие цели совместной работы по сокращению социального и экономического неравенства в Европе и укреплению сотрудничества между европейскими странами.
Логотип грантов ЕЭЗ и Норвегии на 2014–2021 гг.С момента вступления в силу Соглашения о ЕЭЗ Исландия, Лихтенштейн и Норвегия внесли свой вклад в социальный и экономический прогресс в нескольких странах ЕС и ЕЭЗ. Взносы направлялись через Финансовый механизм (1994–1998), Финансовый инструмент (1999–2003) и гранты ЕАОС и Норвегии (2004–2009, 2009–2014, 2014–2021). В общей сложности Норвегия, Исландия и Лихтенштейн предоставили 3,3 миллиарда евро в рамках последовательных схем грантов в период с 1994 по 2014 год. Еще 2,8 миллиарда евро были внесены в период финансирования 2014–2021 годов. Три страны-донора вносят вклад в соответствии с их размером и ВВП. Следовательно, Норвегия обеспечивает 97,7%, Исландия 1,6% и Лихтенштейн 0,7% финансирования для грантов ЕАОС 2014–2021 гг. И Норвегии вместе взятых.
С 2004 г. существовало два отдельных механизма: гранты ЕАОС и гранты Норвегии. Гранты ЕАОС финансируются тремя странами-донорами: Исландией, Лихтенштейном и Норвегией; в то время как гранты Норвегии финансируются исключительно Норвегией.
Право на получение грантов ЕЭЗ и Норвегии отражает критерии, установленные для Фонда единства ЕС, нацеленного на государства-члены, где валовой национальный доход (ВНД) на душу населения составляет менее 90% от среднего показателя по ЕС. На период финансирования 2014–2021 гг. Этими странами являются Болгария, Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия и Словения. Страны, вступившие в ЕС до 2004 г., освобождены от получения финансирования в рамках норвежских грантов; Таким образом, Греция и Португалия получают финансирование только в рамках грантов ЕАОС.
Во-первых, ЕС и три государства-донора договариваются о Меморандуме о взаимопонимании (МоВ) для общий взнос и распределение финансирования по странам-бенефициарам. Распределение по странам основано на численности населения и ВВП на душу населения, что делает Польшу крупнейшим государством-бенефициаром, за которым следует Румыния. Мальта - наименьшее государство-получатель.
Во-вторых, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия ведут переговоры с каждым государством-бенефициаром и согласовывают, какие программы следует создать, их цели и размер ассигнований на каждую отдельную программу. Соглашения основаны на национальных потребностях и приоритетах в странах-бенефициарах и масштабах сотрудничества со странами-донорами. Европейская комиссия консультируется во время переговоров, чтобы избежать дублирования и обеспечить целевое финансирование там, где оно будет иметь наибольшее влияние. Программы, реализуемые в рамках грантов ЕЭЗ и Норвегии, должны соответствовать правилам и стандартам ЕС, касающимся прав человека, надлежащего управления, устойчивого развития и гендерного равенства.
Фонды, предоставляемые ЕС, грантами ЕЭЗ и Норвегии, дополняют друг друга и обычно управляются одним и тем же Управляющим органом на национальном уровне. Гранты ЕЭЗ и Норвегии часто финансируют проекты в тех областях, где финансирование ЕС или страны редко доступно.
Каждый национальный координатор несет ответственность за общее управление программами в своей стране-бенефициаре. Операторы программ (ПО) разрабатывают программы и управляют ими, часто в сотрудничестве с партнерами из стран-доноров, и выделяют финансирование проектам. Проекты в основном отбираются после конкурса предложений, инициированного PO.
Одной из двух основных целей грантов ЕЭЗ и Норвегии является расширение сотрудничества и отношений между бенефициаром и страны-доноры. Партнерские отношения между организациями из стран-бенефициаров и их партнерами в Исландии, Лихтенштейне и Норвегии являются фундаментальной частью грантов и предлагают уникальную возможность для решения общих европейских проблем.
Широко поощряется двустороннее партнерство между государственными и частными учреждениями в странах-донорах и странах-получателях. Сотрудничество между людьми и учреждениями на административном и политическом уровнях, а также в частном секторе, академических кругах и гражданском обществе является предпосылкой для укрепления двусторонних отношений.
На период 2014–2021 годов в рамках грантов было выделено 2,8 миллиарда евро. Гранты ЕЭЗ (1,55 млрд евро) совместно финансируются Исландией (3%), Лихтенштейном (1%) и Норвегией (96%) и доступны во всех 15 странах. Гранты Норвегии (1,25 млрд евро) финансируются исключительно Норвегией и доступны в 13 странах, присоединившихся к ЕС после 2003 года. Вклад каждой страны-донора основан на их валовом внутреннем продукте (ВВП).
Рисунок 2. Общее распределение 2. Гранты Норвегии 2014–2021 гг. Рисунок 1. Общее распределение Грантов ЕАОС 2014–2021 гг.Пять приоритетных секторов (ПС) и связанные с ними 23 программные области (ПО), профинансированные в период 2014–2021 годов, отражают приоритеты, изложенные в «Стратегии Европы 2020» - Европейская Десятилетняя стратегия роста Союза для разумного, устойчивого и инклюзивного роста - и 11 целей политики сплочения ЕС. Их цель - способствовать росту и созданию рабочих мест, бороться с изменением климата и энергетической зависимостью, сокращая при этом бедность и социальную изоляцию. Они также способствуют двустороннему и международному сотрудничеству.
Новой особенностью грантов ЕЭЗ и Норвегии на 2014–2021 годы является создание Фонда занятости молодежи (65,5 млн евро) и Фонда регионального сотрудничества (34,5 миллиона евро). Эти фонды поддерживают европейские трансграничные и транснациональные проектные инициативы, направленные на поиск решений некоторых общих проблем Европы.
Все программы в рамках грантов ЕЭЗ и Норвегии на 2014–2021 годы будут действовать до 30 апреля 2024 года.
Партнеры донорской программы (DPP) играют в стратегическая роль в планировании и реализации программ, а также в содействии партнерству по проектам. В период финансирования 2014–2021 гг. Задействована 21 ГП (две из Исландии, одна из Лихтенштейна и 18 из Норвегии).
Партнеры донорской программы - это в основном государственные органы с национальными полномочиями в своих областях и с обширным международным опытом. Эти DPP были назначены по инициативе стран-доноров.
Межправительственные организации и субъекты играют важную роль в грантах ЕЭЗ и Норвегии, поскольку они контролируют соблюдение международных конвенций и договоров по всей Европе. Эти организации оказывают помощь в областях, связанных с правами человека, демократией и верховенством закона. Чтобы обеспечить соответствие программ и проектов грантов ЕАОС и Норвегии европейским и международным стандартам, доноры установили стратегические партнерские отношения с тремя европейскими партнерами, которые выступают в качестве международных партнерских организаций (IPO) в период финансирования 2014–2021 годов. :
На период На 2009–2014 годы в рамках грантов было выделено 1,8 млрд евро. Гранты ЕАОС (993,5 млн евро), совместно финансируемые Исландией (3%), Лихтенштейном (1%) и Норвегией (96%), были доступны в 16 странах. Гранты Норвегии (804,6 млн евро), финансируемые исключительно Норвегией, были доступны в 13 странах, присоединившихся к ЕС после 2003 года. Испания получила только переходное финансирование в период 2009–2014 годов. После вступления в ЕС в 2013 году Хорватия стала членом ЕЭЗ в 2014 году и, следовательно, страной-бенефициаром грантов ЕЭЗ и Норвегии.
Таблица 1. Гранты ЕАОС и Норвегии Финансирование 2009–2014 гг.
Страна | Гранты ЕЭЗ | Норвегия Гранты | Всего выделено | % Затрачено * |
Болгария | 78 600 000 евро | 48 000 000 евро | 126 600 000 евро | 79,49% |
Хорватия | 5 000 000 евро | 4 600 000 евро | 9 600 000 евро | 63,33% |
Кипр | 3 850 000 евро | 4 000 000 евро | 7 850 000 евро | 96,38% |
Чешская Республика | 61400000 евро | 70400000 евро | 131800000 евро | 84,13% |
Эстония | 23 000 000 евро | 25 600 000 евро | 48 600 000 евро | 97,12% |
Греция | 63 400 000 евро | 0 евро | 63 400 000 евро | 86,28% |
Венгрия | 70 100 000 евро | 83 200 000 евро | евро 153 300 000 | 57,76% |
Латвия | 34 550 000 евро | 38 400 000 евро | 72 950 000 евро | 87,66% |
Литва | 38 400 000 евро | 45 600 000 евро | 84 000 000 евро | 95,26% |
Мальта | 2 900 000 евро | 1 600 000 евро | 4 500 000 евро | 98,76% |
P oland | 266 900 000 евро | 311 200 000 евро | 578 100 000 евро | 91,69% |
Португалия | 57 950 000 евро | 0 | 57 950 000 евро | 90,51% |
Румыния | 190 750 000 евро | 115 200 000 евро | 305 950 000 евро | 82,21% |
Словакия | 38 350 000 евро | 42 400 000 евро | 80 750 000 евро | 79,80 % |
Словения | 12500000 евро | 14400000 евро | 26900000 евро | 91,37% |
Испания | 45850 евро 000 | € 0 | € 45 850 000 | 89,46% |
Итого | € 993 500 000 | € 804 600 000 | € 1 798 100 000 | 85,11% |
* % понесенных расходов от приемлемой суммы. Данные получены 5 сентября 2019 г. и могут быть изменены.
Источник: Окончательный обзор грантов ЕАОС и Норвегии за 2009–2014 гг., Экспресс-оценка: окончательный отчет, март 2019 г.
В период 2009–2014 гг. Гранты ЕАОС и Норвегии 'поддержка была предоставлена по девяти приоритетным секторам (PS) и 32 программным областям (PA), как показано в таблице 2 . Распределенные средства по приоритетным секторам показаны на рисунке ниже.
.
Рисунок 3. Средства, выделенные по приоритетным секторамТаблица 2. Приоритетные секторы (PS) и программные области (PA) в рамках грантов ЕАОС и Норвегии на 2009–2014 гг. Охрана и управление
Интегрированное управление морскими и внутренними водами
Биоразнообразие и экосистемные услуги
Экологический мониторинг и комплексное планирование и контроль
Снижение содержания опасных веществ
Улавливание и хранение углерода
Энергоэффективность
Возобновляемая энергия
Адаптация к Изменение климата
Морской сектор
Исследования и технологии, связанные с окружающей средой и изменением климата
Инновации в зеленой промышленности
Фонды для неправительственных организаций
Глобальный фонд достойной работы и трехстороннего диалога
Домашнее и гендерное насилие
Шенгенское сотрудничество и борьба с трансграничной и организованной преступностью, в том числе с торговлей людьми и странствующими преступными группами
Создание судебного потенциала и сотрудничество
Исправительные учреждения, включая санкции, не связанные с лишением свободы
Правосудие и внутренние дела
Дети и молодежь в группе риска
Местные и Региональные инициативы по сокращению национального неравенства и поощрению социальной интеграции
Инициативы в области общественного здравоохранения
Актуализация гендерного равенства и обеспечение баланса между работой и личной жизнью
Институциональные рамки в сфере убежища и миграции
Наращивание потенциала и институциональное сотрудничество между государством-бенефициаром и норвежскими государственными учреждениями, местными и региональными властями
Трансграничное сотрудничество
Инициативы в области общественного здравоохранения
Обеспечение гендерного равенства и обеспечение баланса между работой и личной жизнью
Сохранение и возрождение культурного и природного наследия
Содействие разнообразию культуры и искусства в рамках европейского культурного наследия
Исследования в приоритетных секторах
Стипендии
Двустороннее сотрудничество в области исследований
Двусторонняя стипендиальная программа
Источник: Синяя книга 2009–2014 гг.
Сотрудничество в рамках двусторонних программ и проектов обеспечивает площадку для обмена знаниями, взаимного изучения передового опыта и разработки совместной политики. 23 партнера донорской программы (DPP) были задействованы в период финансирования 2009–2014 годов (20 из Норвегии, два из Исландии и один из Лихтенштейна). Кроме того, Совет Европы засчитывался как DPP в нескольких программах.
Более 30% из 7 000 проектов, профинансированных за этот период, имели Партнера-донора. Было около 1 000 партнеров из стран-доноров (185 из Исландии, 11 из Лихтенштейна и 780 из Норвегии).
Заключительный обзор грантов ЕАОС и Норвегии за 2009–2014 гг. проливает свет на поддержку грантов в 16 странах ЕС. За период финансирования 2009–2014 гг. Были проведены следующие независимые оценки и обзоры:
При поддержке грантов ЕАОС и Норвегии НПО Sastipen в Румынии обучила медицинских работников из числа рома оказывать основные медицинские услуги людям, живущим в стране. в глухих деревнях. В результате было открыто 45 клиник, и 130 000 человек получили лучший доступ к услугам здравоохранения. Опрос, проведенный при поддержке грантов, также предоставил столь необходимую информацию о проблемах со здоровьем, влияющих на население рома.Портал результатов и данных грантов ЕАОС и Норвегии предоставляет дополнительную информацию о программах и проектах, финансируемых в период 2009–2014 гг..
С расширением ЕС в В 2004 году десять новых стран - Кипр, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения - присоединились не только к ЕС, но и к Европейской экономической зоне (ЕЭЗ).
Расширение потребовало существенного увеличения вклада в европейское единство. Уровень социально-экономического развития большинства новых стран-членов был значительно ниже среднего по ЕС.
Гранты ЕАОС и Норвегии предоставили 1,3 миллиарда евро на период 2004–2009 годов. Гранты ЕАОС (672 миллиона евро) поддержали 15 стран-получателей в Центральной и Южной Европе. Гранты Норвегии предоставили дополнительно 567 миллионов евро десяти странам, присоединившимся к ЕС в 2004 году. Помимо этих двух механизмов, Норвегия выделила 68 миллионов евро в рамках норвежских программ двустороннего сотрудничества с Болгарией и Румынией после того, как эти два государства присоединились к ЕС в 2007.
Норвегия, как крупнейший донор, предоставила около 97% от общего финансирования в 2004–2009 годах.
С 2004 по 2009 год 1 250 проектам была предоставлена финансовая поддержка через финансовые механизмы ЕЭЗ и Норвегии. Эти проекты финансировались в рамках следующих направлений поддержки:
Более одного из пяти поддерживаемых проектов были проектами партнерства между организациями в государствах-бенефициарах, а также Исландии, Лихтенштейне или Норвегии.
В Заключительном обзоре грантов ЕАОС и Норвегии за 2004–2009 гг. сделан вывод, что «Гранты ЕЭЗ и Норвегии 2004– 2009 год способствовал сокращению диспропорций в Европе […], и выгоды на местном уровне были значительными »(Заключительный отчет, Nordic Consulting Group, январь 2012 г.).
За период финансирования 2004–2009 гг. Были проведены следующие независимые оценки и обзоры:
В период 1999–2003 гг., Греция, Ирландия, Северная Ирландия, Португалия и Испания получили 119,6 млн евро от стран ЕЭП-ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн и Норвегия). Поддерживались проекты в области защиты окружающей среды, обновления городов, загрязнения городских территорий, защиты культурного наследия, транспорта, образования и обучения, а также академических исследований. Около 93% финансирования было потрачено на проекты, связанные с охраной окружающей среды.
Загрузить Заключительный отчет по финансовому инструменту за 1999–2003 гг..
Финансовый механизм 1994–1998 гг. Охватывает Грецию, Ирландию, Северную Ирландию, Португалию и Испанию. Поддержку проектам оказали в области защиты окружающей среды, образования и обучения, а также транспорта. В дополнение к 500 миллионам евро на поддержку проекта были предоставлены процентные скидки по кредитам на сумму 1,5 миллиарда евро в Европейском инвестиционном банке (ЕИБ).
Финляндия, Швеция и Австрия, которые до 1994 года были членами ЕАСТ, покинули ассоциацию, чтобы присоединиться к ЕС. Европейская комиссия взяла на себя ответственность за вклад этих трех стран в Финансовый механизм в 1994–1998 гг.
Загрузить Заключительный отчет финансового механизма за 1994–1998 гг..