Всеобщая декларация прав человека был разработан в период с начала 1947 г. по конец 1948 г. комитетом, сформированным Комиссией ООН по правам человека. Дальнейшее обсуждение и поправки были внесены Комиссией по правам человека, Экономическим и Социальным Советом и Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.
Членами Комиссии, которые внесли значительный вклад в создание В декларацию включены канадец Джон Питерс Хамфри из Секретариата ООН, Элеонора Рузвельт из США (who возглавлял редакционный комитет), Рене Кассен из Франции, Шарль Малик из Ливана, П. К. Чанг из Китайской Республики и Ханса Дживрадж Мехта из Индии и другие. Не являясь членом редакционного комитета, французский философ Жак Маритен оказал влияние на подготовку проекта Всеобщей декларации, отстаивание ее в ЮНЕСКО в 1947–1948 годах и ее последующее продвижение.
В состав Редакционного комитета входили
Джон Питерс Хамфри был недавно назначен директором Отдела по правам человека в Секретариате Организации Объединенных Наций. В этой роли он подготовил первый проект списка прав, которые должны были лечь в основу Декларации.
Портик с четырьмя колоннами, который Кассин рассматривал как метафору формата его проектаОсновная структура Всеобщей декларации была представлена во втором проекте, подготовленном Рене Кассеном работающим из проекта Хамфри. На структуру повлиял Кодекс Наполеона, включая преамбулу и вводные общие принципы.
Кассин сравнил Декларацию с портиком греческого храма с фундаментом, ступени, четыре колонны и фронтон. Статьи 1 и 2 являются фундаментальными блоками с их принципами достоинства, свободы, равенства и братства. Семь параграфов преамбулы, в которых излагаются причины Декларации, представлены шагами. Основная часть Декларации состоит из четырех столбцов. В первой колонке (статьи 3–11) представлены права человека, такие как право на жизнь и запрет рабства. Вторая колонка (статьи 12-17) представляет права личности в гражданском и политическом обществе. Третья колонка (статьи 18-21) посвящена духовным, общественным и политическим свободам, таким как свобода религии и свобода объединений. В четвертой колонке (статьи 22–27) указаны социальные, экономические и культурные права.
В модели Кассина последние три статьи Декларации представляют собой фронтон, связывающий структуру воедино. Эти статьи касаются долга человека перед обществом и запрещения использования прав в нарушение целей Организации Объединенных Наций.
Проект Кассена был представлен в Комиссию по правам человека и должен был пройти редактирование в Комиссии, затем в последующих проектах, рассматриваемых Третьим комитетом Организации Объединенных Наций, и, наконец, в проекте, представленном Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, которая в конечном итоге приняла Декларацию 10 декабря 1948 года. За декларацию проголосовало 48 человек. до 0 при восьми воздержавшихся : Белорусская Советская Социалистическая Республика, Чехословакия, Польская Народная Республика, Королевство Саудовская Аравия, Украинская Советская Социалистическая Республика, Южноафриканский Союз, Союз Советских Социалистических Республик и Социалистический Федеральный Республика Югославия.
Первый спор, который нужно было разрешить, был связан с самим ригин прав человека, в основном дискуссия между сторонниками концепций естественных прав (которыми людей наделил Бог или Природа ) и положительные права (которые люди приобретают в результате рационального соглашения).
Второй спор был в основном между позициями марксистской теории советского блока и либеральная теория западного мира. С философской точки зрения Советский блок подверг критике индивидуалистическую позицию вопроса, выступая в пользу подхода коллективизма, в котором права коллектива преобладают над правами человека. В политическом плане Советский Союз и его сателлиты, столкнувшись с растущими обвинениями в нарушениях прав человека, утверждали, что декларация является простой формальностью, если в ней не рассматриваются гарантии экономических и социальных прав. Однако эти возражения имели на удивление незначительные последствия, потому что Советский Блок не проявлял большой активности во время заседания Комиссии, что, возможно, указывает на заранее принятое решение не подписывать Декларацию.
Другой вопрос - правовой статус декларации.. По мнению большинства, документ носит в основном моральный характер. В то же время некоторые участники выступили за добавление определенных юридических аспектов с точки зрения международного права.
британские представители, в частности, были крайне разочарованы тем, что предложение имело моральные, но не юридические обязательства. (Только в 1976 г. вступил в силу Международный пакт о гражданских и политических правах, придав юридический статус большей части Декларации)
Источник : Ежегодник Организации Объединенных Наций 1948-1949, стр. 524 и далее
.