Дон Кихот

редактировать
Дон Кихот
Опера Жюль Массне
Georges Rochegrosse's poster for Jules Massenet's Don Quichotte.jpg Плакат Жоржа Рошегросса к первой постановке в Париже на Gaîté-Lyrique в 1910 году
ЛибреттистАнри Каин
ЯзыкФранцузский
На основеLe chevalier de la longue figure. от [fr ]
Премьера19 февраля 1910 г. 1910-02-19). Опера Монте-Карло

Дон Кихот (Дон Кихот) - это опера в пяти действиях Жюля Массне на французского либретто Анри Кайна. Впервые он был исполнен 19 февраля 1910 года в Опере Монте-Карло.

Героическая комедия Массне, как и многие театрализованные версии рассказа Дон Кихота, лишь косвенно относится к роману Дон Кихот пользователя Мигеля де Сервантеса. Непосредственным вдохновением послужила фигура «Шевалье де ля лонг», пьеса поэта [fr ], впервые представленная в Париже в 1904 году. В этой версии рассказа простая фермерская девушка Альдонза (Дульсинея) из оригинала роман превращается в более утонченную Дульсине, кокетливую местную красавицу, вдохновляющую на подвиги увлеченного старика.

Содержание

  • 1 История композиции
  • 2 История производительности
  • 3 Роли
  • 4 Краткое содержание
    • 4.1 Акт 1
    • 4.2 Акт 2
    • 4.3 Акт 3
    • 4.4 Акт 4
    • 4.5 Акт 5
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

История композиции

Первоначально задумав «Дон Кихотт» как трехактную оперу, Массне начал сочинять это в 1909 году, когда, страдая от острой ревматической боли, он проводил больше времени в постели, чем вне ее, и композиция «Дон Кихот» стала, по его словам, своего рода «успокаивающим бальзамом». Чтобы сконцентрироваться на этом новом произведении, он прервал сочинение другой оперы Вакх. Несмотря на пять действий, в опере меньше двух часов музыки.

Массне отождествлял себя со своим героически-комическим героем, так как был влюблен в Люси Арбелл, которая пела Дульсине на первом выступлении. Ему тогда было 67 лет, и он умер всего два года спустя. Роль «Дон Кихота» стала одним из самых заметных достижений русского баса Федора Шаляпина, для которого роль была задумана специально. Опера была одной из шести опер, заказанных Массне Раулем Гансбуром для Опера Монте-Карло.

История спектаклей

Премьера «Дон Кихота» состоялась в Монте-Карло 19 февраля 1910 года. с последующими постановками в Брюсселе, Марселе и Париже, все в 1910 году. В 1912 году спектакль был представлен в Французском оперном театре в Новом Орлеане (27 января) и в Лондонском оперном театре (17 мая). 15 ноября 1913 года работа была представлена ​​в Филадельфии. Чикагская премьера произведения (Chicago Grand Opera Company ) состоялась в Auditorium Theater 27 января 1914 года, в ней участвовали Ванни Марку и . Мэри Гарден в главных ролях. Марку исполнил главную роль в Чикаго с Коу Глэйд во время первого сезона Чикагского Гражданского оперного театра в декабре 1929 года. «Дон Кихотт» получил свою премьеру в Будапеште в 1917 году, а Опера-Комик представила его в 1924 году в Париже с Марку в главной роли, Арбель и Фужер; Шаляпин спел ее там в 1934 году. Метрополитен-опера в Нью-Йорке исполнила ее девять раз в 1926 году, но после разрушительных отзывов об этих выступлениях в частности и критики музыки Массне в целом со стороны Лоуренса Гилмана в Herald Tribune опера ни разу не возродилась в Метрополитене. Он был исполнен Бостонской оперной труппой (постановка и дирижер Сара Колдуэлл) в 1974 году (с Ноэлем Тилом, Дональдом Грэммом и Миньоном Данном) и Нью-Йоркской городской оперой в 1986 году.

Помимо частых и периодические возрождения в Монте-Карло и во Франции, он также с большим успехом демонстрировался в Италии (Катания в 1928 г., Турин в 1933 г. (Teatro Regio ), Болонья в 1952 г., Венеция в 1982 г., Флоренция в 1992 г.). Польская премьера состоялась в Краковской опере в 1962 году, а Балтийская государственная опера премьера состоялась в 1969 году. Николай Гяуров спел заглавную партию с большим успехом в Лирической опере Чикаго в 1974 и снова в 1981, а Lyric Opera снова смонтировала произведение в 1993 году с Сэмюэлем Рэми, Жан-Филиппом Лафон и Сюзанной Ментцер. Первое возрождение в Великобритании с 1912 года было дано Английской национальной оперой в октябре 1994 года с Ричардом Ван Алланом в роли Дон Кихота. Спектакль снова был представлен в 1996 году.

Совсем недавно он был поставлен в Париже в 2000 году (с Сэмюэлем Рэми в главной роли), в Сан-Диего в 2009 году с Ферруччо в главной роли. Фурланетто и Денис Грейвс, в 2010 году в Брюсселе с Хосе ван Дам и в Палермо с Ферруччо Фурланетто и Арутюном Котчиняном. Опера была исполнена в Сиэтлской опере в феврале / марте 2011 года с Джоном Рельеа в главной роли.}} В 2012 году Мариинский театр Санкт-Петербурга поставил новая постановка с участием Фурланетто. Лирическая опера Чикаго смонтировала новую постановку в 2016 году с декорациями и костюмами из постановки Сан-Диего. Кроме того, работа была поставлена ​​Opera Australia в Сиднее в марте 2018 года..

Роли

Роли, типы голоса, премьерный состав
РольТип голоса Премьерный состав, 19 февраля 1910 г.. Дирижер: Леон Жеин
Ла belle Dulcinée (Прекрасная Дульсинея )контральто Люси Арбелл
Дон Кихот (Дон Кихот )бас Федор Шаляпин
Санчо (Санчо Панса )баритон Андре Гресс
Педро (травести )сопрано Бриенц
Гарсиас (травести)сопраноБриелга
Родригестенор Эдмон Варнери
ХуантенорЧарльз Дельмас
Глава бандитовразговорныйДелестанг
Два камердинерабаритоны Тириат и Бори
Четыре бандитаговорят
Припев: дворяне, друзья Дульсинеи, дамы, бандиты, толпы.

Краткое содержание

Место : S боль

Акт 1

Площадь перед домом Дульсине

Праздник. Четыре обнадеживающих поклонника Дульсине поют ей серенаду с улицы. Появляется Дульсине и философски объясняет, что недостаточно быть обожаемым, Quand la femme a vingt ans («Когда женщине двадцать»). Она уходит, и толпа, в основном состоящая из нищих, приветствует прибытие эксцентричного рыцаря Дона Кихота (верхом на лошади Россинанте) и его комического оруженосца Санчо Панса (на осле). Дон Кихот, обрадованный их вниманием, велит Санчо бросить им деньги. После того, как толпа расходится, сам Дон Кихот исполняет серенаду Дульсине, «Quand apparaissent les étoiles» («Когда звезды начинают сиять»), но его останавливает Хуан, ревнивый поклонник местной красоты. Затем следует бой на мечах, прерванный самой Дульсине. Она очарована антикварным вниманием Дон Кихота, упрекает Хуана в его ревности и прогоняет его. Старик предлагает ей свою преданность и замок. Вместо этого она предлагает ему вернуть ее жемчужное ожерелье, украденное Тенебруном, главой бандитов. Он обязуется сделать это, и Дульсине быстро присоединяется к своим друзьям-мужчинам.

Федор Шаляпин в роли Дона Кихота Александр Яковлев

Акт 2

В деревне

Туманное утро входят Дон Кихот и Санчо вместе с Россинанте и осел. Дон Кихот пишет любовное стихотворение. Санчо произносит грандиозную тираду против их экспедиции, против Дульсинеи и против женщин в целом. «Комментарий peut-on penser du bien de ces coquines» («Как кто-то может думать что-то хорошее об этих девчонках»). Туман рассеивается, открывая линию ветряных мельниц, которые Дон Кихот принимает за группу гигантов. К ужасу Санчо, Дон Кихот атакует первого, но попадает в один из парусов и поднимается в воздух.

Люсьен Фужер в роли Санчо, Париж, 1910.

Акт 3

В горах

Сумерки, Дон Кихот считает, что они приближаются к бандитам. Санчо засыпает, а Дон Кихот стоит на страже. Внезапно появляются бандиты и после недолгой схватки берут в плен рыцаря. Санчо убегает. Удивленные вызовом старика, бандиты избивают его и собираются убить, однако молитва Дон Кихота «Seigneur, reçois mon âme, elle n'est pas méchante» («Господи прими мою душу, это не зло ') смиряет Тенебруна, главу бандитов. Дон Кихот объясняет свою миссию «Je suis le chevalier errant» («Я странствующий рыцарь»), и ожерелье возвращается ему. Перед уходом бандиты просят благословения благородного рыцаря.

Акт 4

Сад дома Дульсине

Музыка и танцы, вечеринка идет, но Дульсине меланхолична, «Lorsque le temps d'amour a fui» («Когда время любви прошло»). Взволновавшись, она хватает гитару и поет Ne pensons qu'au plaisir d'aimer («Думай только о любовных удовольствиях»). Все уединяются к обеду. Приходят Санчо и Дон Кихот. В ожидании Дульсинеи Санчо просит награду, на что Дон Кихот отвечает неопределенными обещаниями острова, замка и богатства. Дульсине и ее группа приветствуют рыцаря, и он возвращает ожерелье к всеобщему признанию. Однако когда он просит ее выйти за него замуж, его встречают истерическим смехом. Сожалея, Дульсине велит остальным уйти, извиняется: «Oui, je souffre votre tristesse, et j'ai vraiment chagrin à vous désemparer» («Я разделяю твою печаль и мне искренне жаль»), но объясняет, что ее судьба, ее образ жизни жизнь отличается от его. Она целует его в лоб и уходит. Но компания возвращается, чтобы посмеяться над стариком. Санчо энергично укоряет их: «Riez, allez, riez du pauvre idéologue» («Смейтесь, смейтесь над этим бедным идеалистом») и уводит своего хозяина.

Акт 5

Горный перевал в древнем лесу

Ясная звездная ночь, Дон Кихот умирает. Он вспоминает, как однажды пообещал Санчо остров в качестве награды и предлагает ему остров мечты Prends cette île («Возьми этот остров»). Приближаясь к смерти, Дон Кихот смотрит на ярко сияющую звезду и слышит голос Дульсине, зовущей его в другой мир. Затем он падает, когда Санчо плачет над его телом.

Ссылки

Источники

Дополнительная литература

  • Аптон, Джордж П.; Боровский, Феликс (1928). Стандартное руководство по Opera. Нью-Йорк: Книги с голубой лентой. С. 193–194.
  • Коббе, Густав (1976). Полная книга оперы. Нью-Йорк: GP Putnam's Sons, стр. 875–876.
  • Уоррак, Джон и Уэст, Юэн (1992), Оксфордский словарь оперы, 782 страницы, ISBN 0-19-869164-5.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 12:21:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте