Доктор Живаго (фильм)

редактировать
Фильм Дэвида Лина 1965 года

Доктор Живаго
DrZhivago Asheet.jpg Дизайн плаката к театральному выпуску от Тома Юнга
РежиссерДэвид Лин
ПродюсерКарло Понти
СценарийРоберт Болт
По мотивам фильмаДоктор Живаго. Борис Пастернак
В ролях
МузыкаМориса Жарра
Кинематография
ОтредактировалНорман Сэвидж
Продакшн. компания
РаспространяетсяMetro-Goldwyn-Mayer
Дата выпуска‹См. TfM›
  • 22 декабря 1965 (1965-12-22) (США)
  • 26 апреля 1966 (1966-04-26) (Великобритания)
  • 10 декабря 1966 (1966-12-10) (Италия)
  • 28 сентября 1999 (1999- 09-28) (переиздание в США)
Время работы
  • 193 мили nutes (выпуск 1965 г.)
  • 200 минут (переиздание 1992 г.)
Страна
  • Соединенное Королевство
  • Италия
Язык
  • Английский
  • Русский
Бюджет11 миллионов долларов
кассовые сборы111,7 миллиона долларов (США / Канада). 248,2 миллиона билетов (по всему миру)

Доктор Живаго (Итальянец : Il dottor Živago) - эпический эпический романтический драматический фильм 1965 года режиссера Дэвида Лин по сценарию Роберта Болта. Он установлен в Россия между годами, предшествующими Первой мировой войне и Гражданской войной в России 1918–1922 гг., И основан на 1957 Борис Пастернак роман Доктор Живаго. Несмотря на огромную популярность на Западе, книга была запрещена в Советском Союзе на десятилетия. По этой причине фильм не мог быть снят в Советском Союзе, и вместо этого фильм снимался в основном в Испании.

. Кинозвезды Омар Шариф в главной роли Юрия Живаго, женатого врача, чей жизнь необратимо изменилась русской революцией и последующей Гражданской войной, и Джули Кристи как его женатым любовным увлечением Ларой Антиповой. В ролях второго плана Джеральдин Чаплин, Род Стайгер, Алек Гиннесс, Том Куртенэ, Ральф Ричардсон, Сиобан МакКенна и Рита Тушингем.

Современные критики в целом были разочарованы, жаловавшись на его продолжительность, превышающую три часа, и утверждая, что это банализирует историю, но признавая интенсивность любовной истории и трактовку фильма. человеческие темы. Однако со временем репутация фильма значительно улучшилась. На 38-й церемонии вручения премии Оскар Доктор Живаго получил пять Оскаров : Лучший адаптированный сценарий, Лучший оригинальный саундтрек, Лучший оператор, Лучший художественный руководитель и Лучший дизайнер костюмов ; он был номинирован на пять других (включая лучший фильм и лучший режиссер ), но проиграл четыре из этих пяти на Звуки музыки. Он также получил пять наград на 23-й церемонии вручения премии «Золотой глобус», в том числе за лучший драматический фильм и за лучшую мужскую роль в драматическом кино за Шарифа.

По состоянию на 2016 год это восьмой самый кассовый фильм всех времен в Соединенных Штатах и ​​Канаде с поправкой на рост цен на билеты. Кроме того, с поправкой на инфляцию, он также входит в первую десятку самых кассовых фильмов в мире. В 1998 году Американский институт кино занял 39-е место в списке 100 лет... 100 фильмов, а в следующем году Британский институт кино как 27-й величайший британский фильм всех времен.

Содержание

  • 1 Сюжет
    • 1.1 Первая часть
    • 1.2 Вторая часть
  • 2 Актеры
  • 3 Производство
    • 3.1 Предыстория
    • 3.2 Разработка и кастинг
    • 3.3 Съемки
  • 4 Выпуск
    • 4.1 Театральные
    • 4.2 Домашние медиа
  • 5 Критический прием
  • 6 Похвалы
    • 6.1 Признание Американским институтом кино
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Сюжет

Часть первая

Действие фильма происходит в основном на фоне Первой мировой войны, Русская революция 1917 года и Гражданская война в России. Повествование обрамляющее устройство, действие которого происходит в конце 1940-х или начале 1950-х годов, включает КГБ генерал-лейтенанта Евграфа Андреевича Живаго в поисках дочери своего сводного брата, доктора Юрия Андреевич Живаго и Лариса («Лара»). Евграф считает, что молодая женщина Таня Комарова может быть его племянницей, и рассказывает ей историю жизни ее отца.

После похорон матери в сельской России, осиротевший ребенок Юрий Живаго попадает на попечение друзей его матери в Москве : Александра и Анна Громеко. В 1913 году Живаго, студент-медик по образованию, но в душе поэт, воссоединяется со своей дочерью Тоней, когда она возвращается в Москву после долгого визита в Париж, и они обручаются. Между тем Лара, которой всего 17 лет, замешана в романе с другом своей матери, старшим со связями Виктором Ипполитовичем Комаровским. Однажды ночью друг Лары, идеалист-реформатор Павел Павлович «Паша» Антипов, ранен саблей казаками во время нападения на мирную гражданскую демонстрацию. Паша бежит к Ларе, на которой хочет жениться, чтобы попросить ее вылечить его рану и спрятать пистолет, который он подобрал при нападении.

Царские казаки нападают на мирную демонстрацию.

После того, как мать Лары узнает о романе дочери с Комаровским, она пытается покончить жизнь самоубийством, и ее лечит Живаго. Когда Комаровский узнает о намерении Лары выйти замуж за Пашу, он пытается ее отговорить. Когда она отказывается, он насилует ее в отместку. Униженная, Лара берет пистолет, который спрятала для Паши, следует за Комаровским на его рождественскую вечеринку и стреляет в него, едва ранив ему руку. Комаровский настаивает на том, чтобы против Лары не принимали никаких мер. Ее сопровождает Паша, который последовал за ней на вечеринку. Рана Комаровского перевязана Живаго. Несмотря на опустошение из-за плохих отношений Лары с Комаровским, Паша женится на ней, и у них родится дочь по имени Катя.

Во время Первой мировой войны Евграфа Живаго посылают большевики, чтобы подорвать Императорскую Российскую Армию. Юрий Живаго женился на Тони, но был призван в армию и стал полевым врачом. Сообщается, что Паша пропал без вести после нападения на немецкие войска, и Лара записывается в качестве медсестры для его поиска. Живаго встречает Лару и берет ее в качестве няни. Отправленные в полевой госпиталь, они управляют им в течение шести месяцев, за это время радикальные изменения происходят по всей России, поскольку Владимир Ленин возвращается из ссылки в Москву. Перед отъездом из больницы Юрий и Лара влюбляются друг в друга, но Юрий остается верен Тони.

После войны Юрий возвращается к Тони, их сыну Александру (Саше) и ее отцу; он обосновывается в их доме в Москве, который был разделен на многоквартирные дома новым советским правительством. Евграф, ныне член ВЧК, сообщает ему, что его стихи были осуждены как антагонистические коммунизму. Опасаясь, что Живаго в конечном итоге изобличит себя своими стихами, Евграф предоставляет Юрию документы, чтобы сменить суровую московскую обстановку на простую деревенскую жизнь в далеком имении, где Громекос жили, когда Тоня и Юрий выросли, под названием «Варыкино». Уральские горы. Семья доска сильно охраняли грузовой поезд, обязан быть путешествующей через оспариваемую территорию, прикреплена печально известный командир большевистского имени Стрельников, который на самом деле Паша Антип.

Часть вторая

Актер Алек Гиннесс с Ритой Тушингем.

Однажды рано утром, когда поезд остановился, Живаго бродит возле бронепоезда Стрельникова и насильно доставляется охраной в кабинет Стрельникова. Юрий узнает в Стрельникове Пашу Антипова, который во время напряженного интервью сообщает Юрию, что его бывшая жена Лара сейчас живет в городе Юрятин, который до сих пор оккупирован антикоммунистическими белыми силами, но он позволяет Живаго благополучно вернуться в поезд и его семье. Они селятся и мирно живут в коттедже в усадьбе Варыкино, пока Живаго не свяжется с Ларой в соседнем Юрятине. Они сдаются своим давно подавленным чувствам, но Тоня забеременела. Юрий едет в Юрятин, чтобы порвать с Ларой, но по возвращении его похищают коммунисты партизаны, чтобы присоединиться к их полевой медицинской службе.

Спустя два года Живаго покидает партизан и бредет днями и ночами по глубокому снегу к Юрятину, где он прибывает измученный и больной, но снова находит Лару, которая заботится о нем. Она сообщает ему, что Тоня добралась до нее, когда искала его, и теперь она вернулась в Москву. Однако Лара вручает Юрию запечатанное письмо, которое Тоня отправила из Москвы, чтобы она передала ему, если увидит его. Лара получила его тремя месяцами ранее, а отправили по почте за три месяца до этого. В нем говорится, что Тоня родила Юрию дочь по имени Анна, и что Тоня, ее отец и ее дети Саша и Анна были депортированы властями и живут в Париже.

Юрий и Лара возобновляют свои интимные отношения, Но однажды ночью приезжает Комаровский и предупреждает, что за ними следит ЧК из-за брака Лары со Стрельниковым. Комаровский предлагает ей и Юрию свою помощь в выезде из России, от чего они сразу же отказываются. Вместо этого они возвращаются в заброшенное имение Варыкино и поселяются в конфискованном главном доме, где Юрий начинает писать стихи «Лара», которые позже принесут ему широкую известность, но неодобрение со стороны правительства. Через некоторое время небольшая группа войск прибыла под командованием Комаровского, недавно назначенного региональным чиновником в независимой Дальневосточной республике. Он сообщает им, что ЧК до сих пор позволяла Ларе оставаться в этом районе, чтобы заманить Стрельникова на свою гибель, что привело к его захвату в пяти милях оттуда и его самоубийству на пути к собственной казни. Чтобы завершить возмездие, они теперь намерены убить Лару, и поэтому Живаго принимает предложение Комаровского о безопасном проходе для себя, Лары и ее дочери. Однако, как только Лара благополучно отправляется в путь, Живаго вместо этого остается, чтобы встретить свою судьбу за дезертирство от партизан, отказываясь принимать помощь от презираемого Комаровского.

Спустя годы, в сталинскую эпоху, Евграф встречает Юрия в Москве, больного и обездоленного, и дает ему новый костюм и работу. Выглянув в окно переполненного трамвая, Юрий видит проходящую мимо Лару. Не сумев привлечь ее внимание, он изо всех сил пытается выйти на следующей остановке и бежит за ней, но терпит смертельный сердечный приступ, прежде чем она его видит. На похороны Юрия приходит много людей, несмотря на то, что в то время его стихи были запрещены. Лара подходит к Евграфу у могилы и говорит ему, что она родила Юрию дочь на Дальнем Востоке, но девочка была потеряна, когда Комаровский отпустил ее руку вскоре после того, как Гражданская война в России распространилась и там. Тщетно разыскивая ее с помощью Евграфа в разных детских домах, Лара исчезает; Евграф считает, что она, должно быть, умерла в одном из трудовых лагерей.

. Евграф по-прежнему считает, что Таня Комарова - дочь Юрия и Лары, но она не убеждена и продолжает настаивать на том, что ее отцом был Комаровский. Собираясь уйти с женихом, Евграф замечает балалайку Тани, инструмент, на котором мать Юрия была так одарена. Отвечая на вопрос об этом, жених Тани заявляет, что она «великий художник», и она говорит, что она самоучка в этом, на что Евграф улыбается: «Ну что ж, это подарок!», Подразумевая, что нет никаких сомнений в том, что кто был ее отцом.

В ролях

Производство

Предыстория

Роман Бориса Пастернака был опубликован на Западе среди празднований и разногласий. Части книги Пастернака были известны в Самиздате с некоторого времени после Второй мировой войны. Однако роман был завершен только в 1956 году. Книгу пришлось контрабандой вывезти из Советского Союза итальянцем по имени Д'Анджело для доставки Джангиакомо Фельтринелли, левому. итальянское издательство, опубликовавшее его вскоре после этого, в 1957 году. Благодаря советской кампании против романа, он стал сенсацией во всем некоммунистическом мире. Он провел 26 недель в топе списка бестселлеров New York Times..

Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе 1958 года . Хотя в цитировании упоминались его стихи, предполагалось, что премия была вручена в основном «Доктору Живаго», что советское правительство рассматривало как антисоветскую работу, таким образом интерпретируя присуждение Нобелевской премии как жест, враждебный Советскому Союзу. Пастернак, ставший целью пылкой кампании советского правительства по навешиванию на него ярлыка предателя, был вынужден отказаться от этой премии. Ситуация стала международной причиной и сделала Пастернака символом холодной войны сопротивления советскому коммунизму.

Разработка и кастинг

Обработка фильма Дэвидом Лином была предложена по разным причинам. Роман Пастернака имел международный успех, и продюсер Карло Понти был заинтересован в том, чтобы использовать его в качестве средства передвижения для своей жены Софи Лорен. После огромного успеха фильма Лоуренс Аравийский (1962) Лин хотел сделать более интимный, романтический фильм, чтобы уравновесить боевик и приключенческий тон своего предыдущего фильма. Одним из первых актеров, подписавших контракт, был Омар Шариф, сыгравший правую руку Лоуренса Шерифа Али в «Лоуренсе Аравийском». Шариф любил роман, и когда он услышал, что Лин делает экранизацию, он попросил, чтобы его исполнили роль Паши (которая в конечном итоге досталась Тому Куртенэ ).

Шариф очень удивился, когда Лин предложил сыграть самого Живаго. Питер О'Тул, звезда Лоуренса Аравийского, изначально был выбран Лином для Живаго, но отказался от этой роли; Макс фон Сюдов и Пол Ньюман также рассматривались. Майкл Кейн рассказывает в своей автобиографии, что он также читал для Живаго и участвовал в снимках экрана с Кристи, но (после просмотра результатов с Дэвидом Лином) именно он предложил Омара Шарифа. Род Стайгер был брошен на роль Комаровского после того, как Марлон Брандо и Джеймс Мейсон отказались от роли. Одри Хепберн рассматривалась для Тони, в то время как Роберт Болт лоббировал Альберта Финни на роль Паши.

Лин смог убедить Понти, что Лорен не подходит для роли Лары, сказав, что она «слишком высока» (и признался сценаристу Роберту Болту, что он не может принять Лорен как девственницу для ранних частей фильма) и Иветт Мимье, Сара Майлз и Джейн Фонда рассматривались на роль. В конечном счете, Джули Кристи была выбрана на основе ее появления в Билли Лжец (1963) и рекомендации Джона Форда, который снял ее в Молодые Кэссиди (1965). Сын Шарифа Тарек сыграл молодого Живаго в фильме, и Шариф направил своего сына как способ приблизиться к его персонажу.

Съемки

Начальная и последняя сцены были сняты в Aldeadávila Плотина между Испанией и Португалией.

Поскольку книга была запрещена в Советском Союзе, ее нельзя было снимать там. Опыт Лина в съемках части Лоуренса Аравийского в Испании, доступ к CEA Studios и гарантия снега в некоторых частях Испании привели к тому, что он выбрал страну в качестве основного места для съемок. Однако прогнозы погоды не оправдались, и команда Дэвида Лина пережила самую теплую зиму в Испании за 50 лет. В результате некоторые сцены были сняты в интерьерах с искусственным снегом, сделанным из пыли из соседнего мраморного карьера. Команда сняла некоторые места с сильным снегопадом, например, заснеженный пейзаж в сцене поезда Стрельникова, где-то на Кампо-де-Гомара возле Сории. Фильм снимался более десяти месяцев, причем вся московская декорация строилась с нуля за пределами Мадрида. Большинство сцен, посвященных службе Живаго и Лары в Первой мировой войне, снимались в Сории, как и усадьба Варыкино. «Ледяной дворец» в Варыкино снимали и в Сории, дом, наполненный застывшим пчелиным воском. Атаку партизан через замерзшее озеро снимали и в Испании; на высохшее русло реки кладут чугунный лист, а поверх насыпают искусственный снег (в основном мраморная пыль). Некоторые зимние сцены были сняты летом при высоких температурах, иногда до 25 ° C (77 ° F). Другие местоположения включают вокзал Мадрид-Делисиас в Мадриде и хребет Монкайо. Начальная и заключительная сцены были сняты на плотине Альдеадавила между Испанией и Португалией. Хотя в титрах не указано, большинство из этих сцен были сняты на португальской стороне реки, с видом на испанскую сторону.

Другие зимние сцены, в основном пейзажные сцены и побег Юрия от партизан, снимались в Финляндии. Зимние сцены поездки семьи в Юрятин по железной дороге снимались в Канаде. локомотивы, показанные в фильме, - испанские локомотивы, такие как RENFE Class 240 (бывший 1400 MZA), а бронепоезд Стрельникова буксирует локомотив RENFE Class 141F Mikado. Одна сцена в поезде стала печально известной из-за предполагаемой судьбы, постигшей Лили Мурати, венгерской актрисы, которая поскользнулась, забравшись на движущийся поезд. Несмотря на то, что она попала под повозку, она избежала серьезной травмы и вернулась к работе в течение трех недель (при этом не погибла и не потеряла конечность). Похоже, что Лин использовала часть своего несчастного случая в финальной версии фильма.

Николас Роуг был первоначальным оператором-постановщиком и работал над некоторыми сценами, но после ссоры с Лином ушел и был заменен на Фредди Янг.

Релиз

Театральный

Вышедший в театральном масштабе 22 декабря 1965 года фильм собрал 111,7 миллиона долларов в США и Канаде по всем выпускам и стал восьмым по счету фильмом. 150>самый кассовый фильм всех времен с поправкой на инфляцию. На фильм было продано около 124,1 миллиона билетов в США и Канаде, что эквивалентно 1,1 миллиарда долларов с учетом инфляции по состоянию на 2018 год.

Кроме того, это девятый самый кассовый фильм в мире после поправки на инфляцию. На фильм было продано около 248,2 миллиона билетов по всему миру, что эквивалентно 2,1 миллиарда долларов с поправкой на инфляцию по состоянию на 2014 год. Это самый популярный фильм за все время в Италии с 22,9 миллионами просмотров. Это был самый кассовый фильм в Германии с прокатом в кинотеатрах 39 миллионов немецких марок от 12,75 миллионов просмотров, а также самым популярным фильмом всех времен в Швейцарии. с более чем 1 миллионом обращений. В Соединенном Королевстве это был самый популярный фильм года с 11,2 миллионами просмотров и третий самый кассовый фильм за все время в Австралии с прокатом в кинотеатрах A $ <237.>2,5 миллиона. Ограниченный переиздание фильма в 2015 году в Соединенном Королевстве собрало 138 493 долларов.

Фильм был включен в Каннский кинофестиваль 1966 года.

Home media

24 сентября 2002 года Юбилейная версия к 35-летию Доктора Живаго была выпущена на DVD (комплект из двух дисков), а еще одна Юбилейная версия в 2010 г. на Blu-ray (комплект из трех дисков, включающий книгу).

Критический прием

При первом выпуске фильма «Доктор Живаго» подвергся критике за романтизацию революции. Босли Кроутер из The New York Times почувствовал, что фильм сфокусирован на история любви между Живаго и Ларой упрощает события русской революции и последовавшей за ней Гражданской войны в России, но впечатляет визуальными эффектами фильма. Также критически относился к фильму Ричард Роуд из The Guardian, который писал: «В фильме революция сводится к серии довольно неприятных происшествий: добыча дров, поиск места в поезде и множество мерзких пролов утомительно. Что бы ни думали о русской революции, это определенно было больше, чем серия потребительских проблем. По крайней мере, это касалось самого Живаго. Суть книги заключалась в том, что, хотя Живаго не одобрял ход революции взял, он одобрил это в принципе. Если бы он этого не сделал, не было бы трагедии ». Брендан Гилл из The New Yorker назвал фильм« сильным разочарованием... этим способным актерам почти нечего было делать, кроме как носить костюмы и вести банальную светскую беседу. «Доктор Живаго» - один из самых тихих фильмов всех времен, и случайная поездка на поезде по ухабам или грубая кавалерийская атака только подчеркивают его существенная неподвижность ". The Monthly Film Bulletin пишет : «Лучшее, что можно сказать о Докторе Живаго, - это то, что это честный провал. Обширный, сложный, неуловимый роман Бориса Пастернака скрепляет единство стиля, движущая сила его повествования, страстный голос поэта, который сплетает множество разнообразных персонажей в единый гобелен. И именно этого не хватает фильму Дэвида Лина. Где-то за два года создания фильма дух романа был утерян ».

Среди положительных отзывов журнал Time назвал фильм« Грамотный, старомодный, душевный ». наполнение и полностью романтично ». Variety заявил:« Размах и размах русской революции, отраженные в личностях тех, кто адаптировался или был подавлен, Дэвид Лин запечатлел в «Докторе Живаго». 'часто с резко возрастающей интенсивностью. Режиссер [Дэвид Лин] создал один из самых тщательно продуманных и выполненных фильмов, превосходящий во многих визуальных отношениях его «Лоуренс Аравийский». «Филип К. Шойер из Los Angeles Times назвал фильм» каким бы потрясающе великолепным ни был экран, апофеоз кино как искусства. Поскольку Испания и Финляндия удваиваются, абсолютно невероятно, для Москвы и Урала в любое время года, мы переносимся в другую страну и время... если вы приготовитесь к чрезмерно длительному сеансу - несмотря на антракт - в театре, я могу обещаю вам хороший фильм ». Ричард Л. Коу из The Washington Post назвал его« Визуально красивым и прекрасно исполненным ». Он назвал продолжительность фильма его« самым большим недостатком ». но написал, что «мы устаем от долгой поездки на поезде или становимся нетерпеливыми к отдельным сценам, но, оглядываясь назад, мы понимаем их истинное намерение». Клиффорд Терри из Chicago Tribune написал, что режиссер Дэвид Лин и сценарист Роберт Болт «вылепил из бессвязной книги, хорошо контролируемый фильм, подчеркнутый отличной актерской игрой и блестящей постановкой».

Пересматривая его к 30-летнему юбилею, кинокритик Роджер Эберт оценил его как "пример превосходного мастерства в старинном стиле на службе у сладкое романтическое видение », и писал, что« история, особенно в том виде, в котором она была упрощена Лином и его сценаристом Робертом Болтом, кажется политической в ​​том же смысле Унесенные ветром политикой, как зрелище и фон, без идеологии », делая вывод о том, что политическое содержание рассматривается в основном как« второстепенная картина ». Джеффри Макнаб из The Independent сделал рецензию на фильм к его 50-летнему юбилею и отметил «экстраординарный артистизм» режиссера Дэвида Лина, но обнаружил, что фильм граничит с «китчем». Макнаб также считал, что музыкальное сопровождение Мориса Жарра все еще актуально, но критиковал английский акцент.

На Rotten Tomatoes фильм получил рейтинг одобрения 84% на основе 49 отзывов, средняя оценка - 7,59 из 10. Критический консенсус гласит: «Возможно, это не лучший из эпосов Дэвида Лина, но доктор Живаго по-прежнему блестяще сфотографирован и чрезвычайно романтичен».

В 2013 году Дженнифер Ли и Крис Бак процитировал доктора Живаго, оказавшего влияние на фильм 2013 года Walt Disney Animation Studios Холодное сердце.

Награды

И «Доктор Живаго», и «Звуки музыки» получили большинство номинаций на 38-й церемонии вручения премии Оскар, каждая из которых была номинирована в десяти категориях. Оба фильма получили по пять «Оскаров», но «Звуки музыки» обошли «Доктора Живаго» в категориях «Лучший фильм» и «Режиссер». Джули Кристи, не номинированная за роль в «Докторе Живаго», получила Оскар за лучшую женскую роль за роль в фильме Дарлинг.

выиграла
Номинация

Фильм был номинирован на шесть Golden Globe Awards и получил пять.

Выиграл
Номинирован на

Фильм получил три номинации BAFTA Award :

Другие награды и номинации:

Признание Американским институтом кино

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Доктором Живаго (фильм)
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Доктором Живаго (фильм).
Последняя правка сделана 2021-05-17 10:51:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте