Дмитрий Григорович

редактировать
Дмитрий Григорович
Григорович в 1856 г. Григорович в 1856 году
Родился(1822-03-31) 31 марта, 1822. Симбирск, Императорская Россия
Умер3 января 1900 (1900-01-03) (77 лет). Святой Петербург, Императорская Россия
ОбразованиеВоенный инженерно-технический университет
Период1840-1890-е годы
ЖанрХудожественная литература, критика, путевые заметки
ТемаСоциальные проблемы
Известные произведенияДеревняАнтон Горемыка

Дмитрий Васильевич Григорович (Русский : Дми́трий Васи́льевич Григоро́вич) (31 марта [OS 19 марта] 1822 - 3 января 1900 [OS 22 декабря 1899]) был русский писатель, наиболее известный своими первыми два романа, Деревня и Антон Горемыка, и были названы первым автором, реалистично изображающим жизнь русской сельской общины и открыто осуждающим систему крепостного права.

Cont Энц

  • 1 Биография
    • 1.1 Карьера
    • 1.2 Дальнейшая жизнь
  • 2 Наследие
  • 3 английские переводы
  • 4 Источники

Биография

Автопортрет юного Григоровича.

Дмитрий Григорович родился в Симбирске в помещичьей семье. Его русский отец был отставным гусарским офицером, его французская мать, Сидония де Вармон, была дочерью роялиста, погибшего гильотина во времена царства террора. Дмитрия, рано потерявшего отца, воспитывали мать и бабушка, две женщины, которые почти ничего не говорили, кроме французского. До восьмилетнего возраста у мальчика были серьезные трудности со знанием русского языка. «Я брал уроки русского у слуг, местных крестьян, но в основном у старого каммердиенера моего отца... Часами он ждал момента, когда меня выпустят поиграть, а потом Он хватал меня за руку и водил по полям и рощам, рассказывая сказки и всевозможные приключенческие сказки. В холоде своего одинокого детства я таял только во время этих прогулок с Николаем », - вспоминал позже Григорович. 145>

В 1832 году Григорович поступил в немецкую гимназию, затем был переведен во французскую школу-интернат Монигетти в Москве. В 1835 году он поступил в Николаевский инженерный институт, где подружился со своим однокурсником Федором Достоевским, увлекшим его литературой. В 1840 году Григорович бросил институт после сурового наказания, которое он получил за то, что не встретил великого князя Михаила Павловича, когда последний проходил мимо. Он поступил в Императорскую Академию художеств, где Тарас Шевченко был его близким другом. Одним из первых его литературных знакомых был Николай Некрасов, с которым он познакомился во время учебы в студиях Академии.

Карьера

Авторы Современника : Григорович (вверху в центре) рядом с Лев Толстой, нижний ряд: (слева) Гончаров, Тургенев, Дружинин и Островский. Фото Сергея Левицкого, 1856 год.

Работая в канцелярии Академии художеств, Григорович вошел в тесный круг актеров, писателей и сценаристов. Вскоре он начал писать сам и сделал несколько переводов французских водевилей («Наследие», «Шампанское» и «Опиум», оба 1843 г.) на русский язык. Некрасов заметил свои первые опубликованные оригинальные рассказы «Театральная карета» (1844 г.) и «Собачка» (1845 г.), на которые было оказано сильное влияние Гоголя, и пригласил его принять участие в альманахе Психологией Санкт-Петербурга он занимался в то время. Вклад Григоровича в ее подробное исследование жизни странствующих музыкантов города, названных Петербургскими точильщиками органа (1845), получил высокую оценку влиятельного критика Виссариона Белинского, с которым Некрасов вскоре познакомил его лично.

В середине 1840-х годов Григорович, ныне журналист, специализирующийся на этюдах для Литературной газеты и театральных фельетонов для Северной Пчелы, возобновил дружбу с Достоевским, который в 1846 году прочитал ему свой первый роман Бедные люди. Впечатленный, Григорович отнес рукопись Некрасову, который тут же ее опубликовал.

Также в 1846 году Андрея Краевского Отечественные записки (Некрасов, получивший рукопись, как-то пропустил, а потом совсем забыл) опубликовал небольшой роман Григоровича Деревня. Под влиянием Диккенса Оливер Твист, но основан на реальной истории крестьянки (из деревни, которая принадлежала его матери), которая была насильно выдана замуж, а затем избита ее мужа до смерти, роман стал одним из первых в русской литературе, резко осудившим систему крепостного права и «первой в истории нашей литературы попыткой приблизиться к реальной жизни людей», по словам Иван Тургенев.

Дмитрий Григорович в конце 1850-х гг.

Второй рассказ Григоровича Антон Горемыка (Несчастливый Антон, 1847), оперативно опубликованный на этот раз Современником, сделан автор знаменитый. «Ни один русский роман еще не произвел на меня такого впечатления ужасной, проклятой гибели», - признался Белинский в письме критику Василию Боткину. Реалистическая трактовка жизни русских крестьян в этих двух романах была высоко оценена другими писателями Михаилом Салтыковым-Щедриным и Львом Толстым среди других и оказала значительное влияние на написание этого романа. период. «Не было бы ни одного образованного человека в те времена и в последующие годы, который читал бы Несчастливого Антона без слез страсти и ненависти, проклятых ужасов крепостного права», - писал Петр Кропоткин. Антон Горемыка был включен в список «самых опасных изданий года» вместе со статьями Белинского и Александра Герцена Специальной литературно-издательской комиссией.

В конце 1840 г. - в начале 1850-х гг. слава Григоровича пошла на убыль. Частично его затмила публикация Ивана Тургенева Зарисовки спортсмена, но также и его собственные работы о так называемых «семи годах реакции» 1848-1855 гг. период не совсем соответствовал стандарту, установленному его первыми двумя шедеврами. Подчеркивая более яркие стороны жизни русской сельской общины того времени, они были ближе к либеральным доктринам, чем к радикальным взглядам Николая Чернышевского, набиравшего все большее влияние в Современнике. Некоторые сатирические новеллы этого периода («Приключения Накатова», «Кратковременное богатство», «Свистулкин») вряд ли можно было назвать как-либо подрывными. Короткометражный роман «Времена года» (1849 г.) сам автор охарактеризовал как «своего рода упрощенную русскую низменную идиллию». «Дела так плохи, как никогда. Из-за того, что цензура сейчас такая жестокая, что бы я ни решил опубликовать, это может доставить мне неприятности», - жаловался Григорович в письме 1850 года.

Эпопея Григоровича: обширный роман «Тележки-следы» («Проселочные дороги», 1852) с его галереей социальных паразитов подвергся критике за то, что он был раздутым и производным, гоголевский Мертвые души считался очевидной точкой отсчета. Лучше был принят его роман Рыбаки (Рыбаки, 1853), одно из самых ранних произведений русской литературы, указывающее на появление кулака (богатый, эксплуататорский крестьянин) в русской сельской среде.. Герцен в своем подробном обзоре высоко оценил то, как автору удалось избавиться от его ранних влияний, но сожалел о том, что он считал отсутствием одного сильного, положительного персонажа. По словам Герцена, «Рыбаки» «принесли нам первые признаки того, что российское общество начало осознавать важную социальную силу в своих [простых] людях». Однако зарождающийся пролетариат не вызвал у автора сочувствия. «Упадок нравственности в русской деревне часто вызван [пороками] заводского образа жизни», - считает он.

Другой роман, посвященный конфликту между русскими крепостными и их хозяевами, «Поселенцы» (Переселенцы), 1855), получил положительную оценку Николая Чернышевского, который все еще отказывался рассматривать (то, что он называл) «филантропией » как средство для устранения глубоких социальных расколов. Критики всех лагерей, однако, хвалили картины природы Григоровича, результат его раннего увлечения изобразительным искусством; многочисленные лирические отрывки из его книг вошли в школьные учебники. И «Рыбаки», и «Поселенцы» укрепили репутацию Григоровича, и Некрасов уговорил его подписать специальный контракт, гарантирующий, что он (вместе с Иваном Тургеневым, Александром Островским и Львом Толстым) с тех пор будет писать исключительно для «Современника» <178.>Дмитрий Григорович в 1880-е годы

В середине 1850-х годов, когда раскол между социалистическими радикалами и либералами в русской литературе становился все более и более заметным, Григорович занял решительную нейтральную позицию и попытался сделать Некрасов видит, что его манера «ссоры с другими журналами» причиняет вред и ему, и «Современнику», как это видел Григорович. В соответствии с этим духом мира и компромисса был его следующий небольшой роман «Пахарь» (Пахар, 1856), либо хвалебный гимн «силе русского народного духа», либо комментарий к крайнему выносливому человеку земли, в зависимости от смотровая площадка. «Школа гостеприимства», 1855), написанная под влиянием Александра Дружинина (и, якобы, не без его непосредственного участия), фактически нанесла удар по Чернышевскому, но последний отказался его спровоцировать. и личные отношения между двумя мужчинами никогда не испортились, даже если их идеологические разногласия теперь были непримиримыми. Спустя несколько лет, когда Дружинин и его соратники-сторонники доктрины «искусство ради искусства» спровоцировали спор по типу «вольнодумного Пушкина против сверхкритичного Гоголя», Григорович поддержал возглавляемый Чернышевским «Современник». группа, хоть и дружила с Дружининым.

«Очерки современных нравов», 1857, изданные в «Современнике», высмеивали русскую бюрократию, но к этому времени признаки грядущего кризиса уже были очевидны. «Никогда раньше у меня не было таких сомнений в себе, бывают моменты, когда я чувствую себя совершенно забитым», - признался он в письме Дружинину 1855 года.

В 1858 году Григорович принял приглашение Министерства флота России совершить обход. Путешествие по Европе на военном корабле «Ретвизан», описанное позднее в «Корабле« Ретвизан »(1858-1863). Вернувшись в Россию, Григорович начал свой собственный проект «Популярные чтения», но эта серия из 10 книг не произвела впечатления. Григорович собирался прокомментировать разрушение крепостного права в «Два генерала» («Два генерала», 1864), но этот роман, повествующий о двух поколениях помещиков, остался незаконченным. В середине 1860-х он вообще перестал писать, чтобы сосредоточиться на изучении живописи и коллекционировании предметов изобразительного искусства. «Живопись всегда интересовала меня больше, чем литература», - признался Григорович, которого многие специалисты считали ученым в этой области.

Дальнейшая жизнь

Портрет Григоровича Ивана Крамского, 1876

В 1862 году Григорович поехал в Лондон изучать английское изобразительное искусство на Международной выставке 1862 года, а также в несколько других галерей. В 1863 году "Русский вестник" опубликовал отчет о его исследованиях "Картины английских художников на лондонских выставках 1862 года", который на сегодняшний день является наиболее полным анализом британской живописи, появившимся в русской печати. Особенно ему понравились работы Уильяма Холмана Ханта.

. В 1864 году Григорович был избран секретарем Русского общества поощрения художников и занимал этот пост в течение двадцати лет, много сделав для улучшения художественного образования по всей стране. Музей истории искусств, который он организовал при Обществе, считался одним из лучших в Европе в своем роде. В Школе рисования Общества Григорович собрал лучших учителей со всей России, следил за тем, чтобы выставки и конкурсы проводились регулярно, а победители получали гранты Общества. Григорович первым открыл и поддержал знаменитых художников Фёдора Васильева и Илью Репина. За свои достижения на посту главы Общества Григорович получил статус Действительного статского советника и пожизненную пенсию.

В 1883 году писатель Григорович неожиданно вернулся с «Гуттаперчей». Мальчик »(Гуттаперчевый мальчик), единодушно признанный авторским« маленьким шедевром ». История смерти юного виртуоза цирка попала в классические русские детские списки для чтения и дважды адаптировалась для большого экрана, в 1915 и 1957 годах. Также в 1883 году Григорович перевел «Вазу» Проспера Мериме. Etrusque »на русский язык, его версия в ретроспективе считалась непревзойденной. В 1885 году вышел его сатирический роман «Акробаты благотворительности» («Акробаты благотворительности»), вызвавший много споров. Его название стало популярным символическим выражением (использовалось, в частности, Лениным в одном из произведений 1901 года), а пьеса «Замшевые люди» по этому рассказу была поставлена ​​в МХАТ by Константин Станиславский.

В 1886 году Григорович, как известно, ободрил молодого Антона Чехова, сказав ему в письме, что у него есть дар и что ему следует более серьезно подходить к литературе. «Ваше письмо… поразило меня, как вспышка молнии. Я чуть не расплакался, я был потрясен, и теперь я чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе», - ответил Чехов. В своих «Литературных воспоминаниях» (1892–1993) Григорович создал обширную панораму русской литературной сцены 1840–1850-х годов и (старательно избегая политических вопросов) оставил яркие портреты людей, которых он хорошо знал, таких как Иван Тургенев, Василий Боткин и Лев Толстой.

Дмитрий Васильевич Григорович скончался в Санкт-Петербурге 3 января 1900 года. Похоронен на Волковом кладбище.

Наследие

могиле Григоровича. Волковское кладбище, Санкт-Петербург

Дмитрия Григоровича принято считать первым писателем, который во всех деталях показал реальную жизнь русской сельской общины, следуя традициям движения Естественная школа, к которому он в 1840-х гг. Его первые два коротких романа, Деревня и Антон Горемыка, считаются предшественниками нескольких важных произведений Ивана Тургенева, Льва Толстого и Николай Лесков. Как резкий критик крепостного права, его связывали с линией Радищева, Грибоедова и Пушкина.

, многочисленных писателей, критиков и политических активистов, Александра Герцена среди них отметили влияние, которое его второй роман «Антон Горемыка» оказал на развитие общественного сознания в России. Он оказал большое влияние на новое политически настроенное поколение русской интеллигенции середины XIX века и во многом помог запустить раннее социалистическое движение в стране. Салтыков-Щедрин назвал первые две книги Григоровича «весенним дождем, бодрящим русскую литературную почву». Оба они впервые заставили российское образованное общество осознать тяжелое положение мужика как человека, а не абстракции, по словам известного сатирика. Лев Толстой похвалил Григоровича за то, что он изобразил русских крестьян «с любовью, уважением и чем-то близким к трепету», написав огромное влияние, которое оказали его «огромные эпические гобелены, такие как Антон Горемыка».

Согласно Семену Венгеров, первые два романа Григоровича ознаменовали пик всей его карьеры. «Все его более поздние книги были написаны с той же симпатией к простому человеку, но не возбуждали», - утверждал этот историк литературы. Некоторые критики, принадлежащие к российским левым (включая Венгерова), уделяли много внимания тому факту, что Григорович (как и Тургенев) якобы «ненавидел» Чернышевского; другие считали его работы несовершенными, недостаточно радикальными. Однако критики со всех сторон восхищались Григоровичем за его прекрасный, простой, но красочный язык и хвалили его как мастера «природного ландшафта». Этот дар, развившийся, очевидно, в результате его любви к изобразительному искусству и живописи, был весьма необычным для человека, которого воспитывали две француженки и до восьми лет он почти не говорил по-русски.

английские переводы

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 10:18:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте