Дрогон Чогьял Пхагпа (тибетец : འགྲོ་ མགོན་ ཆོས་ རྒྱལ་ འཕགས་ པ་, Вайли : ʼgro mgon chos rgyal phags pa; 1235-15 декабря 1280), был пятым лидером школы Сакья тибетского буддизма. Он также был первым Императорским наставником из Хубилай-хана династии Юань, подразделения Монгольской империи, и одновременно был назван директор Бюро по делам буддизма и тибета. Историческая традиция помнит его как первого вице-правителя Тибета при монгольском кагане, а также одного из пяти патриархов сакья (тибетский : ས ་ སྐྱ་ གོང་ མ་ རྣམ་ ལྔ་, Wylie : sa skya gong ma rnam lnga). Хотя это исторически оспаривается, он сыграл очень важную политическую роль.
Пхагпа родился в Нгари ( Западный Тибет) в 1235 году как сын Сонама Гьельцена (тибетский : བསོད་ ནམས་ རྒྱལ་ མཚན་, Уайли : bsod nams rgyal mtshan, 1184-1239), член семьи Кхон (тибетский : འཁོན་, Уайли : 'хон), имевший наследственную власть над монастырем Сакья в регионе Цанг, а его матерью была Кунга Чжи (тибетец : ཀུན་ དགའ་ ཀྱིད་, Вайли : кун дга 'кид). Красные анналы называют его мать Джомо Кончог Чжи. Он был племянником Сакья Пандита (1182-1251), который начал отношения между Сакья и монгольскими завоевателями после их первого вторжения в Тибет в 1240 году.
В 1244, Сакья Пандита покинул Сакья, чтобы посетить царский лагерь Годан-хана, сына Угедей-хана, чтобы действовать как посредник между монголами и тибетцами. Он привел с собой своих молодых племянников, десятилетнего Пхагпу и своего брата, шестилетнего Чакну Дордже. По пути они остановились в Лхасе, где Пхагпа принял обеты шраманера в Джокханге перед статуей Джово предложенный принцессой Вэньчэн, китайской женой Сонгцен Гампо.
Сакья Пандита проповедовал по пути и прибыл в лагерь Годана в Лянчжоу в 1247 году, где Монгольские войска истребляли ханьских китайцев, бросая их в реку. Сакья Пандита в ужасе дал религиозные наставления, в частности, подчеркнув, что убийство живого существа является одним из худших действий согласно буддизму. Он дал принцу религиозные наставления и произвел сильное впечатление на двор своей личностью и могущественными учениями. Он также, как говорят, вылечил Годана от серьезной болезни.
Взамен Дрогон Чогьел Пхагпа якобы получил «временную власть над 13 мириархиями [Трикор Чуксум] Центрального Тибета». Поскольку мириархии еще не сформировались как территориальная единица, это не может быть полностью правильным. Тибетские историки цитируют письмо, которое Сакья Пандита написал местным лидерам Тибета в 1249 году, в котором он заявил, что отныне они должны осуществлять управление своими феодальными владениями в консультации с посланниками сакья и в соответствии с монгольскими законами.
После смерти Сакья Пандита монгольский правитель Мункэ-хан в 1252-53 гг. Начал новые военные кампании против частей Тибета. Кроме того, он разделил основные тибетские секты между правящим кланом. В то время как он покровительствовал Дрикунг Кагью, Годан защищал Сакья, и было еще как минимум девять придатков. Пхагпа и его брат остались в лагере Годана, выучили монгольский язык и взяли монгольскую одежду.
Брат Мункэ, Хубилай, после недолгого заигрывания с буддизмом Чань нашел тибетский буддизм более симпатичным ему. В 1253 году он попросил Годана дать ему Чогьяла Пхагпа, которому тогда было 18 лет. Хубилай впоследствии обратился в буддизм его усилиями, а Пхагпа стал его тантрическим гуру в 1258 году. Под влиянием жены Кублая Чаби их общий Отношения были определены таким образом, что Пхагпа имел приоритет в религиозных вопросах, а Хубилай - в мирских. Когда принц получил религиозные наставления от своего ламы, последний сел на более высокое место, а Хубилай сидел выше Пхагпы, когда вел дела двора. Пхагпа еще больше укрепил свою позицию, победив своих даосских оппонентов в большом споре в недавно построенном городе Кублая Кайпин в 1258 году.
Вскоре после этого Хубилай-хан взял власть в борьбе за престолонаследие после смерти своего брата Мункэ в 1259 году. Таким образом, он стал каганом, правителем монголов; позже он стал императором Китая. Пхагпа поддержал нового лорда, представив его как чакравартин или вселенский правитель. Хубилай-хан, в свою очередь, назначил Чогьяла Пхагпу своим национальным наставником (Гуоши) в 1260 году, когда он был провозглашен каганом. Согласно монгольским источникам, Пхагпа был первым, кто «инициировал политическое богословие политику отношений между государством и религией в мире тибето-монгольского буддизма», то есть он разработал концепцию отношения покровителя и священника. При поддержке Хубилай-хана Чогьял Пхагпа утвердил себя и Сакья в качестве выдающейся политической силы в Тибете.
Хубилай Хан поручил Чогьялу Пхагпа разработать новую систему письма, чтобы унифицировать письменность многоязычного Китая Юань. Пхагпа модифицировал тибетский алфавит, чтобы создать свой сценарий ʼPhags pa, который был завершен в 1269 году. Хубилай Хан решил использовать сценарий usePhags-pa в качестве официальной системы письма империи, включая когда он стал императором Китая в 1271 году, вместо китайских иероглифов или староуйгурского алфавита, ранее использовавшихся для монгольского. Однако он столкнулся с серьезным сопротивлением и трудностями при продвижении этого сценария и так и не достиг своей первоначальной цели. В результате этим шрифтом было написано лишь небольшое количество текстов, а большинство (включая большинство официальных документов) по-прежнему были написаны китайскими идеограммами или уйгурским алфавитом. Письмо вышло из употребления после краха юаня в 1368 году. Письмо использовалось около века и, как полагают, повлияло на развитие хангыля.
дневники Пхагпы за 1271 год, в которых упоминается иностранный друг Хубилай-хана, который, вполне возможно, был одним из старейших Поло или даже Марко Поло, хотя, к сожалению, имя не указано.
Сакья-монгольский союз был сильным, и смели (Вайли : grwa sa или gdan sa) Сакья стал столицей Тибета. Согласно более поздней историографии, Хубилай-хан (который основал династию Юань в 1271 году) пожаловал три чолка или области Тибета (Ю-Цанг, Амдо и Кхам ) Пхагпе в награду за посвящение в буддийскую веру. Пожертвование должно было состояться в 1253 году. Однако эта традиция была подтверждена недавними исследованиями. Как упоминалось выше, брат и предшественник Хубилая Монгке-хан разделил Центральный Тибет на уделы, подчиняющиеся различным монгольским князьям в 1251 году. В следующем году он издал указ, в котором говорилось, что основные буддийские заповеди, которым необходимо следовать в Тибете, заключаются в быть таковыми Сакья. Примерно в 1260 году удельная система была отменена, и Пхагпа, получив титул государственного наставника (Гоши), был признан верховным главой буддийского духовенства.
В 1264 году Хубилай-хан основал Бюро по делам буддизма и тибета. Примерно в то же время Пхагпа был отправлен из двора в Тибет, чтобы убедить местных лидеров согласиться с введением монгольской администрации. Это был его первый с детства приезд на родину. Пхагпа получил новый титул Императорский наставник (Диши) в 1270 году, отчасти в награду за изобретение письма Пхагпа. Таким образом, он должен был оставаться рядом с императором и иметь огромное влияние на Бюро по делам буддизма и тибета. Его указы имели вес императорского двора, давшего ему сильную власть над тибетскими делами.
Однако Пхагпа в основном проживал в Линтао в Ганьсу и, по-видимому, имел бессистемные контакты с императором. Он освободил этот пост к 1274 году и вернулся в Сакья, оставив титул своему брату, Ринчен Гьялцен.
Хубилай-хан сделал другого брата Пхагпы, Чакну Дордже, наместником Тибета в 1264 году. Однако он умер в 1267 году и не стал новым наместником. назначался на много лет. За его безвременной смертью последовало восстание под предводительством Дрикунг Кагью, главных противников Сакья. Хубилай-хан послал в Тибет карательные силы, которые подавили восстание к 1268 году.
Временное управление Тибетом фактически находилось в руках чиновников из Сакья, известных как дпон-чен или пёнчен. Их функции были определены следующим образом: «Он правит по приказу ламы и по указу императора. Он защищает два закона (религиозный и гражданский) и поддерживает мир в царстве и процветание религии». Дпон-чен, ответственный за Центральный Тибет, находился в Сакья с ок. 1264. Реализованное монгольское правление началось примерно в 1268-69 гг., Когда была проведена перепись и была создана монгольская административная структура. К этому времени Центральный Тибет был разделен на 13 трикор, которые обычно переводятся на английский как «мириархии», каждая из которых подчиняется местному правителю по имени трипон. Между тем, другие сакья дпон-чен проживали в Гонгё в Дото (Кам) и Лингцанге в Доме (Амдо). Дпон-чен Ю-Цанга в этот период были:
Пхагпа и его преемники, как ламы Сакья, не были буквально наместниками юаня, хотя они были в центре административной системы Юань в Тибете. Более того, после Пхагпы офисы Императорского Наставника и Сакья Тризина были строго разделены. В то время как более поздние хроники описывают Пхагпу и его преемников как правящих над 13 мириархиями и в расширенном смысле над тремя чолками, власть Сакья Тризин ограничивалась духовными делами. Учитывая первостепенное значение буддийской религиозной иерархии в Тибете, это все же давало ему определенное влияние.
Пхагпа провел свои последние годы в Тибете, где он был занят укреплением власти Сакья-Юань над все еще неспокойной страной. В 1277 году он созвал генеральную конференцию буддийских иерархов как духовного, так и политического характера. Он умер во дворце Лхакханг в Сакья 15 декабря 1280 года. Ходили необоснованные слухи, что он был отравлен бывшим пёнчен Кунга Зангпо, которого он уволил за несколько лет до этого за хулиганство. Это привело к вооруженному вмешательству армии монголов и тибетцев Амдо в следующем году, что привело к казни Кунга Зангпо и усилению монгольского военного присутствия в Тибете.
Система просуществовала примерно до середины 14 век. Во время правления XIV Сакья Тризина, ламы Дампа Сонама Гьялцена, мириарх Тай Ситу Чангчуб Гьялцен из династии Пхагмодрупа начал расширить свою власть в центральной провинции У, отметив «начало конца периода власти Сакья в Центральном Тибете».
Пхагпа играет Джеймс Хонг в минисериале 1982 года Марко Поло. В сериале он ошибочно изображен живым во время отъезда Марко Поло из Китая в 1293 году.
.
Чогьял Пхагпа: Гуру Императора (Книга 5 серии Сакья Конгма). Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2014).
Совет Хубилай-хану: Письма тибетского монаха Чогьяла Пхагпа Хубилай-хану и его двору. Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2015).
При дворе Хубилай-хана: сочинения тибетского монаха Чогьяла Пхагпы. Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2016).
Предшественник. Сакья Пандита | Сакья-лама Тибета. (господство юаня ). 1260–1280 | Преемник. Дхармапала Ракшита |
Предыдущий. нет | Тибетский императорский наставник. 1270–1274 | Успешный Автор. Ринчен Гьялцен |