Дрогон Чогьял Пхагпа

редактировать
Дрогон Чогьял Пхагпа, один из пяти сакья патриархов, первый Императорский наставник из династии Юань и вице-король Тибета Сакья Пандита Сакья Пандита, Кунга Гьялцен Пал Зангпо (1182- 1251), в высокой красной шляпе, шестой обладатель трона Сакья, правнук Кхон Кончог Гьялпо. Сакья Пандита сопровождает его племянник Чогьял Пхагпа

Дрогон Чогьял Пхагпа (тибетец : འགྲོ་ མགོན་ ཆོས་ རྒྱལ་ འཕགས་ པ་, Вайли : ʼgro mgon chos rgyal phags pa; 1235-15 декабря 1280), был пятым лидером школы Сакья тибетского буддизма. Он также был первым Императорским наставником из Хубилай-хана династии Юань, подразделения Монгольской империи, и одновременно был назван директор Бюро по делам буддизма и тибета. Историческая традиция помнит его как первого вице-правителя Тибета при монгольском кагане, а также одного из пяти патриархов сакья (тибетский : ས ་ སྐྱ་ གོང་ མ་ རྣམ་ ལྔ་, Wylie : sa skya gong ma rnam lnga). Хотя это исторически оспаривается, он сыграл очень важную политическую роль.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Поступление на службу к Хубилай-хану
  • 3 Развитие сценария ʼPhags pa
  • 4 Создание административной системы Сакья-Юань
  • 5 Последние годы и смерть
  • 6 Культурные ссылки
  • 7 Переводы
  • 8 См. Также
  • 9 Сноски
  • 10 Ссылки

Ранние годы

Пхагпа родился в Нгари ( Западный Тибет) в 1235 году как сын Сонама Гьельцена (тибетский : བསོད་ ནམས་ རྒྱལ་ མཚན་, Уайли : bsod nams rgyal mtshan, 1184-1239), член семьи Кхон (тибетский : འཁོན་, Уайли : 'хон), имевший наследственную власть над монастырем Сакья в регионе Цанг, а его матерью была Кунга Чжи (тибетец : ཀུན་ དགའ་ ཀྱིད་, Вайли : кун дга 'кид). Красные анналы называют его мать Джомо Кончог Чжи. Он был племянником Сакья Пандита (1182-1251), который начал отношения между Сакья и монгольскими завоевателями после их первого вторжения в Тибет в 1240 году.

В 1244, Сакья Пандита покинул Сакья, чтобы посетить царский лагерь Годан-хана, сына Угедей-хана, чтобы действовать как посредник между монголами и тибетцами. Он привел с собой своих молодых племянников, десятилетнего Пхагпу и своего брата, шестилетнего Чакну Дордже. По пути они остановились в Лхасе, где Пхагпа принял обеты шраманера в Джокханге перед статуей Джово предложенный принцессой Вэньчэн, китайской женой Сонгцен Гампо.

Сакья Пандита проповедовал по пути и прибыл в лагерь Годана в Лянчжоу в 1247 году, где Монгольские войска истребляли ханьских китайцев, бросая их в реку. Сакья Пандита в ужасе дал религиозные наставления, в частности, подчеркнув, что убийство живого существа является одним из худших действий согласно буддизму. Он дал принцу религиозные наставления и произвел сильное впечатление на двор своей личностью и могущественными учениями. Он также, как говорят, вылечил Годана от серьезной болезни.

Взамен Дрогон Чогьел Пхагпа якобы получил «временную власть над 13 мириархиями [Трикор Чуксум] Центрального Тибета». Поскольку мириархии еще не сформировались как территориальная единица, это не может быть полностью правильным. Тибетские историки цитируют письмо, которое Сакья Пандита написал местным лидерам Тибета в 1249 году, в котором он заявил, что отныне они должны осуществлять управление своими феодальными владениями в консультации с посланниками сакья и в соответствии с монгольскими законами.

Поступление на службу к Хубилай-хану

После смерти Сакья Пандита монгольский правитель Мункэ-хан в 1252-53 гг. Начал новые военные кампании против частей Тибета. Кроме того, он разделил основные тибетские секты между правящим кланом. В то время как он покровительствовал Дрикунг Кагью, Годан защищал Сакья, и было еще как минимум девять придатков. Пхагпа и его брат остались в лагере Годана, выучили монгольский язык и взяли монгольскую одежду.

Брат Мункэ, Хубилай, после недолгого заигрывания с буддизмом Чань нашел тибетский буддизм более симпатичным ему. В 1253 году он попросил Годана дать ему Чогьяла Пхагпа, которому тогда было 18 лет. Хубилай впоследствии обратился в буддизм его усилиями, а Пхагпа стал его тантрическим гуру в 1258 году. Под влиянием жены Кублая Чаби их общий Отношения были определены таким образом, что Пхагпа имел приоритет в религиозных вопросах, а Хубилай - в мирских. Когда принц получил религиозные наставления от своего ламы, последний сел на более высокое место, а Хубилай сидел выше Пхагпы, когда вел дела двора. Пхагпа еще больше укрепил свою позицию, победив своих даосских оппонентов в большом споре в недавно построенном городе Кублая Кайпин в 1258 году.

Вскоре после этого Хубилай-хан взял власть в борьбе за престолонаследие после смерти своего брата Мункэ в 1259 году. Таким образом, он стал каганом, правителем монголов; позже он стал императором Китая. Пхагпа поддержал нового лорда, представив его как чакравартин или вселенский правитель. Хубилай-хан, в свою очередь, назначил Чогьяла Пхагпу своим национальным наставником (Гуоши) в 1260 году, когда он был провозглашен каганом. Согласно монгольским источникам, Пхагпа был первым, кто «инициировал политическое богословие политику отношений между государством и религией в мире тибето-монгольского буддизма», то есть он разработал концепцию отношения покровителя и священника. При поддержке Хубилай-хана Чогьял Пхагпа утвердил себя и Сакья в качестве выдающейся политической силы в Тибете.

Разработка сценария ʼPhags pa

Хубилай Хан поручил Чогьялу Пхагпа разработать новую систему письма, чтобы унифицировать письменность многоязычного Китая Юань. Пхагпа модифицировал тибетский алфавит, чтобы создать свой сценарий ʼPhags pa, который был завершен в 1269 году. Хубилай Хан решил использовать сценарий usePhags-pa в качестве официальной системы письма империи, включая когда он стал императором Китая в 1271 году, вместо китайских иероглифов или староуйгурского алфавита, ранее использовавшихся для монгольского. Однако он столкнулся с серьезным сопротивлением и трудностями при продвижении этого сценария и так и не достиг своей первоначальной цели. В результате этим шрифтом было написано лишь небольшое количество текстов, а большинство (включая большинство официальных документов) по-прежнему были написаны китайскими идеограммами или уйгурским алфавитом. Письмо вышло из употребления после краха юаня в 1368 году. Письмо использовалось около века и, как полагают, повлияло на развитие хангыля.

дневники Пхагпы за 1271 год, в которых упоминается иностранный друг Хубилай-хана, который, вполне возможно, был одним из старейших Поло или даже Марко Поло, хотя, к сожалению, имя не указано.

Создание административной системы Сакья-Юань

Тибет в рамках Юань династия под руководством высшего отдела, известного как Бюро по буддийским и тибетским делам (Сюаньчжэн Юань).

Сакья-монгольский союз был сильным, и смели (Вайли : grwa sa или gdan sa) Сакья стал столицей Тибета. Согласно более поздней историографии, Хубилай-хан (который основал династию Юань в 1271 году) пожаловал три чолка или области Тибета (Ю-Цанг, Амдо и Кхам ) Пхагпе в награду за посвящение в буддийскую веру. Пожертвование должно было состояться в 1253 году. Однако эта традиция была подтверждена недавними исследованиями. Как упоминалось выше, брат и предшественник Хубилая Монгке-хан разделил Центральный Тибет на уделы, подчиняющиеся различным монгольским князьям в 1251 году. В следующем году он издал указ, в котором говорилось, что основные буддийские заповеди, которым необходимо следовать в Тибете, заключаются в быть таковыми Сакья. Примерно в 1260 году удельная система была отменена, и Пхагпа, получив титул государственного наставника (Гоши), был признан верховным главой буддийского духовенства.

В 1264 году Хубилай-хан основал Бюро по делам буддизма и тибета. Примерно в то же время Пхагпа был отправлен из двора в Тибет, чтобы убедить местных лидеров согласиться с введением монгольской администрации. Это был его первый с детства приезд на родину. Пхагпа получил новый титул Императорский наставник (Диши) в 1270 году, отчасти в награду за изобретение письма Пхагпа. Таким образом, он должен был оставаться рядом с императором и иметь огромное влияние на Бюро по делам буддизма и тибета. Его указы имели вес императорского двора, давшего ему сильную власть над тибетскими делами.

Однако Пхагпа в основном проживал в Линтао в Ганьсу и, по-видимому, имел бессистемные контакты с императором. Он освободил этот пост к 1274 году и вернулся в Сакья, оставив титул своему брату, Ринчен Гьялцен.

Хубилай-хан сделал другого брата Пхагпы, Чакну Дордже, наместником Тибета в 1264 году. Однако он умер в 1267 году и не стал новым наместником. назначался на много лет. За его безвременной смертью последовало восстание под предводительством Дрикунг Кагью, главных противников Сакья. Хубилай-хан послал в Тибет карательные силы, которые подавили восстание к 1268 году.

Временное управление Тибетом фактически находилось в руках чиновников из Сакья, известных как дпон-чен или пёнчен. Их функции были определены следующим образом: «Он правит по приказу ламы и по указу императора. Он защищает два закона (религиозный и гражданский) и поддерживает мир в царстве и процветание религии». Дпон-чен, ответственный за Центральный Тибет, находился в Сакья с ок. 1264. Реализованное монгольское правление началось примерно в 1268-69 гг., Когда была проведена перепись и была создана монгольская административная структура. К этому времени Центральный Тибет был разделен на 13 трикор, которые обычно переводятся на английский как «мириархии», каждая из которых подчиняется местному правителю по имени трипон. Между тем, другие сакья дпон-чен проживали в Гонгё в Дото (Кам) и Лингцанге в Доме (Амдо). Дпон-чен Ю-Цанга в этот период были:

  • Шакья Зангпо (ок. 1264-1270)
  • Кунга Зангпо (ок. 1270-1275)
  • Чжанцун (ок. 1275-?)
  • Чукпо Гангкарва (? -1280)

Последние годы и смерть

Пхагпа и его преемники, как ламы Сакья, не были буквально наместниками юаня, хотя они были в центре административной системы Юань в Тибете. Более того, после Пхагпы офисы Императорского Наставника и Сакья Тризина были строго разделены. В то время как более поздние хроники описывают Пхагпу и его преемников как правящих над 13 мириархиями и в расширенном смысле над тремя чолками, власть Сакья Тризин ограничивалась духовными делами. Учитывая первостепенное значение буддийской религиозной иерархии в Тибете, это все же давало ему определенное влияние.

Пхагпа провел свои последние годы в Тибете, где он был занят укреплением власти Сакья-Юань над все еще неспокойной страной. В 1277 году он созвал генеральную конференцию буддийских иерархов как духовного, так и политического характера. Он умер во дворце Лхакханг в Сакья 15 декабря 1280 года. Ходили необоснованные слухи, что он был отравлен бывшим пёнчен Кунга Зангпо, которого он уволил за несколько лет до этого за хулиганство. Это привело к вооруженному вмешательству армии монголов и тибетцев Амдо в следующем году, что привело к казни Кунга Зангпо и усилению монгольского военного присутствия в Тибете.

Система просуществовала примерно до середины 14 век. Во время правления XIV Сакья Тризина, ламы Дампа Сонама Гьялцена, мириарх Тай Ситу Чангчуб Гьялцен из династии Пхагмодрупа начал расширить свою власть в центральной провинции У, отметив «начало конца периода власти Сакья в Центральном Тибете».

Культурные ссылки

Пхагпа играет Джеймс Хонг в минисериале 1982 года Марко Поло. В сериале он ошибочно изображен живым во время отъезда Марко Поло из Китая в 1293 году.

.

Переводы

Чогьял Пхагпа: Гуру Императора (Книга 5 серии Сакья Конгма). Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2014).

Совет Хубилай-хану: Письма тибетского монаха Чогьяла Пхагпа Хубилай-хану и его двору. Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2015).

При дворе Хубилай-хана: сочинения тибетского монаха Чогьяла Пхагпы. Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2016).

См. Также

Сноски

Ссылки

Предшественник. Сакья Пандита Сакья-лама Тибета. (господство юаня ). 1260–1280Преемник. Дхармапала Ракшита
Предыдущий. нетТибетский императорский наставник. 1270–1274Успешный Автор. Ринчен Гьялцен
Последняя правка сделана 2021-05-18 04:31:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте