Днепровская флотилия

редактировать

Днепровская флотилия (Днепровская военная флотилия) - это название, данное различным военно-морским флотилиям на Днепре. Они были особенно активны в четырех конфликтах: русско-турецких войнах 1735–39 и 1787–92, Гражданской войне в России и Мировой войне. Вторая война (на Руси называлась Великая Отечественная война ).

Содержание

  • 1 Днепровская флотилия в Российской Империи
    • 1.1 Русско-турецкая война (1735–39)
    • 1.2 Русско-турецкая война (1787–92)
    • 1.3 Дубельские лодки
  • 2 Днепровская флотилия в гражданской войне в России
  • 3 Днепровская флотилия во Второй мировой войне
    • 3.1 Типы
    • 3.2 Награды и памятники
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература

Днепровская флотилия в Российская империя

Русско-турецкая война (1735–39)

В Брянске на реке Десна (приток Днепра) с 1724 г.

В начале русско-турецкой войны в 1735 г. Днепровская армия фельдмаршала Б.К. Минича запросила военно-морскую помощь для взятия турецкой крепости Очаков на Черное море. По инициативе вице-канцлера графа Остермана, Правящий Сенат издал 4 января 1737 г. указ о строительстве в Брянске флотилии для операций на Днепре. В составе флотилии служили не менее десяти английских офицеров

Для строительства и комплектования флотилии в Брянск было отправлено 4650 матросов, солдат и мастеров. Сконструированные лодки были в основном дублерами, типом мелкосидящих русских гребных / парусных галеры 18 века, из которых 400 были заказаны. Однако согласно некоторым источникам, большинство лодок флотилии были казачьими лодками, которые, согласно отчету контр-адмирала в 1738 году, были узкими, неустойчивыми, труднопригодными, подходящими, возможно, для казачьих походов, но очень непригодными для морских операций.

Василий Афанасьевич-Мамонов, первый командующий флотилией

3 февраля 1737 года по приказу императрицы Анны контр-адмирал принял командование флотилией.

Весной 1737 г. флотилия в составе 355 судов с войсками, припасами, осадной артиллерией и боеприпасами на борту была отправлена ​​из Брянска по Десне в Днепр. В то лето из-за мелководья на Днепре большая часть кораблей не могла пройти к цели (Очаков), и первые лодки, миновавшие пороги, прибыли туда только 17 июля, когда крепость уже была взята российскими войсками.

3 сентября 1737 года по настоянию фельдмаршала Миниха командование флотилией было передано вице-адмиралу Науму Сенявину. Под руководством Сенявина строительные работы в Брянске активизировались.

К 1 октября 1737 г. во флотилии осталось всего 18 лодок. 30 октября 40 000 турецких войск при поддержке 12 галер атаковали Очаков; Активную роль в отражении атаки сыграла Днепровская флотилия. Очаков оставался в осаде в течение двух недель, и морские бои в этом районе продолжались до октября, в течение которого флотилия была усилена еще 30 небольшими судами. Хотя турки отказались от своих попыток вернуть Очаков, доступ русских к Черному морю оставался заблокированным сильной турецкой эскадрой.

Весной 1738 г. в войсках вспыхнула чума, унесшая вице-адмирала Сенявина, которого на посту командира флотилии сменил отзыв контр-адмирала Афанасьевича-Мамонова. Под угрозой чумы русские - как сухопутные войска, так и Днепровская флотилия - покинули Очаков (а также на оконечности Кинбурнского полуострова в самом конце Днепровского лимана). Афанасьевич-Мамонов, в свою очередь, умер от чумы, и его заменил контр-адмирал Яков Барч. Война закончилась Нишским миром 3 октября 1739 г., а Днепровская флотилия, насчитывающая на тот момент 647 лодок, была распущена к 1741 г.; большинство судов сгорело.

Русско-турецкая война (1787–92)

Нассау-Зиген

Днепровская флотилия в русско-турецкой войне 1787–92 Командовал Карл Генрих фон Нассау-Зиген. С 51 лодкой различных типов - дублерами, казачьими лодками и др. - флотилия объединена с эскадрой из 13 кораблей Черноморского флота под командованием Джона Пола Джонса для операций в Лимане (Днепровско-Бугский лиман ), часть осады Очакова 1788 года. Турецкий флот был примерно равен по большим кораблям, но несколько уступал Днепровской флотилии по малым судам.

Нассау-Зиген потерпел неудачу во всем, что он предпринял.

— Сэмюэл Элиот Морисон, Джон Пол Джонс

Командная структура в Лимане была сложной, поскольку ни Джонс, ни Нассау-Зиген не имели оперативного контроля, каждый подчинялся Потемкину, который, отвечая за все вооруженные силы империи, не имел возможности осуществлять тактическое командование. Вдобавок Джонс плохо думал о способностях Нассау-Зигена - мнение, разделяемое биографом Джонса, Сэмюэлем Элиотом Морисоном, - а Нассау-Зиген завидовал более роскошному флагману Джонса.

Сначала Битва за Лиман утром 7 июня 1788 года турецкий флот атаковал объединенный русский флот; Большие орудия Джонса уничтожили два турецких корабля, и турки отступили, но Нассау-Зиген не преследовал их. Он писал Потемкину: «... к сожалению, ветер был противный, поэтому наши корабли не могли атаковать и вынуждены были отступать под орудиями парусной эскадры». Потемкин нашел это неискренним, недоумевая, почему гребные лодки Нассау-Зигена не могут идти против ветра, особенно с учетом того, что за его спиной течет течение. (Тем не менее Нассау-Зиген - лучше в политике, чем в боевых действиях - смог перехитрить Джонса политически, и в конце концов Джонс был уволен, а Нассау-Зиген остался.)

В следующем крупном сражении, состоявшемся 16 и 17 июня, произошло Нассау-Зиген отвлекся, требуя призов, в то время как Джонс умолял его помочь отразить турецкое нападение; неудачно с Нассау-Зигеном, Джонс, тем не менее, убедил некоторых капитанов флотилии сплотиться к нему. Эта битва закончилась ужасным эпизодом, когда Днепровская флотилия атаковала несколько стоящих на мели турецких судов горящими ракетами, заживо уничтожив турецких гребцов - рабов и пленных, прикованных к своим местам.

Остен-Сакен в страхе зажигает журнал.

В конечном итоге осада Очакова была успешной, и русские получили постоянное мощное присутствие на Черном море.

В ходе легендарного инцидента дубль-лодка Днепровской флотилии под командованием капитана 2-го ранга Христиана Ивановича Остен-Сакена, разведывавшего Черноморский флот, была окружена турецкими судами, и их численность была меньше. Когда турки пытались подняться на борт, Остен-Сакен взорвал свою лодку, уничтожив ее и четыре турецких судна. Взрыв предупредил русских в Очакове о приближении турецкого флота.

Лодки Дубель

Лодка Дубель

Основным компонентом Днепровской флотилии в турецких войнах 1735–1739 и 1787–92 годов была лодка Дубель (Дубель-шлюпка, с именами вариантов). Дубель-лодка - это тип лодки, уникальный для России и существующий с 1730-х по 1790-е годы, когда их заменили канонерские лодки. Их название может происходить от английского «double» в смысле «дубликат» на том основании, что лодки казались уменьшенными версиями более крупных кораблей.

Главный квартирмейстер Р. Браун спроектировал лодки и изготовил первая модель (все еще находится в Центральном военно-морском музее ). Дубельная лодка представляла собой мелкосидящую гребно-парусную камбуз с 18 парами весел и двумя мачтами, оснащенными латинскими парусами. Они были спроектированы так, чтобы иметь возможность преодолевать Днепровские пороги, а также служить понтонами-мостами для переброски войск через Днепр или другие реки. Лодки были вооружены шестью двухфунтовыми орудиями «сокол», установленными на вертлюгах. Они были способны перевозить 50 солдат и два небольших батальонных орудия.

Три дублеры также сопровождали Витуса Беринга на (1733–1743).

Днепровская флотилия в составе Гражданская война в России

Днепровская флотилия Украинского фронта была сформирована в Киеве 12 марта 1919 года по приказу Реввоенсовета. Украинского фронта (советская группа армий, сформированная во время гражданской войны в России для наступательных операций на Украину ) и ее командующий Владимир Антонов-Овсеенко.

В мае 1919 года флотилия была подчинена Управлению военных сообщений Украинского фронта. 1 июня 1919 г. ВЦИК принял решение о роспуске Украинского фронта, что произошло 15 июня, после чего Днепровская флотилия была присоединена к 12-й советской армии.. 27 августа 1919 года управление флотилией было передано Главнокомандующему Военно-морскими силами РСФСР.

. По состоянию на 21 марта 1919 года Днепровская флотилия имела следующий состав:

  • 1-я эскадрилья. - Шарлотта и бронекатер номер 1 - бронекатер номер 5
  • 2-я эскадрилья - Курьер, Аполлон и Самуил
  • 3-я эскадрилья - Арнольд, Верный и флотилия флагманский корабль «Адмирал»

К концу марта флотилия насчитывала 19 боевых и вспомогательных судов.

Бронекатер № 2 Днепровской флотилии, вооруженный пулеметом в башне

Боевые корабли флотилии были двух видов: канонерские лодки и бронекатера. Канонерские лодки обычно представляли собой переоборудованные лодки, конфискованные у киевских судовладельцев, на которых были установлены одно или два орудия калибра 37–152 миллиметра (1,5–6,0 дюйма) (в носу и корме, если два орудия) и до шести пулеметов - Хотчкисс, Максим или что-то еще, что было доступно - с каким-то железным или стальным листом, прикрученным болтами для защиты, если таковой был. Бронекатера были специально построенными патрульными катерами, унаследованными от Императорского флота; Их вооружение состояло из одного пулемета «Максим» во вращающейся башне с экипажем из 7 человек.

Командиром флотилии с 12 марта 1919 г. по 13 сентября 1919 г. был А. В. Полупанов.

Начиная с апреля 1919 года Днепровская флотилия поддержала около 21000 советских войск, участвовавших в кампании против антисоветских сил под предводительством перебежчика Даниила Ильича Терпило (известного как Атаман Зелёный (Зелёный, буквально «Зеленый»)). В итоге флотилия участвовала в шести кампаниях против Зеленого.

11 апреля 1919 года повстанцы штурмовали оккупированный Советским Союзом Киев. 400 человек Зеленого атаковали киевские доки с парохода "Барон Гинзбург". Позже восставшие захватили Днепр, Целебный, Гоголь, Шарлотту и Зевса из Днепровской флотилии. Зелёный перенес свой штаб в «Шарлотту».

Повстанческая армия Зеленого, называвшаяся Армией Независимой Советской Украины, таким образом смогла заблокировать судоходство по Днепру. Но 1 и 2 мая 1919 г. обстрел Днепровской флотилии уничтожил большую часть сел Триполье и Плюты; 30 мая Триполье снова обстреляли вооруженный буксир Тарас Бульба и вооруженный пароход «Курьер». В ходе ожесточенных боев под Трипольем в июне-июле 1919 г. захваченные лодки Зеленого были отброшены.

Трипольский инцидент, где люди Зеленого расправились с отрядом комсомольцев, произошел 3 июля 1919 года. К концу июля армия Зеленого потерпела поражение ( хотя и не разрушен) и вынужден отступить из Триполье. Решающую роль в этом сыграла операция Днепровской флотилии, высадившая войска в тылу повстанческой армии и сделавшая их позиции в Триполье несостоятельными.

26 сентября 1919 года лодки Припятской флотилии вошли в состав Днепровской флотилии. В Чернобыльской битве польско-советской войны 25–27 апреля 1920 г. Днепровская флотилия потерпела поражение от Речной флотилии ВМС Польши.

Днепровская флотилия была расформирована в декабре 1920 года.

Днепровская флотилия во время Второй мировой войны

Днепровская флотилия была сформирована в июне 1931 года, но распущена в июне 1940 года, ее суда были переданы новым сформировали Дунайскую флотилию (поскольку с советской оккупацией Бессарабии и Северной Буковины у Советов теперь была граница на Дунае) и Пинскую флотилию. Во время войны, с наступлением Красной Армии к Днепру, в сентябре 1943 г. из кораблей была сформирована новая Днепровская флотилия.

К началу наступления весны 1944 г. Днепровская флотилия насчитывала около 140 катеров и кораблей, в том числе:

  • 16 бронекатеров
  • 10 патрульных катеров
  • 40 речных тральщиков
  • 32 катера
  • 1 плавучая артиллерийская батарея
  • 2 зенитные части

Командующим Днепровской флотилией с октября 1943 года до конца войны был контр-адмирал. Начальником флотилии политкомиссаром с апреля 1944 г. до конца войны был П. Б. Боярченков. Флотилией начальниками штабов были Я. В. Небольсин в октябре-ноябре 1943 г. и К. М. Балакирев с ноября 1943 г. до конца войны.

Днепровская флотилия действовала на реке Днепр и ее притоках, Березине и Припяти, а также на Река Висла и ее приток Западный Буг, а также река Одер и река Шпрее (которая протекает через сердце Берлина). Днепр и его притоки впадают в Черное море, а Буг, Висла, Одер и Шпрее впадают в Балтийское море ; флотилия смогла пересечь водоразделы, используя существовавшие тогда каналы. (Послевоенные операции на водоразделе Черного моря были оставлены Дунайской флотилии).

Суда Днепровской флотилии участвовали в защите флангов наступающих советских войск на Украине, в Белоруссии и Польше, позволяли преодолевать водные преграды, оказывали материально-техническую поддержку и совершали десантные высадки - самые крупные из них освобождение этого города, а также высадки в Здудичах, Петриковском, Боркинском и Дорошевичинском. Подразделения флотилии продолжали бои до конца войны в боях на Одере и Шпрее, а моторные лодки PG-117 Днепровской флотилии участвовали в штурме Берлина, единственные военно-морские подразделения, которые сделали это.

Летом 1945 года броненосная канонерская лодка № 302 была переброшена на Дальний Восток, где она вошла в состав Амурской флотилии и участвовала в войне 1945 года против Японии.

После окончания войны. Днепровская флотилия была расформирована.

Типы

В составе Днепровской флотилии служило много разных типов судов.

Тип БК превращен в памятник в Киеве, демонстрирующий основное вооружение башни танка

Одним из распространенных типов были бронированные канонерские лодки БК. Этот тип в большом количестве служил в Днепровской флотилии, а также в других советских речных флотилиях. На момент немецкого вторжения 85 из них находились в эксплуатации, 68 находились в стадии строительства, а еще 110 были заказаны 18 августа 1941 года, все из которых были построены во время войны, и около 90 из них были построены. которые были потеряны. Эти лодки несли танковое орудие в башне танка в качестве основного вооружения - ранние части использовали башни Т-28 и Т-35, более поздние части использовали Т-34 башни, когда они стали доступны в 1939 году, все были оснащены 76,2-миллиметровым орудием (3,00 дюйма). Модель БК-1124 имела две башни, а БК-1125 - одну башню. 22,6 метра (74 фута) в длину и 3,5 метра (11 футов) в ширину, они вытеснили 26,3 тонны (29,0 коротких тонн). Они несли экипаж из 10 человек и имели единственный бензиновый двигатель мощностью 720 лошадиных сил для скорости 37 километров в час (23 мили в час). Помимо 3-дюймового основного вооружения, лодки несли 12,7-мм пулемет и два 7,6-мм пулемета.

Железняков в Матросском парке в Киеве

Корабль был намного больше, медленнее и менее многочисленен, но несколько мощнее. Железняков класс речной смотритель. Пять из них были построены в Киеве между 1934 и 1939 годами и все служили в составе Днепровской флотилии. Все погибли, кроме классного руководителя, который сохранился в Киеве. Эти лодки были 48 метров (157 футов) в длину и 7,6 метра (25 футов) в ширину с водоизмещением 238,6 тонны (263,0 коротких тонны). Они несли экипаж из 70 человек, имели сдвоенные дизельные двигатели, вырабатывающие котловую мощность 300 л.с. для скорости 14,1 км / ч (8,8 миль / ч), и были вооружены спаренным 4-дюймовым (100 мм) основным вооружением, двумя спаренными 44-миллиметровыми ( 1,7 дюйма) и четыре пулемета.

Награды и памятники

Памятник в Пинске Пинскому десанту

Днепровская флотилия награждена орденом Красного Знамени в 1944 г. и, как единичное звание, Орденом Ушакова I степени в 1945 г. Некоторые подразделения флотилии также были награждены орденом Красного Знамени или удостоены звания Гвардейский или присвоены почетные имена, посвященные сражениям (Пинск, Бобруйск, Лунинец, Берлин). Три тысячи солдат и моряков флотилии награждены государственными орденами и медалями, из них 20 Герой Советского Союза, в том числе один награжден.

В Пинске воздвигнут памятник флотилии (катер БК) и создан музей (закрыт в начале 1990-х). Улица в Пинске получила название Днепровской флотилии. Лодки БК также установлены как памятники в Киеве, в Мариуполе на Украине, в Благовещенске в России и в Хабаровске на Дальнем Востоке, где номер броненосной канонерской лодки 302 Днепровской флотилии сохранился как мемориал моряку на улице Пасифик в честь роли «Флоттилы» в последние недели войны в Корее.

Список литературы

Дополнительная литература

  • "Дубель-шлюпка" [Дубель Бот]. Морской энциклопедический словарь [Морской энциклопедический словарь]. 2 . Санкт-Петербург: Судостроительная пресса. 1993. ISBN 5-7355-0281-6.
  • Огаркова Н.В., изд. (1979). "Днепровская военная флотилия" [Днепровская флотилия]. Советская военная энциклопедия [Советская военная энциклопедия]. Москва: Воениздат. ISBN 5-203-00298-3.
  • Козлов М.М., изд. (1985). "Днепровская военная флотилия" [Днепровская флотилия]. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: энциклопедия. Советская энциклопедия. (на русском языке)
Последняя правка сделана 2021-05-17 10:23:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте