Дова Яланне

редактировать
Дауа Яланне
Даова Яланн находится в Нью-Мексико Dowa Yalanne Дова Яланне Местоположение в Нью-Мексико
Наивысшая точка
Высота 7274 футов (2217 м) NGVD 29
Координаты 35 ° 03′10 ″ с.ш. 108 ° 47′32 ″ з.д. / 35,0528111 ° с. 108,7923046 ° Вт / 35,0528111; -108.7923046 Координаты : 35 ° 03'10 ″ N 108 ° 47'32 ″ W / 35,0528111 ° N 108.7923046 ° W / 35,0528111; -108.7923046
География
МестоположениеОкруг Мак-Кинли, Нью-Мексико, США
Топографическая карта Геологическая служба США Зуни

Дова Яланне (Зуни : «Кукурузная гора») - крутая гора в 3,1 мили (5 км) к юго-востоку от нынешнего Пуэбло из Зуни, на Зуни. Индийская резервация. Хорошо видная из Зуни Пуэбло, гора расположена в округе Мак-Кинли, Нью-Мексико, и имеет высоту 7 274 футов (2217 м). Меса является священным местом для народа зуни, которые бежали на вершину горы, спасаясь от экспедиции Коронадо в 1540 году, и она закрыта для посторонних посетителей.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Культура
  • 3 Геология
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Фотографии
История

Доуа Яланне была заселена до контакта с европейцами.

В 1540 году народ зуни из деревни Хавикуу бежал на вершину горы Дова Яланне, спасаясь от нападавших Экспедиция Коронадо. 14 строений, использовавшихся в качестве убежища от испанцев между 1540 и 1680 годами, назывались Heshoda Ayahltona («древние постройки наверху»).

До восстания пуэбло 1680 года зуни жили в шести разные деревни. После восстания до 1692 года они укрывались в защищаемой позиции на вершине Дова Яланне. Около 48 построек Пуэбло были построены между 1680 и 1692 годами на вершине горы, которая занимает около 320 акров (130 га). Население Дова Яланне в 1680 году, по оценкам, составляло около 2500 человек, которые жили в одно- и двухэтажных зданиях с более чем 500 комнатами.

11 ноября 1692 года Дон Диего де Варгас поднялись на вершину Дова Яланне и крестили более 290 человек.

После установления мира и возвращения испанцев зуни переехали на свое нынешнее место, вернувшись ненадолго. к вершине горы в 1703 году.

Согласно Т.Дж. Фергюсон,

Деревня на Дова Яланне сыграла решающую роль в развитии исторических поселений. Это первая деревня, в которой все население зуни собралось в единое поселение. Хотя маловероятно, что деревни периода соприкосновения были полностью заброшены, очевидно, что каждая семья Зуни имела жилище на вершине Дова Яланне, которое можно было бы использовать в качестве убежища после возвращения испанцев. Вершина горы была также позицией, которую можно было защитить от враждебных атак апачей.

Культура

Дауа Яланне священна для народа зуни. Меса - это место для святынь и религиозных мероприятий, и она закрыта для посторонних посетителей. Восходящее солнце достигает точки на юго-западе горы в зимнее солнцестояние. Дова Яланне «мифологически связана с« Домом Богов и созданием дождя, молнии и грома », и отсюда произошло его альтернативное название« Громовая гора ». "

Другие альтернативные названия для горы включают То'ва Ял'ланне, Тай-а-ол-о-нэ, Гора Тайялоне, Тайя'хлтона Хлуелава и" Пеньол де Какима ", испанское произношение старой деревни Кяки: ма, расположенной у подножия горы. Традиционная сказка «Большой танцующий тарантул» происходит у подножия горы Дова Яланне.

Начальная школа Дова Яланне расположена недалеко от горы. Программа для молодежи зуни, DY-MESA («Развитие молодежи: наставничество, расширение возможностей и достижение самовыражения») названа в честь мезы как «источник силы для зуни пуэбло».

The вольер Святилища орлов Зуни, в котором заботятся о раненых золотых и белоголовых орлах, «был спроектирован так, чтобы орлы могли видеть гору из своих клеток»

Геология

Красная скала горы Песчаник Энтрада с белыми полосами. Верхний слой породы - песчаник Дакота. Белый песчаник Зуни Мезы является источником плоских камней для выпечки «хеве», тонкого как бумага кукурузного хлеба, который готовят для особых случаев. Источники вокруг горы - традиционный источник воды.

Ссылки
Дополнительная литература
  • Ferguson, T.J. «Дова Яланне: Архитектура сопротивления зуни и социальных изменений во время восстания пуэбло». В «Археологиях восстания пуэбло: идентичность, значение и обновление в мире пуэбло», под редакцией Роберта В. Прейселя, 33–44. Альбукерке: Университет Нью-Мексико, 2002.
  • Шредер, Альберт Х. «Пуэблос, заброшенный в исторические времена». В Справочнике североамериканских индейцев, т. 9, Юго-запад, под редакцией Альфонсо Ортиса, 236–254. Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press, 1979.
Внешние ссылки

Фотографии

Последняя правка сделана 2021-05-18 14:36:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте