Dolby Stereo

редактировать
Dolby Stereo
Dolby Stereo Logo.svg
Тип продуктаФормат звука. Объемный звук. Торговая марка
ВладелецDolby Laboratories
СтранаСША
Год выпуска1976
Родственные брендыDolby Digital
РынкиПо всему миру
Предыдущие владельцыUltra Stereo
Веб-сайтОфициальный веб-сайт Dolby

Dolby St ereo - это звуковой формат, созданный Dolby Laboratories. Существует две основных стереосистемы Dolby: система Dolby SVA (стерео с переменной площадью), используемая с оптическим звуком дорожками на 35-мм пленке, и Dolby Stereo 70 мм, которая относится к шумоподавлению Dolby на 6-канальных магнитных звуковых дорожках на 70-миллиметровых отпечатках. Dolby Pro Logic является отечественным эквивалентом Dolby стерео, а Dolby Surround - это название технологии кодирования, используемой программным обеспечением для воспроизведения, совместимым с Dolby Pro Logic.

Содержание

  • 1 Dolby SVA
    • 1.1 История
    • 1.2 Стерео матрица Dolby
    • 1.3 Dolby Surround / Dolby Pro Logic (домашние декодеры)
  • 2 Dolby Stereo 70 мм, шесть дорожек
  • 3 Ultra Stereo
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Dolby SVA

Из них двоих, Dolby SVA был намного более значимым, поскольку он принес высококачественный стереозвук доступным практически для каждого кинотеатра. Хотя 7-дорожечная магнитная стереосистема использовалась в фильмах Cinerama с 1952 года, а в 1953 году Fox представила 4-дорожечную магнитную стереозвук как часть системы CinemaScope, эта технология доказала свою эффективность. быть дорогим и ненадежным. За исключением крупных городов, в большинстве кинотеатров не было оборудования для воспроизведения магнитных звуковых дорожек, и большинство фильмов продолжали выпускаться с моно-оптическими звуковыми дорожками. Dolby SVA предоставила метод наложения высококачественных стереофонических звуковых дорожек на оптические звуковые отпечатки.

Оптическая звуковая дорожка на 35-миллиметровой пленке, закодированной в формате Dolby Stereo, содержит не только левую и правую дорожки для стереофонического звука, но также - через систему матричного декодирования (Dolby Motion Picture matrix или Dolby MP ), аналогичный тому, который был разработан для «квадрофонического » или «четырехъядерного» звука в 1970-х годах - третий центральный канал и четвертый канал объемного звучания для динамиков по бокам и сзади кинотеатра для окружающего звука и специальных эффектов. Это дало всего четыре звуковых канала, как в 4-дорожечной магнитной системе, в пространстве дорожек, ранее выделенном для одного моно-оптического канала. Dolby также включила шумоподавление A-Type в стереосистему Dolby.

История

Первоначально компания Dolby Labs использовала звукозапись фильмов, когда киностудии использовали шумоподавление типа Dolby A на студийных магнитных записях. Первым фильмом, в котором использовалось шумоподавление Dolby на протяжении всего производственного процесса, был Заводной апельсин, хотя большая часть преимуществ была потеряна, когда он был выпущен со стандартным оптическим саундтреком «Академии». Это привело к предложению Dolby применить шумоподавление типа A к оптическому саундтреку на печатных изданиях.

В то время (начало 1970-х) возобновился интерес к улучшению качества оптических саундтреков, который изменился немного с 1930-х годов. В частности, все еще использовалась печально известная «кривая Академии» (стандартная частотная характеристика для воспроизведения оптических дорожек в кино, как определено Академией кинематографических искусств и наук в 1938 году). Это включало резкое спад в высокочастотной характеристике театральной системы с намерением уменьшить слышимость шума и искажений. Компания Dolby предложила заменить кривую Academy на шумоподавление типа Dolby A на дорожке. Начиная с фильма 1974 года Каллан, было выпущено десять фильмов с монофоническим саундтреком в кодировке Dolby. Театры были оснащены модулем шумоподавления типа Dolby A и эквалайзером на треть октавы для выравнивания электроакустической частотной характеристики динамиков / аудитории. Это создало новый международный стандарт звука в кино.

Хотя система работала хорошо, владельцы кинотеатров не хотели вкладывать средства в технологию, пока в микс не было добавлено стерео. Идея поместить двухканальную оптическую стереофоническую звуковую дорожку в обычную область звуковой дорожки при печати фильма не была новой; пионер стерео Алан Блюмлейн сделал экспериментальные стереофонические фильмы с использованием такой системы еще в 1933 году, а Дж. Г. Фрейн из Westrex предложил систему, аналогичную SMPTE в 1955 году.

Однако к 1970 году стало очевидно, что методы магнитной записи не собираются вытеснять оптические звуковые дорожки на большинстве выпущенных отпечатков, и в начале 1970-х годов Eastman Kodak возродил эту идею, как описано RE Uhlig в документе, представленном SMPTE в 1972 году. Первоначально с использованием двухканального 16-метрового киномагнитофона, созданного для них RCA, Kodak записывала двухканальные стереофонические звуковые дорожки. так же, как Блюмлейн и Фрейн сделали раньше, но добавили шумоподавление Dolby, чтобы улучшить ограниченный динамический диапазон, доступный для этих дорожек половинной ширины.

Оставалось решить одну проблему: отсутствие центрального канала, как считается так же важно, чтобы заблокировать диалог в центре экрана до середины экрана. Улиг обсудил этот вопрос в своем последующем документе. Он рассмотрел возможность разделения области звуковой дорожки тремя способами для создания третьего центрального канала, но отклонил ее из-за негативного воздействия, которое это оказало бы на динамический диапазон, и проблем, связанных с преобразованием кинопроекторов. Вместо этого он предложил заполнить динамик центрального канала простой смесью левого и правого каналов; однако это не совсем удовлетворительно, поскольку ухудшает разделение стерео.

В это время Dolby объединила усилия с Kodak в разработке этой системы. Решение Dolby проблемы центрального канала заключалось в использовании матричного декодера с «направленным улучшением», основанного на тех, которые были разработаны для домашних систем «Quadraphonic », для восстановления центрального канала из левого и правого каналов, записанных на пленку.. Матричный декодер, первоначально применявшийся для этого, использовал матрицу QS Sansui по лицензии. Эта система использовалась в 1975 г. Кен Рассел фильм Листомания.

Затем матрица была расширена, чтобы обеспечить четвертый канал для громкоговорителей объемного звучания, что позволило создать 4-канальную систему с тем же расположением динамиков, что и 4-дорожечная магнитная стереосистема CinemaScope 1950-х годов, но по гораздо более низкой цене.

Dolby Stereo, под брендом этой 4-канальной системы, впервые был использован в 1976 году в A Star is Born. С весны 1979 года матрицу Sansui QS заменила новая настраиваемая матрица. Впервые он был использован в фильмах Hair и Hurricane.

того года. Сначала оборудование Dolby Stereo было установлено в основном в больших кинотеатрах, уже оборудованных усилителями и динамиками для 4-трекового стерео CinemaScope. Но успех фильма 1977 года Star Wars, в котором 4-канальная система использовалась с большим эффектом, побудил владельцев небольших кинотеатров впервые установить стереооборудование.

Ключевой особенностью этой системы была ее обратная совместимость : один и тот же отпечаток мог воспроизводиться где угодно, от старого автомобильного кинотеатра с монофоническим звуком до кинотеатра, оборудованного Dolby Stereo, что устраняет необходимость в дорогостоящем двойном инвентаре отпечатков для распространения. Успех Dolby Stereo привел к окончательному упадку магнитного стерео на 35-миллиметровых печатных изданиях. С тех пор только 70-миллиметровые отпечатки использовали магнитный звук.

В начале 1990-х годов Dolby SR шумоподавление начало заменять Dolby A type NR на 35-миллиметровой выставке кино. Все печатные издания, закодированные с использованием Dolby Digital, включают аналоговую звуковую дорожку Dolby SR, как в качестве резервной копии на случай неисправности цифровой дорожки, так и для кинотеатров, не оборудованных для воспроизведения Dolby Digital.

Сегодня, по состоянию на 2019 год; Dolby Stereo все еще существует, хотя его доля на рынке кинотеатров значительно сократилась с появлением цифрового кино. Он служит резервной копией для кинотеатров, по-прежнему демонстрируя фильмы на 35-миллиметровой пленке.

Стерео матрица Dolby

Стерео матрица Dolby проста: четыре исходных канала: левый (L), центральный ( C), правый (R) и объемный (S), объединяются в два, известные как Left-total (LT) и Right-total (RT) по следующей формуле:

Dolby Stereo MixЛевыйПравыйЦентр Окружающий
Левый Всего1 {\ displaystyle 1}1 0 {\ displaystyle 0}{\ displaystyle 0} 1 2 {\ displaystyle {\ frac {1} {\ sqrt {2}}}}{\ frac { 1} {{\ sqrt 2}}} + j 1 2 {\ displaystyle + j {\ frac {1} {\ sqrt {2}}}}+ j {\ frac {1} {{\ sqrt 2}}}
Итого справа0 {\ displaystyle 0}{\ displaystyle 0} 1 {\ displaystyle 1}1 1 2 {\ displaystyle {\ frac {1} {\ sqrt {2}}}}{\ frac { 1} {{\ sqrt 2}}} - j 1 2 {\ displaystyle -j {\ frac {1} {\ sqrt {2}}}}-j {\ frac {1} {{\ sqrt 2}}}

где j = 90 ° сдвиг фазы

Эта информация центрального канала переносится как LT, так и RT в фазе, а информация канала объемного звука передается как LT и RT, но не в фазе. Это обеспечивает хорошую совместимость как с монофоническим воспроизведением, так и с воспроизведением L, C и R из монофонического динамика с уровнем C на 3 дБ выше, чем L или R, но объемная информация отменяется. Это также обеспечивает хорошую совместимость с двухканальным стереофоническим воспроизведением, где C воспроизводится как из левого, так и из правого динамиков, образуя фантомный центр, а объемное звучание воспроизводится из обоих динамиков, но диффузным образом.

Простой 4-канальный декодер может просто послать суммарный сигнал (L + R) на центральную колонку, а разностный сигнал (L-R) - на окружающие. Но такой декодер обеспечит плохое разделение между каналами соседних динамиков, поэтому все, что предназначено для центрального динамика, также будет воспроизводиться через левый и правый динамики только на 3 дБ ниже уровня центрального динамика. Точно так же все, что предназначено для левого динамика, будет воспроизводиться как из центрального динамика, так и из динамика объемного звучания, опять же всего на 3 дБ ниже уровня в левом динамике. Однако существует полное разделение между левым и правым, а также между центральным и объемным каналами.

Чтобы преодолеть эту проблему, кинодекодер использует так называемую «логическую» схему для улучшения разделения. Логическая схема определяет, какой канал динамика имеет наивысший уровень сигнала, и дает ему приоритет, ослабляя сигналы, подаваемые в соседние каналы. Поскольку уже существует полное разделение между противоположными каналами, нет необходимости ослаблять их, фактически декодер переключается между приоритетом L и R и приоритетом C и S. Это накладывает некоторые ограничения на микширование для Dolby Stereo и гарантирует, что микшеры звука правильно микшируют саундтреки, они будут контролировать микширование звука через кодировщик Dolby Stereo и декодер в тандеме. В дополнение к логической схеме канал объемного звучания также запитывается через задержку, регулируемую до 100 мс, чтобы соответствовать аудиториям разного размера, чтобы гарантировать, что любая утечка программного материала, предназначенного для левого или правого динамика, в канал объемного звука всегда слышна первой. от предполагаемого динамика. Это использует «эффект приоритета » для локализации звука в заданном направлении.

Dolby Surround / Dolby Pro Logic (домашние декодеры)

Dolby Surround была самой ранней потребительской версией многоканального аналогового звукового формата Dolby Stereo Dolby.

Из-за совместимости матрицы Dolby Stereo с моно- и стереофоническим воспроизведением, когда фильмы, первоначально сделанные в Dolby Stereo, были выпущены в стереофонических домашних видеоформатах, таких как VHS-HiFi или лазерный диск, или транслировались на стереотелевизоре, может быть использован оригинальный двухканальный саундтрек Dolby Stereo. Некоторые отечественные слушатели стремились услышать эти саундтреки в манере, более близкой к тому, как они звучали бы в театре, и для этого рынка некоторые производители выпустили упрощенные декодеры окружающего звука. Чтобы снизить стоимость, эти декодеры не имели выхода на центральный динамик и логической схемы, которая есть в профессиональном декодере, но включали задержку объемного звучания. Чтобы отличить эти декодеры от профессиональных устройств, используемых в кинотеатрах, им было присвоено название декодеры Dolby Surround. Термин «Dolby Surround» также был лицензирован Dolby для использования в телепрограммах или фильмах, записанных с помощью матрицы Dolby Stereo.

К концу 1980-х производители интегральных схем работали над созданием матричных декодеров для интегральных схем. Типичный ранний пример - SSM-2125 от PMI. SSM-2125 - это полноценный матричный декодер Dolby Stereo (за исключением задержки объемного звука) на одном кристалле, он позволяет продавать потребителям домашние декодеры, использующие ту же логическую систему, что и профессиональные декодеры. Таким образом, эти декодеры получили название Dolby Pro Logic.

Dolby Stereo 70 мм Six Track

Dolby Stereo 70 мм Six Track относится к использованию шумоподавления Dolby на шести магнитных звуковых дорожках. отпечатка 70 мм. Впервые он был использован на некоторых оттисках фильма MGM Logan's Run, выпущенного в 1976 году.

Формат Todd-AO был представлен в 1955 году и включал многоканальный магнитный звук с самого начала, у него нет оптической звуковой дорожки (хотя в последние годы в некоторых 70-миллиметровых отпечатках использовалась цифровая дорожка DTS вместо аналоговой магнитной).

Первоначальная компоновка была для 5 фронтальных каналов и одного окружающего звука. Но к 1970-м годам от использования промежуточных дорожек (левый центральный и правый центральный) в значительной степени отказались, эти каналы либо оставались пустыми, либо заполнялись простым миксом соседних каналов. Компания Dolby не одобрила эту более позднюю практику, которая приводит к потере разделения, но вместо этого использовала эти каналы для LFE (усиление низких частот), используя басовые блоки резервных промежуточных передних динамиков. Позже неиспользованная ВЧ-емкость этих каналов была использована для обеспечения стереофонического объемного звучания вместо монофонического объемного звучания в схеме Тодда-АО, давая современное распределение каналов 5.1, сохраненное сегодня в Dolby Digital.

Ultra Stereo

К 1984 году у Dolby Stereo появился конкурент. Компания Ultra Stereo Labs представила аналогичную стереофоническую оптическую звуковую систему Ultra Stereo. Его кинопроцессор внес улучшения в матричное декодирование и сверточное согласование с большим разделением каналов. Включенная схема балансировки компенсировала переплетение пленки и некоторые дисбалансы между левой и правой дорожками, которые ранее вызывали утечку голоса в канал объемного звучания. Акустическая система Ultra Stereo была удостоена награды за технические достижения в 1984 году от Академии кинематографических искусств и наук.

Ссылки

Внешние ссылки

  • Dolby официальный сайт
Последняя правка сделана 2021-05-17 11:18:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте