Дислексия | |
---|---|
Другие имена | Расстройство чтения, алексия |
Специальность | Неврология, педиатрия |
Симптомы | Проблемы чтения |
Обычное начало | Школьный возраст |
Причины | Генетические и факторы окружающей среды |
Факторы риска | Семейный анамнез синдром дефицита внимания и гиперактивности |
Метод диагностики | Серийный тест на запоминание, правописание, зрение и чтение |
Дифференциальный диагноз | Слух или проблемы со зрением, недостаточное обучение |
Лечение | Изменение методов обучения |
Частота | 3–7% |
Дислексия, также известная как расстройство чтения, характеризуется проблемами с чтением, несмотря на нормальный интеллект. Разные люди страдают в разной степени. Проблемы могут включать трудности с правописанием слов, быстрым чтением, написанием слов, «произнесением» слов в голове, произношением слов при чтении вслух и пониманием того, что читает. Часто эти трудности впервые замечают в школе. Когда человек, который раньше умел читать, теряет свои способности, это называется «алексией». Трудности носят непроизвольный характер, и у людей с этим расстройством нормальное желание учиться. У людей с дислексией чаще встречаются синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), нарушения развития речи и трудности с цифрами.
Считается, что дислексия вызвана взаимодействие генетических и факторов окружающей среды. Некоторые случаи передаются по наследству. Дислексия, развивающаяся вследствие черепно-мозговой травмы, инсульта или деменции, называется «приобретенной дислексией». Основные механизмы дислексии - это проблемы с обработкой языка мозгом. Дислексия диагностируется с помощью серии тестов на память, зрение, правописание и навыки чтения. Дислексия отличается от трудностей чтения, вызванных проблемами со слухом или зрением или недостаточным обучением или возможностью учиться.
Лечение включает изменение методов обучения чтобы удовлетворить потребности человека. Не излечивая основной проблемы, это может уменьшить степень или влияние симптомов. Лечение, направленное на зрение, неэффективно. Дислексия является наиболее распространенной неспособностью к обучению и встречается во всех регионах мира. Он поражает 3–7% населения, однако до 20% населения в целом могут иметь некоторые симптомы. Хотя дислексия чаще диагностируется у мужчин, было высказано предположение, что она одинаково влияет на мужчин и женщин. Некоторые считают, что дислексию лучше рассматривать как другой способ обучения, имеющий как преимущества, так и недостатки.
Дислексия подразделяется на развивающуюся и приобретенную формы. Эта статья в первую очередь посвящена дислексии развития, то есть дислексии, которая начинается в раннем детстве. Приобретенная дислексия возникает после неврологического инсульта, такого как черепно-мозговая травма или инсульт. Люди с приобретенной дислексией проявляют некоторые из признаков или симптомов нарушения развития, но требуют различных стратегий оценки и подходов к лечению.
В раннем детстве симптомы, которые коррелируют с более поздними Диагноз дислексии включает отсроченное начало речи и отсутствие фонологической осведомленности. Распространенный миф тесно связывает дислексию с зеркальным письмом и чтением букв или слов задом наперед. Такое поведение наблюдается у многих детей, когда они учатся читать и писать, и не считается определяющим признаком дислексии.
Дети школьного возраста с дислексией могут проявлять признаки трудностей в определение или создание рифмующихся слов, или подсчет количества слогов в словах - оба эти действия зависят от фонологической осведомленности. Они также могут испытывать трудности при разбиении слов на отдельные звуки или могут смешивать звуки при произношении слов, что указывает на снижение фонематической осведомленности. Трудности с поиском слов или называнием вещей также связаны с дислексией. Люди с дислексией, как правило, плохо пишут, это явление иногда называют дизортографией или дисграфией, которая зависит от орфографического кодирования.
Проблемы сохраняются в подростковом и взрослом возрасте и могут включать трудности с обобщением историй, запоминанием, чтением вслух или изучение иностранных языков. Взрослые с дислексией часто могут читать с хорошим пониманием, хотя они, как правило, читают медленнее, чем другие, без трудностей в обучении и хуже справляются с орфографическими тестами или при чтении бессмысленных слов - показатель фонологической осведомленности.
Дислексия часто сочетается с другими нарушениями обучения, но причины этой сопутствующей патологии четко не определены. Эти связанные нарушения включают:
Исследователи пытались найти нейробиологическую основу дислексии с тех пор, как это состояние было впервые выявлено в 1881 году. Например, некоторые пытались связать общую проблему людей с дислексией, заключающуюся в неспособности четко видеть буквы, с аномальным развитием их зрительного нерва.
нейровизуализация методы, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ ) и позитронно-эмиссионная томография ( ПЭТ), показали корреляцию между обоими функциональные и структурные различия мозга детей с трудностями чтения. У некоторых людей с дислексией наблюдается меньшая электрическая активация в частях левого полушария мозга, связанных с чтением, таких как нижняя лобная извилина, нижняя теменная долька, а также средняя и вентральная височная кора. За последнее десятилетие исследования активации мозга с использованием ПЭТ для изучения языка сделали прорыв в понимании нейронной основы языка. Были предложены нейронные основы для компонентов визуального лексикона и слуховой вербальной кратковременной памяти, с некоторым подтекстом, что наблюдаемые нейронные проявления дислексии развития зависят от конкретной задачи (т.е. а не структурные). ФМРТ людей с дислексией указывают на интерактивную роль мозжечка и коры головного мозга, а также других структур мозга в чтении.
Мозжечковая теория дислексии предполагает нарушение мышечных движений, контролируемых мозжечком. влияет на формирование слов языком и лицевыми мышцами, что приводит к проблемам беглости, с которыми сталкиваются некоторые люди с дислексией. Мозжечок также участвует в автоматизации некоторых задач, таких как чтение. Тот факт, что у некоторых детей с дислексией есть двигательные задачи и нарушения равновесия, может соответствовать роли мозжечка в их трудностях с чтением. Однако теория мозжечка не была подтверждена контролируемыми исследованиями.
Исследования потенциальных генетических причин дислексии уходят корнями в послетутопсийное исследование мозга людей с дислексией. Наблюдаемые анатомические различия в языковых центрах такого мозга включают микроскопические корковые пороки развития, известные как эктопии, и, реже, сосудистые микропороды., а микрогрус - размер извилины меньше обычного. Ранее цитируемые и другие исследования предполагают, что аномальное развитие коры головного мозга, которое предположительно произошло до или в течение шестого месяца развития мозга плода, могло быть причиной аномалий. Аномальные клеточные образования у людей с дислексией также были зарегистрированы в неязыковых церебральных и подкорковых структурах мозга. Несколько генов были связаны с дислексией, в том числе DCDC2 и KIAA0319 на хромосоме 6 и DYX1C1 на хромосоме 15.
Вклад взаимодействия генов с окружающей средой в неспособность к чтению интенсивно изучался с помощью исследований близнецов, которые оценивают долю отклонений, связанных с окружающей средой человека, и соответствующую долю со своими генами. Как экологические, так и генетические факторы способствуют развитию чтения. Исследования, изучающие влияние факторов окружающей среды, таких как образование родителей и качество обучения, определили, что генетика имеет большее влияние в благоприятной, а не в менее оптимальной среде. Однако более оптимальные условия могут просто позволить этим генетическим факторам риска учитывать большую дисперсию в результатах, поскольку факторы риска окружающей среды были сведены к минимуму.
Поскольку окружающая среда играет большую роль в обучении и памяти, вероятно, что эпигенетические модификации играют важную роль в способности читать. Измерения экспрессии гена, модификаций гистонов и метилирования на периферии человека используются для изучения эпигенетических процессов; однако все они имеют ограничения при экстраполяции результатов для приложения к человеческому мозгу.
орфографическая сложность языка напрямую влияет на его сложность. чтобы научиться читать. Английский и французский языки имеют сравнительно «глубокие» фонематические орфографии в рамках латинского алфавита системы письма со сложными структурами, использующими орфографические шаблоны на нескольких уровнях: соответствие звука и буквы, слоги и морфемы. Такие языки, как испанский, итальянский и финский, имеют в основном алфавитную орфографию, которая в основном использует буквенно-звуковое соответствие - так называемые "поверхностные" орфографии, - что облегчает их изучение людям с дислексией. Логографические системы письма, такие как китайские иероглифы, имеют обширное использование символов; и это также создает проблемы для учащихся, страдающих дислексией.
У большинства людей с доминирующей правой рукой левое полушарие мозга специализируется на языковая обработка. Что касается механизма дислексии, исследования фМРТ предполагают, что эта специализация может быть менее выраженной или даже отсутствовать в случаях дислексии. Кроме того, анатомические различия в мозолистом теле, пучке нервных волокон, который соединяет левое и правое полушария, были связаны с дислексией в различных исследованиях.
Данные МРТ с тензором диффузии указывают на изменения в связи или плотности серого вещества в областях, связанных с чтением / языком. Наконец, левая нижняя лобная извилина показала различия в фонологической обработке у людей с дислексией. Нейрофизиологические процедуры и методы визуализации используются для определения фенотипических характеристик у людей с дислексией, что позволяет выявлять эффекты определенных генов.
Теория двойного маршрута чтения Впервые вслух был описан в начале 1970-х. Эта теория предполагает, что в чтении вслух задействованы два разных психических механизма или когнитивных пути. Одним из механизмов является лексический маршрут, то есть процесс, с помощью которого опытные читатели могут распознавать известные слова только на глаз, с помощью процедуры поиска по «словарю». Другой механизм - нелексический или сублексический путь, то есть процесс, при котором читатель может «озвучить» написанное слово. Это делается путем определения составных частей слова (буквы, фонемы, графемы ) и применения знаний о том, как эти части связаны друг с другом, например, как последовательность соседних букв звучат вместе. Двухмаршрутная система может объяснить разную частоту возникновения дислексии между разными языками (например, согласованность фонологических правил в испанском языке может объяснить тот факт, что испаноязычные дети демонстрируют более высокий уровень успеваемости в чтении без слов, по сравнению с англоговорящими).
Дислексия - это гетерогенное многомерное нарушение обучения, которое ухудшает точное и беглое чтение слов и правописание. Типичные, но не универсальные особенности включают трудности с фонологической осведомленностью; неэффективная и часто неточная обработка звуков устной речи (фонологическая обработка); и дефицит вербальной рабочей памяти.
Дислексия - это расстройство нервного развития, подкатегоризованное в диагностических руководствах как расстройство обучения с нарушением чтения (в МКБ-11 префиксы «развитие» префикс «нарушение обучения»; DSM-5 использует «специфический»). Дислексия не проблема интеллекта. Эмоциональные проблемы часто возникают вторично по сравнению с трудностями в обучении. Национальный институт неврологических расстройств и инсульта описывает дислексию как «трудности с фонологической обработкой (манипуляцией звуками), орфографией и / или быстрой визуально-вербальной реакцией».
Британская дислексия Ассоциация определяет дислексию как «затруднение в обучении, которое в первую очередь влияет на навыки, необходимые для точного и беглого чтения слов и правописания», и характеризуется «трудностями в фонологической осведомленности, вербальной памяти и скорости вербальной обработки». Фонологическая осведомленность позволяет идентифицировать, различать, запоминать (рабочая память ) и мысленно манипулировать звуковыми структурами языка - фонемами, местными сегментами, слогами и словами <56.>
Существует широкий спектр тестов, которые используются в клинических и образовательных учреждениях для оценки возможности того, что у человека может быть дислексия. Если первоначальное тестирование предполагает, что у человека может быть дислексия, такие тесты часто сопровождаются полной диагностической оценкой для определения степени и характера расстройства. Некоторые тесты могут проводиться учителем или компьютером; другие требуют специальной подготовки и проводятся психологами. Некоторые результаты тестов показывают, как применять стратегии обучения. Поскольку множество различных когнитивных, поведенческих, эмоциональных факторов и факторов окружающей среды могут усложнять обучение чтению, всесторонняя оценка должна учитывать эти различные возможности. Эти тесты и наблюдения могут включать:
Процедуры скрининга направлены на выявление детей, у которых проявляются признаки возможной дислексии. В дошкольном возрасте семейный анамнез дислексии, особенно у биологических родителей и братьев и сестер, предсказывает возможный диагноз дислексии лучше, чем любой тест. В начальной школе (в возрасте 5–7 лет) идеальная процедура проверки состоит в обучении учителей начальной школы внимательному наблюдению и регистрации прогресса своих учеников по программе акустики и, таким образом, выявления детей, прогрессирующих медленно. Когда учителя выявляют таких учеников, они могут дополнить свои наблюдения скрининговыми тестами, такими как скрининговая проверка фонетики, используемая школами Соединенного Королевства в течение первого года.
В медицинских учреждениях детский и подростковый психиатр М.С. Тамбираджа подчеркивает, что "[g] Учитывая высокую распространенность нарушений развития у детей школьного возраста, всех детей, посещаемых в клиниках, следует систематически обследовать на наличие нарушений развития независимо от имеющихся проблем ». Тамбираджа рекомендует проводить скрининг на нарушения развития, включая дислексию, путем проведения краткого анамнеза развития, предварительного психосоциального обследования развития и получения школьного отчета об академической и социальной деятельности.
Через использование Стратегии компенсации, терапии и образовательной поддержки люди с дислексией могут научиться читать и писать. Существуют методы и технические средства, которые помогают контролировать или скрывать симптомы расстройства. Снижение стресса и беспокойства иногда может улучшить понимание текста. Основная цель вмешательства при дислексии с использованием алфавитно-письменных систем - повысить осведомленность ребенка о соответствии между графемами (буквами) и фонемами (звуками), а также связать их с чтением и правописанием, обучая тому, как звуки переходят в слова. Усиленное сопутствующее обучение, ориентированное на чтение и правописание, может дать более продолжительные результаты, чем только устное фонологическое обучение. Раннее вмешательство может помочь уменьшить количество ошибок при чтении.
Исследования не показывают, что специально разработанные шрифты (такие как Dyslexie и OpenDyslexic ) помогают при чтении. Дети с дислексией так же быстро читают текст, набранный обычным шрифтом, например Times New Roman и Arial, и отдают предпочтение обычным шрифтам, а не специально подобранным шрифтам. Некоторые исследования показали, что увеличение межбуквенного интервала полезно.
В настоящее время нет доказательств того, что музыкальное образование значительно улучшает навыки чтения у подростков с дислексией.
Дети с дислексией с раннего возраста нуждаются в специальных инструкциях по анализу слов и правописанию. Прогноз, вообще говоря, положительный для людей, выявленных в детстве и получивших поддержку друзей и семьи. Образовательная система Нью-Йорка (NYED) предусматривает «ежедневный непрерывный 90-минутный блок обучения чтению», а также «обучение фонематическому восприятию, фонетике, развитию словарного запаса, беглости чтения», чтобы улучшить способность человека к чтению.
Процент людей с дислексией неизвестен, но, по оценкам, составляет от 5% до 17% населения. Хотя это заболевание чаще диагностируется у мужчин, некоторые полагают, что оно в равной степени поражает мужчин и женщин.
В мире используются разные определения дислексии, но, несмотря на значительные различия в системах письма, дислексия встречается в разных популяциях. Дислексия не ограничивается трудностями преобразования букв в звуки, и китайцы с дислексией могут испытывать трудности с преобразованием китайских иероглифов в их значения. В китайской лексике используется логографическое, монографическое, неалфавитное письмо, где один символ может представлять отдельную фонему.
Гипотеза фонологической обработки пытается объяснить, почему дислексия возникает в самых разных языках. Более того, связь между фонологической способностью и чтением, по-видимому, зависит от орфографии.
Дислексия была клинически описана Освальдом Беркханом в 1881 году, но термин «дислексия» был описан. изобретен в 1883 г. Рудольфом Берлином, офтальмологом из Штутгарта. Он использовал этот термин для обозначения случая маленького мальчика, который испытывал серьезные трудности в обучении чтению и письму, несмотря на то, что во всех остальных отношениях проявлял типичный ум и физические способности. В 1896 году У. Прингл Морган, британский врач из Сифорда, Восточный Суссекс, опубликовал описание расстройства обучения, связанного с чтением, в отчете для British Medical Journal под названием «Врожденный Слово слепота ». Различие между фонологическим и поверхностным типами дислексии носит только описательный характер и без каких-либо этиологических предположений относительно основных механизмов мозга. Однако в исследованиях упоминаются потенциальные различия из-за различий в производительности.
Как и в случае с любым расстройством, общество часто делает оценку, основанную на неполной информации. До 1980-х годов дислексия считалась следствием образования, а не неврологической инвалидностью. В результате общество часто неверно оценивает людей с расстройством. Иногда также наблюдается стигма на рабочем месте и негативное отношение к людям с дислексией. Если у инструкторов человека с дислексией отсутствует необходимая подготовка для поддержки ребенка с этим заболеванием, часто наблюдается отрицательный эффект на участие ученика в обучении.
По крайней мере, с 1960-х годов в Великобритании детям ставили диагноз. с дислексией развития постоянно были из привилегированных семей. Хотя половина заключенных в Великобритании испытывают серьезные трудности с чтением, очень немногие из них когда-либо проходили обследование на дислексию. Доступ к некоторым специальным образовательным ресурсам и финансированию зависит от диагноза дислексии. В результате, когда в 2018 г. Стаффордшир и Уорикшир предложили обучать чтению всех детей с трудностями в чтении, используя методы, которые оказались успешными для большинства детей с диагнозом дислексия, без предварительной требуя от семей получить официальный диагноз, защитники дислексии и родители детей с дислексией опасались, что они теряют привилегированный статус.
Большинство исследований дислексии относятся к алфавитные системы письма и особенно на европейские языки. Тем не менее, значительные исследования также доступны в отношении людей с дислексией, говорящих на арабском, китайском, иврите или других языках. Внешнее выражение лиц с нарушениями чтения и обычных плохих читателей в некоторых отношениях одинаково.
Эта статья была отправлено в WikiJournal of Medicine для внешней академической экспертной оценки в 2018 г. (отчеты рецензентов ). Обновленный контент был повторно интегрирован на страницу Википедии под лицензией CC-BY-SA-3.0 (). Пересмотренная версия записи: Осмин Анис; и другие. (2019), «Дислексия», WikiJournal of Medicine, 6 (1): 5, doi : 10.15347 / WJM / 2019.005, Wikidata Q73053061
Викискладе есть медиафайлы, связанные с дислексией. |
Классификация | D |
---|---|
Внешние ресурсы |
|