Дайэ

редактировать
Небесный бог в протоиндоевропейской мифологии Небо среднеазиатской степи.

Дьюс (букв. «бог-небо-дневного света»), также Дийус фетур (букв. «Отец-бог-небо-дневного света»), это реконструированное имя бога дневного-неба. в протоиндоевропейской мифологии. Диеус был ярким дневным небом, задуманным как божественное существо и как резиденция богов, * deywṓs. Связанный с обширным дневным небом и плодородными дождями, Диес часто сочетался с * Dhéǵhōm, Матерью-Землей, в отношениях союза и контраста.

Хотя его существование прямо не подтверждается археологическими или письменными материалами, ученые считают Диеса наиболее надежно реконструированным божеством индоевропейского пантеона, поскольку идентичные формулы, относящиеся к нему, можно найти среди последующих Индоевропейские языки и мифы ведических индоариев, латинян, греков, фригийцев, Мессапы, фракийцы, иллирийцы, албанцы и хетты.

Содержание

  • 1 Имя
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Эпитеты
  • 2 Роль
    • 2.1 Консорт
  • 3 Доказательства
    • 3.1 Эпитет Небесного Отца
    • 3.2 «Небесные» производные
  • 4 Наследие
  • 5 В неиндоевропейских традициях
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Дополнительная литература

Имя

Этимология

Божественное имя * Dyēus происходит от корня * dyeu-, обозначающего «дневное небо». "или" яркость дня "(в отличие от темноты ночи), в конечном счете происходящее от * di или dei- (" сиять, будь ярким »). Отождествляет в индоевропейских языках, используя понятия« день »,« небо »и« божество »и разделяя корень * dyeu как etymon предполагают, что Дайес был огромным и ярким небом того дня, задуманным как божественная сущность.

A производное vddhi появляется в * deywós («небесный»), обычное слово для «бога» в Протоиндоевропейский. В классическом индоевропейском языке, связанном с поздней хвалынской культурой (3900–3500), * Dyēus также имел значение «Небеса», тогда как он обозначал «бог» вообще (или бог Солнца в в частности) в анатолийской традиции. производное от суффикса * diwyós («божественный») также засвидетельствовано в латинском, греческом и санскрите.

Корень * deynos («день»), интерпретируемый как обратное образование * deywós, имеет потомков в ведическом санскрите divé-dive («день за днем»), латинском diēs («день») и Dies, богиня дня и аналог Греческий Гемера, Хеттский сиват («день»), Палайский Тийат- («Солнце, день») Древнегреческий endios (« полдень "), древнеармянский tiw (տիւ,« светлый день »), древнеирландское noenden (« девятидневный период »), валлийский heddyw (« сегодня »), или славян Полудница (« Полудница »).

В то время как греческая богиня Пандея или Пандиа (греч. : Πανδία, Πανδεία, «вся яркость») могло быть другим именем Богини Луны Селены, в ее имени все еще сохраняется корень * di - / * dei-, что означает «сиять, быть ярким».

Эпитеты

Самый постоянный эпитет, связанный с * Диесом, - «отец» (* ph₂tḗr). Слово «Отец Диес» было унаследовано в ведических Дьяу Пите, греческих Зевс Патер, иллирийских Дей-Патрус, римских Юпитер ( * Djous patēr), даже в форме «папа» или «папа» в Скифском Папайос для Зевса или в палайском выражении Тияз папаз. Эпитет * Ph₂tḗr Ǵenh₁-tōr («Отец-Создатель») также засвидетельствован в ведических, иранских, греческих и, возможно, римских ритуальных традициях.

Роль

Диес был Небом или Днем задумано как божественное существо, и, следовательно, жилище богов, Небеса. Как врата к божествам и отец как Божественных Близнецов, так и богини Рассвета (Hausōs ), Диес был выдающимся божеством в прото-индо. Европейский пантеон. Однако он, вероятно, не был их правителем или держателем верховной власти, как Зевс и Юпитер.

Дий ассоциировался с ярким и обширным небом, но также и с пасмурной погодой в ведических и греческих формулах * Dyēus ' дождь. Хотя некоторые рефлексы Диеса являются божествами шторма, такими как Зевс и Юпитер, это считается поздним развитием исключительно в средиземноморских традициях, вероятно, происходящим из синкретизма с ханаанскими божествами и прото -Индоевропейский бог Перквунос.

Из-за своей небесной природы Дайес часто описывается как «всевидящий» или «с широким видением» в индоевропейских мифах. Однако маловероятно, что он отвечал за соблюдение справедливости и праведности, как это было в случае с Зевсом или индо-иранским Митрой - Варуной дуэт; но он годился, по крайней мере, в качестве свидетеля клятв и договоров. Протоиндоевропейцы также визуализировали солнце как «светильник Дея» или «глаз Диеса», что можно увидеть в различных рефлексах: «светильник бога» в Еврипид 'Мидийцы, «небесная свеча» в Беовульф, «земля факела Хатти» (богиня Солнца Аринны ) в хеттской молитве Гелиос как глаз Зевса, Хваре-хшает как глаз Ахура Мазда, а солнце как «глаз Бога» в румынском фольклоре.

Консорт

Диес часто встречается в паре с * Dʰéǵʰōm, богиня Земли, описываемая как объединение с ней, чтобы обеспечить рост и поддержание земной жизни; земля беременеет, когда дождь падает с неба. Отношения между Отцом Небом (* Dyēus Ph₂tr) и Матерью-Землей (* Dʰéǵʰōm Méhₐtēr) также контрастируют: последняя изображается как огромное и темное жилище смертных, расположенное под ярким престолом богов. Однако, согласно Джексону, поскольку бог грома часто ассоциируется с плодоносящими дождями, она может быть более подходящим партнером для Перкуна, чем для Диеуса.

В то время как Хаусос и Божественные Близнецы - обычно считающиеся потомками только Диеса, некоторые ученые предложили реконструировать супругу-богиню как * Diwōnā или * Diuneh с возможным потомком в супруге Зевса Dione. Тематическое эхо встречается в ведической традиции, поскольку жена Индры Индрана проявляет подобное же ревнивое и сварливое расположение при провокации. Второй потомок может быть найден в Дайе, смертном, который, как сказано в греческом мифе, соединяется с Зевсом. История в конечном итоге приводит к рождению Кентавров после скрещивания мужа Дайи Иксиона с призраком Геры, супруги Зевса. Другое женское имя, происходящее от * Dyeus, может быть найдено в микенском греческом Diwia, засвидетельствованном во второй половине 2-го тысячелетия до н. Э. И которое, возможно, сохранилось в памфилийском диалекте Малой Азии.. Однако реконструкция основана только на греческой - и в меньшей степени на ведической - традиции и поэтому остается незащищенной.

Если богини-женщины Гера, Юнона, Фригг и Шакти имеют общую ассоциацию с браком и плодородием, Мэллори и Адамс отмечают, однако, что «эти функции очень важны. слишком общий характер, чтобы поддерживать предположение об отдельной «богине-супруге» ПИРОГА, и многие из «супругов», вероятно, представляют собой ассимиляции более ранних богинь, которые, возможно, не имели никакого отношения к браку ».

Доказательства

Родственные, происходящие либо от корня * dyeu («дневной свет, яркое небо»), эпитета * Dyēus Ph₂ter («Отец Небо»), производного от vṛddhi * deiwós («небесный», «бог» "), производное * diwyós (" божественный ") или обратная формация * deynos (" день ") являются одними из наиболее широко засвидетельствованных в индоевропейских языках.

Эпитет Небесного Отца

Ритуальные и шаблонные выражения, происходящие от словаря * Dyēus Ph₂ter («Отец Дей») были унаследованы в после литургии и поэзии c традиции :

Другие рефлексы являются вариантами которые сохранили как потомков корня * dyeu - («небо»), так и первоначальную структуру «Бог Отец». Некоторые традиции заменили эпитет * ph₂ter детским словом papa («папа, папа»):

Другие варианты менее надежны:

  • хетты : attas Isanus, «Отец-бог Солнца»; имя бога неба было заменено на Хаттик заимствование бога солнца, но первоначальная структура формулы осталась нетронутой,
  • латышский : Debess tēvs, "Отец Небес",
  • Древнескандинавский : inn Alför, «Один, Всеотец» или «Один Отец всего»,
  • Русский : Стрибог ŭ, «Бог-Отец»,
  • албанский : Зот, «господин» или «Бог», эпитет Зойза, небесного отца (обычно считается, что он происходит от протоалбанского * dźie̅u ̊ a (t) t-, «небесный отец»; хотя была предложена этимология * w (i) tš- pati-, «хозяин дома»).

«Небесный» происхождение

Родословные, происходящие от * deywós, vṛddhi-производного от * dyēus (бога неба) засвидетельствованы в следующих традициях:

  • ПИРОГ: * deywós (букв скайлинг, мн. * deywṓs), что означает «небесный, небесный», отсюда «бог»,

    Другие родственники менее защищены:

    Другие родственные слова, происходящие от слова * diwyós (* dyeu «небо» + yós, тематический суффикс), засвидетельствованы в следующих традициях:

    • ПИРОГ: * diwyós, что означает «божественный, небесный»,
      • микенское греческое : di-wi-jo (/ diwjos /), di-wi-ja (/ diwja /),
      • санскрит : дивья, «небесный»,
      • авестийский : daeuuiia, «дьявольский, дьявольский»,
      • латинский : dīus, «богоподобный»,
        • латинский: Diāna (от более старого Dīana), богиня луны и сельской местности.
        • Латинский: Dīs Pater, от dīves («богатый, богатый»), вероятно, образованного от dīus через промежуточную форму * deiu- (o / д) т- («кто подобен богам, защищенный богами»).

    Наследие

    Как пантеоны т В ходе эволюции отдельных мифологий, связанных с протоиндоевропейской религией, атрибуты Диеса, похоже, были переданы другим божествам. В греческой и римской мифологии Дий был главным богом, в то время как этимологический продолжатель Диеса стал очень абстрактным богом в ведийской мифологии, и его изначальное превосходство над другими богами в значительной степени уменьшилось.

    В неиндоевропейские традиции

    Различные заимствования * deiwós были введены в неиндоевропейские языки, такие как эстонский taevas или финский taivas («небо»), заимствовано из протоиндоиранского. В тюркской мифологии, Тенгри изображается как Небесный Отец, а Мирча Элиаде отмечает, что «морфологически и в общих чертах, индоевропейская религия напоминает религию тюрко-татар - верховенство небесного бога, отсутствие или меньшее значение богинь, культ огня и т. д. »

    Литература

    Библиография

    Дополнительное чтение

    • «Индоевропейские * Deiwos и родственные слова» Грейс Стертевант Хопкинс, языковые диссертации номер XII, декабрь 1932 г. (приложение к Language, журнал Linguistic Общество Америки ).
    • Кук, Артур Бернар. «Европейский бог неба. III: Итальянцы». Фольклор 16, № 3 (1905): 260-332. Www.jstor.org/stable/1253947.
    • Кук, Артур Бернар. «Зевс, Юпитер и Дуб. (Заключение).» The Classical Review 18, № 7 (1904): 360-75. Www.jstor.org/stable/694614.
    • Керини, Карл и Кристофер Холм. "Слово" Зевс "и его синонимы," Теос "и" Даймон " '. "В архетипических образах в греческой религии: 5. Зевс и Гера: архетипические образы отца, мужа и жены, 3-20. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1975. doi: 10.2307 / j.ctt13x190c.5.
    • Кречмер, Пол. "Dyaus, Ζεὺς, Diespiter Und Die Abstrakta Im Indogermanischen". Глотта 13, вып. 1/2 (1923): 101-14. www.jstor.org/stable/40265088.
    • Ларош, Э. "Les Noms Anatoliens Du" dieu "Et Leurs Dérivés". Журнал клинописных исследований 21 (1967): 174-77. DOI: 10.2307 / 1359369.
    • Зибольд, Эльмар. "Der Himmel, Der Tag Und Die Götter Bei Den Indogermanen". Historische Sprachforschung / Историческая лингвистика 104, вып. 1 (1991): 29-45. www.jstor.org/stable/40849007.
Последняя правка сделана 2021-05-18 07:21:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте