Э. О. Уилсон

редактировать

Американский биолог и писатель (род. 1929)
Э. О. Уилсон
Plos wilson.jpg Уилсон в 2003 году
РодилсяЭдвард Осборн Уилсон. (1929-06-10) 10 июня 1929 (возраст 91). Бирмингем, Алабама, США
НациональностьАмериканец
Alma materУниверситет Алабамы. Гарвардский университет
Известенпопуляризацией социобиологии. Эпосом эволюции. Смещение характера. Биогеография острова
Награды
S научная карьера
ФилдсБиология
УчрежденияГарвардский университет. Университет Дьюка
Диссертация Монографическая редакция муравьиного рода Lasius (1955)
Докторант Фрэнк М. Карпентер
ДокторантыДэниел Симберлофф (1969). Дональд Дж. Фариш (1970). Джеймс Д. Вайнрих (1976). Марк У. Моффет (1987)
ВлиянияУильям Мортон Уилер

Эдвард Осборн Уилсон (родился 10 июня 1929 г.), обычно цитируется как E. О. Уилсон, американский биолог, натуралист и писатель. Его биологическая специальность - мирмекология, изучение муравьев, по которым он был назван ведущим мировым экспертом.

Уилсона называли «отцом <327».>социобиология "и" отец биоразнообразия "за его защиту окружающей среды, а также его светско-гуманистические и деистские идеи, относящиеся к религиозным и этическим вопросам.. Среди его величайших вкладов в экологическую теорию - теория биогеографии островов, которую он разработал в сотрудничестве с математиком-экологом Робертом Макартуром. Эта теория послужила основой области проектирования заповедных территорий, а также единой нейтральной теории биоразнообразия Стивена Хаббелла.

Уилсон - почетный профессор-исследователь Университета Пеллегрино. по энтомологии на факультете органической и эволюционной биологии Гарвардского университета, преподаватель Университета Дьюка и член Комитета по скептическим расследованиям. Он лауреат гуманистической премии Международной академии гуманизма. Он является двукратным обладателем Пулитцеровской премии в области общей документальной литературы (за О человеческой природе в 1979 и Муравьи в 1991 ) и бестселлеров New York Times, автора книг Социальное завоевание Земли, Письма молодому ученому и Значение человеческого существования.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Образование
  • 3 Карьера
  • 4 Выход на пенсию
  • 5 Работа
    • 5.1 Социобиология: новый синтез, 1975
      • 5.1.1 Приемная
    • 5.2 О природе человека, 1978
    • 5.3 Муравьи, 1990
    • 5.4 Консилианс, 1998
  • 6 Духовные и политические убеждения
    • 6.1 Научный гуманизм
    • 6.2 Бог и религия
    • 6.3 Экология
  • 7 Награды и награды
  • 8 Основные работы
    • 8.1 Отредактированные работы
  • 9 В популярной культуре
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Ранние годы

Уилсон родился в Бирмингем, Алабама. Согласно его автобиографии Naturalist, он вырос в основном в районе Вашингтона, округ Колумбия, и в сельской местности около Мобила, штат Алабама. С ранних лет интересовался естественной историей. Его родители, Эдвард и Инес Уилсон, развелись, когда ему было семь лет. Юный натуралист вырос в нескольких городах, переезжая с отцом и мачехой.

В том же году, когда его родители развелись, Уилсон ослеп на один глаз в результате несчастного случая на рыбной ловле. Он мучился часами, но продолжал ловить рыбу. Он не жаловался, потому что ему не терпелось побыть на улице. Он не обращался за медицинской помощью. Несколько месяцев спустя его правый зрачок затуманился катарактой. Он был доставлен в Госпиталь Пенсакола для удаления линзы. Уилсон пишет в своей автобиографии, что «операция была ужасающим испытанием [19] века». У Уилсона оставалось полное зрение на левый глаз, с зрением 20/10. Видение 20/10 побудило его сосредоточиться на «мелочах»: «Я заметил бабочек и муравьев больше, чем другие дети, и заинтересовался ими автоматически».

Хотя он потерял свой стереоскопическое зрение, он все еще мог видеть мелкий шрифт и волоски на телах мелких насекомых. Его ограниченная способность наблюдать за млекопитающими и птицами заставила его сосредоточиться на насекомых.

В возрасте девяти лет Уилсон предпринял свои первые экспедиции в Рок-Крик-Парк в Вашингтоне, округ Колумбия. Он начал собирать насекомых и полюбил бабочек. Он ловил их с помощью сетей, сделанных из метел, вешалок для одежды и марлевых мешков. Эти экспедиции привели к увлечению Уилсона муравьями. В своей автобиографии он описывает, как однажды он сорвал кору с гниющего дерева и обнаружил под ним цитронелловых муравьев. Найденные им рабочие муравьи были «короткими, толстыми, ярко-желтыми и источали сильный лимонный запах». Уилсон сказал, что это событие произвело на [его] яркое и неизгладимое впечатление ». Он также получил награду Eagle Scout и был директором по природе в своем летнем лагере Boy Scout. В возрасте 18 лет, намереваясь стать энтомологом, он начал с сбора мух, но нехватка булавок для насекомых, вызванная Второй мировой войной, заставила его переключиться на муравьев., которые можно хранить во флаконах. При поддержке Мэрион Р. Смит, мирмеколога из Национального музея естественной истории в Вашингтоне, Уилсон начал обследование всех муравьев Алабамы. Это исследование привело его к сообщению о первой колонии огненных муравьев в США, недалеко от порта Мобил.

Образование

Обеспокоен тем, что он может быть не в состоянии себе позволить Чтобы поступить в университет, Уилсон попытался записаться в армию Соединенных Штатов. Он планировал получить финансовую поддержку правительства США для своего образования, но не прошел медицинское обследование в армии из-за слабого зрения. В конце концов Уилсон мог позволить себе поступить в Университет Алабамы, получив степень бакалавра наук. и М.С. получил там степень по биологии в 1950 году. В 1951 году он перешел в Гарвардский университет.

. Назначен членом Гарвардского общества стипендиатов, он мог путешествовать в зарубежных экспедициях, собирать виды муравьев Кубы и Мексики и путешествовать южная часть Тихого океана, включая Австралию, Новую Гвинею, Фиджи, Новую Каледонию и Шри-Ланку. В 1955 году он получил докторскую степень и женился на Ирен Келли.

Карьера

С 1956 по 1996 год Уилсон работал на факультете Гарварда. Он начинал как муравей таксономист и работал над пониманием их микроэволюции, как они превратились в новые виды, избегая неблагоприятных экологических условий и переезжая в новые места обитания. Он разработал теорию цикла таксонов ".

. Сразу после защиты докторской диссертации в 1955 году Уилсон начал руководить Стюартом А. Альтманном по вопросам социального поведения макак-резусов, что дало Уилсону первый импульс к представлению социобиологии как глобального теория социального поведения животных.

Он сотрудничал с математиком Уильямом Боссертом и открыл химическую природу общения муравьев с помощью феромонов. В 1960-х годах он сотрудничал с математиком и экологом Робертом МакАртур в разработке теории равновесия видов. В 1970-х годах он и Дэниел Симберлофф проверили эту теорию на крошечных мангровых островках во Флорида-Кис. Они уничтожили все виды насекомых и наблюдали за их повторным заселением новыми видами. Уилсон и Книга МакАртура Теория биогеографии островов стала стандартным учебником по экологии.

В 1971 году он опубликовал книгу «Общества насекомых» о биологии социальных насекомых, таких как муравьи, пчелы, осы и термиты. В 1973 году Уилсон был назначен «хранителем насекомых» Музея сравнительной зоологии. В 1975 году он опубликовал книгу Социобиология: новый синтез, применив свои теории поведения насекомых к позвоночным, а в последней главе - к людям. Он предположил, что эволюционирующие и унаследованные тенденции ответственны за иерархическую социальную организацию среди людей. В 1978 году он опубликовал О природе человека, в котором говорилось о роли биологии в эволюции человеческой культуры, и получил Пулитцеровскую премию за общую документальную литературу.

В 1981 году после сотрудничества с Чарльзом Ламсденом он опубликовал «Гены, разум и культура», теорию коэволюции генной культуры. В 1990 году он опубликовал свою вторую Пулитцеровскую премию за общую документальную литературу Муравьи в соавторстве с Бертом Хёлльдоблером.

В 1990-х он опубликовал книгу «Разнообразие жизни». (1992), автобиография: Naturalist (1994) и Consilience: The Unity of Knowledge (1998) о единстве естественных и социальных наук.

Выход на пенсию

В 1996 году Уилсон официально ушел из Гарвардского университета, где он продолжает занимать должности почетного профессора и почетного куратора энтомологии. Он основал E.O. Wilson Biodiversity Foundation, который финансирует PEN / E. Премия О. Уилсона за литературоведение и является «независимым фондом» при Школе окружающей среды Николаса Университета Дьюка. Уилсон стал специальным лектором в Университете Дьюка в рамках соглашения.

В течение 21 века Уилсон опубликовал следующие книги:

  • Будущее жизни, 2002
  • Фейдол в Новом Мире: Доминирующий, Гиперразнообразный род муравьев, 2003
  • Из такого простого: Начало: Четыре великие книги Дарвина, 2005
  • Сотворение мира: призыв к спасению жизни на Земле, Сентябрь 2006 г.
  • Разоблачение природы: избранные сочинения, 1949–2006 гг.
  • Сверхорганизм: красота, элегантность и странность сообществ насекомых, 2009 г.
  • Муравейник: роман, Апрель 2010 г.
  • Королевство муравьев: Хосе Селестино Мутис и рассвет естественной истории в Новом Свете, 2010 г.
  • Муравьи-листорезы: Цивилизация инстинктом, 2011 г.
  • Социальное завоевание Земли, 2012
  • Письма молодому ученому, 2014
  • Окно в вечность: прогулка биолога по национальному парку Горонгоса, 2014
  • Смысл человеческого существования, 2014
  • Полуземля: Наша планета борется за жизнь, 2016
  • Бытие: Глубокое происхождение обществ, 2019

Уилсон и его жена Ирэн проживают в Лексингтоне, Массачусетс. Его дочь Кэтрин и ее муж Джонатан проживают неподалеку в Стоу, Массачусетс.

Работа

Социобиология: Новый синтез, 1975

Уилсон использовал социобиологию и принципы эволюции для объяснить поведение социальных насекомых, а затем понять социальное поведение других животных, в том числе людей, тем самым сделав социобиологию новой научной областью. Он утверждал, что все поведение животных, в том числе людей, является продуктом стимулов окружающей среды и прошлого опыта, и что свобода воли является иллюзией. Он назвал биологическую основу поведения «генетическим поводком». Социобиологическая точка зрения состоит в том, что все социальное поведение животных регулируется эпигенетическими правилами, разработанными эволюцией. Эта теория и исследование оказались плодотворными, противоречивыми и влиятельными.

Уилсон утверждал, что единица отбора - это ген, основной элемент. Целью отбора обычно является индивид, несущий ансамбль генов определенного типа. Что касается использования родственного отбора для объяснения поведения эусоциальных насекомых, «новая точка зрения, которую я предлагаю, заключается в том, что это был групповой выбор все вместе с тем, идея, впервые грубо сформулированная Дарвином ».

Социобиологические исследования в то время были особенно противоречивыми в отношении их применения к людям. Теория выдвинула научный аргумент в пользу отказа от общепринятой доктрины tabula rasa, согласно которой люди рождаются без родственного ментального содержания и что культура функционирует для повышать знания людей и способствовать выживанию и успеху. В последней главе книги «Социобиология» Уилсон утверждает, что человеческий разум сформирован генетической наследственностью в той же степени, что и культурой, если не больше. В этой главе Уилсон предлагает ограничения на то, какое влияние социальные факторы и факторы окружающей среды могут иметь на изменение человеческого поведения.

Reception

Социобиология первоначально была встречена существенной критикой. Некоторые из коллег Уилсона в Гарварде, такие как Ричард Левонтин и Стивен Джей Гулд, были категорически против его идей относительно социобиологии. Гулд, Левонтин и другие из группы изучения социобиологии из района Бостона написали «Против« социобиологии »в открытом письме, критикуя« детерминистский взгляд Вильсона на человеческое общество и человеческие действия ». Хотя его приписывают членам исследовательской группы социобиологии, кажется, что Левонтин был главным автором. В интервью 2011 года Уилсон сказал: «Я считаю, что Гулд был шарлатаном. Я считаю, что он... добивался репутации и авторитета как ученый и писатель, и он делал это постоянно, искажая то, что другие ученые говорили и придумывали аргументы, основанные на этом искажении ».

Работа Маршалла Салинса 1976 года« Использование биологии и злоупотребление ею »была прямой критикой теорий Вильсона.

Была также политическая оппозиция. Социобиология вновь зажгла дискуссию о природе и воспитании. Уилсона обвиняли в расизме, женоненавистничестве и симпатиях к евгенике. В одном из инцидентов в ноябре 1978 года его лекция подверглась нападению со стороны Международного комитета против расизма, передовой группы марксистской Прогрессивной рабочей партии, где один из членов вылил кувшин воды на дом Уилсона. головой и скандировал «Уилсон, ты весь мокрый» на конференции AAAS. Позже Уилсон говорил об этом инциденте как об источнике гордости: «Я считаю... я был единственным ученым в наше время, на которого напали за идею».

Возражения со стороны евангельских христиан в том числе слова Пола Э. Ротрока в 1987 году: «... социобиология потенциально может стать религией научного материализма». Философ Мэри Миджли столкнулась с социобиологией в процессе написания «Зверя и человека» (1979) и значительно переписала книгу, чтобы предложить критический анализ взглядов Уилсона. Мидгли похвалил книгу за исследование поведения животных, ясность, ученость и энциклопедический охват, но всесторонне критиковал Уилсона за концептуальную путаницу, сциентизм и антропоморфизм генетики.

Книга и ее восприятие были упомянуты в Книга Джонатана Хайдта Праведный разум. а также Мэтта Ридли Гибкий ген.

О человеческой природе, 1978

Уилсон написал в своей книге 1978 года О человеческой природе, " Эволюционная эпопея, вероятно, лучший миф, который у нас когда-либо был ». Использование Уилсоном слова «миф» дает людям значимое место во времени, прославляя общее наследие. Слава Вильсона подтолкнула к употреблению морфированной фразы эпос эволюции. Книга получила Пулитцеровскую премию в 1979 году.

Муравьи, 1990

Уилсон вместе с Бертом Хёлльдоблером провели систематическое исследование муравьи и поведение муравьев, кульминацией которого стала энциклопедическая работа 1990 г. Муравьи. Поскольку самоотверженное поведение отдельных муравьев можно объяснить их генетической заинтересованностью в выживании сестер, с которыми они разделяют 75% своих генов (хотя на самом деле царицы некоторых видов спариваются с несколько самцов и, следовательно, некоторые рабочие в колонии будут иметь родство только на 25%), Уилсон приводил доводы в пользу социобиологического объяснения всего социального поведения на модели поведения социальных насекомых.

Вильсон сказал о муравьях: «Карл Маркс был прав, социализм работает, просто у него не тот вид». Он имел в виду, что, хотя муравьи и другие социальные виды, по-видимому, живут в коммунистических -подобных обществах, они делают это только потому, что они вынуждены делать это из-за своей базовой биологии, поскольку им не хватает репродуктивной функции. независимость: муравьи-рабочие, будучи бесплодными, нуждаются в своей королеве муравьев, чтобы выжить как колония и вид, а отдельные муравьи не могут размножаться без королевы и поэтому вынуждены жить в централизованных обществах. Однако люди обладают репродуктивной независимостью, так что они могут рожать потомство без потребности в «королеве», и на самом деле люди наслаждаются своим максимальным уровнем дарвиновской приспособленности только тогда, когда они заботятся о себе и своем потомстве, находя инновационные способы для этого. используют общества, в которых они живут, для собственной выгоды.

Consilience, 1998

В своей книге 1998 года Consilience: The Unity of Knowledge Уилсон обсуждал используемые методы объединить науки и, возможно, суметь объединить науки с гуманитарными науками. Уилсон использовал термин «согласованность » для описания синтеза знаний из различных специализированных областей человеческой деятельности. Он определил человеческую природу как совокупность эпигенетических правил, генетических паттернов умственного развития. Он утверждал, что культура и ритуалы - это продукты, а не части человеческой природы. Он сказал, что искусство не является частью человеческой натуры, но наша оценка искусства является частью его. Он предположил, что такие понятия, как оценка искусства, боязнь змей или инцест табу (эффект Вестермарка ), могут быть изучены научными методами естественных наук и быть частью междисциплинарных исследований.

Книга упоминается в книге Джонатана Хайдта Праведный разум.

Духовные и политические убеждения

Научный гуманизм

Уилсон придумал фразу научный гуманизм как «единственное мировоззрение, совместимое с растущим знанием науки о реальном мире и законах природы». Уилсон утверждал, что это лучше всего подходит для улучшения условий жизни человека. В 2003 году он был одним из подписантов Гуманистического манифеста.

Бог и религия

В вопросе о Боге Уилсон охарактеризовал свою позицию как временный деизм и прямо отрицал ярлык "атеист », предпочитающий« агностика ». Он объяснил свою веру как отход от традиционных верований: «Я отошел от церкви, я не был категорически агностиком или атеистом, просто баптистом и больше не христианином». Уилсон утверждает, что вера в Бога и религиозные ритуалы являются продуктами эволюции. Он утверждает, что их не следует отвергать или отвергать, а следует дополнительно исследовать наукой, чтобы лучше понять их значение для человеческой природы. В своей книге «Сотворение мира» Уилсон предлагает ученым «протянуть руку дружбы» религиозным лидерам и построить с ними союз, заявив, что «наука и религия - две из самых могущественных сил на Земле, и они должны объединиться, чтобы спасти творение ».

Уилсон обратился к религиозному сообществу с призывом к лекциям в Мидленд-колледже, штат Техас, например, и что« это обращение получило «массовый ответ» », что был заключен завет написано и что «партнерство со временем будет работать в значительной степени».

В интервью New Scientist, опубликованном 21 января 2015 года, Уилсон сказал, что «религия» затягивает «и должны быть устранены« ради человеческого прогресса »» и «Итак, я бы сказал, что ради человеческого прогресса лучшее, что мы могли бы сделать, - это уменьшить, вплоть до устранения, религиозные веры. "

Экология

Уилсон сказал, что если бы он мог начать свою жизнь заново, он бы работал в микробной экологии, обсуждая возрождение его первоначальных областей исследований с 1960-х годов. Он изучал массовые вымирания в 20 веке и их связь с современным обществом, и в 1998 году в Капитолии выступил за экологический подход:

Теперь, когда вы рубите лес, древний лес в частности, вы не просто убираете много больших деревьев и нескольких птиц, порхающих в пологе. Вы подвергаете серьезной опасности огромное множество видов в пределах нескольких квадратных миль от вас. Число этих видов может доходить до десятков тысяч.... Многие из них до сих пор неизвестны науке, и наука еще не обнаружила ключевую роль, несомненно играющую в поддержании этой экосистемы, как в случае грибов, микроорганизмов и многих насекомых.

Уилсон был частью международного движения за сохранение в качестве консультанта Института Земли Колумбийского университета в качестве директора Американского музея естественной истории, Conservation International, The Nature Conservancy и Всемирного фонда дикой природы.

Понимание масштабов кризиса исчезновения побудил его выступать в защиту лесов, включая «Закон о спасении лесов Америки», впервые введенный в 1998 году до 2008 года, но так и не принятый. Декларация "Леса сейчас" призывает к созданию новых рыночных механизмов для защиты тропических лесов. В 2014 году Уилсон призвал выделить 50% поверхности Земли для процветания других видов как единственную возможную стратегию решения кризиса исчезновения.

Награды и почести

Уилсон в "беседе у камина" во время которого он получил медаль Аддисона Эмери Веррилла в 2007 году Уилсон обращается к аудитории на открытии названного в его честь Центра биофилии на плантации Нокус в округе Уолтон, Флорида.

Научный и награды за сохранение включают:

Основные работы

  • Brown, WL; Уилсон, Э. О. (1956). «Смещение персонажа». Систематическая зоология. 5 (2): 49–64. DOI : 10.2307 / 2411924. JSTOR 2411924., в соавторстве с Уильямом Брауном-младшим; статья, удостоенная в 1986 году звания Science Citation Classic, т. е. одной из наиболее часто цитируемых научных работ всех времен.
  • Theory of Island Biogeography, 1967, Princeton University Press (2001 г., перепечатка), ISBN 0-691-08836-5, с Робертом Х. Макартуром
  • Общества насекомых, 1971, Издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-45490-1
  • Социобиология: новый синтез 1975, Harvard University Press, (двадцать пятое юбилейное издание, 2000 г. ISBN 0 -674-00089-7 )
  • О человеческой природе, 1979, Harvard University Press, ISBN 0-674-01638-6, победитель конкурса 1979 года. Пулитцеровская премия за общую документальную литературу.
  • Гены, разум и культура: процесс коэволюции, 1981, Harvard University Press, ISBN 0-674-34475-8
  • Прометеевский огонь: размышления о происхождении разума, 1983, Harvard University Press, ISBN 0-674-71445-8
  • Biophilia, 1984, Harvard University Press, ISBN 0-674-07441-6
  • Успех и доминирование в экосистемах: случай социальных насекомых, 1990, межисследовательский, ISSN 0932-2205
  • Муравьи, 1990, Harvard University Press, ISBN 0-674-04075-9, Победитель 1991 Пулитцеровская премия с Бертом Хёлльдоблером
  • Разнообразие жизни, 1992, Harvard University Press, ISBN 0-674-21298-3, The Diversity of Life: Special Edition, ISBN 0-674-21299-1
  • The Biophilia Hypothesis, 1993, Shearwater Books, ISBN 1-55963-148-1, со Стивеном Р. Келлертом
  • Путешествие к муравьям : история научных исследований, 1994, Harvard University Press, ISBN 0-674-48525-4, с Бертом Хёльдоблером
  • натуралистом, 1994, Shearwater Books, ISBN 1 -55963-288-7
  • В поисках природы, 1996, Shearwater Books, ISBN 1-55963-215-1, с Лорой Саймондс Саутворт
  • Co nsilience: Единство знаний, 1998, Knopf, ISBN 0-679-45077-7
  • The Future of Life, 2002, Knopf, ISBN 0-679-45078-5
  • Фейдол в Новом Свете: Доминирующий, гиперразмерный род муравьев, 2003, Harvard University Press, ISBN 0-674-00293-8
  • Сотворение мира: призыв спасти жизнь на Земле, сентябрь 2006 г., WW Norton Company, Inc. ISBN 978-0-393 -06217-5
  • Природа раскрыта: избранные сочинения 1949–2006, ISBN 0-8018-8329-6
  • Сверхорганизм: красота, элегантность и странность Общества насекомых, 2009, WW Norton Company, Inc. ISBN 978-0-393-06704-0, с Бертом Хёлльдоблером
  • Муравейник: Роман, апрель 2010 г., WW Norton Company, Inc. ISBN 978-0-393-07119-1
  • Королевство муравьев: Хосе Селестино Мутис и рассвет естественной истории в Новом Свете, 2010 г., Johns Hopkins University Press, Балтимор, с Хосе Марией Гомес Дуран
  • Муравьи-листорезы: Цивилизация инстинктом, 2011, WW Norton Company, Inc. ISBN 978-0-393-33868-3, с Бертом Хёлльдоблером
  • Социальное завоевание Земли, 2012, Liveright Publishing Corporation, Нью-Йорк, ISBN 0871403633
  • Письма молодому ученому, 2014, Liveright, ISBN 0871403854
  • Окно в вечность: прогулка биолога по национальному парку Горонгоса, 2014 г., Саймон и Шустер, ISBN 1476747415
  • Значение человеческого существования, 2014 г., Liveright, ISBN 0871401002
  • Half-Earth, 2016, Liveright, ISBN 978-1-63149-082-8
  • Истоки творчества, 2017, Liveright, ISBN 978-1-63149-318-8
  • Genesis: The Deep Origin of Society, 2019, Liveright; ISBN 1-63149-554-2
  • Сказки из мира муравьев, 2020, Liveright, ISBN 9781631495564
  • Naturalist: A Graphic Adaptation (Kindle Edition) 10 ноября 2020 г., Island Press; Иллюстрированное издание, ASIN B08HRTBQZ8 ISBN 978-1610919586

Отредактированные работы

  • From So Simple a Beginning: Четыре великих книги Дарвина, отредактированные с вступлением Эдвард О. Уилсон (2010 WW Norton )

В популярной культуре

Уилсон был процитирован в первых строках песни Bliss n Eso "Weightless Wings" следующим образом : «Один мудрый человек однажды сказал, что мы существуем в причудливом сочетании эмоций каменного века, средневековых верований и богоподобных технологий, доступных многим людям».

Ссылки

Внешние ссылки

Wikiquote содержит цитаты, относящиеся к: Е.О. Уилсон
Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Е.О. Уилсон.
Последняя правка сделана 2021-05-18 13:57:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте