Дуглас C-133 Cargomaster

редактировать
Американский большой четырехдвигательный турбовинтовой грузовой самолет

C-133 Cargomaster
C-133b-sanfrancsiscobay.jpg
Douglas C-133B Cargomaster, AF Ser. № 59-0529 (1501-е авиатранспортное крыло ), над заливом Сан-Франциско
РольВоенно-транспортный самолет
Национальное происхождениеСША
ПроизводительDouglas Aircraft Company
Первый полет23 апреля 1956 г.
На пенсии1971 (USAF)
Основные пользователиВВС США. НАСА
Произведено1956–1961
Построено50

Douglas C-133 Cargomaster - американский большой турбовинтовой двигатель грузовой самолет, построенный в период с 1956 по 1961 год компанией Douglas Aircraft Company для использования в ВВС США. C-133 был единственным производимым ВВС США турбовинтовым стратегическим авиалайнером, поступившим на вооружение вскоре после Lockheed C-130 Hercules, который обозначался как тактический авиалайнер. Он предоставлял услуги по воздушным перевозкам в широком спектре приложений, и в начале 1970-х был заменен на C-5 Galaxy.

Содержание

  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 История эксплуатации
  • 3 Эксплуатанты
  • 4 Несчастные случаи и происшествия
  • 5 Выжившие самолеты
  • 6 Технические характеристики (C-133B)
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Проектирование и разработка

C-133 был разработан в соответствии с требованиями системы поддержки логистических перевозчиков ВВС США SS402L для новый стратегический транспорт. Самолет значительно отличался от предшествующих ему C-74 Globemaster и C-124 Globemaster II. Высокое крыло, внешние блистерные обтекатели шасси с каждой стороны, а также двери для загрузки сзади и сбоку гарантируют, что доступ к большому грузовому отсеку и его объем не будут ограничены этими конструкциями. Грузовой отсек (90 футов / 27 м в длину и 12 футов / 3,7 м в высоту) был герметизирован, обогревался и вентилировался.

C-133A из 436 MAW Военного командования по воздушным перевозкам в RAF Lakenheath Англия в 1969

Cargomasters пошел прямо в производство как C-133A; прототипов построено не было. Первый Cargomaster поднялся в воздух 23 апреля 1956 года. Первые C-133A были доставлены Военно-воздушной транспортной службе (MATS) в августе 1957 года и начали выполнять полеты по воздушным маршрутам MATS по всему миру. Два C-133 установили трансатлантические рекорды скорости транспортных самолетов во время их первых полетов в Европу. Флот из 50 самолетов оказался бесценным во время войны во Вьетнаме. Cargomaster оставался в строю до тех пор, пока Lockheed C-5 Galaxy не вступил в строй в начале 1970-х годов. Затем C-133 был списан, и большинство самолетов были разобраны в течение нескольких месяцев после доставки на базу ВВС Дэвис-Монтан, Тусон, Аризона, после их последних полетов в 1971 году.

Пятьдесят Самолеты (35 C-133A и 15 C-133B) были построены и приняты на вооружение ВВС США. Самолеты C-133A и C-133B были построены и хранились в Дуглас Лонг-Бич в качестве «образцов для испытаний». У них не было номеров конструкций или бортовых номеров ВВС США.

У С-133 были большие задние и боковые двери, а также большое открытое грузовое пространство. C-133A нес много больших и тяжелых грузов, в том числе Atlas и Titan. При этом С-133 не проектировалась специально для перевозки межконтинентальных баллистических ракет. Возможно, действительно было наоборот. Конструкция C-133 была заморожена к 1955 году, чтобы построить самолеты, которые впервые взлетели в апреле 1956 года. Конструкции как Atlas, так и Titan не были твердыми до 1955 года, когда были подписаны их контракты. У C-133B задние грузовые двери были изменены, чтобы открываться в сторону (лепестковые двери), что значительно облегчило загрузку межконтинентальных баллистических ракет. Воздушная транспортировка баллистических ракет, таких как Атлас, Титан и Минитмен, была намного дешевле, безопаснее и быстрее, чем автомобильная. Несколько сотен Minuteman и других межконтинентальных баллистических ракет были доставлены самолетами C-133 на свои базы и обратно. C-133 также доставил ракеты Атлас, Сатурн и Титан на мыс Канаверал для использования в качестве ускорителей запуска в космических программах «Близнецы», «Меркурий» и «Аполлон». После приводнения капсул Apollo они были доставлены по воздуху на самолетах C-133 с военно-морской базы Норфолк, Вирджиния, или авиабазы ​​Хикам, Гавайи, на авиабазу Эллингтон, штат Техас., или в Калифорнию.

Эксплуатационная история

Сохранился C-133A C-133B Cargomaster N77152 Фонда по оказанию помощи с воздуха в аэропорту Тусон Аризона в 1973 году все еще имеет маркировку MAC

The C -133 долгие годы был единственным самолетом ВВС США, способным перевозить очень большие или очень тяжелые грузы. Несмотря на возможности Douglas C-124 Globemaster II, было много груза, который он не мог нести из-за его конфигурации с грузовой палубой на высоте 13 футов (4 м) над землей и более низкой, хотя и значительной, мощность двигателя. C-133 продолжали служить после формирования ВВС США Военного командования по воздушным перевозкам 1 января 1966 года.

К 1971 году, незадолго до появления на рынке Lockheed C-5 Galaxy, Cargomaster устарел и изношен, и все они были выведены из эксплуатации. C-133 имел планер на 10 000 часов, а срок службы увеличился до 19 000 часов. Сильная вибрация вызвала критическую коррозию планера под напряжением до такой степени, что самолет стал экономически невыгодным. ВВС удалось сохранить как можно больше самолетов C-133 в строю, пока C-5 не поступил в эскадрилью.

C-133 установили ряд неофициальных рекордов, включая рекорды для военно-транспортных самолетов на трансатлантических и транстихоокеанских маршрутах. Среди самых продолжительных были беспосадочные перелеты с аэродрома Тачикава, Япония, на базу ВВС Трэвис, Калифорния (17:20 22 мая 1959 года, 5150 миль / 8288 км, 297,2 км). миль / ч / 478,3 км / ч) и с базы ВВС Хикам, Гавайи, до базы ВВС США в Дувре, Делавэр, примерно за 16 часов (7805 км / 4850 миль / 487,8 км / ч)). Единственный официально разрешенный рекорд FAI был зафиксирован в декабре 1958 года, когда C-133A 62008 поднял полезный груз массой 117 900 фунтов (53 480 кг) на высоту 10 000 футов (3048 м) на базе ВВС Дувр, штат Делавэр.

Операторы

Данные от: единиц C-133, бортовых номеров C-133

США

Несчастные случаи и происшествия

В начале своего жизненного цикла самолет заработал репутацию терпящего крушение. Члены экипажа называли его «вдовицей». Некоторые не стали летать на C-133, поскольку причина крушения была неизвестна. После расследования сбоев было обнаружено несколько проблем. Первая проблема была с контроллером автоматического шага на гребных винтах. Была добавлена ​​временная задержка для снятия нагрузки на носовую часть. Вторая проблема заключалась в том, что характеристики сваливания мало что предупреждали экипаж. Было обнаружено, что левое крыло сваливается перед правым. Исправление было простым: к правому крылу была прикреплена небольшая полоска металла, из-за чего оно заглохло одновременно с левым крылом. Когда самолет приближался к концу своего 10 000-часового жизненного цикла, последняя авария C-133B произошла 6 февраля 1970 года. Было установлено, что планер раскололся у грузовой двери. Последним исправлением стало усиление ленты вокруг планера; конец С-133 был близок. C-5A Galaxy дебютировал в 1971 году и положил конец модели C-133. Из 50 построенных самолетов девять были потеряны в результате авиакатастроф и один был уничтожен в результате наземного пожара.

13 апреля 1958 года
AF Serial No. 54-0146, 1607 ATW - Уничтожен 13 апреля 1958 года, разбился на 26 милях (23 мор. Миль; 42 км) к югу от Dover AFB, Делавэр в Эллендейл, Делавэр.
10 июня 1961 г.
AF Серийный номер 57-1614, 1501 ATW - Уничтожен 10 июня 1961 г., разбился в Тихом океане у берега Япония
27 мая 1962 г.
ВВ Серийный номер 57-1611, 1607 ATW - Уничтожен 27 мая 1962 г., врезался в вода возле перекрестка Шад (37 ° 43 'с.ш. 73 ° з.д.), к востоку от авиабазы ​​Дувр, Делавэр.
10 апреля 1963 г.
AF Серийный номер 59-0523, 1501 ATW - Уничтожен 10 апреля 1963 г. разбился во время движения, Трэвис AFB, Калифорния
13 июля 1963 года
AF Серийный номер 56-2005, 1607 ATW - Уничтожен 13 июля 1963 года во время дозаправки наземным огнем, Дуврская авиабаза, Делавэр.
22 сентября 1963 г.
AF Серийный номер 56-2002, 1607 ATW - Разрушен 22 сентября 1963 г., упал в Атлантический океан возле Шад Ин. пересечение (37 ° 43 'с.ш. 73 ° з.д.) к юго-востоку от авиабазы ​​Дувр, Делавэр; самолет, по-видимому, заглох на вершине набора высоты до крейсерской высоты.
7 ноября 1964 г.
AF Серийный номер 56-2014, 1607 ATW - Разрушен 7 ноября 1964 г. в результате крушения при взлете в CFB Goose Bay, Лабрадор. Вероятной причиной был срыв мощности при взлете из-за обледенения или, возможно, аэродинамической нестабильности самолета.
11 января 1965 г.
AF Серийный номер 54-0140, 1607 ATW - Разрушен 11 января 1965 г., врезался в воду после взлета с острова Уэйк.
30 апреля 1967 г.
AF Серийный номер 59-0534, 1501 ATW - Разрушен 30 апреля 1967 г., разбит у восточного побережья Окинавы, Япония после того, как шаг гребного винта стал фиксированным из-за электрических проблем либо в системе управления гребным винтом, либо в силовых цепях гребного винта.
6 февраля 1970 г.
AF Серийный номер 59-0530, 60 MAW - Уничтожен 6 февраля 1970 г., распался в полет над юго-западом Небраски из-за катастрофического распространения старой кожной трещины размером 11 дюймов (280 мм), скрытой под краской, на общую длину 17 футов (5,2 м); большие участки кожи отслоились, и самолет разлетелся на части на высоте 23000 футов (7000 м).

Уцелевший самолет

Douglas C-133A Cargomaster в Национальном музее ВВС США Douglas C -133 Cargomaster BuNo 59-0527 экспонируется в Музее авиации и космонавтики Пима.
C-133A AF Ser. № 56-2008
Хранится в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон около Дейтона, Огайо. 16 декабря 1958 года этот самолет установил мировой рекорд для винтовых самолетов, подняв полезную нагрузку 117 900 фунтов (53 500 кг) на высоту 10000 футов (3000 м). Он доставлен в музей 17 марта 1971 года.
C-133B AF Ser. № 59-0527
В коллекции Музея авиации и космонавтики Пима рядом с авиабазой Дэвис-Монтан в Тусоне, Аризона.
C-133B AF Сер. № 59-0536
Находится в Музее управления воздушной мобильностью на базе ВВС Дувр, Делавэр. Этот самолет много лет находился в Музее стратегического авиационного командования на базе ВВС Оффатт, Небраска, и был подарен музею AMC, когда музей SAS переехал со своего базового местоположения в в конце 1990-х на его новом месте недалеко от Ашленда, Небраска.
C-133B AF Ser. № 59-0529
В Музее авиации Новой Англии. Однако в 1979 году по музею прокатился торнадо, сильно повредивший многие самолеты из открытой экспозиции, в том числе C-133.
C-133A AF Ser. № 56-1999
N199AB, ранее принадлежавший Cargomaster Corporation, никогда не был сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации для использования в гражданских целях и мог использоваться только как правительственный самолет, в основном для Штат Аляска. N199AB базировался в ANC и до 2004 года использовался в качестве транспортного средства, перевозя грузы, такие как участки трубопровода. В апреле 2006 года он также доставил мусоровозы с фронтальной загрузкой и тяжелое оборудование в заросли Аляски, то есть в Пойнт-Хоуп, Пойнт-Лей, Уэйнрайт, Барроу, Дедхорс, остров Бартер и перевал Анатович. В августе 2008 г. он совершил последний рейс в Музей авиации и космонавтики Джимми Дулиттла на базе ВВС Трэвис, Фэрфилд, Калифорния, где он был восстановлен до маркировки ВВС США и поддерживается на статической экспозиции.

Технические характеристики (C-133B)

Данные американских военно-транспортных самолетов с 1925 г.

Общие характеристики

  • Экипаж: пять (два пилота, штурман, бортинженер, загрузчик)
  • Вместимость: 200 человек или 110 000 фунтов (50 000 кг)
  • Длина: 154 фута 3 дюйма (47,01 м)
  • Размах крыла: 179 футов 9 дюймов (54,78 м)
  • Высота: 48 футов 3 дюйма (14,7 м)
  • Площадь крыла: 2673 кв. Фута (248,3 м)
  • Масса пустого: 120 263 фунтов (54 550 кг)
  • Масса брутто: 275 000 фунтов (124 738 кг)
  • Максимальная взлетная масса: 286 000 фунтов (129 727 кг)
  • Силовая установка: 4 × турбовинтовых двигателей Pratt Whitney T34-P-9W мощностью 7500 л.с. (5600 кВт) каждый с впрыском воды
  • Винты: 3-лопастные Curtiss Электрические винты с полным оперением и изменяемым шагом.

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 312 узлов (359 миль / ч, 578 км / ч) на высоте 8700 футов (2700 м)
  • Крейсерская скорость: 281 узлов (323 миль / ч, 520 км / ч)
  • Диапазон: 3560 миль (4100 миль, 6590 км) с полезной нагрузкой 52000 фунтов (24000 кг)
  • Практический потолок: Практический потолок 29,950 футов (9 130 м)
  • Скорость набор высоты: 1,280 фут / мин (6,5 м / с)
  • Нагрузка на крыло: 102,9 фунт / кв. фут (502 кг / м)
  • Мощность / масса : 0,1087 л.с. / фунт (0,1787 кВт / кг)

См. также

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Ссылки

Дополнительная литература

  • Taylor, Cal (2005). Вспоминая невоспетого гиганта: Douglas C-133 Cargomaster и его людей. Олимпия, Вашингтон: Издательство Firstfleet. ISBN 978-0977676200.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с C-133 Cargomaster.
Последняя правка сделана 2021-05-18 14:19:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте