C-133 Cargomaster | |
---|---|
Douglas C-133B Cargomaster, AF Ser. № 59-0529 (1501-е авиатранспортное крыло ), над заливом Сан-Франциско | |
Роль | Военно-транспортный самолет |
Национальное происхождение | США |
Производитель | Douglas Aircraft Company |
Первый полет | 23 апреля 1956 г. |
На пенсии | 1971 (USAF) |
Основные пользователи | ВВС США. НАСА |
Произведено | 1956–1961 |
Построено | 50 |
Douglas C-133 Cargomaster - американский большой турбовинтовой двигатель грузовой самолет, построенный в период с 1956 по 1961 год компанией Douglas Aircraft Company для использования в ВВС США. C-133 был единственным производимым ВВС США турбовинтовым стратегическим авиалайнером, поступившим на вооружение вскоре после Lockheed C-130 Hercules, который обозначался как тактический авиалайнер. Он предоставлял услуги по воздушным перевозкам в широком спектре приложений, и в начале 1970-х был заменен на C-5 Galaxy.
C-133 был разработан в соответствии с требованиями системы поддержки логистических перевозчиков ВВС США SS402L для новый стратегический транспорт. Самолет значительно отличался от предшествующих ему C-74 Globemaster и C-124 Globemaster II. Высокое крыло, внешние блистерные обтекатели шасси с каждой стороны, а также двери для загрузки сзади и сбоку гарантируют, что доступ к большому грузовому отсеку и его объем не будут ограничены этими конструкциями. Грузовой отсек (90 футов / 27 м в длину и 12 футов / 3,7 м в высоту) был герметизирован, обогревался и вентилировался.
C-133A из 436 MAW Военного командования по воздушным перевозкам в RAF Lakenheath Англия в 1969Cargomasters пошел прямо в производство как C-133A; прототипов построено не было. Первый Cargomaster поднялся в воздух 23 апреля 1956 года. Первые C-133A были доставлены Военно-воздушной транспортной службе (MATS) в августе 1957 года и начали выполнять полеты по воздушным маршрутам MATS по всему миру. Два C-133 установили трансатлантические рекорды скорости транспортных самолетов во время их первых полетов в Европу. Флот из 50 самолетов оказался бесценным во время войны во Вьетнаме. Cargomaster оставался в строю до тех пор, пока Lockheed C-5 Galaxy не вступил в строй в начале 1970-х годов. Затем C-133 был списан, и большинство самолетов были разобраны в течение нескольких месяцев после доставки на базу ВВС Дэвис-Монтан, Тусон, Аризона, после их последних полетов в 1971 году.
Пятьдесят Самолеты (35 C-133A и 15 C-133B) были построены и приняты на вооружение ВВС США. Самолеты C-133A и C-133B были построены и хранились в Дуглас Лонг-Бич в качестве «образцов для испытаний». У них не было номеров конструкций или бортовых номеров ВВС США.
У С-133 были большие задние и боковые двери, а также большое открытое грузовое пространство. C-133A нес много больших и тяжелых грузов, в том числе Atlas и Titan. При этом С-133 не проектировалась специально для перевозки межконтинентальных баллистических ракет. Возможно, действительно было наоборот. Конструкция C-133 была заморожена к 1955 году, чтобы построить самолеты, которые впервые взлетели в апреле 1956 года. Конструкции как Atlas, так и Titan не были твердыми до 1955 года, когда были подписаны их контракты. У C-133B задние грузовые двери были изменены, чтобы открываться в сторону (лепестковые двери), что значительно облегчило загрузку межконтинентальных баллистических ракет. Воздушная транспортировка баллистических ракет, таких как Атлас, Титан и Минитмен, была намного дешевле, безопаснее и быстрее, чем автомобильная. Несколько сотен Minuteman и других межконтинентальных баллистических ракет были доставлены самолетами C-133 на свои базы и обратно. C-133 также доставил ракеты Атлас, Сатурн и Титан на мыс Канаверал для использования в качестве ускорителей запуска в космических программах «Близнецы», «Меркурий» и «Аполлон». После приводнения капсул Apollo они были доставлены по воздуху на самолетах C-133 с военно-морской базы Норфолк, Вирджиния, или авиабазы Хикам, Гавайи, на авиабазу Эллингтон, штат Техас., или в Калифорнию.
The C -133 долгие годы был единственным самолетом ВВС США, способным перевозить очень большие или очень тяжелые грузы. Несмотря на возможности Douglas C-124 Globemaster II, было много груза, который он не мог нести из-за его конфигурации с грузовой палубой на высоте 13 футов (4 м) над землей и более низкой, хотя и значительной, мощность двигателя. C-133 продолжали служить после формирования ВВС США Военного командования по воздушным перевозкам 1 января 1966 года.
К 1971 году, незадолго до появления на рынке Lockheed C-5 Galaxy, Cargomaster устарел и изношен, и все они были выведены из эксплуатации. C-133 имел планер на 10 000 часов, а срок службы увеличился до 19 000 часов. Сильная вибрация вызвала критическую коррозию планера под напряжением до такой степени, что самолет стал экономически невыгодным. ВВС удалось сохранить как можно больше самолетов C-133 в строю, пока C-5 не поступил в эскадрилью.
C-133 установили ряд неофициальных рекордов, включая рекорды для военно-транспортных самолетов на трансатлантических и транстихоокеанских маршрутах. Среди самых продолжительных были беспосадочные перелеты с аэродрома Тачикава, Япония, на базу ВВС Трэвис, Калифорния (17:20 22 мая 1959 года, 5150 миль / 8288 км, 297,2 км). миль / ч / 478,3 км / ч) и с базы ВВС Хикам, Гавайи, до базы ВВС США в Дувре, Делавэр, примерно за 16 часов (7805 км / 4850 миль / 487,8 км / ч)). Единственный официально разрешенный рекорд FAI был зафиксирован в декабре 1958 года, когда C-133A 62008 поднял полезный груз массой 117 900 фунтов (53 480 кг) на высоту 10 000 футов (3048 м) на базе ВВС Дувр, штат Делавэр.
Данные от: единиц C-133, бортовых номеров C-133
В начале своего жизненного цикла самолет заработал репутацию терпящего крушение. Члены экипажа называли его «вдовицей». Некоторые не стали летать на C-133, поскольку причина крушения была неизвестна. После расследования сбоев было обнаружено несколько проблем. Первая проблема была с контроллером автоматического шага на гребных винтах. Была добавлена временная задержка для снятия нагрузки на носовую часть. Вторая проблема заключалась в том, что характеристики сваливания мало что предупреждали экипаж. Было обнаружено, что левое крыло сваливается перед правым. Исправление было простым: к правому крылу была прикреплена небольшая полоска металла, из-за чего оно заглохло одновременно с левым крылом. Когда самолет приближался к концу своего 10 000-часового жизненного цикла, последняя авария C-133B произошла 6 февраля 1970 года. Было установлено, что планер раскололся у грузовой двери. Последним исправлением стало усиление ленты вокруг планера; конец С-133 был близок. C-5A Galaxy дебютировал в 1971 году и положил конец модели C-133. Из 50 построенных самолетов девять были потеряны в результате авиакатастроф и один был уничтожен в результате наземного пожара.
Данные американских военно-транспортных самолетов с 1925 г.
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
На Викискладе есть материалы, связанные с C-133 Cargomaster. |