Гаэтано Доницетти

редактировать
Итальянский оперный композитор (1797-1848)

Портрет Гаэтано Доницетти Джузеппе Риллози, 1848 год. Donizetti's signature

Доменико Гаэтано Мария Доницетти (, также UK :,US :, итальянский: (Об этом звук слушайте ); 29 ноября 1797 - 8 апреля 1848) был итальянским композитором, наиболее известным своими почти 70 операми. Наряду с Джоакино Россини и Винченцо Беллини, Доницетти был ведущим композитором оперного стиля бельканто в первой половине XIX века. Тесная связь Доницетти со стилем бельканто, несомненно, оказала влияние на других композиторов, таких как Джузеппе Верди. Доницетти родился в Бергамо в Ломбардии. Хотя он не имел музыкального образования, в раннем возрасте он был взят под опеку композитора Саймона Майра, который зачислил его на полную стипендию в школу, которую он основал. Там он получил детальное обучение искусству фуги и контрапункта. Майр также сыграл важную роль в получении места для молодого человека в Болонской академии, где в возрасте 19 лет он написал свою первую одноактную оперу, комедию Il Pigmalione, которой, возможно, никогда не было.

Предложение в 1822 году от Доменико Барбаха, импресарио Театра Сан-Карло в Неаполе, которое последовало Девятая опера композитора привела к его переезду в этот город и его проживанию в нем, которое продлилось до постановки Катерины Корнаро в январе 1844 года. Всего Неаполь представил 51 оперу Доницетти. До 1830 года успех пришел в первую очередь за счет его комических опер, серьезные из которых не смогли привлечь значительную аудиторию. Однако его первый заметный успех пришел с opera seria, Zoraida di Granata, которая была представлена ​​в 1822 году в Риме. В 1830 году, когда состоялась премьера «Анна Болена», Доницетти оказал большое влияние на итальянскую и международную оперную сцену, и это сместило баланс успеха в сторону от преимущественно комедийных опер, хотя даже после этой даты его самые известные Работы включали такие комедии, как Любовный напиток (1832) и Дон Паскуале (1843). Значительные исторические драмы действительно появлялись и имели успех; среди них были Лючия ди Ламмермур (первая либретто, написанная Сальвадором Каммарано ), поставленная в Неаполе в 1835 году, и одна из самых успешных неаполитанских опер Роберто Деверо в 1837 году. До этого момента все его оперы были поставлены на итальянское либретто.

Доницетти все больше раздражался цензурными ограничениями, существовавшими в Италии (и особенно в Неаполе). Примерно с 1836 года он заинтересовался работой в Париже, где он увидел гораздо большую свободу выбора предмета, помимо получения более высоких гонораров и большего престижа. Начиная с 1838 года с предложения Парижской оперы о двух новых произведениях, он провел значительную часть следующих десяти лет в этом городе, поставив несколько опер на французские тексты, а также руководя постановкой своих итальянских произведений. Первой оперой была французская версия не исполнявшейся тогда Полиуто, которая в апреле 1840 года была переработана и стала Мучениками. В то время в Париже также были поставлены две новые оперы. По мере развития 1840-х годов Доницетти регулярно перемещался между Неаполем, Римом, Парижем и Веной, продолжая сочинять и ставить свои оперы, а также оперы других композиторов. Но примерно с 1843 года тяжелая болезнь начала овладевать и ограничивать его деятельность. В конце концов, к началу 1846 года он был вынужден попасть в лечебницу для душевнобольных, а к концу 1847 года друзья перевели его обратно в Бергамо, где он умер в состоянии психического расстройства из-за нейросифилиса в апреле 1848 года.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и музыкальное образование в Бергамо и Болонье
  • 2 Карьера оперного композитора
    • 2,1 1818–1822: Ранние сочинения
    • 2,2 1822–1830: Рим, Неаполь, Милан
      • 2.2.1 Успех в Риме
      • 2.2.2 Доницетти переезжает в Неаполь
      • 2.2.3 С конца июля 1822 года по февраль 1824 года: назначения в Милане и Риме
      • 2.2.4 1824–1830: Палермо и Неаполь
    • 2,3 1830–1838: международная слава
    • 2,4 1838–1840: Доницетти покидает Неаполь ради Парижа
    • 2,5 1840–1843: туда и обратно между Парижем, Миланом, Веной и Неаполем
    • 2,6 1843–1845: Париж в Вену в Италию; окончательное возвращение в Париж
      • 2.6.1 Работа в Вене
      • 2.6.2 Возвращение в Париж
      • 2.6.3 1844: В Вене
      • 2.6.4 Лето / Осень 1844 года: Путешествие в Италию и внутри нее
      • 2.6.5 декабрь 1844 - июль 1845: последний визит в Вену
    • 2.7 1845–1848: возвращение в Париж; ухудшение здоровья; вернуться в Бергамо; смерть
      • 2.7.1 Институционализация
      • 2.7.2 Попытки вернуть Доницетти обратно в Париж
      • 2.7.3 Последнее путешествие в Бергамо
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Критический прием
  • 5 Композиции Доницетти
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Ранние годы и музыкальное образование в Бергамо и Болонье

Доницетти в школе в Бергамо

Младший из трех сыновей, Доницетти родился в 1797 году в квартале Боргамо Борго Канале, расположенном недалеко от городских стен. Его семья была очень бедной и не имела музыкальных традиций, его отец Андреа был смотрителем городского ломбарда. Симоне Майр, немецкий композитор опер, пользующийся успехом во всем мире, стал маэстро ди капелла в главной церкви Бергамо в 1802 году. Он основал школу Lezioni Caritatevoli в Бергамо в 1805 году с целью обеспечения музыкального образования, включая классы литературе, за исключением того, что обычно получали певчие до того времени, когда их голоса не срывались. В 1807 году Андреа Доницетти попытался зачислить обоих своих сыновей, но старший, Джузеппе (тогда 18), посчитали слишком старым. Гаэтано (тогда 9) был принят.

Иоганн Симона Майр, ок. 1810

Хотя не был особенно успешным в качестве певца в течение первых трех месяцев испытаний 1807 года (есть некоторые опасения по поводу дифетто) di gola, дефект горла), Майр вскоре сообщил, что Гаэтано «превосходит всех остальных по музыкальному прогрессу», и ему удалось убедить власти в том, что таланты мальчика достойны того, чтобы оставить его в школе. Он оставался там девять лет, до 1815 года.

Однако, как отмечает ученый Доницетти Уильям Эшбрук, в 1809 году ему пригрозили уйти из-за того, что его голос изменился. В 1810 году он подал заявку и был принят в местную художественную школу Academia Carrara, но неизвестно, посещал ли он занятия. Затем, в 1811 году, Майр снова вмешался. Написав и либретто, и музыку для "pasticcio-farsa", Il piccolo compositore di musica, в качестве заключительного концерта учебного года, Майр выбрал пять молодых студентов, среди которых был его молодой ученик Доницетти как "маленький композитор". Как заявляет Эшбрук, это «было не чем иным, как аргументом Майра о том, что Доницетти разрешили продолжить свои музыкальные занятия».

Доницетти в школьном возрасте

Пьеса была исполнена 13 сентября 1811 года и включала в себя персонажа-композитора, заявившего следующее:

Ах, клянусь Бахусом, с этой арией / Я получу всеобщие аплодисменты. / Они мне скажут: «Браво, маэстро! / Я, с довольно скромным видом, / Хожу с опущенной головой... / Я буду хвалить себя в газете / Я знаю, как сделать себя бессмертным»

В ответ на упреки, исходящие от остальных четырех персонажей пьесы после хвастовства "маленького композитора", в драме "композитор" отвечает:

У меня большой ум, быстрый талант, готовая фантазия - а я - гром среди ясного неба в сочинении.

Спектакль также включал в себя вальс, который сыграл Доницетти и за который он получил признание в либретто. При исполнении этого произведения всем пятерым молодым людям была предоставлена ​​возможность похвастаться их музыкальные знания и талант.

Следующие два года были несколько сомнительными для молодого Доницетти: 16-летний парень заработал себе репутацию благодаря тому, что он делал - а именно регулярным пропускам занятий - и также за то, что он сделал вместо этого, чтобы сделать из себя что-то вроде зрелища в городе.

Однако, несмотря на все Его Майр не только убедил родителей Гаэтано позволить ему продолжить учебу, но и заручился финансированием от Congregazione di Carità в Бергамо на двухлетнюю стипендию. Кроме того, он предоставил молодому музыканту рекомендательные письма как к издателю Джованни Рикорди, так и к маркизу Франческо Сампьери в Болонье (который найдет для него подходящее жилье) и где, в Liceo Musicale, ему была предоставлена ​​возможность изучать музыкальную структуру под руководством известного падре Станислао Маттеи.

. В Болонье он оправдал веру, которую Майр возложил на него. Писатель Джон Стюарт Аллитт описывает свои «начальные упражнения в оперном стиле» 1816 года, оперу «Пигмалион», а также композицию отрывков из Олимпиады и «Ахилла» в 1817 году как не более чем «предположение о работе». студента ». Поощренный Майром вернуться в Бергамо в 1817 году, он начал свои «квартетные годы», а также сочинял фортепианные пьесы и, скорее всего, выступал в составе квартетов, где он также слышал бы музыку других композиторов. Кроме того, он начал искать работу.

Карьера оперного композитора

1818–1822: Ранние сочинения

Продлив свое время в Болонье так долго, как только мог, Доницетти был вынужден вернуться в Бергамо, поскольку других перспектив не предвиделось. На его пути появились различные небольшие возможности, и в то же время он познакомился с несколькими певцами, выступавшими во время карнавального сезона 1817/18 гг. Среди них было сопрано Джузеппина Ронци де Бегнис и ее муж, бас Джузеппе де Бегнис.

Молодой Доницетти Бартоломео Мерелли, 1840

Случайная встреча около апреля 1818 года с старый школьный друг, Бартоломео Мерелли (который должен был сделать выдающуюся карьеру), привел к предложению сочинить музыку из либретто, которым стал Энрико ди Боргонья. Без комиссии ни одного оперного театра Доницетти решил сначала написать музыку, а затем попытаться найти компанию, которая ее приняла бы. Он смог это сделать, когда Паоло Занкла, импресарио из Театро Сан-Лука (ранний театр, построенный в 1629 году, который позже стал Театро Гольдони) в Венеции приняли это. Таким образом, Энрико был представлен 14 ноября 1818 года, но без особого успеха, публика, похоже, была больше заинтересована в недавно переоборудованном оперном театре, чем в выступлениях, которые пострадали от снятия в последнюю минуту сопрано Аделаиды Каталани из-за сцены. испуг и, как следствие, пропуск некоторых ее музыки. Музыковед и ученый Доницетти Уильям Эшбрук приводит цитату из обзора в Nuovo osservatore veneziano от 17 ноября, в котором рецензент отмечает некоторые из этих проблем с исполнением, с которыми столкнулся композитор, но добавляет: «нельзя не признать регулярное обращение и выразительность в его стиле. За это публика хотела приветствовать синьора Доницетти на сцене в конце оперы ».

Результатом для Доницетти стал еще один заказ и, с использованием еще одного произведения Мерелли, либретто, это стало одноактным, Una follia, который был представлен месяц спустя. Однако, так как других работ не было, композитор снова вернулся в Бергамо, где 26 декабря исполнители из Венецианской постановки представили Энрико ди Боргонью в его родном городе. Он провел первые месяцы 1819 года, работая над духовной и инструментальной музыкой, но почти ничего не вышло из его усилий, пока во второй половине года он не написал Il falegname di Livonia по либретто Герардо Бевилаква-Альдобрандини. Впервые оперу показали в театре Сан-Самуэле в Венеции в декабре. Другая работа включала расширение Le nozze in villa, проект, который он начал в середине 1819 года, но опера не была представлена ​​до карнавального сезона 1820/21 в Мантуе. Мало что известно о нем, кроме отсутствия успеха и того факта, что партитура полностью исчезла.

1822–1830: Рим, Неаполь, Милан

Успех в Риме

После этих второстепенных композиций под руководством Паоло Занкла Доницетти снова вернулся в Бергамо, чтобы изучить, как продвигаться вперед в своей карьере. С точки зрения развивающегося стиля Доницетти, Эшбрук утверждает, что для того, чтобы угодить оперной публике в первой четверти XIX века, необходимо было удовлетворить ее вкус, произвести сильное впечатление на первом представлении. (иначе не было бы других), и подражать предпочтительному музыкальному стилю того времени, стилю Россини, музыка которого «была мерилом публики при оценке новых партитур».

Доницетти как исполнитель. молодой человек Якопо Ферретти, итальянский либреттист и поэт, 1784–1852 гг.

Оставаясь в Бергамо до октября 1821 года, композитор занимался разнообразными инструментальными и хоровыми пьесами, но в течение этого года вел переговоры с Джованни Патерни, интендант из Teatro Argentina в Риме, и к 17 июня получил контракт на сочинение еще одной оперы на основе либретто, подготовленного Мерелли. Неясно, как возникла эта связь: возникла ли она по предложению Мерелли или, как предполагает Уильям Эшбрук, именно к Майру первоначально обратился Патерни с просьбой написать оперу, но который из-за преклонного возраста получил рекомендовал своего призового ученика. Эта новая серия опер стала «Зорайда ди Граната» Доницетти, его девятой работой. Либретто было начато к августу, а в период с того времени до 1 октября, когда Доницетти получил рекомендательное письмо от Майра к Якопо Ферретти, римскому поэту и либреттисту, который позже должен был появиться в пьесе молодого композитора.

Двадцатичетырехлетний композитор прибыл в Рим 21 октября, но планы по постановке оперы были сопряжены с серьезной проблемой: тенором в пьесе главная роль умерла за несколько дней до премьеры 28 января 1822 года, и роль пришлось переписать для музыканта, меццо-сопрано, исполняющего мужскую роль, что было не редкостью для той эпохи и опер Россини. Премьера была для Доницетти триумфом; как сообщалось в еженедельнике «Notizie del giorno»:

Итальянский музыкальный театр возрождается новая и очень счастливая надежда. Молодой маэстро Гаэтано Доницетти... сильно проявил себя в своей поистине серьезной опере «Зорайда». Единодушными, искренними и универсальными были аплодисменты, которые он справедливо получил от вместительной аудитории....

Доницетти переезжает в Неаполь

Вскоре после 19 февраля Доницетти уехал из Рима в Неаполь, где он должен был довольствоваться большая часть его жизни. Похоже, что он попросил Майра рекомендательное письмо, но его слава опередила его, потому что 28-го числа в объявлении о летнем сезоне в Театро Нуово в Giornale del Regno delle Due Sicilie говорилось, что он будет включать оперу Доницетти., описывая композитора как:

молодой ученик одного из самых уважаемых маэстро века, Майера (так в оригинале), большую часть славы которого можно было бы назвать нашей, он смоделировал свой стиль по образцу великих светил музыкального искусства возникло среди нас. [Его опера в Риме] была принята с самыми лестными аплодисментами.

Доменико Барбаха в Неаполе в 1820-е годы Театр Сан-Карло, ок. 1830

Новости об этой работе впечатлили Доменико Барбаха, выдающегося интенданта из Театра Сан-Карло и других королевских домов в городе, таких как Театро меньшего размера. Нуово и Театро дель Фондо. К концу марта Доницетти предложили контракт не только на сочинение новых опер, но и на то, чтобы он отвечал за подготовку исполнения новых постановок других композиторов, чьи работы были переданы в другом месте. 12 мая первая новая опера, La zingara, была показана в Нуово «с горячим энтузиазмом», как утверждает ученый Герберт Вайншток.

Она показывалась 28 раз. вечера подряд, а затем еще 20 в июле, получив высокую оценку в Giornale. Одно из более поздних выступлений стало для Доницетти поводом познакомиться с 21-летним студентом музыки, Винченцо Беллини, событие, о котором рассказывал Франческо Флоримо примерно шестьдесят лет спустя. Вторым новым произведением, появившимся через шесть недель, 29 июня, была одноактная фарса La lettera anonima. Комментарии Эшбрука - которые подкрепляют комментарии критика Джорнали, который рецензировал работу 1 июля - признают важный аспект растущего музыкального стиля Доницетти: [он показывает, что] «его озабоченность драматической сущностью оперы, а не механической обработкой музыкального произведения. формулы были, даже на этой ранней стадии, уже присутствовали и действовали ".

С конца июля 1822 года по февраль 1824 года: задания в Милане и Риме

3 августа для того, что станет Кьяра и Серафина, ossia I pirati, Доницетти заключили контракт с либреттистом Феличе Романи, но он был чрезмерно увлечен и не мог ничего сделать до 3 октября. Премьера была запланирована всего через три недели, и из-за задержек и болезней среди актеров она не получила хороших отзывов, хотя и получила достойные 12 выступлений.

Либреттист Феличе Романи

Вернувшись на север через Рим, Доницетти подписал контракт на исполнение Зораиды в Театро Аргентины, в котором содержалось требование, чтобы либретто было пересмотрено Ферретти, учитывая низкое мнение Доницетти о творчестве оригинального неаполитанца. либреттист, Андреа Леоне Тоттола : он назвал это «великолепным лаем». В дополнение к доработке он обязался написать еще одну новую оперу для римского театра Валле, которая также будет основана на либретто, написанном Ферретти. Доницетти наконец вернулся в Неаполь к концу марта.

Сразу же занятый весной 1823 года кантатой, серией оперы для Сан-Карло и оперой буффа для Нуово, Доницетти также должен был работать над переработанная Зораида для Рима. К сожалению, музыка, установленная для премьеры в Сан-Карло «Альфредо иль гранде 2 июля», была описана в «Джорнали» так: «… композитора не узнавали Ла Зингара». Он получил только один спектакль, в то время как его двухактная фарса, Il fortunato inganno, данная в сентябре в Театро дель Фондо, получила только три спектакля.

В октябре и на оставшуюся часть года он вернулся в Рим, где провел время, добавляя пять новых пьес к «Зорайде», которая была исполнена в Театро Аргентина 7 января 1824 года. Однако эта версия была менее удачный, чем оригинал. Вторая опера Римского театра Валле также имела либретто Ферретти, которое с тех пор считается одним из лучших его произведений. Это была опера-буффа L'ajo nell'imbarazzo (Учитель в смущении), премьера которой состоялась 4 февраля 1824 года и «была встречена с диким энтузиазмом, [и] именно эта опера [...] Доницетти добился своего первого действительно длительного успеха ». Аллитт отмечает, что с хорошим либретто «Доницетти никогда не подводил его драматическое содержание», и добавляет, что «Доницетти гораздо лучше понимал, что будет иметь успех на сцене, чем его либреттисты».

1824–1830 : Палермо и Неаполь

Вернувшись в Неаполь, он предпринял свое первое путешествие в английский романтизм с оперой полусерии Эмилия ди Ливерпуль, в которой было дано всего семь спектаклей. в июле 1824 г. в Нуово. Критическая реакция в «Джорнали» несколько месяцев спустя сосредоточилась на слабостях самого жанра полусерия, хотя музыка Доницетти для Эмилии была описана как «красивая». Деятельность композитора в Неаполе была ограничена, потому что 1825 год был священным годом в Риме, а смерть Фердинанда I в Неаполе привела к тому, что в обоих городах в течение значительного времени не ставились оперы или вообще не было.

Джованни Баттиста Рубини

Однако он получил годичную должность в сезоне 1825/26 года в Театре Каролино в Палермо, где стал музыкальным руководителем (а также преподавал в консерватории). Там он поставил свою версию 1824 года L'ajo nell'imbarazzo, а также свою новую оперу Alahor in Granata. Но в целом его пребывание в Палермо не было приятным, главным образом из-за плохо организованного театра, постоянного недомогания певцов или их неявки вовремя. Из-за этих проблем премьера «Алахора» была отложена до января 1827 года, после чего он вернулся в Неаполь в феврале, но без каких-либо особых обязательств до середины лета.

Этим летом в Театро Нуово были успешные презентации. адаптированной версии L'ajo nell'imbarazzo, представленной как Дон Грегорио, и месяц спустя одноактной мелодраммы или оперы Эльвида, pièce d'occasion ко дню рождения королевы Обеих Сицилий Марии, в котором была витиеватая музыка для тенора Джованни Баттиста Рубини ; но он получил только три представления.

Писатель Джон Стюарт Аллитт отмечает, что к 1827/28 г. три важных элемента в профессиональной и личной жизни Доницетти соединились: во-первых, он встретился и начал работать с либреттистом Доменико Гилардони, который написал для него одиннадцать либретто, начиная с Otto mesi in due ore в 1827 году и продолжая до 1833 года. Гилардони поделился с композитором прекрасным пониманием того, что будет работать на сцене. Затем неаполитанский импресарио Барбаха поручил ему написать двенадцать новых опер в течение следующих трех лет. Кроме того, он должен был быть назначен на должность директора Королевских театров Неаполя, начиная с 1829 года, и композитор согласился и занимал эту должность до 1838 года. Подобно Россини, занимавшему эту должность до него, Доницетти мог свободно сочинять музыку. для других оперных театров. Наконец, в мае 1827 года он объявил о своей помолвке с Вирджинией Васселли, тогдашней 18-летней дочерью из римской семьи, которая подружилась с ним там.

Пара поженилась в июле 1828 года и сразу же поселилась в новом доме. дом в Неаполе. В течение двух месяцев он написал еще одну оперную полусерию, Джанни ди Кале, по либретто Джилардони. Это был их четвертый совместный проект, который имел успех не только в Неаполе, но и в Риме в сезоне 1830/31. Рассказывая о премьере в Неаполе, корреспондент Gazzetta Privilegeata di Milano заявил: «Ситуации, которые предлагает либретто, поистине гениальны и делают честь поэту Джилардони. Маэстро Доницетти знал, как воспользоваться преимуществами. их... », подтверждая тем самым растущее драматическое мастерство молодого композитора.

1830–1838: международная известность

Джудитта Паста Гаэтано Доницетти. (посмертный портрет Понциано Ловерини )

В 1830 году Доницетти добился наибольшего признания и стал первым международным успехом. с Анной Болена, представленной в Театре Каркано в Милане 26 декабря 1830 г. с Джудиттой Паста в главной роли, а также знаменитым тенором Джованни Баттиста Рубини в роли Перси. Благодаря этой опере Доницетти мгновенно приобрел известность во всей Европе. Спектакли ставились «вверх и вниз по итальянскому полуострову» между 1830 и 1834 годами, а затем по европейским столицам вплоть до 1840-х годов, с возрождением представленных примерно до 1881 года. капитала, чтобы увидеть работу; он был подарен в Королевском театре 8 июля 1831 года.

В отношении того, какая оперная форма Доницетти должна была иметь больший успех, когда полусерийная работа 1828 года Джанни ди Кале, был вручен в Риме вскоре после появления Анны Болены. Etta Privilegeata di Milano описала отношения между двумя формами оперы и пришла к выводу, что «в двух классах - трагическом и комическом - очень близко друг к другу... первое несравнимо побеждает второе». Похоже, это укрепило репутацию Доницетти как композитора успешных серьезных опер, хотя другие комедии должны были появиться довольно быстро.

С его заказами с 1830 по 1835 годы наблюдался огромный наплыв работы; L'elisir d'amore, комедия 1832 года, вышла вскоре после успеха Анны Болены и считается одним из шедевров 19 века. opera buffa.

«Una furtiva lagrima " из L'elisir d'amore, спетый Энрико Карузо в 1911 году для Victor Talking Machine Company

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Затем последовала стремительная серия опер из Неаполя, в том числе Франческа ди Фуа (май 1831 г.); La romanziera e l'uomo nero (июнь 1831 г.); и Фауста (январь 1832 г.). В Милане были представлены две новые оперы: Le Convenienze ed inconvenienze teatrali (апрель 1831 г.) и Ugo, context di Parigi (март 1832 г.). Рим представил Il furioso all'isola di San Domingo (январь 1833 г.) и Torquato Tasso (сентябрь 1833 г.). Otto mesi in due ore (1833 г.) был дан в Ливорно, а Parisina (март 1833 г.) - во Флоренции.

Либреттист Сальвадоре Каммарано

После успешной постановки Лукреции Борджиа в 1833 году его репутация еще больше укрепилась, и Доницетти пошел по пути и Россини, и Беллини, посетив Париж., где его Marin Faliero был представлен в Théâtre-Italien в марте 1835 года. Однако он пострадал по сравнению с I puritani Беллини, появившимся в то же время.

Прелюдия к Люсии ди Ламмермур

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Доницетти вернулся из Парижа, чтобы наблюдать за постановкой Лючии ди Ламмермур 26 сентября 1835 года. На либретто Сальвадоре Каммарано, первый из восьми для композитора. Опера была основана на Ламмермурской невесте, романе сэра Вальтера Скотта, и она должна была стать его самой известной оперой, одной из вершин традиции бельканто. Опера достигла уровня, подобного тому, что была достигнута Беллини Нормой.

Доницетти, ок. 1835

Эта трагедия появилась в то время, когда репутация Доницетти как оперного композитора достигла нескольких высот: Джоакино Россини недавно вышел на пенсию, Винченцо Беллини вскоре умер перед премьерой Лючии уходит Доницетти как «единственный гений итальянской оперы». Для Доницетти были созданы не только условия для достижения большей известности как композитора, но и на всем европейском континенте проявился интерес к истории и культуре Шотландии. Воспринимаемая романтика жестоких войн и вражды, а также фольклор и мифология заинтриговали читателей и публику 19 века, и Скотт использовал эти стереотипы в своем романе.

В то же время континентальная аудитория того времени, казалось, была очарована Тюдоровским периодом английской истории 16 века, вращающимся вокруг жизни короля Генриха VIII. (и его шесть жен), Мария I Английская («Кровавая Мэри»), королева Елизавета I, а также обреченная Мария Стюарт, известная в Англии как Мария, королева Шотландии. Многие из этих исторических персонажей появляются в драмах Доницетти, операх, предшествующих и последовавших за Анной Боленой. Это были Элизабетта аль-Кастелло ди Кенилворт, основанная на «Лестере» Скрайба и Эми Робсарт Хьюго (данная в Неаполе в июле 1829 г. и переработанная в 1830 г.). Затем последовал Мария Стюарда (Мария Стюарт), основанный на пьесе Шиллера и поставленный в Ла Скала в декабре 1835 года. За ним последовала третья в серии «Три королевы Доницетти», Роберто Деверо, в котором рассказывается об отношениях между Елизаветой и графом Эссексским. Его вручили в Сан-Карло в Неаполе в октябре 1837 года.

По мере того, как росла слава Доницетти, росли и его обязательства. Ему предлагали заказы и La Fenice в Венеции - дом, который он не посещал около семнадцати лет и в который он вернулся, чтобы представить Белисарио 4 февраля 1836 года. Не менее важно, что после успеха его Люсии в итальянском театре в Париже в декабре 1837 года подходы пришли из Парижской оперы. Как заявили музыковеды Роджер Паркер и Уильям Эшбрук, «переговоры с Чарльзом Дюпончелем, директором Оперы, впервые приобрели положительный характер» и «дорога в Париж открыть для него ", первый итальянец, получивший заказ на создание настоящей большой оперы.

1838–1840: Доницетти покидает Неаполь в пользу Парижа

Le beau vingt-et-unième Из La fille du régiment в исполнении Atelier Vocal des Herbiers под аккомпанемент гитары

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

В октябре 1838 года Доницетти переехал в Париж, поклявшись никогда больше не иметь дела с Сан-Карло после того, как король Неаполя запретил производство Полиуто на том основании, что такая священная тема не подходила для сцены. В Париже он предложил Полиуто в Опере, и это было установлено на новое и расширенное французское либретто с четырьмя действиями Эжена Скриба с названием Les Martyrs. Выполненная в апреле 1840 года, это была его первая большая опера во французских традициях, и она имела большой успех. Перед тем, как покинуть этот город в июне 1840 года, у него было время наблюдать за переводом Люсии ди Ламмермур на «Люси де Ламмермур», а также написать La fille du régiment, свою первую оперу, написанную специально на французское либретто. Это стало еще одним успехом.

1840–1843: туда и обратно между Парижем, Миланом, Веной и Неаполем

Доницетти и его друзья Делейди: (слева направо) [it ], Гаэтано Доницетти, [ru ], Саймон Майр и художник Луиджи Делейди, в Бергамо 1840

После отъезда из Парижа в июне 1840 года Доницетти должен был написать десять новых опер, хотя не все были исполнены при его жизни. Перед тем, как прибыть в Милан в августе 1840 года, он посетил Швейцарию, а затем свой родной город Бергамо, в конечном итоге достиг Милана, где он должен был подготовить итальянскую версию La fille du régiment. Как только это было сделано, он вернулся в Париж, чтобы адаптировать никогда не исполнявшееся либретто 1839 года L'ange de Nisida как французское La favourite, премьера которого состоялась. 2 декабря 1840 года. Затем он помчался обратно в Милан на Рождество, но вернулся почти сразу и к концу февраля 1841 года готовил новую оперу Рита, ou Deux hommes et une femme. Однако он был поставлен только в 1860 году.

Доницетти снова вернулся в Милан, где остановился у любезной Джузеппины Аппиано Стрингели, с которой он приятно провел время. Не желая покидать Милан, но призванный вернуться в Париж Микеле Аккурси (с которым композитор должен был работать в Париже в 1843 году), он руководил декабрьской постановкой Мария Падилья в Ла Скала и начал писать Линда ди Шамуникс в рамках подготовки к марту 1842 года едет в Вену, в которой он был нанят королевским двором.

В течение этого времени и до отъезда в Вену его уговорили провести премьеру оперы Россини Stabat Mater в Болонье в марте 1842 года. Друзья, включая его зятя Антонио Васселли (известный как Тото) - постоянно пытался убедить его занять академическую должность в Болонье, а не в венском суде, хотя бы по той причине, что это дало бы композитору базу для работы и обучения, а не постоянно изнурял себя путешествиями между городами. Но в письме к Васселли он категорически отказался.

Гаэтано Доницетти, из литографии Йозефа Крихубера (1842)

Когда Доницетти поехал в Болонью на Stabat Mater, Россини посетил третий спектакль., и двое мужчин - каждый из бывших студентов Болонской консерватории - встретились впервые, и Россини заявил, что Доницетти был «единственным маэстро в Италии, способным дирижировать моим Стабатом так, как я хотел».

Прибыв в Вену весной 1842 года с рекомендательным письмом от Россини, Доницетти стал участвовать в репетициях «Линды ди Шамуникс», премьера которой состоялась в мае и которая имела огромный успех. Кроме того, он был назначен капельмейстером в часовню королевского двора, на том же посту, который занимал Моцарт.

. ​​Он покинул Вену 1 июля 1842 года после весеннего итальянского сезона, путешествуя в Милан, Бергамо (чтобы увидеть стареющего Майра, но где ухудшение его собственного здоровья стало более очевидным), а затем в Неаполь в августе, город, который он не посещал с 1838 года. Контракт с Сан Карло остался нерешенным. Кроме того, похоже, что он хотел продать свой дом в Неаполе, но не мог заставить себя пройти через это, таково было горе, которое осталось после смерти его жены в 1837 году.

Однако 6 сентября он был на обратном пути в Геную, откуда он уезжает на запланированное трехмесячное пребывание в Париже, а затем снова в Вене. Он написал, что будет работать над переводами Марии Падиллы и Линды ди Шамуникс и «Бог знает, что еще я сделаю». Во время пребывания в Неаполе его слабое здоровье снова стало проблемой, заставившей его оставаться в постели по несколько дней.

Делеклюз, Энгр

Прибыв еще раз в Париж в конце сентября 1842 года, он завершил редактирование двух итальянских опер и получил предложение от Жюля Жанена, вновь назначенного директора Театра. -Италиен, чтобы он сочинил новую оперу для этого дома. Идея Джанина заключалась в том, что это должна быть новая опера-буффа, адаптированная к талантам некоторых крупных певцов, в том числе Джулии Гризи, Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаче, которые имели был нанят. Результатом оказалась комическая опера Дон Паскуале, запланированная на январь 1843 года. Пока шла подготовка, Доницетти пришел к другим идеям, и он обнаружил либретто Каммарано для Джузеппе Лилло. неудачный «Il Conte di Chalais» 1839 г., он превратил его в первые два акта Мария ди Рохан в течение суток. В работе была еще одна опера с либреттистом Писца: Dom Sébastien, roi de Portugal, запланированная на ноябрь 1843 года в Париже.

Когда 3 января представили Дон Паскуале, она имел ошеломляющий успех, выступления продолжались до конца марта. В статье Journal des débats 6 января критик Этьен-Жан Делеклюз заявил:

Ни одна опера, созданная специально для итальянского театра, не имела более громкого успеха. Четыре или пять повторений цифр, звонки певцов, звонки Маэстро - в общем, одна из тех оваций... которые в Париже предназначены для поистине великих.

1843–1845: Париж, Вена, Италия; окончательное возвращение в Париж

К 1843 году Доницетти проявлял симптомы сифилиса и вероятного биполярного расстройства : «внутренний человек был сломлен, печален и неизлечимо болен», заявляет Аллитт. Эшбрук отмечает, что озабоченность работой, которая преследовала Доницетти в последние месяцы 1842 года и на протяжении 1843 года, «предполагает, что он осознавал, что с ним не так, и что он хотел сочинять столько, сколько мог, пока еще был в состоянии». Но после успеха в Париже он продолжил работать и снова уехал в Вену, прибыв туда к середине января 1843 года.

Вскоре после этого он написал Антонио Васселли свои планы на этот год, завершив несколько зловещим: «Все об этом с новой болезнью, заразившейся в Париже, которая все еще не прошла и от которой я жду вашего рецепта ». Но в теле письма он излагает то, чего он будет стремиться достичь в 1843 году: в Вене Французская драма; в Неаполе - запланированный Рюи-Блас [но он так и не был составлен]; в Париже для Opéra-Comique, "фламандского сюжета", и для Opéra, "я использую португальский предмет в пяти действиях" (который должен был быть Dom Sébastien, Roi de Portugal, и фактически дано 13 ноября.) Наконец, он добавляет: «и сначала я восстанавливаю Les Martyrs, который производит фурор в провинции».

Однако к началу февраля он уже через посредника пишет Винченцо Флауто, затем импресарио в Сан-Карло в Неаполе, пытаясь нарушить свое соглашение о сочинении музыки для этого дома в июле. Он все больше осознавал ограничения, которые налагает на него его слабое здоровье. Как оказалось, он смог реанимировать наполовину завершенную работу, начатую для Вены, но только после получения отказа на его просьбу об освобождении от обязательств в Неаполе он приступил к завершению работы Катерина Корнаро к маю для постановки в Неаполе в январе 1844 года, но без присутствия композитора. Когда все-таки появилось, не очень удачно. Что касается работы для Opéra-Comique - Ne m'oubliez moi, это должно было называться, - похоже, он смог разорвать свой контракт с этим домом, хотя он уже сочинил и оркестровал семь номеров.

Императорская и Королевская придворная опера, Вена 1830

Работа в Вене

В обязанности Доницетти в Вене входило наблюдение за ежегодным итальянским сезоном в Theater am Kärntnertor, который началось в мае. «Набукко» Верди (который Доницетти видел в Милане на его премьере в марте 1842 года и произвел на него впечатление) был показан как часть этого сезона. Однако его главной заботой было завершить оркестровку Марии ди Рохан, которая была завершена к 13 февраля для запланированных выступлений в июне. Сезон начался с очень удачного возрождения Линды ди Шамуни. Затем последовал «Набукко» - первая постановка оперы Верди в Вене. В сезоне также участвовал Дон Паскуале в дополнение к Севильскому цирюльнику. Наконец, 5 июня была вручена Мария ди Рохан. Сообщая о реакции на эту оперу в дразнящем письме Антонио Васселли в Риме, он попытался создать напряжение, заявив, что «с величайшим сожалением я должен объявить вам, что вчера вечером я отдал свою Марию ди Рохан [и он называет певцов]. Всего их таланта не хватило, чтобы спасти меня от «моря [пауза, пробел] - аплодисментов... Все прошло хорошо. Все. "

Salle Le Peletier, резиденция Королевской академии музыки или Парижской оперы, ок. 1821

Возвращение в Париж

Возвращение в Париж как Доницетти как можно быстрее покинул Вену около 11 июля 1843 года в своем недавно приобретенном экипаже и прибыл около 20-го, сразу же принявшись за работу по отделке Dom Sébastien, которую он описывает как масштабное предприятие: «Какое потрясающее зрелище... Я ужасно утомлен этой огромной оперой в пяти действиях, в которой есть сумки, полные музыки для пения и танцев ». Это его самая длинная опера, а также та, над которой он провел больше всего времени.

С репетициями в Прогресс в Опере для Дома Себастьяна, первое представление было запланировано на 13 ноября, композитор также работал над подготовкой Марии ди Рохан для Итальянского театра на следующий вечер, 14 ноября. Оба были успешными. хотя автор Герберт Вайншток заявляет, что «старая опера сразу имела бесспорный успех. и зрители, и критики ». Тем не менее, Мария ди Рохан продолжила в общей сложности 33 выступления, тогда как Дом Себастьян оставался в репертуаре до 1845 года с 32 выступлениями.

1844: В Вене

30 декабря 1843 года Доницетти вернулся в Вену, отложив отъезд до 20-го числа из-за болезни. Эшбрук комментирует то, как его рассматривали в этом городе: «друзья замечают тревожные изменения в его физическом состоянии», а также его способность концентрироваться и просто оставаться на ногах, что часто ухудшается.

Заключив контракт с Леоном Пилле из Оперы на новую работу в наступающем году, он не нашел ничего подходящего и немедленно написал Пилле, предлагая заменить его другого композитора.. В ожидании того, сможет ли он освободиться от написания крупномасштабного произведения, если Майербер разрешит той осенью поставить Le Prophète, он с нетерпением ждал приезда своего брата из Турции в мае и перспектива их совместного путешествия в Италию этим летом. В конце концов было решено, что его участие в Опере может быть отложено до ноября 1845 года.

Выполняя некоторые из своих обязательств перед венским судом, до конца месяца он ждал новостей об итогах выставки. 12 января премьера оперы "Катерина Корнаро" в Неаполе. К 31-му (или 1 февраля) он узнал правду: это был провал. Хуже всего были слухи о том, что на самом деле это не работа Доницетти, хотя в отчете Гвидо Завадини говорилось, что, вероятно, причиной неудачи была комбинация элементов, в том числе трудности певцов в поиске правильного тона в отсутствие маэстро, плюс сильно цензурированное либретто. Однако, в первую очередь, неудача оперы, похоже, была связана с отсутствием маэстро, потому что он не мог присутствовать, чтобы наблюдать и контролировать постановку, обычно это одна из сильных сторон Доницетти.

Итальянский сезон в Вене, который включали «Норму» Беллини и возрождения Линды ди Шамуникс и Дона Паскуале, а также первую постановку «Верди» Эрнани. Доницетти пообещал Джакомо Педрони из издательства Casa Ricordi контролировать постановку оперы, которая была дана 30 мая под дирижером Доницетти. Результатом явилось очень теплое письмо от Джузеппе Верди, доверившего производство своей опеке; он заключил: «С глубочайшим уважением, ваш самый преданный слуга, Дж. Верди».

Лето / Осень 1844 года: Путешествие в Италию и внутри нее

Антонио Дольчи, друг Доницетти из Бергамо Гаэтано Брат Доницетти Джузеппе

Брат Гаэтано Джузеппе, находившийся в отпуске из Константинополя, прибыл в Вену в начале июня. Он намеревался уехать примерно к 22-му, но из-за болезни Гаэтано задержал его отъезд, и братья вместе отправились в Бергамо примерно 12 или 13 июля, медленно, но прибыв примерно к 21-му.

Уильям Эшбрук описывает вторую половину 1844 года как период «жалкого беспокойства». Он продолжает: «Доницетти отправился в Бергамо, Ловере на озере Изео [примерно в 26 милях от Бергамо], обратно в Бергамо, в Милан [31 июля], в Геную [со своим другом Антонио Дольчи, 3 августа, где они оставались до 10 Август из-за болезни], в Неаполь [пароходом, откуда он написал Васселли в Рим, объясняя, что его предстоящий визит может быть последним, когда он увидит своего брата], [затем] в Рим [14 сентября, чтобы увидеть Васселли], обратно в Неаполь [2 октября после того, как 11 ноября был приглашен обратно в Неаполь на первые выступления Марии ди Рохан в Сан-Карло, которые имели огромный успех], в Геную [14 ноября на лодке; прибыл 19-го] и далее в Милан снова [на два дня] », прежде чем 23 ноября прибыл в Бергамо, где его старый друг Майр был очень болен. Он отложил свой отъезд как можно дольше, но Майр умер 2 декабря вскоре после того, как Доницетти покинул Бергамо.

декабрь 1844 - июль 1845: последний визит в Вену

Гульельмо Коттрау (1797–1847)

5 декабря он был в Вене и писал письмо своему другу Гульельмо Коттрау 6-го и снова 12-го., заявив: «Я нездоров. Я нахожусь в руках врача». В то время как были периоды относительного затишья, его здоровье продолжало периодически подводить его, а затем были рецидивы депрессии, о чем говорилось в письме: «Я наполовину разрушен, это чудо, что я все еще на ногах».

Письмо к неназванным парижским друзьям 7 февраля, даже после очень положительной реакции, полученной на премьере специально подготовленного Дома Себастьяна 6 февраля 1845 г. (который он дирижировал для трех представлений из 162 представленных спектаклей). в последующие годы до 1884 г.), он ворчит на реакцию парижской публики и продолжает краткий отчет о своем здоровье, который, по его словам, «если оно не станет лучше и так будет продолжаться, я окажусь вынужденным пойти потратить несколько месяцев отдыхает в Бергамо ". В то же время он отклонил предложения сочинить, одно предложение поступило из Лондона и требовало оперы через четыре месяца; было высказано возражение об ограничении времени. Другие призывы поступали из Парижа, одно - напрямую от Вателя, нового импресарио итальянского театра, который приехал в Вену, чтобы увидеть композитора. Как отмечают и другие биографы, растет ощущение того, что в 1845 году Доницетти все больше и больше осознавал реальное состояние своего здоровья и ограничения, которые оно начало накладывать на его деятельность. Другие письма в апреле и мае раскрывают многое из того же, и тот факт, что он не присутствовал на открытии спектакля Верди I due Foscari 3 апреля, увидев его только на четвертом спектакле, подтверждает это.

К концу мая не было принято никакого решения о том, что делать или куда идти, но - наконец - он решил, что в Париже он будет требовать неустойку от Оперы за непроизводство Герцог д'Альб, его невыполненная вторая комиссия 1840 года, которая, хотя и не закончена, имела законченное либретто. В последний раз он покинул Вену 10 июля 1845 года.

Андреа Доницетти, племянник композитора Гаэтано Доницетти, 1847

1845–1848: Возвращение в Париж; ухудшение здоровья; вернуться в Бергамо; смерть

К тому времени, как он добрался до Парижа, Доницетти десятилетиями страдал от недомогания, головных болей и тошноты, но никогда официально не лечился. В начале августа он инициировал судебный процесс против Оперы, который длился до апреля 1846 года и в котором он выиграл.

Кульминация кризиса в здоровье Доницетти наступила в августе 1845 года, когда ему поставили диагноз цереброспинальный сифилис и тяжелое психическое заболевание. Два доктора, в том числе доктор Филипп Рикор (специалист по сифилису), рекомендовали ему, наряду с различными лекарствами, полностью отказаться от работы, и оба согласились, что итальянский климат будет лучше для его здоровья. Но письма друзьям раскрывают две вещи: что он продолжал работать над Gemma di Vergy той осенью для представления в Париже 16 декабря, и что он многое рассказал о прогрессе своей болезни.

По мере того как его состояние ухудшалось, брат композитора Джузеппе отправил своего сына Андреа в Париж из Константинополя. Прибыв туда 25 декабря, Андреа поселился в отеле «Манчестер» со своим дядей, но сразу же проконсультировался с доктором Рикордом о состоянии своего дяди. В середине января Рикор записал свое мнение о том, что, хотя в конечном итоге для здоровья композитора может быть лучше, если он будет в Италии, ему не рекомендуется ехать до весны. Проконсультировавшись с двумя дополнительными докторами, а также с доктором Рикордом, Андреа получил их письменное заключение после обследования 28 января 1846 года. В итоге, в нем говорилось, что врачи «считают, что М. Доницетти больше не может разумно оценивать значение своих решений. «.

Институционализация

В феврале 1846 года, не желая рассматривать вопрос о дальнейшем введении в лечебное учреждение, он полагался на дальнейшие советы двух врачей, осматривавших его дядю в конце января. Они заявили:

Мы.... подтверждаем, что М. Гаэтан (sic) Доницетти является жертвой психического заболевания, которое вносит беспорядок в его действия и его решения; что в интересах его сохранения и лечения желательно, чтобы он был изолирован в учреждении, посвященном церебральным и интеллектуальным болезням.

Доктор Philippe Ricord

Таким образом, Андреа согласился позволить отвезти своего дядю в лечебное учреждение, которое было описано как «напоминающее [ling] санаторий... с центральной больницей более или менее в обличье. загородного дома », и Доницетти уехал из Парижа на автобусе с Андреа, полагая, что они едут в Вену, где он должен был к 12 февраля выполнить свой контракт. Следом за другим тренером был доктор Рикорд. Через три часа они прибыли в Maison Esquirol в Иври-сюр-Сен, пригород Парижа, где было придумано объяснение, связанное с несчастным случаем, чтобы объяснить необходимость провести ночь в «комфортабельной гостинице». Через несколько дней, понимая, что его держат взаперти, Доницетти написал срочные письма, прося помощи у друзей, но они так и не были доставлены. Однако свидетельства, предоставленные друзьями, которые посещали Доницетти в течение следующих месяцев, говорят о том, что с ним обращались очень хорошо, а учреждение имеет репутацию медицинского учреждения, оказывающего помощь своим пациентам. Были опробованы различные агрессивные методы лечения, которые были описаны как «успехи, хотя и мимолетные».

К концу мая Андреа решил, что его дяде будет лучше в итальянском климате, и трое сторонних врачей были вызваны для их мнения. Их отчет заканчивался советом ему незамедлительно уехать в Италию. Но когда Андреа начал строить планы относительно поездки своего дяди в Бергамо и содержания в нем, префект полиции Парижа заставил его провести еще одно обследование у других врачей, назначенных префектом. Их вывод был противоположен выводам предыдущих врачей: «мы считаем, что поездка должна быть официально запрещена, поскольку она представляет собой вполне реальную опасность и не дает надежды на какой-либо полезный результат». При этом префект сообщил Андреа, что Доницетти нельзя перевезти из Иври. Андреа не видела смысла оставаться в Париже. Он запросил окончательное заключение у трех врачей, практикующих в клинике, и 30 августа они представили пространный отчет, в котором пошагово описывалось полное физическое состояние своего пациента, находящегося в упадке, и заключался в том, что тяготы путешествия - тряска перевозка, например, может вызвать новые симптомы или осложнения, которые невозможно вылечить в таком путешествии. Андреа уехал в Бергамо 7 (или 8) сентября 1846 года, взяв с собой частичную оценку Le duc d'Albe, полную оценку Риту и различные личные вещи., включая драгоценности.

Попытки перевезти Доницетти обратно в Париж

Барон Эдуард фон Ланнуа, Литография Йозефа Крихубера, 1837 г. Дагерротип, сделанный 3 августа 1847 г.: Доницетти со своим племянником Андреа в Париж

В конце декабря, начале января 1847 года, визиты друга из Вены, жившего в Париже, барона Эдуарда фон Ланнуа, привели к письму Ланнуа Джузеппе Доницетти в Константинополь с изложением того, что он видел как лучшее решение: а не Пусть друзья проведут пять часов, чтобы увидеться с его братом, Ланнуа порекомендовал перевезти Гаэтано в Париж, где о нем позаботятся те же врачи. Джузеппе согласился и отправил Андреа обратно в Париж, куда он прибыл 23 апреля. Посетив на следующий день своего дядю, он обнаружил, что его узнают. Он смог убедить префекта Парижа, угрожая действиями семьи и озабоченностью широкой общественности, что композитора следует переехать в квартиру в Париже. Это произошло 23 июня, и, находясь там, он мог кататься в своей карете и, казалось, гораздо лучше знал свое окружение. Тем не менее, полиция фактически продержала его под домашним арестом еще несколько месяцев, хотя его могли навещать друзья и даже Верди, пока он был в Париже. Наконец, 16 августа, в Константинополе Джузеппе подал официальную жалобу австрийскому послу (учитывая, что композитор был австрийским гражданином).

В Париже полиция настояла на дополнительном медицинском обследовании. Вызвали шесть врачей, и из шести только четверо одобрили поездку. Затем полиция прислала своего врача (который воспротивился переезду), выставила жандармов за пределами квартиры и запретила ежедневные поездки в карете. В отчаянии Андреа проконсультировался с тремя юристами и отправил подробные отчеты своему отцу в Константинополь. Наконец, действия, предпринятые графом Штурмером из посольства Австрии в Турции, повлекли за собой принятие мер из Вены, которая через посольство в Париже направила официальную жалобу французскому правительству. Через несколько дней Доницетти получил разрешение уехать, и он отправился из Парижа в семнадцатидневную поездку в Бергамо.

Заключительное путешествие в Бергамо

гробница Доницетти в Бергамо

Задолго до этого были приняты меры относительно того, где будет жить Доницетти, когда он прибудет в Бергамо. Фактически, во время своего второго визита в Париж, когда выяснилось, что его дядя вернется в Италию, Андреа получил от знатной семьи Скотти соглашение о том, что его дядя сможет остаться в их дворце. В сопровождении четырех человек входили Андреа, младший брат композитора Франческо, специально приехавший из Бергамо для этой цели, доктор Ренду и медсестра-смотритель Антуан Пурсело. Они поехали поездом в Амьен, затем в Брюссель, после чего поехали в двух вагонах (один из которых был Доницетти, отправленный впереди ждать вечеринки). Они пересекли Бельгию и Германию в Швейцарию, пересекли Альпы через перевал Сен-Готард и спустились в Италию, прибыв в Бергамо вечером 6 октября, где их приветствовали друзья, а также мэр.

Судя по отчету сопровождающего врача, Доницетти не пострадал во время путешествия. Он удобно устроился в большом кресле, говорил очень редко или только изредка односложно и в основном оставался отстраненным от всех вокруг. Однако, когда Джованнина Басони (которая в итоге стала баронессой Скотти) играла и пела арии из опер композитора, он, похоже, обращал на это внимание. С другой стороны, когда тенор Рубини посетил его и вместе с Джованниной спел музыку из Лючии ди Ламмермур, Антонио Васселли сообщил, что никаких признаков признания не было. Это состояние сохранялось и в 1848 году, более или менее неизменным, пока 1 апреля не случился серьезный приступ апоплексии, за которым последовал дальнейший спад и неспособность принимать пищу. Наконец, после тяжелой ночи 7 апреля Гаэтано Доницетти скончался днем ​​8 апреля.

Первоначально Доницетти был похоронен на кладбище Вальтесс, но в 1875 году его тело было перенесено в Бергамо базилику Санта-Мария-Маджоре рядом с могилой своего учителя Симона Майра.

Вирджиния Васселли, жена Гаэтано Доницетти, ок. 1820

Личная жизнь

Именно в те месяцы, которые Доницетти провел в Риме над постановкой «Зорайды», он познакомился с семьей Васселли, и Антонио сначала стал его хорошим другом. Сестре Антонио Вирджинии было на тот момент всего 13 лет. Однако Вирджиния должна была стать женой Доницетти в 1828 году. Она родила троих детей, ни один из которых не выжил, и через год после смерти его родителей - 30 июля 1837 года - она ​​также умер от того, что считается холерой или корью, но Эшбрук предполагает, что это было связано с тем, что он описывает как «тяжелую сифилитическую инфекцию».

К девяти годам он был моложе брат Джузеппе Доницетти, который в 1828 г. стал генеральным инструктором имперской османской музыки при дворе султана Махмуда II (1808–1839). Младшим из трех братьев был Франческо, всю жизнь которого он провел в Бергамо, за исключением краткого визита в Париж во время упадка брата. Он пережил его всего на восемь месяцев.

Критический прием

После смерти Беллини Доницетти был самым значительным композитором итальянской оперы до Верди. Его репутация колебалась, но с 1940-х и 1950-х годов его работы все чаще выполнялись. Его самые известные сегодня оперы - «Лючия ди Ламмермур», «Мясо земли», «Любовный напиток» и «Дон Паскуале».

Композиции Доницетти

Доницетти, плодовитый композитор, наиболее известен своими оперными произведениями, но он также писал музыку в нескольких других формах, в том числе церковную музыку, в ряде струнные квартеты и некоторые оркестровые пьесы. Всего им написано около 75 опер, 16 симфоний, 19 струнных квартетов, 193 песни, 45 дуэтов, 3 оратории, 28 кантат, инструментальных концертов, сонат и других камерных пьес.

Оперы (см. Список опер Гаэтано Доницетти )
Хоровые произведения
Ave MariaGrande OffertorioIl sospiroMessa da RequiemMessa di Gloria e CredoMiserere (Псалом 50 )
Оркестровые произведения
Аллегро для струнных до мажорLarghetto, tema e variazioni in Ми-бемоль мажорКонцертная симфония ре мажор (1817)Симфония ля мажорСимфония до мажорСимфония ре мажор (1818)Симфония ре минор
Концерты
Концертино для английского рожка соль мажор (1816)Концертино до минор для флейты и камерного оркестра (1819)Концертино для флейты с оркестром до мажорКонцертино для флейты с оркестром ре мажорКонцертино для гобоя фа мажорКонцертино для скрипки и виолончели ре минорКонцерт для скрипки и виолончели ре минор
Концерт для 2-х кларнетов «Мария Падилья»
Камерные произведения
Andante sostenuto для гобоя и ха rp фа минорИнтродукция для струнных ре мажорЛаргетто и аллегро для скрипки и арфы соль минорЛарго / Модерато для виолончели и фортепиано соль минорНоктюрны (4) для духовых и струнныхСоната для флейты и арфыСоната для флейты и фортепиано до мажор
Симфония для духовых соль минор (1817)Квинтет для гитары и струнных № 2 до мажорЭтюд для кларнета № 1 си-бемоль мажорТрио для флейты, фагота и фортепиано фа мажор
Квартеты для струнных
Струнный квартет ре мажорNo. 3 до минор: 2-я часть, Adagio ma non troppoNo. 4 ре мажорNo. 5 ми минорNo. 5 ми минор: ЛаргеттоNo. 6 соль минорNo. 7 фа минорNo. 8 си-бемоль мажор
No. 9 ре минорNo. 11 до мажорNo. 12 до мажорNo. 13 ля мажорNo. 14 ре мажорNo. 15 фа мажорNo. 16 си минор№ 17 ре мажор
No. 18 ми минорNo. 18 ми минор: Аллегро
Фортепианные произведения
Адажио и Аллегро соль мажорАллегро до мажорАллегро фа минорФуга соль минорБольшой вальс ля мажорЛаргетто ля минор "Una furtiva lagrima "Ларгетто до мажорПастораль ми мажор
Престо ин Фа минорСимфония ля мажорСимфония №1 до мажорСимфония №1 до мажорСимфония №2 до мажор мажорСимфония № 2 ре мажорСоната до мажорСоната фа мажор
Соната соль мажорВариации ми мажорВариации соль мажорВальс до мажорВальс до мажорВальс до мажор "Приглашение"

Литература

Примечания

Источники

  • Аллитт, Джон Стюарт (1991), Доницетти - в свете романтизма и учения Иоганна Саймона Майра, Шефтсбери, Дорсет, Великобритания: Element Books. Также см. Сайт Аллитта
  • Аллитт, Джон Стюарт (2003), Гаэтано Д. onizetti - Pensiero, musica, opere scelte, Milano: Edizione Villadiseriane
  • Ashbrook, Wiliam и Budden, Julian (1980),

«[название статьи неизвестно]», The New Grove Мастера итальянской оперы, Лондон: Papermac. С. 93–154

  • Эшбрук, Уильям (1982), Доницетти и его оперы, Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-27663-2, 0-521-23526-X
  • Эшбрук, Уильям (с Джоном Блэком); Джулиан Бадден (1998), «Гаэтано Доницетти» в Стэнли Сэди (ред.), Словарь оперы New Grove, том 1. Лондон: Macmillan Publishers, Inc. ISBN 0-333-73432-7, 1-56159-228-5
  • Эшбрук, Вильям; Бадден, Джулиан (2001), «[Название статьи неизвестно]» в Сэди, Стэнли (ред.), Словарь музыки и музыкантов New Grove, том 7, Лондон: Macmillan Publishers Ltd., стр. 761 –796.
  • Эшбрук, Уильям; Сара Хибберд (2001), в Holden, Amanda (Ed.), The New Penguin Opera Guide, New York: Penguin Putnam. ISBN 0-140-29312-4.
  • Бини, Аннализа и Джереми Коммонс (1997), Le prime rappresentazioni delle opere di Donizetti nella stampa coeva, Милан: Скира.
  • Блэк, Джон (1982), Оперы Доницетти в Неаполе 1822–1848 гг., Лондон: Общество Доницетти
  • Кассаро, Джеймс П. (2000), Гаэтано Доницетти - Путеводитель по исследованиям, Нью-Йорк: Garland Publishing.
  • Донати-Петтени, Джулиано (1928), L'Istituto Musicale Gaetano Donizetti. Музыкальная капелла Санта-Мария-Маджоре. Il Museo Donizettiano, Бергамо: Итальянский институт искусства. (На итальянском языке)
  • Донати-Петтени, Джулиано (1930), Доницетти, Милан: Fratelli Treves Editori. (На итальянском языке)
  • Донати-Петтени, Джулиано (1930), L'arte della musica в Бергамо, Бергамо: Istituto Italiano d'Arti Grafiche. (На итальянском)
  • Энгель, Людовик (1886), От Моцарта до Марио: Воспоминания полувековых томов. 1 и 2., Лондон, Ричард Бентли.
  • Джиради, Мишель, "Donizetti e il grand-opéra: il caso di Les Martyrs" на www-5.unipv.it (in Итальянский)
  • Госсетт, Филип (1985), «Анна Болена и художественная зрелость Гаэтано Доницетти, Оксфорд: Oxford University Press. ISBN 0-19-313205 -2
  • Кантнер, Леопольд М. (Ред.), Доницетти в Вене, доклады симпозиума на разных языках. Primo Ottocento, доступный в издании Praesens. ISBN 3-7069-0006-8
  • Келлер, Марчелло Сорс (1978), «Гаэтано Доницетти: бергамский композитор напольных песен», Studi Donizettiani, Vol. III, стр. 100–107.
  • Келлер, Marcello Sorce (1984), «Io te voglio bene assaje: известная неаполитанская песня, традиционно приписываемая Гаэтано Доницетти», The Music Review, Vol. XLV, № 3–4, стр. 251–264. Также опубликовано как: Io te voglio bene assaje: una famosa canzone napoletana tradizionalmente attribuita a Gaetano Donizetti, La Nuova Rivista Musicale Italiana, 1985, № 4, стр. 642–653.
  • Mackerras, Sir Charles (1998)). Лючия ди Ламмермур (буклет на компакт-диске). Sony Classical. Стр. 29–33. ISBN 0-521-27663-2.
  • Минден, Питер (ред.); Гаэтано Доницетти (1999), Скарса Мерсе Саранно. Duett für Alt und Tenor mit Klavierbegleitung [Партитур]. Mit dem Faksimile des Autographs von 1815. Tübingen: Noûs-Verlag. 18 с., [13] л.; ISBN 3-924249-25-3. [Цезарь против Клеопатры.]
  • Осборн, Чарльз, (1994), Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини, Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0931340713
  • Паркер, Роджер; Уильям Эшбрук (1994), «Полиуто: критическое издание« Международной оперы »», в буклете, сопровождающем запись на Ricordi 1994 года.
  • Пешель, Э [нид Родс]; Пешель, Ричард Э. (май – июнь 1992 г.). «Доницетти и музыка психического расстройства: Анна Болена, Лючия ди Ламмермур и нейробиологическая болезнь композитора». Йельский журнал биологии и медицины. 65(3): 189–200. PMC 2589608. PMID 1285447.
  • Сарацино, Эджидио (ред.) (1993), Все либретти Доницетти, Гарзанти Эдиторе.
  • Уэзерсон, Александр (февраль 2013 г.), "Доницетти в Иври: записки из трагической коды ", Информационный бюллетень № 118, Лондон: Общество Доницетти.
  • Вайншток, Герберт (1963), Доницетти и мир оперы в Италии, Париже и Вене в первой половине Девятнадцатый век, Нью-Йорк: Random House.
  • Завадини, Гвидо (1948), Доницетти: Vita - Musiche - Epistolario, Бергамо.

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Гаэтано Доницетти.

.

Последняя правка сделана 2021-05-21 10:09:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте