Додо Мармароса

редактировать
Додо Мармароса
Пианист Додо Мармоса.jpg
Справочная информация
Имя при рожденииМайкл Мармароса
Дата рождения(1925-12-12) 12 декабря 1925. Питтсбург, Пенсильвания, США
Умер17 сентября 2002 (2002-09-17) ( 76 лет). Питтсбург, Пенсильвания
ЖанрыДжаз, бибоп
Занятие(s)Музыкант, композитор, аранжировщик
ИнструментыФортепиано
Годы активностиНачало 1940-х - начало 1970-х?
ЭтикеткиAtomic, Dial, Savoy, Арго, Аптаун

Майкл "Додо " Мармароса (12 декабря 1925 - 17 сентября 2002) был американцем джаз пианист, композитор, аранжировщик.

Родом из Питтсбурга, штат Пенсильвания, Мармароса стал профессиональным музыкантом в подростковом возрасте и гастролировал с несколькими основными биг-группами, в том числе возглавляемыми Томми Дорси, Джин Крупа и Арти Шоу в середине 1940-х. Он переехал в Лос-Анджелес в 1945 году, где все больше интересовался и вовлекался в зарождающуюся бибоп-сцену. Во время своего пребывания на Западном побережье он записывался в небольших группах с ведущими бибоп и свингом музыкантами, включая Говарда МакГи, Чарли Паркера и Лестера. Молодой, а также руководил собственными группами.

Мармароса вернулся в Питтсбург по состоянию здоровья в 1948 году. Он начал выступать гораздо реже и присутствовал только на местах около десяти лет. Друзья и коллеги-музыканты с самого начала отмечали, что Мармароза - необычный персонаж. На его психическую устойчивость, вероятно, повлияло то, что в подростковом возрасте он впал в кому, недолговечный брак, за которым последовала разлука с детьми, а также травматический период в армии. Он сделал несколько записей в начале 1960-х, но вскоре вернулся в Питтсбург, где иногда играл до начала 1970-х. С тех пор и до своей смерти три десятилетия спустя он жил с семьей и в больницах для ветеранов.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Дальнейшая жизнь и карьера
    • 2,1 1941–50
    • 2,2 1951–59
    • 2.3 1960–2002
  • 3 Стиль игры и влияние
  • 4 Дискография
    • 4.1 Альбомы в качестве лидера / соруководителя
    • 4.2 Альбомы в качестве помощника
    • 4.3 Синглы в роли лидера / соавтора -лидер
    • 4.4 Одиночки в роли сайдмена
  • 5 Фильмография
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Ранняя жизнь

Мармароза родился в Питтсбурге, Пенсильвания на 12 декабря 1925 г. У него были «итальянские родители из рабочего класса» - Джозеф и Кармелла. Он был средним из троих детей, между сестрами Одри и Дорис, и вырос в районе Питтсбурга Ист-Либерти. Мармароса учился в средней школе Пибоди. В детстве он получил нелестное прозвище «Додо » из-за своей большой головы, короткого тела и птичьего носа.

Хотя он и заявлял о своем интересе к игре на трубе, Мармароза родители убедили его заняться фортепиано, которым он начал заниматься в 9 лет. Он получил уроки классической музыки, но на него повлияла джазовая игра Арта Татума, Тедди Уилсона, и другие после того, как пианист Эррол Гарнер, на четыре года старше Мармаросы, познакомил его с их музыкой. Мармароса много тренировался, пока его левая и правая руки не стали одинаково сильными.

Дальнейшая жизнь и карьера

1941–50

Мармароса начал свою профессиональную карьеру примерно в 1941 году, присоединившись к Оркестр Джонни «Скэт» Дэвиса в возрасте 15 или 16 лет. Впервые он был упомянут в национальной джазовой прессе в следующем году, появившись в журнале Down Beat за его игру на джем-сейшене. После гастролей оркестр Дэвиса распался, поэтому Мармароза и другие присоединились к Джину Крупа примерно в конце 1942 года. После одного выступления Крупа в 1943 году в Филадельфии, Мармароза был доведен до состояния комы моряками, которые обвинили его в уклонение от сквозняков. По словам кларнетиста Бадди ДеФранко, на которого также напали мужчины: «Додо всегда был немного не в себе, но после этого избиения он казался другим. Травма головы не повлияла на его игру, но я думаю, что она создала психологические проблемы для него ».

После того, как оркестр Крупы распался в середине 1943 года, Мармароза тем летом играл в группе Теда Фио Рито как минимум месяц. Затем он перешел в биг-бэнд Чарли Барнета, где он оставался с октября 1943 года по март 1944 года. Мармароса записал дебютную запись с Барнетом в 1943 году; они записали "The Moose", трек, описанный Гюнтером Шуллером как "настоящий шедевр", на котором 17-летний пианист сыграл оригинальную смесь зарождающегося бибопа и Граф Бэйси - стиль минимализм. Мармароса записал несколько треков трио с Крупой и ДеФранко в 1944 году. С апреля по октябрь того же года он был с Томми Дорси, в том числе для появления оркестра в фильме MGM Thrill романа. Биограф Дорси указал, что пианист был уволен, потому что руководитель оркестра не заботился о модернистских аспектах своей игры. Вскоре Мармароса присоединился к кларнетисту Арти Шоу, с которым он оставался до ноября 1945 года в составе большого оркестра и небольшого оркестра Шоу Gramercy Five.

С начала 1940-х годов Мармароза искал и экспериментировал с продвинутыми прогрессивными формами джаза, и его все больше привлекал бибоп после встречи и джемования с лидерами этого нового движения, Диззи Гиллеспи и Чарли Паркером. В 1945 году Мармароса переехал в Лос-Анджелес. Он был пианистом в марте следующего года на первых записях Паркера для Dial Records. Два из записанных треков, «Ornithology » и «Yardbird Suite », были включены в Зал славы Грэмми.

Мармароса, широко записанный в качестве сайдмена в период 1945–47, как в контексте бибопа, так и свинга. Руководителями этих сессий были Уорделл Грей, Лайонел Хэмптон, Мел Торме, Уилли Смит, Лестер Янг, и с Мармаросой в качестве домашнего пианиста для Atomic Records, Slim Gaillard и Барни Кесселя. Однако, за некоторыми исключениями, Мармароса редко выступал публично с лидерами, на студийных записях которых он выступал во время пребывания на Западном побережье. Между частыми сессиями звукозаписи он играл "в больших группах (особенно Бойд Реберн и Томми Педерсон ), на джазовых концертах, в качестве солиста в ночных клубах [...] или играл после часов ". Оркестр Ребурна был прогрессивной группой, которая использовала «современные аранжировки, стремясь преодолеть разрыв между бопом и передовой европейской музыкой».

Мармароза сделал свои первые записи в качестве лидера в 1946 году, с треками трио, которые включали Рэй Браун на басу и Джеки Миллс на барабанах, и в квартете с саксофонистом добавлен Лаки Томпсон. В том же году он записал свой единственный вокальный трек «У меня есть новости для тебя». В 1947 году Мармароза провел сессию трио для Dial с Гарри Бабасином на виолончели и Джеки Миллс на барабанах; это были первые пиццикато джазовые записи для виолончели. В том же году он участвовал в нескольких концертах Just Jazz Джина Нормана и был удостоен награды журнала Esquire New Star (фортепиано).

Согласно Миллс, его сосед по дому в 1946–47, «Додо был самым преданным игрокам. Он тренировался невероятное количество часов, часто весь день. Он не останавливался, чтобы поесть. Он ел за пианино одной рукой и держал играть с другим. У него не было других интересов, о которых я знал. Он мог играть вечно ». В то время Мармароза не пил и не принимал сильнодействующих наркотиков, но его поведение часто было эксцентричным. Миллс сообщил, что «Додо был просто большим ребенком [...] Он так и не вырос, потому что никогда не позволял ничему, кроме пианино, быть для него важным. Фортепиано было его жизнью. Он слышал в своей голове вещи, которые он не был» Он умел играть, и это его расстраивало. Однажды он рассердился на старое пианино, которое у нас было, и порубил его топором ».

Весной 1948 года Мармароза вернулся в Питтсбург из-за болезни. Он снова гастролировал с "Scat" Дэвисом (апрель - июль 1949 г.) и Шоу (сентябрь - ноябрь 1949 г.). Он покинул группу Шоу в последний раз во время одного концерта после того, как они дважды сыграли хит Шоу "Frenesí ", Мармароза пригрозил уйти, если Шоу снова позвонит, и лидер сделал это после публики. попросил третью игру. Шоу сообщил, что Мармароза «был нежным и хрупким, [...] он так и не научился общаться с миром музыканта». Пианист вернулся в Питтсбург в 1950 году, подписал «срочный контракт» с Savoy Records и записал для них четыре партии трио в июле, но качество не соответствовало его более ранней игре.

1951–59

Около десяти лет Мармароза был гораздо менее активен как музыкант. Шоу и ДеФранко подняли идею психиатрического лечения, но первый был отвергнут самим Мармаросой, а второй - родителями пианиста: «Они не смирились с его необходимостью в профессиональной помощи. Они были из старой школы, они видели в этом стигма. У меня был большой спор по этому поводу с его отцом. Он действительно взорвался ».

В 1952 году, через два года после женитьбы, Мармароза переехал со своей женой и двумя дочерьми в Калифорнию. Брак был недолгим, и осенью того же года он снова вернулся в дом своих родителей в Питтсбурге. Его бывшая жена снова вышла замуж и попросила разрешить ей сменить имена детей в обмен на то, что ей больше не придется платить деньги; по совету родителей он подписал документы. Его друг позже заявил, что никогда больше не видеть своих детей «было величайшим бедствием в его жизни. Это разлучило его». Другой друг прокомментировал в более общем плане: «После того, как брак распался, он, казалось, потерял искру, драйв, который у него когда-то был».

Поездка на несколько месяцев в Чарли Спивак ' Группа в 1953 году предшествовала тому, чтобы Мармароза был призван в армию в следующем году. Это усугубило его проблемы: несколько месяцев в больнице администрации ветеранов предшествовали его выписке, после чего он находился в плохом психологическом состоянии. Вернувшись в Питтсбург, где он играл на местном уровне с марта 1956 года, Мармароза продолжал быть неустойчивым, иногда исчезая на несколько недель и раздавая свои деньги: «Это было похоже на то, что он был на пути к самоуничтожению», - прокомментировал трубач Дэнни. Коннектикут. Любительские записи с концертов пианиста в Питтсбурге в 1958 году были выпущены четыре десятилетия спустя на Uptown Records.

1960–2002 годы

Мармароза уехал в Калифорнию на машине в 1960 году, но проблемы с автомобилем прекратились. его в Чикаго. Промоутер Джо Сигал организовал для него там сессию Argo Records, но Мармароса внезапно ушел, и запись была отложена до следующего года. Музыка трио двух майских дней была выпущена в 1962 году под названием Dodo's Back!. Леонард Фезер описал ее как «требующую прослушивания для всех, кто серьезно интересуется историей современного джаза. фортепиано », но это не помогло Мармарозе вызвать больше, чем кратковременное возрождение интереса. Он сделал свои последние студийные записи в 1962 году. Один из этих альбомов, Jug Dodo, содержал треки трио и квартета с саксофонистом Джином Аммонсом ; он был выпущен на Prestige Records более десяти лет спустя. Другой, в квартете с трубачом Биллом Хардманом, был выпущен в 1988 году. Сегал прокомментировал, что Мармароса «мало говорил, был очень мягок. Он просто очень много пил, рюмку и пиво. весь день. Девять из десяти человек оказались бы под столом, но он все еще ходил ». Пианист какое-то время курсировал между Чикаго и Питтсбургом, затем снова поселился в последнем.

Мармароза продолжал выступать в Питтсбурге, хотя и нерегулярно. Примерно в 1963 году ДеФранко зашел; он вспоминал, что пианист «блестяще играл половину мелодии, потом просто останавливался и уходил. Он даже не знал, кто я». Последнее выступление Мармаросы на публике датируется по-разному - 1968 или началом-серединой 1970-х годов. Диабет способствовал его постоянной пенсии. «Даже возрождение интереса к бибопу в 1970-х и 80-х годах не привлекло к нему внимания всей страны», - сообщает The New York Times.

На протяжении всей своей жизни Мармароза то и дело жил со своей сестрой Дорис. семье и в больнице для ветеранов в районе Питтсбурга. Некоторые из его друзей обвинили семью Мармаросы в том, что она держала его в своем доме из-за стыда за его психические проблемы, и предположили, что семья обвиняла музыкантов и музыку в его нестабильности. Сам Мармароза не объяснил свой отказ от выступления. Раздраженный телефонными звонками фаната, ищущего интервью в 1992 году, Мармароса сообщил новость о своей смерти; это привело к преждевременной публикации некрологов в двух британских газетах. Иногда он играл на пианино в подвале семьи или для других жителей больницы. Его мать умерла в 1995 году, вслед за отцом. Мармароса умер от сердечного приступа 17 сентября 2002 года в больнице для ветеранов Питтсбурга. У него остались две сестры.

Стиль игры и влияние

Пианист Дик Кац писал: «По мнению многих, Додо Мармароза был самым одаренным из них. все пианисты, фигурировавшие в саге о бибопе. Обладая прекрасным легато и плавной техникой, он разработал оригинальный стиль, который [...] идеально сочетался с идиомой бопа, а также с более ранними стилями. Он объединил передовые аккордовые и скалярные элементы с изящной ритмической фразировкой ».

В некоторых играх 1944 года Мармароза был постепенно направлен на бибоп, используя мелодии, полученные из гармонии, и варьируя ритмическую расстановку акцентов; вскоре после этого он добавил больше места в свою игру, используя более короткие последовательности нот, чем обычно в бибопе. Джазовый критик Марк Майерс, сравнивая Мармарозу с другими пианистами раннего периода бибопа, заметил, что он менее агрессивен, чем Бад Пауэлл, и более выразителен и сложен, чем Аль Хейг., и что у него «был пунктуальный подход с использованием всей клавиатуры, он развивал идеи в середине и расширял их, чтобы выразить их».

Критик и музыкант Брайан Пристли писал это » Что было настолько отличительным в работе Додо, так это отчасти его гармоническое чутье и знание дополнительных нот [... в бибопе]. Многие пианисты пытались найти способы озвучить их удовлетворительно в полном аккорде, но ни один из них не сделал это так приятно или плавно. как Мармароза. Частично это было также то, как он чередовал руки вместе и противостоящими друг другу, и вместе с этим было его необычное чувство времени ».

К моменту записи его 1960-х годов Мармароза уже имел более расслабленный стиль игры. Биографы отмечали, что «его ровная, классическая артикуляция уступила место более ритмично выраженной, ориентированной на джаз игре, и, прежде всего, его музыкальная личность казалась еще более решительной и последовательной».

Пианист Сесил Тейлор в 1961 году заметил: «Первым современным пианистом, который произвел на меня какое-либо впечатление, был Додо Мармароза с Чарли Барнетом». Мармароса также призвал ДеФранко заняться бибопом.

Дискография

Сборники ранее выпущенного материала, а также записи радиотрансляций или радиопередач не указаны.

Альбомы в качестве лидера / соруководителя

Год записиНазваниеМеткаПримечания
1958–62Питтсбург 1958Аптаун Большинство треков трио, с Дэнни Мастри и Джонни Вэнсом (бас; отдельно), Генри Скиулло и Чаком Спатафором (барабаны; отдельно); несколько треков квинтета, с Дэнни Конном (труба), Карло Галлуццо (тенор-саксофон), Джимми ДеДжулио (бас), Spatafore (ударные); все согласованно; несколько треков квинтета, с Конном (труба), Баззи Ренном (альт-саксофон), ДеДжулио (бас), Spatafore (ударные); выпущен 1997
1961Dodo's Back! Argo Trio, с Ричардом Эвансом (бас), Маршаллом Томпсоном (ударные)
1962Jug Dodo Prestige Большинство треков квартета: Джин Аммонс (тенор-саксофон), Сэм Джонс (бас), Маршалл Томпсон (ударные); несколько треков трио, без Аммонса
1962The Chicago SessionsArgo Quartet, с Биллом Хардманом (труба), Ричардом Эвансом (бас), Беном Диксоном ( ударные); выпущен в 1988 году в сочетании с переизданием Dodo's Back!

Альбомы в качестве сайдмена

Год записиЛидерНазваниеЭтикеткаПримечания
1960Джонни ДженисJazz Up Your LifeStarwellВыпущены в 2006 году

Синглы в качестве лидера / соруководителя

Год записиНазваниеЭтикеткаПримечания
1946«Мягкое настроение» / «Как высоко луна»Атомный "Mellow Mood": трио с Рэем Брауном (бас), Джеки Миллс (ударные); "How High the Moon": квартет с добавлением Лаки Томпсона (тенор-саксофон)
1946«Я сдаюсь, дорогой» / «Блюз Додо»Атомик "Dodo's Blues": трио с Рэй Браун (бас), Джеки Миллс (ударные); "I Surrender Dear": квартет с добавлением Лаки Томпсона (тенор-саксофон)
1946«Капли дождя» / «У меня для тебя новости»Atomic Трио с Барни Кесселем (гитара), Джином Инглундом (бас)
1947«Любовник» / «Дари Уходит», «Пассаты» / «Бопматизм» 293>Наберите Трио с Гарри Бабасином (бас, виолончель), Джеки Миллс (барабаны)
1950«Мое глупое сердце» / «Почему я родился? "," Blue Room "/" The Night Is Young "Savoy Трио, с Томасом Мандрусом (бас), Джо" Джаз "Уоллес (ударные)

Синглы в качестве сайдмена

Треки записанные, но не выпущенные как синглы, не перечислены.

Год записиЛидерТитулЛейбл
1943Чарли Барнет «Лось», «Пау-Вау», » Sittin 'Home Waitin' for You "," Strollin "Decca
1944Чарли Барнет " Bakiff "," West End Blues "," In There "," Saltin 'Away My Sweet Мечты »,« Детка, не пойдешь ли ты домой »,« Великая ложь »,« Джип прыгает »,« Голубая луна »,« В меллотоне »,« Моего сердца нет в этом »,» Оставь меня в Гарлеме »,« Блюз побережья Мексиканского залива »,« Плоский топ закрывает крышу »,« Скайлайнер »,« Блюз издольщиков »,« Выходи, выходи, где бы ты ни был »Декка
1944Джин Крупа «Ходж Толстяк», «Лиза»V-Disc
1944Томми Дорси «Ты принес мне новый вид любви», «Opus One», «Swing High»Лэнг-Ворт
1944Томми Дорси «Насколько мы знаем», «Я ничейный ребенок»V-Disc
1944Арти Шоу «Ac-cent-tchu-ate the Positive», «Lady Day», «Jumpin 'on the Merry-Go-Round»RCA-Victor
1945Арти Шоу "Я никогда не буду Sa me "," Can't Help Lovin '' Dat Man "," 'S Wonderful "," Bedford Drive "," The Grabtown Grapple "," Сентябрьская песня "," But Not for Me "," Summertime "," Easy любить »,« Время в моих руках »,« Табу »,« Туманный день »,« Эти глупости »,« Я мог бы написать книгу »,« Волнение всей жизни »,« Касба »,« Плач », «(Мое) счастливое число», «Любовь вошла», «Скоро», «Держу себя для тебя», «Никто, кроме тебя», «Натч», «Это для меня», «Они не могут этого принять. прочь от меня »,« Наша любовь здесь, чтобы остаться »,« У меня все было хорошо »,« Кто-то, чтобы присматривать за мной »,« Дела идут вверх »,« Дева с вялым воздухом »,« Никто, кроме Ты »,« Они мне не поверили »,« Танцы на потолке »,« Я не могу начать »,« Просто плыву »,« Иоланда »,« Я не могу убежать от тебя »,» Скаттлбатт »,« Нежный мошенник »,« Мистериозо »,« Хоп, прыгай и прыгай »RCA-Victor
1945Арти Шоу « Пойдемте »,« Любовь всей моей жизни », «Призрак шанса», «Насколько глубок океан», «Планер», «Шершень»Musicraft
1945Corky Co rcoran «Что это за вещь называется любовью», «Незначительный блюз», «Ты это знаешь»Основной доклад
1945Лем Дэвис «Ничего из ничего», «Моя голубая Небеса »Закат
1945Глэдис Хэмптон« Только четыре квадрата »,« Звездное время »Хэмп-Тон
1945Слим Гайяр «Лагуна», «Данкин 'Бейгл», «Бугин у Берга», «Не вини меня»Би-Би
1945Слим Гайяр "Atomic Cocktail", "Yep-Roc Heresay", "Penicillin Boogie", "Jumpin 'at the Record Shop", "Drei Six Cents", "Minuet in Vout", "Tee Say Malee"Atomic
1945Слим Гайяр «Детка, пожалуйста, вернись домой», «Groove Juice Jive», «The Hop», «Трёхручное буги-вуги»Кадет
1945Слим Гайяр «Головокружительный буги-вуги», «Плоскостопная шлюха», «Попити-поп», «Джем Слима»Бел-Тон
1945Барни Кессель «Взрыватель атома», «Что это за штука называется любовью», «Симпатичная цыпочка», «Человек, которого я люблю»Атомик
1945Лестер Янг DB Блюз »,« Лестер снова дует »,« Эти глупости »,« Прыгает у Меснера »Филон
1946Слим Гайяр « Куриный ритм »,« Прыжок из Санта-Моники »,« Среднее Pretty Mama "," School Kids Hop "Bel-Tone
1946Slim Gaillard " Ya Ha Ha "," Carne "," Ding Dong Oreneey "," Buck Dance Rhythm "Четыре звезды
1946Чарли Паркер «Ночь в Тунисе», «Орнитология», «Ярдберд», «Мус-лось»Наберите
1946Бойд Реберн «Бойд встречается со Стравинским»Джуэлл
1946Элла Мэй Морс «Это мой дом»Капитолий
1946Арти Шоу «Смена мелодии», «Для тебя, для меня, на веки веков», «И так в постель», «Коннектикут», «Не верь, дорогой», «Это та же старая мечта», «Я Верь »,« Когда ты рядом »Musicraft
1946Мел Торме « Один для моей малышки »,« Поцелуй каждое утро »,« Мечтай »,« Нет дела. Как шоу-бизнес »,« Это время мечты »,« Ты сводишь меня с ума! »,« Кто заботится о том, что люди говорят? y "," I'm Yours "Musicraft
1946Ховард МакГи " Полночь в Minton's "," Dialated Pugils "," High Wind in Hollywood ", Up in Dodo's Room"Наберите
1946Лайл Гриффин«Полет Ваута», «Глубоко в блюзе», «Этого не должно случиться», «Большой вождь Альбукерке»Atomic
1946Уорделл Грей «Колокола Делла», «Один для Prez», «Человек, которого я люблю», «Easy Swing»Sunset (выпущено Jazz Selection)
1947Чарли Паркер "Отдых в Камарильо", "Ура", "Птица Карвин", "Огромный"Циферблат
1947Лаки Томпсон "Просто Еще один шанс »,« От Диксиленда к би-бопу »,« Скачок на бульваре »,« Блюз »RCA-Victor
1947Лаки Томпсон « Скачок Додо »,« Додо » Плач »,« Беда Хлопка »,« Перемешайте этот ерш »,« Гладкое плавание »,« Коммерческие глаза »Мрачный ритм
1947Слим Гайяр « Мама на кухне »," (Я не выдерживаю) Призрак случая "," Красная Шапочка "," Пуэрто-Вути "," Доу " n by the Station »,« Связь »,« Три маленьких слова »MGM
1947Лайонел Хэмптон « Чероки »,« Ребоп и би-боп »,« Зоопарк. -Baba-Da-Oo-Ee "Decca
1947Вилли Смит " Not So Bop Blues "," Tea for Two "Mercury
1947Red Norvo «Боп»Капитолий
1947Мисс Данна«Черное и синее», «Помни, я знала тебя, когда»ИРРА

Основные источники:

Фильмография
Ссылки

Библиография

Дополнительная литература
  • Réda, Jacques (1985) "Un oiseau Red: Dodo Marmarosa". В Réda, Жак (редактор) Jouer le jeu (L'improviste, II). С. 103–134. (На французском)

Последняя правка сделана 2021-05-17 11:00:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте