Донские казаки

редактировать

Донские казаки
Флаг донских казаков.svg Флаг донских казаков.
Общая численность населения
0,2–2 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
Россия : Ростовская и Волгоградская области 1 500 000 в 1918 г.; 140 000 в 2010 г.
Языки
Диалект русского : Дон Балачка, Дон Гутарь
Религия
Православные христиане, Староверы
Родственные этнические группы
русские, калмыки, украинцы

донские казаки (русские : донские казаки) или донцы (русские : донцы, донцы), это казаки, поселившиеся вдоль среднего и нижнего Дона. Исторически они были расположены на территории Донского казачьего войска (рус. : Донско́е каза́чье во́йско, Донское казачье Войско), которое в настоящее время было либо независимой, либо автономной демократической республикой. -день Юг России и Донбасс регион Украины, с конца XVI века до 1918 года. С 1992 года указом президента Российской Федерации казаки могут быть зачислены на специальном реестре. Ряд казачьих общин был воссоздан для продолжения казачьих культурных традиций, в том числе Донского казачьего войска.

Донские казаки имели богатые военные традиции, играли важную роль в историческом развитии Российской империи и участвовали в большинстве ее крупных войн.

Содержание
  • 1 Этимология и происхождение
  • 2 История
    • 2.1 Ранняя история
    • 2.2 XV – XVII века
      • 2.2.1 XVI век
      • 2.2.2 XVII век
    • 2.3 XVIII – XIX века
    • 2.4 XX век
      • 2.4.1 Первая мировая война
      • 2.4.2 Февральская революция 1917 года
      • 2.4.3 Гонения со стороны большевиков
      • 2.4.4 Донские казаки во Второй мировой войне
    • 2.5 21 век
      • 2.5.1 Современные донские казаки
  • 3 Национальные символы донских казаков
    • 3.1 Флаг донских казаков
    • 3.2 Герб
    • 3.3 Униформа
    • 3.4 Гимн донских казаков
  • 4 Религия
  • 5 Традиции и культура
    • 5.1 Хор донских казаков Сергей Жаров
    • 5.2 В массовой культуре
  • 6 См. Также
    • 6.1 Известные донские казаки
    • 6.2 Правительство и политика донских казаков
    • 6.3 Книги донского казачества
    • 6.4 Геноцид и донское казачество
  • 7 Сноски
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Этимология и происхождение

Имя Казак (казак, козак) широко использовался для описания «свободных людей» в отличие от других, занимающих иное положение в феодальное общество (т.е. крестьяне, дворяне, духовенство и т. д.). Слово «казак» также применялось к переселенцам, нахлебникам и бандитам.

Точное происхождение казачества неизвестно. С современной точки зрения, донские казаки являются потомками славян и связаны с русскими землями, такими как Поволжье, Днепр, Новгородская Республика и Княжество Рязань. Готы - Аланы могли также сыграть роль в культуре донского казачества, которая берет свое начало в западной части Северного Кавказа.

История

Ранняя история

Более двух тысяч лет назад скифы жили на берегу реки Дон. В этом районе было найдено много скифских гробниц. Впоследствии этот ареал заселяли хазары и половцы. Степи Дона называли «Дикое Поле». Район находился под общим контролем Золотой Орды, и многочисленные вооруженные отряды татар бродили здесь, нападая на русских и иностранных купцов.

Первыми христианами, поселившимися на территориях вокруг Дона, были племена яссы и косоги. После падения Золотой Орды в 1480 году на эту землю начали распространяться новые русские колонисты из Новгородской республики после Шелонской битвы и из соседних Рязанское княжество. До конца XVI века донские казаки населяли самостоятельные свободные территории.

XV – XVII вв.

Казаки Рязани упоминаются в 1444 году как защитники Переславль-Залесский против частей Золотой Орды и в письме Русского Ивана III от 1502 года. После падения Золотой Орды в 1480 году территория вокруг Река Дон была разделена между западной стороной Крыма и восточной стороной Ногая. На их границе с XIV века обширную степь Донского края населяли те люди, которых не устраивал существующий общественный строй, те, кто не признавал власть помещиков, беглые крепостные, те, кто жаждал свободы. Со временем они превратились в единую общину и стали называться «казаками». Сначала основным занятием этих небольших вооруженных отрядов была охота и рыболовство, а также постоянная борьба с нападающими на них турками и татарами. Только позже они начали селиться и обрабатывать землю.

16 век

Первые упоминания о казачьих станицах: «станице» относятся к 1549 году. В 1552 году донские казаки под командованием атамана вступили в войско <200 человек.>Иван Грозный во время осады Казани в 1552 году. 2 июня 1556 года казачий полк атамана вместе с войском москвичей в составе стрелец захватил и присоединил Астраханское ханство.

Во время правления Ивана Грозного (Ивана IV) атаман Ермак Тимофеевич отправился в поход на покорение Сибири. Победив хана Кучума осенью 1582 г. и заняв Искер : столицу Сибирского ханства, Ермак зимой послал отряд казаков на Иртыш. 1583 г. Отряд во главе с Богданом Брязгой (по другим данным, казачий атаман Никита Пан); прошел через земли Конда-Пелым вогулов и дошел до стен города Самарово. Застигнутые атакой казаков врасплох остяки сдались. Осенью 1585 года, вскоре после смерти Ермака, казаки во главе с воеводой Иваном Мансуровым основали первый русский укрепленный город в Сибири в устье Иртыша на правом берегу Оби. Таким образом, земли манси и ханты вошли в состав Российского государства, окончательно закрепив за собой основание городов Пелым, а в 1592 г. и Сургут в 1594 г. В результате экспедиции Ермака, Россия смогла аннексировать Сибирь.

17 век

Во время польско-московской войны (1605–1818) польско-литовский дворянин Александр Юзеф Лисовский основал кавалерийских наемников. группа (названная Лисовчицы после его смерти) из различных преступников, частично донских казаков. Эта группа служила под польской короной; после войны с московитами Лисовчицы участвовали в Войнах с молдавскими магнатами (Битва при Гуменне 23 ноября 1619 г.) в Верхней Венгрии (ныне восточная Словакия ), позже они разграбили Силезию и Моравию в качестве союзников армий Габсбургов в Богемском восстании - первой фазе Тридцатилетняя война. Эта фаза завершилась битвой у Белой горы 8 ноября 1620 г. (около Праги, столицы Короны Богемии, ныне Чешской Республики. ), куда Лисовчицы были посланы Иоганном Церкласом, графом Тилли против венгерской кавалерии. Они победили, взяв двадцать знамен. После битвы они терроризировали жителей деревень вокруг Праги и других городов, поэтому 7 мая 1621 года им срочно заплатили и освободили от службы. Некоторые вернулись в Польшу, другие служили под началом Габсбурга Максимилиана I, курфюрста Баварии.

Дона. казаки в Париже в 1814 г.

При Петре Великом и последующих правителях донские казаки участвовали в многочисленных военных походах, в результате которых Российская империя началась с Черного моря в Балтийское море. Долгие годы казаки вели войну против османов и Крымского ханства. В 1637 году донские казаки вместе с запорожскими казаками захватили стратегическую османскую крепость Азов, охранявшую Дон. Оборона Азовской крепости в 1641 году была одним из ключевых событий в истории донского казачества. После тотального взятия Свободных территорий донского казачества под контроль москвичей, история донского казачества полностью переплетается с историей остальной России. В обмен на защиту южных рубежей средневековой Руси донским казакам была предоставлена ​​привилегия не платить налоги, а власть царя в казачьих землях не была такой абсолютной, как в других частях России.

В этот период трое из самых известных повстанцев России, Стенька Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев, были донскими казаками.

XVIII – XIX века

Рисунок 1915 года из Иллюстрированная война, изображающий нападающего донского казака. Фигура изображена в парадной форме мирного времени

После 1786 года территория донских казаков получила официальное название Земли Донского Войска, а в 1870 году была переименована в Провинция Донского Войска (Область Войска Донского) (ныне часть Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей Российской Федерации, а также части Луганской регион Украины ).

В 1805 году столица донских казаков была перенесена из Черкасска в Новочеркасск (Новый Черкасск).

Донским казакам приписывается значительная роль в отражении Наполеона Нашествие на Русь. Под командованием графа Матвея Ивановича Платова донские казаки участвовали в ряде сражений против Grande Armée. В Бородинской битве донские казаки совершили набеги в тыл французской армии. Платов командовал всеми казачьими войсками и успешно прикрыл отход русской армии к Москве. Донские казаки отличились в последующих походах, участвовали во взятии Парижа. Наполеону приписывают заявление: «Казаки - лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я бы прошел с ними по всему миру».

По всеобщей переписи 1884 года, мужское население донских казаков составляло 425 000 человек. Донские казаки были крупнейшим из десяти казачьих войн, существовавших тогда, и обеспечивали более трети всей казачьей силы, пригодной для военной службы.

ХХ век

Первая мировая война

Накануне Первой мировой войны Донское казачье войско насчитывало 17 регулярных полков плюс 6 отдельных сотен (эскадронов). Кроме того, с Донского края были набраны два полка Императорской гвардии. К 1916 году Донское войско увеличилось до 58 линейных полков и 100 отдельных сотен. Центральное расположение донских территорий означало, что эти подразделения широко использовались как на немецком, так и на австро-венгерском фронтах, хотя и в меньшей степени против турок-османов на юге. Неизменная ценность донских и других казаков как конных войск была проиллюстрирована решением, принятым в 1916 году, о том, чтобы спешить около трети регулярной русской кавалерии, но сохранить казачьи полки в их традиционной роли.

февраль 1917 г. Революция

С началом Февральской революции 1917 года три полка донских казаков (1-й, 4-й и 14-й) входили в гарнизон Санкт-Петербурга. Эти отряды, частично состоящие из новобранцев из более бедных регионов территории Войска, находились под влиянием общего разочарования в царском правительстве. Соответственно, они не действовали эффективно, когда приказали разогнать растущие демонстрации в городе. Сообщения о том, что на исторически верных донских казаков больше нельзя полагаться, стали важным фактором внезапного краха царского режима.

Большевистские преследования

Донское казачье войско было расформировано на российской земле в 1918 г., после русской революции, но донские казаки в Белой армии и те, кто эмигрировал за границу, продолжали сохранять музыкальные и прочие традиции своего хозяина. Многие нашли работу наездниками трюков в различных цирках по всей Европе и США. Адмирал Александр Васильевич Колчак, один из лидеров Белого движения во время Гражданской войны в России, происходил из донских казаков. После поражения Белой армии в Гражданской войне в России, политика расказачивания («Расказачивание») проводилась в отношении уцелевших казаков и их родины, поскольку они рассматривались как угроза новому советскому режиму.

Процент депопуляции во время советского голода 1932-33 гг. Справа - бывшие земли донских казаков.

Родина казаков часто была очень плодородной, и во время кампании коллективизации многие казаки разделили судьбу кулаков. По словам историка Майкла Корта, «в течение 1919 и 1920 годов из примерно 1,5 миллиона донских казаков большевистский режим убил или депортировал примерно от 300 000 до 500 000». Регион также сильно пострадал во время советского голода 1932–33 годов в результате советской политики.

Памятник донским казакам в Луганске. На русском языке: «Сынам славы и свободы»

Донские казаки в Великой Отечественной войне

20 апреля 1936 г. был снят предыдущий запрет на службу казаков в Красной Армии. Позже в том же году две существующие кавалерийские дивизии Красной Армии были переименованы в «Донские казаки». К 1939 году часть этих полков была выпущена в традиционной казачьей форме парадной и полевой форм. Форма одежды донских казачьих частей включала широкие красные полосы на темно-синих галифе, которые были их отличительной чертой до революции. Донской казачий кавалерийский корпус активно действовал до 1943 года, после чего его роль уменьшилась (как и других оставшихся конных частей в Красной Армии). Однако в 1945 году донская казачья конница все еще существовала и участвовала в Параде Победы в Москве.

Во время Второй мировой войны донские казаки собрали самую крупную концентрацию казаков в немецкой армии - XV СС. Казачий кавалерийский корпус. Большая часть казаков были бывшими российскими гражданами, которые предпочли воевать не столько за Германию, сколько против Советского Союза. В состав XV казачьего кавалерийского корпуса СС входили 1-я казачья дивизия и.

21 век

Современное донское казачество

Сегодняшнее российское государство совсем другое. В период с 1917 по 1941 год более половины населения Донского казачества было убито или депортировано. Наследники депортированных во время советского террора не могут вернуться на родину. Это потому, что закон Реституции не признает их жертвами коммунизма.

Проправительственная Хозяева разделилась на две разные организации. Донское казачество возродилось в начале 1990-х годов и было официально признано Правительством Российской Федерации в 1997 году, его атаман имел звание, знак отличия и форму полноправного маршала.

В 1992 году они присоединились к силам сепаратистов во время войны в Приднестровье.

До сих пор существует несколько «организаций антикоммунистического казачества за пределами России». Наиболее известен бывший начальник генерал-майор и последний кавалер Ордена Святого Георгия, атаман (1901—2003), а с февраля 2006 г. - И. Л. Михеев.

С 2014 года неизвестное количество донских казаков участвовало в войне на востоке Украины в качестве независимых добровольцев. По имеющимся сведениям, было сформировано несколько воинских формирований, но большинство из них были впоследствии расформированы и интегрированы в вооруженные силы ДНР и ЛНР.

Национальные символы донского казачества

Флаг Донское казачество

Флаг донского казачества

Флаг донского казачества 3: 4 был торжественно открыт во время собрания донских казаков в Новочеркасске, Донской республике, 4 мая 1918 г. атамана Петр Краснов. Флаг имеет три цвета: синий, желтый и красный. Флаг аналогичен флагу Украинского государства, также основанного в 1918 году, с которым Донская республика граничила с западом.

Герб

Герб донского казачества был известен с 17 века. Он был принят как символ Донской республики 15 сентября 1918 года.

Герб донских казаков

Униформа

До 1914 года отличительный цвет Донского казачьего войска была красной: носилась на фуражке и широких полосах брюк темно-синего мундира свободного покроя, свойственного степным казакам. Иногда носили высокие шляпы из овчины с красными тканевыми верхами, обрамленными белыми кружевами. Серебряные металлические свитки носили на головном уборе, чтобы обозначить выдающееся поведение отдельных полков. Офицеры имели серебряную тесьму на воротниках и эполетах плюс серебряные / черные пояса. Погоны остальных рангов были такого же темно-синего цвета, как и кафтан (пальто). Вместо шпор использовали хлыст. До 1908 г. отдельные казаки из всех воинств должны были иметь собственную форму (вместе с лошадьми и упряжи). Однако размер и относительное богатство Донского казачьего войска позволяло создавать коммунальные швейные фабрики.

Полевая туника цвета хаки была принята в 1908 году, заменив темно-синие пальто или белые (летние) блузки, которые раньше носили при выполнении обычных обязанностей. Однако синие галифе с широкими красными полосами, характерными для Донского войска, продолжали носить даже на действительной службе во время обеих мировых войн.

Донская казачья батарея Императорской гвардии носила «Царскую зеленую» ( темный оттенок, общий для армии) униформа, с черными и красными различиями артиллерии как ветви.

Гимн донских казаков

Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон, написанный Федором Анисимовым в 1853.

Религия

Большинство донских казаков - русские православные, считающие себя хранителями веры. Однако большой процент донских казаков были староверами. Даже в 1903 году минимум 150 000 из 2 500 000 приходских членов Донской епархии были староверами. Атаман граф Матвей Платов происходил из поповецкой старообрядческой семьи. Донские казаки терпимо относились к другим религиям, за исключением евреев, и принимали в свои общины буддистов, мусульман, старообрядцев и язычников.

Традиции и культура
Казак из Донская область 1821. Иллюстрация из Федора Солнцева, 1869

У казаков было демократическое общество, где важнейшие решения принимались во время Общего собрания (Казачий Круг). Собрание избрало временные власти - атаманы.

донские казаки были искусными всадниками и опытными воинами из-за их длительного конфликта с Крымским ханством и Османской империей. Они продавали свои военные услуги разным державам Восточной Европы. Вместе с польским королем они совершили набег на Москву в Смутное Время (Смутное Время) и под властью России совершили набеги и экспедиции против Османской Турции и Персии Каджаров..

Изолированные между русской и мусульманской территорией, донское казачество развило особую культуру и язык, в которых слились украинские, русские, калмыцкие и татарские элементы.

Донские казаки имеют традицию хорового пения и многие их песни, такие как Черный Ворон (Черный Ворон) и Любо, Братья, Любо (Хорошо, братья, хорошо), стали популярными по всей остальной России. Многие песни о смерти на войне.

Вплоть до 18 века браки и разводы проводились в Общем Собрании (Казачий Круг). Если казак хотел жениться на женщине, он должен был привести ее на Общее собрание для представления. Если Общее собрание дало согласие, брак последовал. Такая же процедура имела место при разводе. Петр I запретил эти обычаи в Общем собрании, требуя, чтобы казаки женились только в церкви.

Казачий брак - сложный ритуал, сопровождаемый песнями, танцами и представлениями. Жених приезжает на коне и везет свою невесту в церковь в сопровождении свадебного кортежа. После свадьбы все присутствующие отправлялись в дом жениха. Там родители благословляли пару, ломали буханку хлеба над их головами и посыпали их пшеницей, орехами, сладостями и хмелем. Затем волосы невесты расплетались в соответствии с традиционными обрядами.

Когда в семье казаков родился сын, родственники подарили ему стрелу, лук, патрон, пулю и ружье. Все это висело на стене над кроватью мальчика. В трехлетнем возрасте мальчик начал кататься на лошади. В возрасте от 7 до 8 лет ему разрешили кататься на улице, ловить рыбу и охотиться со взрослыми.

Скачки были популярным развлечением донских казаков. Всадники соревновались, чтобы поразить цель, стреляя из оружия верхом. Самые ловкие умели делать это стоя на спине лошадей. В казачьих семьях по традиции давали молодому казаку двух лошадей, форму и оружие.

Казачьи проводы всегда были праздниками. Все уходящие казаки собирались в церкви, затем вешали на шею небольшой мешочек с щепоткой родной земли перед тем, как отправиться петь. Выйдя из своей станицы, они выпили чашку водки и попрощались с родной землей.

Генерал донских казаков начала 1800-х гг.

Хор донских казаков Серж Жаров

Хор донских казаков Серж Жаров был группой бывших офицеров Российской Империи. Армия, обнаруженная пением в Чилингире (близ Константинополя), куда они бежали после разгрома своей армии в Крыму. Их официальный концертный дебют состоялся в Вене в 1923 году под руководством их основателя, дирижера и композитора Сержа Жарова.

. Хор стал популярным в Америке, Японии и Европе, совершая мировые гастроли. 1930-е, 40-е и 50-е годы до наших дней. Мужчины, одетые как казаки, пели а капелла в репертуаре русской духовной и светской музыки, армейских, народных и художественных песен. В конце концов к их программе добавились казачьи танцы.

В массовой культуре

монументальное произведение Михаила Шолохова «Тихий Дон » сочувственно относится к донским казакам и изображает разрушение их образа жизни. жизнь в результате Первой мировой войны и Гражданской войны в России.

См. также

Знатные донские казаки

Правительство и политика Донского казачества

Донские казачьи книги

Геноцид и донское казачество

Сноски
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с донскими казаками.
Последняя правка сделана 2021-05-17 12:14:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте