Dreidel

редактировать
Четырехсторонний волчок использовался на Хануке Дрейдел для продажи на рынке Махане Иегуда в Иерусалиме, Израиль

A дрейдел или dreidl(; Идиш : דרײדל, романизированный : дрейдл, множественное число: дрейдлх; иврит : סביבון, романизированный : севивон) - четырехгранный волчок, в который играют во время еврейского праздника Хануки.

На каждой стороне дрейдела есть буква еврейский алфавит: נ (монахиня ), ג (гимел ), ה (хей ), ש (шин ). Эти буквы переведены на идиш как мнемонические правила азартной игры, в которую играют с дрейделом: нун означает идиш слово ништ («ничего»), гимел - гантс («все»), хей для халб («половина») и шин для штел айн («положить»). Однако они представляют собой еврейскую фразу nes gadol hayah sham («там произошло великое чудо»), относящуюся к чуду с кувшином с маслом. По этой причине большинство дрейделов в Израиле заменяют букву шин буквой פ (pe ), чтобы представить фразу nes gadol hayah poh («здесь произошло великое чудо»); однако многие общины харедим настаивают на том, чтобы буква шин использовалась также и на Святой Земле, потому что ссылка на «там» означает в Святом Храме, а не в Земле.

Хотя это не является обязательным (мицва ) для Хануки (единственная традиционная мицвот - это зажигать свечи и произносить полный аллель ), вращение дрейдела - это традиционная игра. во время праздника.

Астронавт Джеффри А. Хоффман крутил дрейдел в течение часа в открытом космосе.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Этимология
  • 3 Символизм
  • 4 Правила игры
    • 4.1 Анализ
  • 5 Коллекции
  • 6 Турниры
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Истоки

Древний средневосточный волчок, напоминающий дрейдел

По мнению некоторых ученых, дрейдел произошел от ирландского или английского волка, завезенного в Германию, известного как teetotum, который был популярен во время Рождества и восходит к древнегреческие и римские времена. На teetotum были начертаны буквы, обозначающие латинские слова «ничего», «половина», «все» и «вложить». В немецком языке это стало называться trendel, с немецкими буквами для обозначения тех же понятий. Эти буквы, адаптированные к еврейскому алфавиту, когда евреи приняли игру, были заменены на шин (= штел айн, вставлено); монахиня (= nicht, not, т.е. ничего); гимел (= ганц, целое / все); и он (= халб, половина). Буквы служили средством вспомнить правила игры.

Эта теория утверждает, что когда игра распространилась на еврейские общины, незнакомые с идиш, значения еврейских букв не были поняты. В результате возникли еврейские традиции, объясняющие их предполагаемое значение. Однако в иудаизме часто есть несколько объяснений слов. Популярное предположение заключалось в том, что буквы сокращали слова «nes gadol haya sham» (там произошло великое чудо), идея, которая пришла в голову дрейделам, когда игра вошла в празднование Хануки.

Согласно традиции Впервые задокументированная в 1890 году, игра была разработана евреями, которые незаконно изучали Тору в уединении, когда они прятались, иногда в пещерах, от Селевкидов при Антиохе IV. При первых признаках приближения Селевкидов их свитки Торы будут скрыты и заменены дрейделами. Варианты имен гойрл (судьба) и варфл (небольшой бросок) также были распространены в идише до Холокоста. Вслед за сионизмом дрейдел был переименован в севивон в современном иврите, а буквы были изменены, а голень обычно заменяли на пе. Это дает чтение nes gadol haya po (здесь произошло великое чудо. ')

Этимология

Деревянный дрейдел Трехмерная модель дрейдела

Идиш Слово дрейдл происходит от слова дрейен («повернуть», сравните с дрехен, что в немецком означает то же самое). Иврит слово севивон происходит от семитского корня SBB («обращать») и было изобретено Итамаром Бен-Ави ( сын Элиэзера Бен-Иегуды ), когда ему было 5 лет. Хайим Нахман Бялик в своих стихах употреблял другое слово, киркар (от корня KRKR - «вращать»), но оно не было заимствовано в разговорный иврит.

В лексиконе евреев-ашкенази из Удмуртии и Татарстана краевед А.В. Алтынцев зафиксировал несколько других наименований дрейдела, таких как волчок, ханукэ-волчок, фаргл, варфл, дзихе и забавке.

Символизм

Некоторые раввины приписывают символическое значение маркировке на дрейделе. Один комментарий, например, связывает четыре буквы с четырьмя народами, которым исторически подчинялся Дом Иуды: Вавилония, Персия, Империя Селевкидов и Рим. Другие утверждали, что четыре буквы зашифровали Вавилон, Персию, Грецию и Римскую Империю, четыре древние империи, которые пытались уничтожить Израиль. Чтение гематрия дает число 358, идентичное значению четырех букв, используемых для написания слова «Машиах» (Мессия ).

Правила игры

Каждый игрок начинает с равным количеством игровых фишек (обычно 10–15). Игровые фишки могут быть любыми предметами, такими как шоколадный гель, пенни, изюм и т.д.

  • Чтобы начать игру, каждый участник кладет одну игровую фишку в центральный «горшок». Каждый игрок также кладет одну фишку в банк, когда он пуст или в банке только одна игровая фишка.
  • Каждый игрок вращает дрейдел один раз за свой ход. В зависимости от того, какая сторона обращена вверх, когда он перестает вращаться, игрок, чей ход идет, дает или берет игровые фишки из банка:
    • Если נ (монахиня) смотрит вверх, игрок ничего не делает.
    • Если ג (гимел) смотрит вверх, игрок получает все, что есть в банке.
    • Если ה (хей) смотрит вверх, игрок получает половину кусочков в горшочке. Если в банке нечетное количество фишек, игрок берет половину банка, округленную в большую сторону до ближайшего целого числа.
    • Если ש (шин) или פ (pe) лицевой стороной вверх, игрок кладет одну из своих игровых фишек в горшок (иногда в сопровождении пения «голень, шинь, положи одну»). В некоторых версиях игры Шин приводит к добавлению трех игровых фишек в горшок, по одной на каждую ножку буквы шин (ש).
  • Если у игрока нет фигур, они либо «вышли», либо может попросить другого игрока о «ссуде».

Эти правила сопоставимы с правилами для классического четырехстороннего teetotum, где буквы A, D, N и T образуют мнемонику для правил игры: aufer (взять), Depone (положить), nihil (ничего) и totum (все). Точно так же ивритские буквы на дрейделе можно использовать как мнемонику правил игры на идиш. Иногда в Соединенных Штатах ивритские буквы на дрейделе образуют англоязычную мнемонику правил: Hay или «H» для «половины»; Gimel или «G» для «получить все»; Монахиня или «N» для «ничего»; и Шин или "S" для "доли".

Анализ

Томас Робинсон и Суджит Виджай показали, что ожидаемое количество вращений в игре дрейдел равно O(n), где n - количество игровых фишек, с которых начинает каждый игрок. Подразумеваемая константа зависит от количества игроков.

Роберт Файнерман показал, что игра в дрейдел «несправедлива» в том смысле, что первый игрок, который вращает, имеет более ожидаемый результат, чем второй игрок, а второй лучше третьего и т. д.

Коллекции

Фотография самого ценного Дрейдела Фотография ценнейшего дрейдела

Детское увлечение дрейделами вызвало интерес к их коллекционированию в зрелом возрасте. В еврейских учреждениях, таких как Институт еврейского обучения и лидерства Спертуса, Музей Университета Йешива и Храм Эману-Эль в Нью-Йорке, хранятся коллекции дрейделов, а также в таких музеях, как Волчок и Музей Йо-Йо в Берлингтоне, штат Висконсин.

Мировой рекорд Гиннеса для самого ценного дрейделя был установлен в ноябре 2019 года и был оценен в 70 000 долларов. Дизайн дрейдела Estate Diamond Jewelry был вдохновлен Chrysler Building в Нью-Йорке. Предыдущими обладателями титула были Хабад из Саут-Палм-Бич с дрейделом, оцененным в 14 000 долларов.

Турниры

Дрейдел в настоящее время в Северной Америке считается спорным спортом с обманом. Высшая лига дрейдел (MLD), основанная в Нью-Йорке в 2007 году, проводит турниры по дрейделу во время праздника Ханука. В турнирах MLD побеждает игрок с наибольшим временем вращения (TOS). В MLD играют на Spinagogue, официальном вращающемся стадионе Высшей лиги Dreidel. Памски был чемпионом MLD 2007 года. Виртуальный Дрейдел стал чемпионом MLD 2008 года. В 2009 году Major League Dreidel запустила игровую версию Spinagogue.

В 2009 году Good Morning America опубликовала статью о Dreidel Renaissance, в которой рассказывается о растущей популярности дрейдела. Игры Dreidel, вышедшие на рынок с 2007 года, включают No Limit Texas Dreidel, нечто среднее между традиционным дрейделом и техасским холдемом покером, изобретенное компанией Judaica под названием ModernTribe. Другие новые игры дрейделов включают Staccabees и Maccabees.

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Дрейделами.
Последняя правка сделана 2021-05-18 04:10:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте