Теория приручения - подход в исследованиях науки и технологий (STS) и СМИ изучает, которые описывают процессы, с помощью которых технология «укрощается» или присваивается пользователями. Первоначально теория была создана, и он описал четыре этапа, через которые проходит технология при адаптации к жизни людей:
Изначально теория была разработана, чтобы помочь понять принятие и использование новых медиа-технологий домашними хозяйствами (Silverstone et al. 1992), но с тех пор она была расширена в литературе по инновациям. как инструмент для понимания технологий и инноваций, поступающих в любую потребительскую единицу (рабочее место, страну и т. д., например, Ли и др., Хабиб, Пуни, Соренсен), которые можно анализировать с экономической, культурной и социологической точек зрения. Подход к одомашниванию рассматривает как практические, так и символические аспекты принятия и использования технологий, показывая, как эти два элемента - значения вещей и их материальность - одинаково важны для понимания того, как технологии становятся частью повседневной жизни. Это в первую очередь социальная теория, поскольку она подчеркивает переговоры, вызовы власти и контроля, установление правил и нарушение, которые сопровождают внедрение технологий в любую социальную среду.
Один из вариантов теории приручения определил три этапа адаптации технологий пользователями. Согласно Нэнси К. Байм, эти три стадии: (1) изначально чудесны и странны, (2) затем становятся способными создавать величие и ужас и (3) и затем становятся настолько обычными, что становятся невидимыми (Baym, 2015). Это также можно рассматривать как (1) эйфорию, (2) моральную панику и (3) приручение. Примером этого является распространение видеоигр в обществе. Изначально видеоигры вызвали эйфорию, поскольку они могут улучшить координацию рук, глаз и мозга. Затем началась моральная паника, и возник страх насилия, зависимости и ожирения. Наконец, произошло одомашнивание видеоигр с принятием технологии как обычной части общества.
Подход одомашнивания уходит корнями в культурные исследования использования СМИ, но он основан на исследованиях науки и технологий, гендерных исследованиях домашних технологий, социологии повседневная жизнь, исследования потребления и инновации, и наиболее широко использовался при изучении массового внедрения компьютеров, Интернета и мобильных телефонов.
Являясь частью подхода Социальное формирование технологии к пониманию того, как создаются технологии, теория приручения подчеркивает роль пользователей в инновациях - работу, выполняемую отдельными лицами и сообществами для того, чтобы технология извне делает практическую работу и имеет смысл в этом сообществе. Это направление работы связано с ролью конечных пользователей, ведущих пользователей и т. Д. В долгосрочных инновационных процессах (Williams et al. 2004).
Исследования приручения обычно проводятся с использованием качественных методов, таких как длительные интервью и этнография, чтобы изучить новые значения технологий, а также меняющиеся распорядки и конфликты, которые обычно недоступны для количественного анализа. методы.
В подходе к одомашниванию используется ряд различных концепций, позволяющих различать различные аспекты процесса. Например: присвоение - это процесс внедрения технологии в домашнее хозяйство или другой местный культурный контекст; Конверсия - это изменение значений или ценностей и норм, связанных с технологией, и их перенос во «внешний» мир.
Основная критика подхода к одомашниванию заключается в том, что он опирается на подробные тематические исследования и его довольно описательный подход, который трудно превратить в предписывающие уроки, требуемые бизнесом и политиками. Тем не менее, этот богатый описательный подход также является его сильной стороной: он позволяет исследовать процессы и сложное взаимодействие артефактов и культурных ценностей гораздо глубже, чем индивидуалистические количественные методы.
Подход одомашнивания, описывающий интеграцию технологий в социальные отношения и структуры с использованием доказательств, полученных с помощью качественных методов, резко контрастирует с индивидуалистическими и количественными подходами (такими как Модель принятия технологий ) Североамериканские маркетинговые и информационные исследования, основанные в основном на психологических моделях.