Дональд Киркпатрик (15 марта 1924 - 9 мая 2014) был почетным профессором Университета Висконсина в Соединенные Штаты и бывший президент Американского общества обучения и развития (ASTD). Он известен прежде всего созданием очень влиятельной «четырехуровневой» модели обучения оценки курса, которая послужила предметом его докторской диссертации. докторскую диссертацию в 1954 году. Идеи Киркпатрика были опубликованы для более широкой аудитории в 1959 году в серии статей в US Training and Development Journal, но они более известны из книги, которую он опубликовал в 1994 году под названием «Оценка программ обучения». Другие книги, которые он написал по оценке обучения, включают «Перенос обучения в поведение» и «Применение четырех уровней».
Четыре уровня Киркпатрика разработаны как последовательность способов оценки тренировочных программ. Многие практики считают, что по мере прохождения каждого из уровней оценка усложняется и требует больше времени. Редактор Clomedia.com предлагает «лучше всего рассматривать уровни как схему категоризации (т. Е. Их первоначальную цель), чтобы указать вашим сотрудникам, какие уровни применять к задаче оценки». На практике тренеры часто застревают на уровнях 1 и 2 и никогда не переходят на уровни 3 и 4, где существуют наиболее полезные данные. Сегодня сертифицированные Киркпатрик фасилитаторы подчеркивают, что «начиная с конца», по сути, начиная с уровня 4 и двигаясь в обратном направлении, чтобы лучше достичь желаемого результата, прежде чем планировать программу обучения. При стратегическом подходе достижение этих уровней не должно быть более дорогостоящим или трудоемким, но все же поможет обеспечить выполнение усвоенных поведений и навыков на рабочем месте.
Четыре уровня модели оценки Киркпатрика следующие:
Некоторые авторы предложили добавить пятый уровень оценки. Дж. Дж. Филлипс выступает за добавление уровня рентабельности инвестиций (ROI), который по сути сводится к сравнению четвертого уровня стандартной модели с общими затратами на обучение. Роджер Кауфман утверждал, что рентабельность инвестиций - это, по сути, оценка уровня 4, потому что она все еще является внутренней для организации и что пятый уровень оценки должен быть сосредоточен на влиянии организации на внешних клиентов и общество.