Dom Sébastien, Roi de Portugal | |
---|---|
Grand Opera by Gaetano Donizetti | |
Акт 3 в оригинальное производство, поскольку Великий инквизитор приказывает арестовать Дом Себастьяна (гравюра из L'Illustration) | |
Либреттист | Эжен Скриб |
Язык | Французский |
На основе | Поль Фуше «Дон Себастьен де Португалия» |
Премьера | 9 ноября 1843 г. (1843-11-09). Театр де ла Порт-Сен-Мартен, Париж |
Дом Себастьян, Руа Португалии (Дон Себастьян, король Португалии) - французская большая опера в пяти действиях Гаэтано Доницетти. Либретто было написано Эженом Скрибом по пьесе Поля Фуше «Дон Себастьян де Португалия», премьера которой состоялась в Театре де ла Порт-Сен. -Мартин 9 ноября 1838 г. Это историческая фантастика о короле Португалии Себастьяне (1554–1578) и его злополучной экспедиции 1578 года в Марокко. Премьера оперы состоялась 13 ноября 1843 года в Зале Ле Пелетье Парижской Оперы. Это была последняя опера, которую Доницетти завершил перед тем, как сойти с ума в результате сифилиса.
В то время Доницетти пытался составить оперу, конкурирующую с аналогичными историческими операми Даниэля Обера, Фроменталь Халеви и Джакомо Мейербер. Одним из критических описаний характера Dom Sébastien является "похороны в пяти действиях". В отличие от этого, Винтон Дин описал главную характеристику оперы как «бескомпромиссную драматическую честность» в своих комментариях к необычным драматическим аспектам произведения. Мэри Энн Смарт подготовила оперу на французском языке, которая включает приложения с вариантами и дополнениями, которые Доницетти сделал для постановки на немецком языке в Венской Хофопере в 1845 году.
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 13 ноября 1843 года. (Дирижер: -) |
---|---|---|
Дом Себастьен, король Португалии | тенор | Жильбер Дюпре |
Дом Антонио, его дядя, регент королевства в его отсутствие | тенор | Жан-Батист Октав |
Дом Жуам де Сильва, Великий инквизитор | бас | Николя Левассер |
Ле Камоэн, солдат и поэт | баритон | Поль Барройе |
Дом Энрике, лейтенант Дома Себастьен | басс | Фердинанд Прево |
Бен-Селим, губернатор Феса | бас | Ипполит Бремон |
Абаялдос, глава арабских племен, жених Зайды | баритон | Жан-Этьен-Огюст Массоль |
Зайда, дочь Бен-Селима | меццо-сопрано | Розин Штольц |
Дом Луис | тенор | |
Солдат | бас | |
Первый инквизитор | тенор | |
Второй инквизитор | тенор | |
Третий инквизитор | бас | |
Хор: Джентльмены и дамы и двора Португалия, португальские солдаты и матросы, арабские солдаты и женщины, члены инквизиции, мужчины и женщины из народа |
Лиссабон
Христианский король Дом Себастьян оставляет своего дядю Дом Антонио править Португалией, а сам отправляется в крестовый поход против мавров Африки. В окружении Себастьяна входят поэт-идеалист Камоэн и маврская принцесса Зайда, которую он спас от сожжения на костре за попытку бежать из монастыря, в котором она жила с момента своего обращения в христианство (O mon Dieu, sur la земля). Он намерен вернуть ее отцу Бен-Селиму.
Фес, Марокко
Воссоединение Зайды и Бен-Селима омрачено ее отказом выйти замуж за вождя мавров Абаялдоса.
Поле битвы в Марокко
Абаялдос привел мавров к битве против сил Себастьяна и почти полностью уничтожил их. Жизнь раненого Себастьяна спасается только тогда, когда его лейтенант Дом Энрике представляется Абаялдосу как Себастьян, прежде чем он скончался от своих ран, и Зайда умоляет сохранить жизнь «христианина» (настоящего Себастьяна) в обмен на свое согласие выйти замуж за Абаялдоса, рассуждая что ее жизнь была спасена христианкой во время ее плена в Португалии и что услуга должна быть возвращена. Себастьян остается на поле боя сломленным человеком (Seul sur la terre).
Публичная площадь, Лиссабон
Камоэнс пережил битву и вернулся в Лиссабон (O Lisbonne, o ma patrie!), Где он узнает, что Антонио присоединился к сам с испанским великим инквизитором Дом Хуаном де Сильвой и узурпировал трон. Он сталкивается с Себастьяном, когда проходит похоронная процессия якобы мертвого короля. Камоэн вызывает смятение в своем негодовании, и люди узнают Себастьяна, когда он вмешивается. Абаялдос, со своей стороны, признает скромного «христианина», жизнь которого он сохранил. Себастьян попадает в тюрьму как самозванец.
Суд, Лиссабон
На суде Себастьяна Зайда доказывает свою любовь к нему, свидетельствуя о его истинной личности и о том, как он избежал смерти. Абаялдос обвиняет ее в неверности, и теперь и Себастьян, и Зайда заключены в тюрьму, она - за измену.
Суд Лиссабона
Стремясь узаконить свою сделку с Испанией, Антонио предлагает пощадить Себастьяну жизнь, если Зайда сможет убедить Себастьяна подписать официальный документ о продаже Португалии Испания. После первого отказа Себастьян расписывается. Свободная, но обезумевшая, Зайда выбегает, чтобы утопиться.
Башня, охраняющая вход в гавань Лиссабона (анахронизм - башня Белен, символ португальской независимости)
Себастьян догоняет Зайду на вершине башни. Они видят Камоэна в лодке, который пытается их спасти. Себастьян и Зайда спускаются по веревке к лодке, но их обнаруживают на полпути; они падают насмерть, когда веревка перерезается. Камоэн убит выстрелом, и за занавесом на горизонте появляется испанский флот. Португалия потеряла независимость.
Год | Актеры (Зайда,. Дом Себастьен,. Камоэн,. Дом Хуан де Сильва) | Дирижер,. Оперный театр и оркестр | Лейбл |
---|---|---|---|
1984 | Клара Такач,. Ричард Лич,. Лайош Миллер,. Сергей Копчак | Eve Queler,. Оперный оркестр Нью-Йорка и Schola Cantorum of New York. (Запись концертного выступления в Карнеги-холл, 23 марта) | CD: Legato Classics. Кот: LCD 190-2 |
1998 | Моника Минарелли,. Роберт Воронецки,. Этторе Ким,. Рэндалл Якобш | Элио Бонкомпаньи,. Sinfonie Orchester Aachen и Aachener Städische Theater Chorus | CD: Kicco Classic. Кат: KCO18CD-1/2 |
2005 | Веселина Касарова,. Джузеппе Филианоти,. Кармело Коррадо-Карузо,. Алистер Майлз | Марк Элдер,. Оркестр и хор Королевского оперного театра,. Концертное выступление, записанное вживую 10 и 13 сентября 2005 г. в ROH Covent Garden | Audio CD: Opera Rara. Cat: ORC 33 |
Notes
Источники