Дусунцы

редактировать
Дусун Тиндал из Кота Белуд Дусун Тиндал из Кота Белуд Дусунский традиционный костюм

Дусунцы
DusunCarryingBongun.JPG Дусунский человек несет Бонгуна, 1922 год.
Регионы со значительной численностью населения
Малайзия : 700 000 (2015). (Сабах, Лабуан )
Языки
Дусун, Сабах Малай и Английский
Религия
Христианство (Большинство), Ислам, Анимизм
Родственные этнические группы
Мурут, Lun Bawang / Lundayeh другие австронезийские народы

Dusun - собирательное название племени или этнической и языковой группы в малазийском штате Сабах из Северного Борнео. В совокупности они образуют крупнейшую этническую группу в Сабахе. Дусун был признан одним из коренных жителей Борнео, с документально подтвержденным наследием Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и Культурная организация (ЮНЕСКО) с 2004 года.

Можно найти и другие группы с аналогичным названием, но не связанные с ними i n Бруней и Центральный Калимантан, Индонезия. Брунейские Дусуны (Санг Джати Дусун ) не имеют прямого отношения к народу Дусун в Сабахе. Брунейские дусуны культурно, исторически и лингвистически имеют общее происхождение, язык и идентичность с людьми бисая Брунея, северного Саравака и юго-западного Сабаха. В Индонезии группы Барито Дусун, которые можно найти по всей системе реки Барито, вместо этого принадлежали к народу От Данум Даяк.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Человеческое деление и расовая сегрегация
    • 2.1 Генетическое родство
  • 3 Введение
  • 4 Культура и общество
    • 4.1 Праздник урожая
    • 4.2 Традиционные продукты питания и напитки
    • 4.3 Традиционные костюмы
    • 4.4 Традиционный танец
    • 4.5 Традиционная музыка
    • 4.6 Традиционные ремесла
  • 5 Субтрибы Дусун
    • 5.1 Туаран Дусун Лотуд
    • 5.2 Ранау Дусунс
    • 5.3 Дусун Татана
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Этимология

Иллюстрация торговцев Дусуна, сделанная Алланом Стюартом в Британском Северном Борнео, автор

У душунов нет слова «Дусун» в их словаре. Было высказано предположение, что термин «Дусун» был термином, используемым султаном Брунея для обозначения этнических групп земледельцев, проживающих внутри страны в современном Сабахе. «Дусун» на малайском означает «фруктовый сад». Поскольку большая часть западного побережья Северного Борнео находилась под влиянием султана Брунея, султанат собирал налоги, называемые «дуис» (также называемые «речным налогом» на территории к юго-востоку от Северного Борнео). «Оранг Дусун», или «люди Дусун». Таким образом, с 1881 года, после создания Британской компании Северного Борнео, британская администрация объединила схожие по языку 12 основных и 33 под-племена как «дусун». Булудупи и айдахан, обратившиеся в ислам по религиозным причинам, предпочли называться «сунгей» и «идаан» соответственно, хотя они происходят из одних и тех же субплемен.

Разделение людей и расовая сегрегация

Руководство по морфологии лица

Этническая группа Кадазандусун принадлежит к монголоидному человеческому подразделению в рамках малайско-монголоидной расовой сегрегации, с типом лица, подпадающим в основном под критерии Группы 1. Монголоидное человеческое подразделение относится к группе людей с физическими чертами следующим образом; темный цвет волос, цветовой тип пигментации кожи от желтого до коричневого, цвет темных глаз с различным коричневым оттенком от светлого до темного, а рост колеблется от 150 до 165 см. Малайские монголоиды - это термин, используемый для обозначения монголоидной человеческой расы, населяющей регионы от Юго-Восточной Азии до Восточной Азии. Классификация морфологии лица является руководящим принципом в области человеческой социологии при изучении классификаций человеческих структур лица для определения конкретных черт лица каждой расы с целью сегрегации человечества по расам.

Генетическое родство

Согласно полногеномным исследованиям генотипа SNP, проведенным группой исследователей генетики человека из Университета Малайзии Сабах (2018 г.), северный борнеон-дусун (Сонсогон, Рунгус, Лингкабау и Мурут) тесно связаны с уроженцами Тайваня (Ами, Атаял) и филиппинцев неавстро-меланезийского происхождения (вишайцы, тагалог, илокано, минанубу), а не популяции из других частей острова Борнео.

Введение

Этническая группа душун когда-то составляла почти 40% населения Сабаха и делится на более чем 30 субэтнических или диалектных групп или племен, каждая из которых говорящий на немного другом диалекте семейного языка душуник и пайтан. Они в основном взаимно понятны. Название «Дусун» было популяризировано британскими колониальными хозяевами, которые позаимствовали этот термин у брунейских малайцев.

Большинство дусунов обратились в основные религии, такие как христианство (как римско-католическое, так и протестантское) и суннитский ислам, хотя анимизм все еще практикуется меньшинством дусунов.

Дусун издавна торговали с прибрежными жителями, привозя свою сельскохозяйственную и лесную продукцию (такую ​​как рис и янтарь дамар) в обмен на соль, соленую рыбу и другие продукты. У Дусун есть специальный термин для описания этого типа торговой деятельности, то есть монгимбади. Это было до развития сети железных и автомобильных дорог, соединяющих внутренние районы с прибрежными районами Сабаха. Нынешняя дорога Тамбунан-Пенампанг была в значительной степени построена на основе торгового маршрута, используемого Бунду-Ливан Дусун для пересечения хребта Крокер на их монгимбади.

Подавляющее большинство Дусунов живет в холмах и горных долинах и славится своим миролюбием, гостеприимством, тяжелым трудом, бережливостью, выпивкой и отвращением к насилию. Теперь они модернизированы и хорошо интегрированы в более широкие рамки малазийского общества, занимая различные должности в качестве государственных служащих и сотрудников в частном секторе, а также становясь владельцами бизнеса. Многие получили высшее образование как в стране, так и за рубежом (в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии).

В своих старых традиционных условиях они используют различные методы ловли рыбы, в том числе используют сок, называемый «туба», полученный из корней растения «суринит», чтобы на мгновение оглушить рыбу в реках.

Дусунские женщины с Сундук

Прибытие христианских миссионеров в 1880-е принесло даякам и душунам Борнео способность читать, писать и разговаривать на английском языке. Это открыло их умы и побудило их принять участие в развитии сообщества. Племена, которые первыми подверглись этой модернизации, были тангаа или тангара, которые жили на прибрежных равнинах Папар и Пенампанг и были ответственны за распространение страсти национализма среди других племен. Первая попытка перевода Библии была предпринята на тангаа душун, также называемом диалектом «z». За этим последовал Словарь Танга Дусун. Первым зарегистрированным обществом, дружественным к коренным народам, было Общество Кадазан, а политической партией, зарегистрированной на Северном Борнео, была Объединенная национальная кадазанская организация под руководством Дональда Стивенса, который стал первым хугуанским сиу из народа душун, известного как кадазан. из 12 основных и 33 суб-племен. Когда 31 августа 1963 года Сабах стал независимым, Дональд Стивенс стал премьер-министром и продолжил занимать эту должность после того, как Сабах сформировал Малайзию 16 сентября 1963 года.

Культура и общество

Праздник урожая

Праздник урожая или Песта Кааматан - это ежегодный праздник народа Кадазандусуна в Сабахе. Это одномесячный праздник, который начинается с 1 по 31 мая. В наши дни празднование фестиваля Кааматан 30 и 31 мая являются кульминационными датами празднования государственного уровня, которое проводится в месте проведения ежегодного фестиваля Кааматан. Сегодняшнее празднование Кааматан очень синонимично конкурсу красоты, известному как Unduk Ngadau, певческому конкурсу, известному как Sugandoi, Tamu, киоскам с нехаляльной едой и напитками, а также ремеслам и культурным представлениям в традиционных домах.

Во время В старые времена Кааматан праздновался, чтобы поблагодарить древнего Бога и рисовых духов за обильный урожай, чтобы обеспечить постоянный урожай рисовых полей для следующего сезона рисовых плантаций. В настоящее время большинство народа кадазан-душун приняло христианство и ислам. Хотя Кааматан по-прежнему отмечается как ежегодная традиция, он больше не празднуется с целью удовлетворения требований духовных традиций и обычаев предков, а скорее для того, чтобы почтить обычаи и традиции предков. Сегодня Кааматан более символичен как время встречи с семьей и близкими. Внутри страны современный Кааматан отмечается в соответствии с личным стремлением каждого человека с возможностью выбора, подавать ли традиционные блюда и напитки Кадазандусун, которые в основном не халяльные.

Традиционные продукты питания и напитки

A Некоторые из самых известных традиционных блюд народа кадазандусун - это хинава, полдень, пинаасакан, босоу, тухау, свиной суп киноринг (мясо кабана, которого местные жители называют синалау бакас) и куриный суп с рисовым вином. Некоторые из хорошо известных традиционных напитков Кадазандусуна - тапай, тумпунг или сегантанг, лихинг, монтоку и бахар.

Традиционные костюмы

Традиционный костюм Кадазандусуна обычно называют «костюмом Кубасанан»., выполненный из черного бархата с разнообразным декором с использованием бусинок, цветов, цветных пуговиц, золотых шнурков, льна и уникальных дизайнов вышивки. Традиционный костюм, который обычно коммерциализируется как культурная икона народа Кадазандусун, - это костюм Кубасанан из района Пенампанг. Костюм коубасанан из района Пенампанг состоит из «синуангга», который носят женщины, и «гаунга» для мужчин. «Синуангга» имеет пояс под названием «Химпогот» (сделанный из связанных серебряных монет, также известный как пояс для денег), «Тангконг» (сделанный из медных петель или колец, скрепленных нитками или нитками), «Гаунг» (украшенный с золотым шнурком и серебряными пуговицами) и шляпу, которая называется «Сига» (сделана из сотканной ткани дастар). Декорации и дизайн костюма кубасанан обычно различаются в зависимости от региона. Например, дизайн платья koubasanan для женщин Kadazandusun из Penampang обычно поставляется в комплекте блузки без рукавов в сочетании с длинными юбками и без шляп, в то время как дизайн платья koubasanan для женщин Kadazandusun из Papar поставляется в комплекте с блузкой с длинными рукавами в сочетании с коленом. длины юбок и носили с шляпой сюн. В Сабахе существует более 40 различных дизайнов костюмов Кубасанан, принадлежащих разным племенам общины Кадазандусун.

Саяу Могинум Дусун Татана из Куала Пэнью

Традиционный танец

Танец Сумазау - традиционный танец Kadazandusun. Обычно танец сумазау исполняется парой танцоров - мужчин и женщин в традиционных костюмах. Танец сумазау обычно сопровождается ударами и ритмами семи-восьми гонгов. Начальное движение для танца сумазау - это параллельные колебания рук назад и вперед по бокам тела, в то время как ступни подпрыгивают и перемещают тело слева направо. После того, как вступительные танцевальные движения будут объединены с ударами и ритмами гонга, танцор будет скандировать «хииеее!» указывая на то, что пора сменить танцевальные движения. Услышав это песнопение, танцоры поднимают руки по бокам своего тела и на одной линии с грудью и двигают запястьями и руками вверх и вниз, напоминая движения летящей птицы. Существует много хореографии танца сумазау, но характерным танцевальным движением сумазау всегда будет движение рук летающих птиц, качание параллельных рук взад и вперед по бокам тела и подпрыгивающие ноги.

Сундатанг

Традиционная музыка

Традиционная музыка Кадазандусун обычно оркестрована в форме оркестра, состоящего из музыкантов, играющих на традиционных музыкальных инструментах, таких как бамбуковая флейта, сомпотон, тогунггак, гонг и кулинтанган. Музыкальные инструменты в Сабахе подразделяются на кордофоны (тонгкунгон, гамбус, сундатанг или гагаян), эрофон (сулинг, турали или туахи, бунгкау, сомпотон) и идофон (тогунггак, гонг, кулинтанган) и мембранофоны (или тонгомпанг, генд). Самые распространенные музыкальные инструменты в церемониях Кадазандусун - гонг и кулинтанган. Удары гонга обычно различаются в зависимости от региона и района, и удары гонга, которые часто играют на официальном празднике Кааматан в KDCA, - это удары гонга из района Пенампанг.

Традиционные ремесла

Народ Кадазандусун использовать природные материалы в качестве ресурсов при производстве изделий ручной работы, включая бамбук, ротанг, лиас, калебас и древесину. Немногие из множества ремесел, которые являются синонимами народа кадазандусун, - это вакид, бараит, сомпотон, пинакол, сунг-хат, паранг и гаянг.

До того, как упомянутые ремесла были продвинуты и коммерциализированы для представления культур Кадазандусун, они когда-то были инструментами, которые использовались в повседневной жизни. Фактически, некоторые из этих изделий ручной работы до сих пор используются по своему первоначальному назначению. Вакид и бараит используются для перевозки собранного урожая с ферм. Сомпотон - музыкальный инструмент. Пинакол - аксессуар, используемый в обрядах и ритуалах. Паранг / мачете и гаянг / мечи используются в качестве сельскохозяйственных и охотничьих инструментов, а также в качестве оружия в ряде гражданских войн прошлого, которые косвенно сделали Кадазандусун известными в прошлом как охотниками за головами.

Подпольцы Дусуна.

Тамбунан Дусуны по пути домой из «Могимбади», отдыхают в Апин Апин, Кенингау

Туаран Дусун Лотуд

С антропологической точки зрения неясно, откуда произошли Дусун. Однако, основываясь на анекдотах или фольклоре, известно, что душун произошел от Нунук Раганг или красного дерева «Каю Ру», расположенного в Кампонг Тампиас в районе Ранау.

Со времен до распространения основных мировых религий в Юго-Восточной Азии и до наших дней этнические лотуды были анимистами.

брунейцы используют слово «душун» для обозначения фермеров, у которых есть участок земли, засаженный фруктами или садом. Этот термин был принят британцами в период правления компании North Borneo Chartered Company с 1881 по 1941 год.

Согласно исследователям, этнический лотуд был синонимом слова «Суанг Лотуд» и можно найти в 35 селах Туаранского района. Этнические Дусун Лотуд, называемые Лотуде, были основаны на анекдотах, написанных не их предками. Известно, что женщины-лотуды носили юбки только ниже колен. Слово «отуд» на диалекте Дусун Лотуд означает «лутут» или колено.

Муж по национальности Дусун Лотуд может практиковать многоженство и может развестись.

«Адат» или обычай брачных процессов «Дусун Лотуд» разделен на 35 сегментов, таких как сурухан (мерисик или двусторонняя встреча), монунуи (бертунанг или помолвка), попиодоп («бермалам» или ночевка атау дитидур или «спать вместе»), матод (кахвин или свадьба) и мирапу («адат» или обычай).

До 1950-х годов партнеров для детей Дусун Лотуд выбирали их родители. У детей не было иного выбора, кроме как принять то, что их родители требовали для подходящих партнеров без какой-либо помощи. Основная цель состоит в том, чтобы иметь хорошие поколения семьи: которая утверждает, что уважает и трудолюбива на рисовых полях и избегает инцеста в семьях.

Традиционный дом Дусун Лотуда

Семья мужчины назначит пожилой человек, известный как «сурухан», прошел «адат ресам» и будет посещать дом женщины с целью «мерисик» или переговоров.

«Сурухан» нацелен на передачу сообщения, чтобы привлечь дочь из семьи женщины. Просьбы семьи девушки в течение нескольких дней до принятия «Рисикана» или переговоров. Многие вещи должны быть четко известны, такие как генеалогическое древо, характер, возможности мужской стороны, а также оценить значение сна, который произошел в женской семье. Если женской стороне приснился плохой сон, «согит мимпи» делается для «пердамайна» или мира. На основании «адат», когда у мужчины не было «сурухана» или назначенного лица, они могут быть оштрафованы на «адат малу» семьей девушки.

Сторона Адат Монунуи («бертунанг» или помолвка). Сторона девушки принимает предложение руки и сердца или «рисикан», обе стороны обсуждают дату проведения «Адат Монунуи». Они найдут подходящую дату. и месяц в календаре Дусун Лотуд, например, ночь на 14-е в месячном цикле, называемом «таванг копиа», или 15-я ночь, называемая толокудом, для выполнения «монунуи».

Как символ помолвки, мужская сторона передает кольцо только женщине. «Адат Монунуи» можно делать только утром до 13:00. После завершения церемонии члены семьи мужчины должны покинуть дом женщины до 16:00.

В «адат монунуи» глава деревни и назначенный на церемонии люди являются передовыми людьми. Обе стороны семей будут представлены главой села. В это время девушка, предложенная в качестве невесты, должна находиться в спальне или в другом месте, чтобы ее не видели члены семьи мужчины. Мужчину не пустят в гостиную девушки до окончания «монунуи».

Самыми важными в «адат менунуи» (помолвке) являются «бериан / мас кавин» (тинунуи), «беланджа дапур». («ван хангус» или расходы на кухню), «хантаран тунанг» или приданое, «согит» атау адат келуарга (джика ада, или, если существует семейный обычай), темп бертунанг (продолжительность помолвки).

Вожди племен Дусун, Тамадон и Гомбунан

Список ценностей, эквивалентных предметам приданого, доставленных девушке: «каро аман тунггал», «каро лоид», «калро инонтилунг», «каро дсапау», «кемаги лоид» ',' kemagi 3 rondog ',' badil 'или пушка,' tajau 'или ваза,' canyang tinukul ',' tatarapan ', две части' rantakah ', две части' sigar emas ',' simbong bersiput ',' пертина »,« томпок », гонг (таваг-таваг),« тутуп панасатан »(« чаньанг »),« кампил »,« кулинтанган », две части« симбонг берсипут ».

Во время традиционного предреча, «адатбериан» или обряда приданого и беланджа дапура или кухонных расходов, главы деревень со стороны мужчины и девушки начнут предварительную дискуссию. Они приготовили несколько кусочков «кирай» или (мангровые пальмовые побеги, скрученные, высушенные и перевернутые для изготовления сигарет) или спичечные палочки как символ банкнот, эквивалентных 1000 ринггитов каждая. Сторона девушки будет делать какие-то просьбы со стороны мужчины. «Бериан» или «тинунуи» или приданое являются обязательными как символ ценности личности девушки и основаны на традиции стоимостью 1000 ринггитов. Срок проведения свадебной церемонии - один год. Семья этого мужчины потребует отсрочки брака, если мужчина столкнется с финансовыми проблемами.

«belanja dapur» или расходы на кухню оцениваются выше 5000 малайзийских ринггитов и среднего тучного буйвола. «Адат Бериан Танах» или таможенное приданое земельного участка является обязательным для этнического Дусун Лотуда, называемого «Пинолусадан До Алувид», с утвержденным земельным налогом в размере 0,25 цента. Назначение приданного земельного участка - строительство дома, когда супружеская пара имеет детей. Согласно традиции, если у жениха нет таких активов, как земля, «берианские четыре бинукула» (ценные архаические предметы) будут упомянуты стоимостью 1000 ринггитов как «адатберийские» и выполнили условия.

Ранау Дусуны

Ранау Дусуны могут рассматриваться как более близкие представители первоначального племени Дусунов, чем другие субэтнические Дусуны. Это связано с районом, в котором они проживают, этот район обычно считается местом рождения населения дусун, - Нунук Раганг. Большинство Дусун Ранау исповедуют христианство.

Дусун Татана

Дусун Татана отличается от всех других людей Дусун, их культура похожа на китайскую культуру, но смешана с некоторыми традиционными обычаями Дусун. Дусун Татана - единственный Дусун, который отмечает лунный Новый год как свой праздник. Кааматан менее известен ими. Ходят легенды о том, что королевство Бруней ищет в своем королевстве китайского солдата Мин. Говорят, что этим китайцам Мин отводится район, в котором они правят и поселятся. Это могут быть предки Дусун Татана, объясняющие, почему они практикуют китайскую культуру, или, может быть, Дусун были просто примите культуру своих правителей или Шахбандара того времени. Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы подтвердить это.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Evans, IHN (1953) Религия Темпасук Дусунов Северного Борнео Кембридж: University Press.
  • Глин-Джонс, Моника (1953) Дусун равнин Пенампанг, 2 тома. Лондон.
  • Gudgeon, LWW (1913) Британский Северный Борнео, стр. 22–39. Лондон: Адам и Чарльз Блэк.
  • Хьюитт, Годфри (1923) «Дусуны Северного Борнео» Труды Лондонского королевского общества. Серия B, содержащие статьи биологического характера, том 95, выпуск 666, стр. 157–163 Дата публикации: 8/1923
  • Ooi (2004) «Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия, от Ангкор-Вата до Востока», Том 1 "
  • Уильямс, Томас Рис (1966) Дусун: Общество Северного Борнео Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Дусунцы.
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:56:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте