Дора д'Истрия | |
---|---|
Портрет Доры д'Истрия - Петре Матееску (1876 г.) | |
Родился | ( 1828-01-22)22 января 1828 г. Бухарест, Валахия |
Умер | 17 ноября 1888 г. (1888-11-17)(60 лет) Флоренция, Королевство Италия |
Занятие | Поэт и писатель |
Жанр | Романтизм |
Литературное движение | Албанское национальное пробуждение |
Подпись |
Дора д'Истрия, псевдоним герцогини Елены Кольцовой-Массальской, урожденной Елена Гика (Гика) (22 января 1828 года, Бухарест - 17 ноября 1888 года, Флоренция), была румынским и албанским писателем- романтиком и феминисткой, наиболее известной тем, что албанское национальное дело 19 - го века.
Она родилась в Бухаресте в 1828 году как член семьи Гика и была дочерью Михая Гики и племянницей правящего принца Валахии Григоре IV Гики. Она получила полное образование, которое было продолжено за границей - сначала в Дрездене, затем в Вене, а затем в Венеции, и, наконец, в Берлине, где она дала образец ее мастерство древнегреческого к Гумбольдту.
Д'Истрия вернулась на родину в 1849 году и вышла замуж за русского князя Александра Кольцова-Массальского, сделав ее герцогиней Еленой Кольцовой-Массальской. Они жили в течение нескольких лет в России, в основном в Санкт - Петербурге, но Дора никогда не питали российские националистические взгляды своего мужа или восточно - православного фанатизма в суде Деспотичный императора Николая I. Поскольку ее здоровье ухудшилось из-за российского климата, она послушалась совета мужа и отправилась в Центральную Европу. Сначала она на несколько лет уехала в Швейцарию, а затем путешествовала по Греции и Анатолии. Наконец, она вернулась в Италию и жила на вилле во Флоренции, иногда путешествуя по Франции, Ирландии и США.
Как писательницу ее впервые заметили в 1855 году, когда она писала в основном на французском языке под именем d'Istria. Она опубликовала ряд работ, которые не только показали ее знание румынского, итальянского, немецкого, французского, латыни, древнегреческого и новогреческого и русского языков, но и ее знание научных тем, ее либеральные взгляды на религиозные и политические темы. как талант выставлять свои баллы. Ее общее мировоззрение было космополитическим, но она также много работала, чтобы принести ресурсы и технологии, доступные в Западной Европе, в Восточную Европу, и работала над эмансипацией своего пола.
Она умерла во Флоренции 17 ноября 1888 года.
Ее первой работой была La vie monastique dans l'Église orientale («Монастырская жизнь в Восточной церкви») ( Брюссель, 1855; 2 изд., Париж, 1858), в которой она призывала к отмене монашеских орденов. За ним последовало La Suisse allemande («Немецкая Швейцария») ( Женева 1856 г., 4 тома; немецкий, 2 изд., Цюрих 1860 г., 3 тома), описание Швейцарии и ее жителей с отрывком, описывающим подъем наверх. Монк.
В трактате Les femmes en Orient («Женщины на Востоке») (Цюрих 1859 г., 2 тома) она выступала за эмансипацию женщин в Леванте ; в Des femmes, par une femme («О женщинах, написанных женщиной») (2 изд., Брюссель 1869, 2 тома) она сравнила положение женщин в Латинской Европе с положением женщин в Германии и решительно потребовала равенства лечение мужчин и женщин. Перед этим томом была опубликована книга Excursions en Roumélie et en Morée («Экскурсии в Румелии и Морее ») (Zürich 1863, 2 тома), в которой она пыталась показать, что перед Германией XIX века стояла та же задача цивилизации, что и в Древней Греции.
Она также опубликовала рассказ « Au bord des lacs helvétiques» («Плавание по швейцарским озерам») (Женева, 1861 г.), романы « Fylétia e Arbenoré prèj Kanekate laoshima» ( Livorno 1867) и « Гли Альбанези в Румении», рассказ о собственной семье герцогов Гика с 17 по 19 века (2-е изд., Флоренция, 1873 г.) и " Поэзия османов" (2-е изд., Париж, 1877 г.), а также многочисленные сочинения по истории литературы, поэтике, политическим, социальным и религиозным вопросам. история, искусство и многое другое в известных журналах, включая французское Revue des Deux Mondes, бельгийское Libre Recherche и итальянское Diritto, Antologia nuova, Rivista europea и другие, а также различные швейцарские, греческие, румынские и американские журналы.
Д'Истрия также был художником. Она была членом нескольких научных обществ, таких как Итальянская академия ; она также была названа почетным гражданином парламента Греции и многих итальянских городов.
Она также была альпинисткой, совершив раннее женское восхождение на Монблан 1 июня 1860 года. Как уже отмечалось, она написала описание своего восхождения на Монк в La Suisse allemande.
История и слава ее семьи, а также ее предполагаемое албанское происхождение в основном известны западным читателям из мемуаров принцессы Елены Гики Gli Albanesi in Rumenia. Storia dei Principi Ghika («Албанцы в Румынии. История князей Гики»).
Для Доры д'Истрия ( псевдоним Елены Гика) очень прибыльной оказалась рассыпчатая теория албанского происхождения основателя семьи, возродившаяся после нескольких столетий скрытого существования; это дало новую причину ее романтическому участию в борьбе за освобождение балканского народа (ранее она приняла - а позже отказалась - эллинофилское отношение благодаря своему греческому материнскому происхождению и влиянию ее греческого наставника Грегориоса Паппадопулоса ), а также в своей жизни. настроения против истеблишмента, порожденные укреплением Гогенцоллернов в Румынском княжестве в ущерб ее семье, которая возлагала большие надежды на возвращение на престол.
Она начала изучать албанскую историю и в 1866 году стала главным защитником албанского дела в Западной Европе, несмотря на то, что она так и не выучила албанский язык.
Ее книге «Gli Albanesi in Rumenia» предшествовала серия статей о национальностях Юго-Восточной Европы и их борьбе за независимость. После выхода статей о румынской (1859 г.), греческой (1860 г.) и сербской (1865 г.) этнической идентичности Дора д'Истрия опубликовала в 1866 году статью под названием «Албанская национальность согласно народным песням». Исследование было переведено на албанский язык в 1867 году итало-албанским патриотом Дхимитером Камардой, и ему предшествовало революционное стихотворение, написанное албанским автором и адресованное его соотечественникам, призывающее албанцев восстать против османов.
Отныне Дора д'Истрия стала известна в албанских националистических кругах, которые использовали ее имя, чтобы заручиться поддержкой своего дела. Эта ситуация была обоюдной и питала ее сочинения (в первую очередь, ее переписку), и она наладила отношения с известными албанскими патриотами, такими как Камарда и Джероним де Рада. После публикации « Гли Албанези» в Румынии... албанские националисты в Италии объявили Елену Гику некоронованной королевой Албании.
Эти предположения негласно поддержала Елена Гика; вскоре другие члены семьи были вовлечены в эту албанскую националистическую традицию. В конце века другой член ее семьи, румынский писатель и светский человек Альберт Гика, также поддержал громкие требования занять албанский престол. Ghika - это албанское имя, Gjika - это форма, используемая сегодня в Албании.