Дуро Ладипо

редактировать
нигерийский драматург (1926-1978)
Дуро Ладипо
Ладипо с. 1955 Ладипо c.1955
РодилсяДуродола Дуроуму Дурорикё Тимоти Адисса Ладипо. (1926 -12-18) 18 декабря 1926 г.. Осогбо, штат Осун, Британская Нигерия (ныне Нигерия)
Умер11 марта 1978 г. ( 1978-03-11) (51 год). Осогбо, штат Осун, Ниг Эрия
Род занятийПисатель, драматург, актер, продюсер, драматург
ЯзыкЙоруба
Период1961-1978
Известные произведенияba kò so, Оба ваджа
СупругАбиодун Дуро-Ладипо (м. 1964-1978)

Дуродола Дуросомо Дуроорике Тимоти Адиса Ладипо (18 декабря 1926 - 11 марта 1978), более известный как Дуро Ладипо, был одним из самых известных и признанных критиками Йоруба драматурги, вышедшие из постколониальной Африки. Писая исключительно на языке йоруба, он пленил символический дух мифологии йоруба в своих пьесах, которые позже были адаптированы для других средств массовой информации, таких как фотография, телевидение и кино. Его самая известная пьеса, ba kò so (Король не повесился), инсценировка традиционной истории йоруба о том, как Шанго стал Ориша Грома, получил международное признание на первом фестивале искусств Содружества в 1965 году и во время европейского тура, где берлинский критик Улли Байер сравнил Ladip с Караяном. Ладипо обычно играл в собственных пьесах.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Карьера
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
Ранние годы

Дуродола Дуросомо (или Дуросинми) Дуроорике Тимоти Адиса Ладипо родился 18 декабря 1926 года в семье Джозефа Они Ладипо и Доркас Товобола Аджике Ладипо. Многие источники утверждают, что он родился в 1931 году, но, скорее всего, это было указано ошибочно. Поскольку Ладипо родился после того, как девять детей его родителей умерли в возрасте до 1 года, Ладипо считался абику. Абику, что означает «рожденный, чтобы умереть», - это концепция йоруба, согласно которой существуют духи, которые обладают телами нескольких детей одного из родителей и существуют, чтобы причинять боль и грусть родителям. Единственным способом решить эту проблему были интенсивные духовные ритуалы, призванные привязать ребенка к этому миру или убедить злой дух, что его смерть не принесет печали. Вот почему некоторых детей можно увидеть с неприветливыми именами. Ладипо, которого считают абику, можно увидеть по его многочисленным именам, начинающимся с dúró, слова йоруба, означающего оставаться, ждать или оставаться. Его имя Dúródlá означает «ждать богатства», пытаясь убедить его остаться и наслаждаться жизнью, Dúrómọ́ означает «оставаться нашим ребенком», другой вариант, Dúrósinmí означает «остаться, чтобы похоронить меня», а Dúróoríḱ означает «остаться, чтобы увидеть, как мы будем заботиться о тебе. " Несмотря на то, что и Джозеф, и Доркас Ладипо были набожными англиканскими христианами, отвергавшими верования своих родителей, они были так обеспокоены этим, что ради Ладипо они обратились к традиционному священнику Ифа, или Бабалаво. После того, как Дуро пережил младенчество, у его родителей родилось еще 5 детей, включая близнецов, которые пережили младенчество. Прадед Ладипо был барабанщиком гангана (барабан) и поклонником бога Шанго, который избежал войны Джалуми с помощью Одеринло, одного из военные генералы, потому что считалось, что на войне запрещено убивать барабанщика. Традиции игры на барабанах и барабанах продолжил его сын, дедушка Ладипо. Однако отец Ладипо, Джозеф Они, отказался идти по стопам своего предка и вместо этого обратился в христианство примерно в 1912 году и стал священником англиканской церкви в Одогбо. Джозеф хотел, чтобы Ладипо пошел по его стопам и стал проповедником, однако на Ладипо оказал влияние его дед, который также был набожным поклонником Шанго Оя и хорошо разбирался в йоруба мифологии, особенно те, которые происходят из Древнего yọ, и Ладипо наблюдал Ифа и Эгунгун на Ила Орангун Отан Айегбаджу, города около Осогбо.

Карьера

Ладипо очень старался и преуспел в том, чтобы открыть себя традиционным и культурным элементам йоруба, особенно когда он жил под покровом христианского дома. В молодом возрасте он тайком выходил из дома священника, чтобы посмотреть фестивали йоруба. Это увлечение своей культурой побудило его исследовать и экспериментировать с театральной драматургией и писательством. Выйдя из Угбо, он отправился в Ибадан, где стал учителем. Находясь в Ибадане, он стал одним из основателей клуба художников под названием Мбари Мбайо и на него повлиял Байер. Позже он воспроизвел клуб в Одогбо, и он стал ведущей группой по продвижению начинающих артистов и драматургов в Коногбо. На протяжении своей карьеры Дуро Ладипо написал десять народных опер йоруба, сочетающих танец, музыку, пантомиму, пословицы, барабанную дробь и песни прославления.

Ладипо основал свою личную театральную группу в 1961 году, но он полностью утвердился с основанием клуба Мбари Мбайо в Одогбо. Его популярность как лидера фольклорной оперной группы основана на его трех пьесах: Обаморо в 1962 году, Оба ко со и Оба Ваджа в 1964 году. (Оба Ваджа - «Король мертв» - основан на том же историческом событии, которое вдохновило парня. Нигерийский драматург Веле Цойинка Смерть и Королевский всадник.) Он также продвигал Муреми, пьесу о одноименной прародительнице йоруба. Позже он превратил Мбари Мбайо в культурный центр, художественную галерею и место встречи молодых художников, стремящихся развивать свои таланты. Дуро Ладипо написал множество пьес, таких как «Суру баба Ива» и «Танимово Ику». Некоторые из его пьес были также поставлены для телевидения. Фактически, он создал «Боде Васиними» для Управления телевидения Нигерии, Ибадан.

В 1977 году Дуро Ладипо принял участие в FESTAC '77, втором Всемирном фестивале искусства и культуры чернокожих и африканцев, в Лагосе, Нигерия.

Личная жизнь

Несмотря на свое христианское происхождение, Ладипо был многоженцем, имел 3 жен и около 15 детей. В 1964 году он женился на Абиодуне Дуро-Ладипо, своей третьей жене, и она стала постоянным членом труппы, она получила известность как актриса, сыграв главные роли во всех спектаклях, поставленных труппой. Он умер 11 марта 1978 года в возрасте 51 года от непродолжительной болезни. Говорят, когда он умер, небеса открылись, и внезапно разразился дождь и гром, и Шанго, бог грома и главный герой его самого известного произведения, приветствовал его на небесах.

Примечания
Список литературы
  • Ladipọ, Duro (1972). Ọba kò so (Король не повесил) - Опера Дуро Ладипо. (Переписано и переведено Р. Г. Армстронгом, Робертом Л. Авуйолой и Вал Слайом с магнитофонной записи Р. Курта Виттига). Ибадан: Институт Африки, Университет Ибадана.
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:46:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте