Дов Бер из Межерича

редактировать
Дов Бер из Межерича
ЗваниеМаггид из Межерича
Личное
РодилсяДов Бер бен Авраам. 1700/1704/1710 (?). Локачи, Волынь, Речь Посполитая
Умер4 декабря 1772 г. OS //Ярзейт 19 Кислев, 5533. Ханнопил
РелигияИудаизм
ДетиАвраам Амалах
Родители
  • Авраам (отец)
ПодписьMagidauto.jpg
еврейский вождь
ПредшественникБаал Шем Тов
Титульный лист Маггида Деварава Л'Яакова (Корец, издание 1781 года).

Дов Бер бен Авраам из Мезерич (Иврит : דֹּב בֶּער מִמֶּזְרִיטְשְׁ; умер в декабре 1772 г. OS ), также известный как Маггид из Мезрича, был учеником раввина Исраэля Баал Шем Това, основателя хасидского иудаизма, и был выбран его преемником, чтобы возглавить раннее движение. Дов Бер считается первым систематическим представителем мистической философии, лежащей в основе учения Баал Шем Това, и, благодаря его учению и руководству, главным архитектором движения. Он основал свою базу в МежиричахВолыни ), что перенесло центр хасидизма из Меджибож Баал Шем Това (в Подолье ), где он сосредоточил свое внимание на создании тесного круга великих учеников для распространения движения. После его смерти, избегая единого руководства первых двух поколений, это третье поколение лидеров приняло свои различные интерпретации и распространилось по назначенным регионам Восточной Европы. По вдохновению их учителя, этот хасидизм быстро распространился за пределы Украины, в Польшу, Галицию и Россию.

Его учение проявляется в Магиде Девараве. Л'Яаков, Ор Тора, Ликутим Екарим, Ор Хаэмет, Китвей Кодеш, Шемуах Товах, а также в произведениях, написанных его учениками. В его ближайший круг учеников, известный как Чеврая Кадиша («Святое Братство»), входили раввины Авраам ГаМалах (его сын), Нахум Чернобыльский, Элимелех Лиженский, Зуша из Ханиполя, Леви Ицхок из Бердичева, Борух из Меджибожа, Агарон (ГаГадол) из Карлин, Менахем Мендель из Витебска, Шмуэль Шмельке из Никольсбурга и Шнеур Залман из Лиади.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Биография
  • 3 Посещение Баал Шем Това
  • 4 Хасидское лидерство
  • 5 Противодействие раввинов
  • 6 Распространение хасидизма
  • 7 Взгляды и учения
    • 7.1 Опубликованные произведения
    • 7.2 Взгляд на Бога
    • 7.3 Об экстазе молитвы
    • 7.4 Роль цадика
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Имя

Наиболее распространенными транслитерациями являются Дов-Бер, Дов Баер и ДовБер; редко используемые формы - Доб Бер или Добх Бер, которые часто зависят от региона Восточной Европы, где проживали евреи, и, следовательно, от влияния местных идиш диалектов. Имя וב-בער Дов-Бер буквально означает «медведь-медведь», восходящее к еврейскому слову דב dov «медведь» и идишскому слову Bär «медведь». Таким образом, это пример двуязычного тавтологического имени.

Дов Бер из Мезерича был известен как Маггид - «Проповедник» или буквально «Сайер», тот, кто проповедует и увещевает идти в Боге. способами - Мезритш (немецкая форма Мезериц иногда используется вместо Мезерич). Ближе к концу жизни он был также известен как Маггид из Ровно, города, где он был похоронен.

Биография

Дов Бер родился в Локачи, Волынь в 1710 году, согласно Еврейской энциклопедии, хотя его год рождения неизвестен, и некоторые источники относят его к 1700 году. Мало что известно о нем до того, как он стал учеником Баал Шем Това. Хасидская легенда гласит, что, когда ему было пять лет, его семейный дом загорелся. Услышав плач матери, он спросил: «Мама, разве мы должны быть такими несчастными, потому что потеряли дом?» Она ответила, что оплакивает генеалогическое древо, которое было разрушено и восходит к царю Давиду через раввина Йоханана, изготовителя сандалий и мастера в Талмуде.. Мальчик ответил: «И какое это имеет значение! Я принесу вам новое генеалогическое древо, которое начинается со меня!»

Когда он был молод, он, как сообщается, жил в большой бедности со своей женой. Одна легенда рассказывает, что когда родился ребенок, у них не было денег, чтобы платить акушерке. Его жена пожаловалась, и Маггид вышел на улицу, чтобы «проклясть» Израиль. Он вышел на улицу и сказал: «О, дети Израиля, да придут на вас обильные благословения!» Когда его жена пожаловалась во второй раз, он снова вышел на улицу и закричал: «Пусть все счастье достанется детям Израилевым, но они отдадут свои деньги терновым кустам и камням!» Ребенок был слишком слаб, чтобы плакать, и Маггид скорее вздохнул, чем «проклинал». Сразу пришел ответ, и голос сказал: «Вы потеряли свою долю в грядущем мире». Маггид ответил: «Ну, тогда с наградой покончено. Теперь я могу начать серьезно служить».

Он похоронен в Ханнополе, рядом с Зуша из Ханипола.

Посещение Баал Шем Това

Дов Бер впоследствии стал поклонником Исаака Лурии системы Каббалы, которая в то время становилась популярной. время, и был осведомлен о Моше Хаиме Луццатто, чьи писания, тогда только в рукописи, были хорошо известны среди польских мистиков того времени. Дов Бер последовал лурианской школе, жил жизнью аскета, много постился, усиленно молился и жил в бедности. Сообщается, что он стал калекой из-за плохого питания.

В одном из рассказов говорится, что из-за плохого здоровья его убедили искать лекарство у Баал Шем Това.

Он прибыл в дом Баал Шем Това, ожидая услышать изложение глубоких тайн, но вместо этого ему рассказали истории из повседневной жизни последнего. Услышав подобные истории при каждом последующем посещении, Дов Бер решил вернуться домой. Когда он собирался уходить, его снова вызвали в дом Баал Шем Това. Баал Шем Тов открыл «Эйц Хаим» раввина Хаима Витала (главного ученика раввина Исаака Лурии) и попросил его объяснить определенный отрывок. Дов Бер сделал это изо всех сил, но Баал Шем Тов заявил, что не понял истинного значения отрывка. Дов Бер еще раз просмотрел его и настоял на том, что его интерпретация верна. Затем Баал Шем Тов сам приступил к объяснению этого отрывка. Легенда гласит, что, когда он говорил, тьма внезапно уступила место свету, и появились ангелы и послушали слова Баал Шем Това. «Ваши объяснения, - сказал он Дову Беру, - были правильными, но ваши выводы были мыслями, в которых не было никакой души». Этот опыт убедил Дов Бер остаться с Баал Шем Товом.

Сообщается, что Дов Бер научился от Баал Шем Това ценить повседневные вещи и события и подчеркивать правильное отношение к ним изучайте Тору. Мистическая философия Баал Шем Това отвергала акцент на умерщвлении тела в Мусар и Каббалистических традициях, видя большее духовное преимущество в преобразовании материала в средство достижения святости, а скорее чем его сломать. Этого можно было достичь путем восприятия вездесущей Божественной имманентности во всех вещах, на основе понимания внутренних мистических учений Торы хасидской мысли. Под руководством Баал Шем Това Дов Бер отказался от аскетического образа жизни и выздоровел, хотя левая нога осталась хромой. Баал Шем Тов сказал, что «до того, как Дов Бер пришел ко мне, он уже был чистой золотой менорой (канделебрумом). Все, что мне нужно было сделать, это зажечь ее». Что касается его святости, Баал Шем Тов также, по общему мнению, сказал, что если бы Дов Бер не был хромым и мог ритуально погрузиться в микву, то он мог бы принести Машиаха.

Руководство хасидов

Внезапно Реб Цви встал и сказал: «Мой отец появился и сказал мне, что Шехина теперь живет в Мезриче». Затем Реб Цви снял белый плащ лидерства и накинул его на плечи Реб Дов Бера из Мезрича. Итак, Реб Дов Бер, который позже стал известен как Мезритчер Маггид, взял на себя руководство хасидским движением. Так и было

Сразу после смерти Баал Шем Това в 1760 году его сын раввин Цви стал следующим Ребе. Спустя всего год он оставил эту должность. Среди учеников Баал Шем Това двое выделялись как претенденты на его место, Дов Бер и Яков Йосеф из Полонны. Позже Яков Йосеф станет автором первой опубликованной хасидской книги («Толдос Яаков Йосеф» в 1780 году), одной из самых прямых записей учения Баал Шем Това. По коллективному согласию Маггид взял на себя руководство хасидизмом. Фактически он стал архитектором хасидского движения и несет ответственность за его успешное распространение.

Маггид был прикован к дому из-за своего плохого физического состояния. Еврейский философ Соломон Маймон описывает встречу с Маггидом в своих мемуарах, в которых он резко отрицательно оценивает хасидское движение. Он рассказывает, что Маггид провел в своей комнате всю неделю, позволив войти лишь нескольким приближенным. Он появлялся на публике только в Шаббат в белом атласе. В таких случаях он молился с людьми и держал дом открытым для всех, кто хотел с ним пообедать. Сообщается, что после еды он начинал петь и, прикладывая руку ко лбу, просил присутствующих процитировать любой стих из Библии. Они послужили текстами для последующей проповеди Маггида. Соломон Маймон писал: «Он был таким мастером своего дела, что объединил эти разрозненные стихи в единое целое».

Он привлек замечательную группу ученых и святых учеников, в том числе большинство его однокурсников Баал Шем Тов. Баал Шем Тов путешествовал по еврейским регионам, обращаясь к простому народу и вдохновляя его, искренность которого он ценил. Он стремился возродить сломленный дух простых евреев. В то же время он также будет искать великих ученых Талмуда и Каббалы, чтобы склонить их к хасидизму, которым он научил внутреннего смысла своего учения. Многие хасидские сказки рассказывают истории о путешествиях Баал Шем Това в сопровождении своих близких учеников и во главе с его нееврейским водителем фургона. Дов Бер, напротив, основал свой двор в Межиричи, где его ограничивала его хромота, и посвятил свое основное внимание артикуляции мистико-философской системы в рамках учения Баал Шем Това его близкому кругу учеников. кто возглавит будущее движение. Простой народ также имел возможность посещать в субботу общественные собрания Дов Бера и получать духовное ободрение и утешение. Двор Маггида стал духовной резиденцией и местом паломничества второго поколения хасидского движения и перенес свой центр на север от резиденции Баал Шем Това в Меджибож. Этот шаг способствовал росту движения, так как он был ближе к новым территориям в Галиции, Польше и Беларуси. Это было также ближе к центру раввинской оппозиции в Литве, которая воспринимала новое движение как духовную угрозу. Ученики Дов Бера рассказали, что:

С переездом раввина Дов Бера Шечина (Божественное присутствие) «собрала свои вещи и переехала из Меджибож в Межирич, и все, что мы можем сделать, это следовать «

В элитную группу учеников« Чеврая Каддиша »(« Священное общество ») входили раввины Аарон Карлинский, Менахем Мендель из Витебска, Элимелех из Лиженск, Зуша из Ханиполя, Шмелька (впоследствии главный раввин Никольсбурга), Пинхас Горовиц (впоследствии главный раввин Франкфурта-на-Майне и автор глубоких комментариев Талмуда), и Шнеур Залман из Лиади (автор Таня, и по указанию своего учителя, автора обновленной версии Шулхан Арух Кодекс еврейского закона для нового движения). Эти ученики, будучи великими талмудическими авторитетами и хорошо разбирающимися в каббале и хасидской философии, преуспели в превращении хасидов в обширное движение.

Оппозиция раввинов

Хасидизм быстро распространился в результате сильной личности Дов Бера, укрепившись на Волыни, Литве и Украина. Роспуск синода «Четырех земель» в 1764 году оказался благоприятным для его распространения. Местные раввины были раздражены ростом движения, но ничего не могли с этим поделать. Виленский гаон был единственным раввином, чья репутация выходила за пределы Литвы. Когда в Вильно появился хасидизм, Виленский Гаон ввел в действие первое крупное отлучение против хасидизма, которое было издано 11 апреля 1772 года. Виленский Гаон считал это движение антагонистическим талмудическому раввинству и Было подозрительно, что это был остаток недавнего саббатианского движения. См. Хасиды и Митнагдим.

Ученики Маггида раввин Менахем Мендель из Витебска и раввин Шнеур Залман из Ляди пытались посетить Виленский Гаон, чтобы добиться примирения, но Вильно Гаон отказался встретиться с ними. Любавичская легенда гласит, что если бы Гаон встретился с этими двумя раввинами, пришел бы Машиах (Мессия).

Вильно изданный запрет привлек внимание всего мира к хасидизму. Раввин Дов Бер проигнорировал оппозицию, но его частично обвиняют в его смерти в Межиричи 15 декабря 1772 года.

Распространение хасидизма

Дов Бер назначил будущие территории влияние на его ведущих учеников. После смерти Маггида в 1772 году эти ученики разошлись по своим территориям. При Баал Шем Тове, а затем при Маггиде, хасидизм процветал в Подолии и Волыни (нынешняя Украина ). После 1772 года, под руководством третьего поколения лидеров, он быстро распространился повсюду, от Галиции и Польши до Белой Руси (Белоруссии ) на севере. Ученики Маггида восприняли разные интерпретации и качества учения своего Учителя. Это, в сочетании с новым рассредоточением их местоположений, означало, что после Маггида хасидское движение избегало назначения одного объединяющего лидера на место Довбера.

Ученик Маггида Элимелех Лиженский начал хасидизм в Польше. Его классический труд «Ноам Элимелех» сосредоточен на хасидском учении о цаддике (Святой вождь и Небесный заступник за широкую общественность). Шнеур Залман из Лиади описал Ноама Элимелеха как хасидскую «книгу праведников». В хасидской истории Ноам Элимелех стал духовной доктриной для генерал-хасидизма, породив многих лидеров, преемников и династий господствующего хасидизма и вдохновив эмоциональную привязанность и духовную связь простых людей с их Ребе. Благодаря привязанности к святому человеку, который знал мистические секреты и ходатайствовал за них на Небесах, последователи могли соединиться с Божеством. Там, где подчеркивалась основная роль цадика, она часто сопровождалась верой в пользу чудотворения, передачи духовных и материальных благословений и повышения рвения. Последователи совершали паломничество к своим Учителям, где они получали энтузиазм, получали учения или могли получить частные аудиенции.

Более поздние династии, такие как Пешиша - Коцк, отошли от этого акцентирования генерал-хасидов на цаддиках и мистицизме.

Среди других последователей Дов Бера в академии Мезерича, брата раввина Элимелеха из Лиженска, раввин из Ханипола занимает излюбленное место в хасидской традиции. По общему мнению, он не мог получить полное учение от Маггида, так как из-за его волнения ему пришлось бежать из комнаты в двейкус, его священный пример олицетворял возвышенную душу цадика. Леви Ицхак из Бердичева, распространявший хасидизм на Украине, был автором классического хасидского комментария к Торе Кедушас Леви и олицетворял защиту еврейского народа в его отношениях с Богом. Он открыл новый духовный путь для защиты людей и убеждения их «Небесного Отца» отменить суровые указы.

Взгляды и учения

Опубликованные труды

Маггид не оставил собственных писаний. Многие из его учений были записаны его учениками и появились в антологиях «Магги Д Дебара V ле-Яако V » (מגיד דבריו ליעקב последние буквы из которых заглавное заклинание «Дов»), известное также под названием Ликутей Амарим («Собрание изречений»), опубликованное в Корец в 1780 г. (второе издание с дополнениями, 1784 г.) и часто переиздаваемое; Likkutim Yekarim («Драгоценные собрания»), изданное в Лемберге в 1792 году; Или Тора (самый большой сборник), изданный в Корец, 1804 г.; "Or Ha'emet" опубликовано в Husiatin, 1899; Китвей Кодеш (небольшой сборник) опубликован в Лемберге. 1862; Shemu'ah Tovah (небольшой сборник), изданный в Варшаве. 1938. Ряд рукописей с дополнительными учениями находится в Национальной библиотеке Еврейского университета. Они состоят из отрывков из его проповедей, расшифрованных и составленных его учениками. Первая из опубликованных (Likkutei Amarim) была собрана его родственником, раввином, который, как он сам отмечает, был недоволен рукописью, но не имел времени правильно ее отредактировать.

Все эти тексты во многом совпадают, но каждый из них содержит учения, которых нет в других. Все тексты испорчены, полны пропусков, искаженного порядка, опечаток и других проблем, потому что они были основаны на целых цепочках переписчиков, которые не проявляли осторожности или изначально имели неправильные рукописи. Только недавно над ними была проделана серьезная работа и отредактирована: Маггид Деварав Лаяаков редактировал раввин Авраам Ицхак Кон (Иерусалим, 1961). Позднее критическое издание отредактировал профессор Ривка Шац-Уффенхаймер (Еврейский университет, Иерусалим, 1976). Недавно Kehot Publishing of Chabad выпустила еще одно издание под редакцией раввина Якоба Иммануэля Шохета (Бруклин, Нью-Йорк, 2008). Все эти последние выпуски содержат подробные введения, аннотации и указатели. Ор Тора появилась в авторитетном аннотированном издании с введением, комментариями, исчерпывающими перекрестными ссылками и подробными указателями, автором которого является раввин Шохет (Бруклин, Нью-Йорк, 2006). Likkutim Yekarim находится в аннотированном издании раввина Авраама Ицхака Кона (Иерусалим, 1974).

Взгляд на Бога

Для Маггида Бог проявляет Себя в творении, что является лишь одним из аспектов Его деятельности и, следовательно, в действительности является самоограничением.. Подобно тому, как Бог в Своей доброте ограничил Себя и таким образом спустился до уровня мира и человека, так и долг последнего - стремиться к соединению с Богом. Удаление внешней оболочки мирских вещей или «вознесение [божественной] искры», являющееся признанием присутствия Бога во всех земных вещах, является долгом человека, если он испытывает удовольствие, получать его. как божественное проявление, потому что Бог является источником всего удовольствия.

Об экстазе молитвы

взгляд рабби Дов Бер на молитву заключался в том, что это цель жизнь на земле продвигается, пока не будет достигнуто совершенное единение с Богом. Таким образом, растительное царство служит пищей для животного царства, чтобы низшее проявление божественности, существующее в первом, могло развиться в высшее. Человек, как высшее проявление, обязан достичь высшей вершины, чтобы соединиться с Богом. Он утверждал, что способ достичь этого - молитва, в которой человек забывает себя и свое окружение и концентрирует все свои мысли и чувства на единении с Богом.

Как неоплатоники, он сказал, что, когда человек настолько поглощен созерцанием объекта, что вся его сила мысли сосредоточена в одной точке, его «я» становится единым с этой точкой. Так что молитва в таком состоянии настоящего экстаза, осуществляющая союз между Богом и человеком, чрезвычайно важна и может даже преодолеть законы природы.

Роль цадика

Рабби Дов Бер учил, что только цадик может удалить все свои мысли от земных вещей и полностью сосредоточиться на Боге. Благодаря своему единению с Богом, он является связующим звеном между Богом и творением и, следовательно, каналом благословения и милосердия. Любовь людей к цадикам открывает путь к Богу. Поэтому долг простого смертного - любить цадика и быть его учеником. В этой связи хасиды цитируют классическое иудейское учение о том, что Писание считает того, кто служит знатокам Торы, приверженцем Самого Всемогущего.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Дубнов, Восход, ix. №№ 9-11;
  • Grätz, Gesch. der Juden, xi.98 et seq. и примечание 22;
  • Schochet, Jacob Immanuel, The Great Maggid, всеобъемлющая биография, 1974
  • Kohan, в Ha-Shaar, т. 634-639;
  • Ruderman, ib. vi.93 et ​​seq.;
  • Lobel, in Sulamith, ii.315;
  • Rodkinsohn, Toledot 'Ammude ha-ChaBad, 1876, стр. 7–23.

Внешние ссылки

Карты:

Статьи:

Религиозные титулы
Предшественник. Ребе Баал Шем Тов Хасидские Ребе . 1760–1772Преемник. Ребе Элимелех из Лиженска, раввин Шнеур Залман из Лиади, Ребе Аарон ГаГадол из Карлина, Раввин Леви Ицхок из Бердичева, раввин Зуша из Ханипола, раввин Менахем Мендель из Витебска
Последняя правка сделана 2021-05-18 14:31:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте