. Диббук - балет, поставленный New York City Ballet балетмейстером Джером Роббинс - одноименная музыка Леонарда Бернстайна и взятие С. Пьеса Ански Диббук как источник. Премьера состоялась 16 мая 1974 года в Театре штата Нью-Йорк, Линкольн-центр, декорации - Рубен Тер-Арутюнян, костюмы Патрисии. Зиппродт и освещение Дженнифер Типтон. В том же году была произведена доработка хореографии и партитуры, балет был переименован в «Вариации Диббука», а премьера состоялась в ноябре.
Идиш драматург С. Ански «Диббук» (1912–1919) сосредотачивает внимание на Хоннон и Лии, молодой паре, которую отцы ранее обещали жениться друг на друге. они родились. Перед свадьбой отец Лии разрывает брак с нищей Хоннон, которая мгновенно умирает от разбитого сердца. Однако Хоннон отомстил, когда он входит в тело Лии в форме злого духа по имени диббук, который заставляет ее действовать так, как будто она одержима. После вмешательства раввинов, подобное которому Анский видел в церемониях изгнания нечистой силы среди хасидов, путешествуя по сегодняшней Беларуси, Лия вынуждена решить, выйти ли замуж за более богатого человека или вступите в потусторонний союз с призраком Хоннон. Она выбирает последнее, чтобы добиться большого драматического эффекта при падении занавеса.
В Диббуке Бернштейн использовал каббалистическое дерево, чтобы получить некоторые мелодические мотивы. По каббалистической традиции каждая буква еврейского алфавита имеет собственное числовое значение. Имя главной женщины в Диббуке, Лия, равно числовому значению тридцати шести. Бернштейн сосредоточил свое сочинение на делениях на тридцать шесть и восемнадцать (числовое значение еврейского слова chai (חַי), означающее «жизнь» ), каждое из которых кратно девяти - количество нот, включая повторение верхней ноты в симметричной октатонической шкале. Результат хорошо подошел для додекафонной композиции, но сбил с толку критиков, заставив Оливер Кнуссен написать в Tempo : «… удивительно встретить Бернштейна, использующего числовые значения. формулы, заимствованные из Каббалы… и на сегодняшний день написано его наиболее строго современное звучание ». Джек Готлиб прокомментировал это так: «Балет Диббука (1974), однако, знаменует собой своего рода отход для композитора, поскольку его забота о нумерологии приводит к гораздо более резкой диссонансной музыке (иногда 12-тональной), чем в любых других его произведениях. "
|
|
|
|
|
|