Дмитрий Иванович Яворницкий (Украинский : Дмитро́ Іва́нович Яворни́цький), или Дмитрий Иванович Яворницкий (также известный как Дмитрий Еварницкий, русский : Дмитрий Иванович Яворницкий; 6 ноября 1855 г., Харьковская губерния, Российская Империя - 5 августа 1940 г., Днепропетровск, Советский Союз ) был Русский и украинский советский академик, историк, археолог, этнограф, фольклорист и лексикограф. Яворницкий был членом (с 1885 г.), Всероссийского археологического общества (с 1886 г.) и академиком Украинской академии наук (с 1929 г.).
Он был признан одним из крупнейших исследователей запорожского казачества со времен казачьего Гетманщины и автором их первой всеобщей истории. В знак признания его большого вклада в сохранение истории и культуры Запорожского воинства он широко известен в историографии как «отец запорожцев».
Яворницкий родился как Дмитрий Еварницкий. Его отец Иван Якимович Эварницкий (1827–1885) принадлежал к русскому императорскому дворянству. Дмитрий получил образование в Харьковском университете, Казанском и Варшавском университетах, но его академическая карьера неоднократно прерывалась по политическим причинам. Как студентом, так и позже учителем его ошибочно обвинили в «украинском сепаратизме» и отстранили от занимаемой должности. В 1890-х годах он был вынужден уехать в Русский Туркестан в поисках работы. В 1897 году русский историк Василий Ключевский помог ему получить должность преподавателя Запорожского казачества в Московском университете. В 1902 году, когда ему предложили должность директора Екатеринославского Исторического музея в современной центральной Украине, он с радостью согласился и оставался там до конца своей жизни.
Как историк, Яворницкий проявил романтико-антикварный подход к своему сюжету и был сознательным последователем своего предшественника Николая Костомарова. Он был энтузиастом, который жадно разыскивал документы и материальные ценности, а также рассказы и песни стариков о запорожских казаках, и на основе этого материала он писал свои истории. Он был пионером истории Запорожья и первым составил обширный архив материалов по всей их истории - от происхождения до кончины. Он опубликовал большую часть этого материала в различных сборниках, часто за свой счет.
Основным трудом Яворницкого была «История запорожского казачества», которая была издана на русском языке в трех томах между 1892 и 1897 годами. Он планировал, но так и не закончил, четвертый том. В этом и в других своих произведениях он изображал запорожцев как представителей украинской свободы. Позднее украинские историки критиковали его за некритичность и бессистемность в сборе исходных материалов (Михаил Грушевский ) и недооценку украинской государственности (Дмитрий Дорошенко ), но Яворницкий писал в свое время когда политические обстоятельства и российские императорские цензоры были чрезвычайно деспотичными, и любой синтез украинской истории, демонстрирующий энтузиазм по поводу этого предмета, не говоря уже о политической независимости, вызывал большие подозрения. Его «История запорожского казачества» была новаторской работой, в которой проявился такой энтузиазм.
Яворницкий был пионером в областях этнографии, фольклористики и лексикографии. Он внес большой вклад в историческую географию запорожских земель и подробно нанес на карту порогов Днепра с местонахождением различных Запорожских сич, или укрепленных штабов. Он опубликовал большой сборник украинских народных песен (1906; частично переиздан, 1990), как только позволит цензор, внес свой вклад в великий украинский словарь Бориса Гринченко, а после Русская революция начала публикацию одной из своих работ (1920 г.).
Увеличил фонды Екатеринославского музея с 5 до 80 тысяч единиц хранения. Яворницкий привлекал лучших украинских и русских художников своего времени (Опанас Сластион, Сергей Васильковский, Николай Самокиш и Илья Репин ) для иллюстрирования своих различных книг, которые Иногда сами по себе были произведениями искусства. Особенно примечателен в этом отношении его «Из украинских древностей» (1900; перепечатано в украинском переводе 1991), который был богато иллюстрирован в полном цвете и содержал параллельные тексты на русском и французском языках, чтобы его можно было читать за границей.
Во время репрессий 1930-х годов при Иосифе Сталине Яворницкому не давали публиковаться, и ему приходилось вести себя очень сдержанно. Во время Голодомора (украинский голод 1932–33 гг.) Он чувствовал себя вынужденным раздавать артефакты из своих коллекций, чтобы добыть пропитание голодающим местным крестьянам и другим людям.
Его смерть осталась незамеченной как в СССР, так и в мире. Екатеринославский (ныне Днепр ) музей был со временем переименован в его честь, и он был частично реабилитирован во время Никиты Хрущева и Петра Шелеста эпох. Начали появляться материалы о нем, а в начале 1970-х было подготовлено к изданию четырехтомное собрание его сочинений. Политические обстоятельства снова помешали этому случиться, но с началом реформ Перестройки в конце 1980-х годов стали появляться новые материалы, а его основные работы были переизданы. В то время его «История запорожского казачества» была переиздана как на русском, так и на украинском языках (1990–91). Украинское издание содержит множество дополнительных иллюстраций. В 2004 г. вышел в свет первый том его «Собрание сочинений в двадцати томах». Первые десять томов этого сборника будут посвящены его историческим, географическим и археологическим работам, а вторые десять томов будут содержать его произведения по фольклору, этнографии и языку.
Сегодня Яворницкий по-прежнему широко почитается как «отец запорожцев».
В целях соблюдения законов о декоммунизации в феврале 2016 года город Днепропетровск переименовал свою главную улицу с проспекта Карла Маркса на проспект Яворницкого.
Фрагмент Ответа запорожских казаков (1880-91), в котором Яворницкий изображен в качестве секретаря.Яворницкий изображен на картине Ильи Репина ' s "Сатирический ответ запорожских казаков султану Турции Мехмеду IV " в качестве секретаря, писавшего письмо султану. Репин консультировался с Яворницким во время работы над картиной и использовал несколько артефактов из коллекции историка в качестве точных моделей.