LZ-5 | |
---|---|
Роль | Рабочий вертолет |
Производитель | |
Конструктор | Глидден Доман |
Первый полет | 27 апреля 1953 |
Статус | Только прототипы |
Построено количество | 3 |
Doman LZ-5 был служебным вертолетом, разработанным в США в начале 1950-х годов компанией Doman Helicopters Inc. из Данбери, штат Коннектикут. Несмотря на международные производственные соглашения о закупках, серийного производства самолета не было, и было построено только три прототипа. Два из них были приобретены армией Соединенных Штатов как YH-31, но в конечном итоге стали VH-31 .
Как и предыдущие LZ-1 - LZ-4, LZ-5 использовала неортодоксальную систему головки ротора с карданным подвесом, разработанную конструктором Glidden Doman, в которой отсутствовали шарниры ротора и демпферы, а также были включены лопасти динамической конструкции soft-in-plane. Система сервоуправления полностью размещалась в головке ротора, без внешних масляных баков или водопровода. Хвостовой винт также был бесшарнирным и свободно плавающим для устранения напряжений при быстром повороте рулевого винта. В остальном он имел конфигурацию несущего винта и рулевого винта обычного вертолета. Пилот и второй пилот сидели над двигателем, который находился в носу, а за ними располагался шестиместный салон. Двигатель охлаждали выхлопными эжекторами, что приводило к экономии энергии, что увеличивало полезную нагрузку на 800 фунтов. Самолет имел колесную четырехопорную ходовую часть, основные узлы которой имели сдвоенные колеса.
Первый прототип (регистрационный N13458) поднялся в воздух 27 апреля 1953 года, а к концу 1955 года две машины были доставлены в армию. (52-5779 и 52-5780). В конце концов, армия пришла к выводу, что у них нет необходимости в дополнительной модели вертолета с поршневым двигателем в этой размерной категории, и никаких дополнительных заказов размещено не было. После обширных летных испытаний и обучения пилотов в армии один из прототипов был передан ВМФ для программы летных исследований вертолета в испытательном центре военно-морской авиации на реке Патаксент. Позже этот самолет был выкуплен компанией Doman и использован в ее коммерческих продажах.
Доман продолжил разработку, построив еще один самолет LZ-5 в совместном предприятии с Fleet в Канаде.. Вертолеты LZ-5 одновременно получили сертификаты типа в США и Канаде в 1954 году. Третий вертолет много летал в Канаде под канадской регистрацией CF-IBG и в США, Франции и Италии под регистрацией США N812. Он участвовал в Парижском авиасалоне в 1960 году. Этот самолет также был модифицирован за счет установки полностью слепых пилотажных приборов, которые широко демонстрировались в попытках продать его в качестве учебно-тренировочного. Оборудованный таким образом самолет рекламировался как. Планируемая серийная версия должна была быть оснащена двигателем с турбонаддувом и обозначаться как D-10B . Доман продал права на производство военных версий Хиллеру и для итальянского рынка Амброзини.
В конечном итоге ни один из этих планов не был реализован, и LZ-5 так и не поступил в производство.
После распада Doman Helicopters Inc. в 1969 году второй армейский прототип был доставлен в Калифорнию для демонстрации в Музее авиации Хиллера, основанном Стэнли Хиллер-младший Этот вертолет был возвращен в Коннектикут в 2009 году и выставлен в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут.
Данные Jane's All the World's Aircraft 1956–57
Общие характеристики
Производительность