Развод в исламе

редактировать

Развод в исламе может принимать различные формы, некоторые из которых инициируются мужем, а другие - женой. Основными традиционными юридическими категориями являются талак (отказ ), хулу (взаимный развод), судебный развод и присяга. Теория и практика развода в исламском мире менялись в зависимости от времени и места. Исторически правила развода регулировались шариатом в интерпретации традиционной исламской юриспруденции, хотя они различались в зависимости от юридической школы, а исторические практики иногда расходились. из теории права. В наше время, когда были кодифицированы законы о личном статусе (семье), они, как правило, оставались «в пределах орбиты исламского права», но контроль над нормами развода перешел от традиционных юристов к государству.

Содержание

  • 1 Коран. принципы
  • 2 Классический шариат
    • 2.1 Правовой контекст
    • 2.2 Талак (отказ)
      • 2.2.1 Юриспруденция
      • 2.2.2 Практика
      • 2.2.3 Талак аль-бид'ах и тройной талак
      • 2.2.4 Тафвид (делегированный талак)
    • 2.3 Хулу (взаимный развод)
      • 2.3.1 Юриспруденция
      • 2.3.2 Практика
    • 2.4 Судебный развод
      • 2.4.1 Юриспруденция
      • 2.4.2 Практика
    • 2.5 Клятвы
      • 2.5.1 Юриспруденция
      • 2.5.2 Практика
    • 2.6 Другие последствия развода
    • 2.7 Дауэр (махр) при разводе
  • 3 Современная эпоха
    • 3.1 Правовая трансформация
    • 3.2 Методы реформы
  • 4 Распространенность
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Коранические принципы

Согласно Корану, брак - это предназначено быть неограниченным во времени, на что указывает его характеристика как "ель м облигация »и правилами развода. В идеале отношения между супругами должны основываться на любви (мавадда ва рахма, 30:21), а важные решения, касающиеся обоих супругов, должны приниматься по взаимному согласию. Когда супружеская гармония не может быть достигнута, Коран разрешает и даже советует супругам положить конец браку (2: 231), хотя это решение не следует воспринимать легкомысленно, и община призвана вмешаться, назначив арбитров из две семьи, чтобы попытаться примирить (4:35). Коран устанавливает еще два способа избежать поспешных разводов. Для менструирующей женщины Аль-Бакара 2: 228 предписывается период ожидания (Идда ) перед окончанием развода в виде трех месячных. Аналогично для не менструирующей женщины прописывается период ожидания. Это должно дать мужу время пересмотреть свое решение. Более того, мужчине, который дает клятву не вступать в половую связь со своей женой, которая может привести к автоматическому разводу, предоставляется четырехмесячный период для нарушения своей клятвы (2: 226).

Коран по существу реформировали гендерное неравенство в практике развода, существовавшее в доисламской Аравии, хотя некоторые патриархальные элементы сохранились, а другие процветали в последующие века. До ислама развод между арабами регулировался неписаным обычным правом, которое варьировалось в зависимости от региона и племени, а его соблюдение зависело от авторитета отдельных лиц и групп. В этой системе женщины были особенно уязвимы. Коранические правила брака и развода предусматривают фиксированный набор норм для всех мусульман, подкрепленных божественной властью и соблюдаемых сообществом. Ранние исламские реформы включали в себя предоставление жене возможности инициировать развод, аннулирование права мужа на собственность своей жены, осуждение развода без веских причин, криминализацию необоснованных заявлений о неверности со стороны мужа и установление финансовой ответственности мужа перед его разведенная жена. В доисламские времена мужчины держали своих жен в состоянии «неопределенности», постоянно отвергая их и забирая обратно по своему желанию. Коран ограничил количество отказов до трех, после чего мужчина не может забрать свою жену, если она сначала не выйдет замуж за другого мужчину. Кроме того, доисламский выкуп (махр), выплачиваемый женихом семье невесты, был преобразован в приданое, которое стало собственностью жены, хотя некоторые ученые считают, что практика дарить невесте хотя бы часть махра началась незадолго до прихода ислама.

Тема развода рассматривается в четырех различных сурах Корана, включая общий принцип, сформулированный в 2: 231:

Если вы разводитесь с женщинами, и они достигают назначенного срока, удерживайте их в дружеских отношениях или отпустите их. Не сдерживайте их из злого умысла, чтобы быть мстительными. Тот, кто это делает, поступает несправедливо ».

Классический шариат

Правовой контекст

Классический Исламский закон происходит из библейских источников ислама (Коран и хадис ) с использованием различных методологий, разработанных различными юридическими школами. Исторически он истолковывался юристами (муфтиями ), от которых ожидалось бесплатно давать юридическое заключение (фетва ) в ответ на любой запрос. Семейные споры рассматривались в шариатских судах под председательством судьи (кади ), который имел достаточное юридическое образование для решают некоторые юридические вопросы и опрашивают муфтия, если сталкиваются с трудным юридическим вопросом. Судьи были активными членами местного сообщества, а также участвовали в неформальном арбитраже, который был предпочтительным методом разрешения споров. В судебных разбирательствах они выступали посредниками между буква закона и требования местных социальных и моральных проблем, с главной целью обеспечения социальной гармонии. Их практика иногда отклонялась от предписаний юридической школы, которая преобладала в этой области, временами в пользу женщин, а иногда в ущерб им. Представители всех социальных слоев и их свидетели отстаивали свои дела в суде без профессионального юридического представительства, хотя представители высшего класса обычно делали это через представителя. Женщины обычно участвовали в судебных процессах, обычно в качестве истцов, настойчиво отстаивали свои дела, и судья часто относился к ним с сочувствием. Согласно правовой доктрине, свидетельские показания женщины в большинстве областей права были вдвое легче, чем показания мужчины, хотя имеющиеся данные свидетельствуют о том, что практические последствия этого правила были ограничены, а юридический статус женщин в досовременном исламе был сопоставим с или выше, чем у их европейских современников.

Талак (отречение)

Юриспруденция

Термин талак обычно переводится как «отречение» или просто «развод». В классическом исламском праве это относится к праву мужа расторгнуть брак, просто объявив своей жене, что он отказывается от нее. Классические юристы по-разному классифицировали объявление талака как запрещено или предосудительно, если оно не было продиктовано убедительной причиной, такой как невозможность сожительства из-за непримиримого конфликта, хотя они не требовали от мужа получения одобрение суда или предоставить обоснование. Юристы наложили определенные ограничения на действительный отказ. Например, декларация должна быть четко сформулирована; муж должен быть в здравом уме и не подвергаться принуждению. После талака жена имеет право на полную выплату махра, если она еще не была уплачена. Муж обязан оказывать ей финансовую поддержку до окончания периода ожидания или до родов, если она беременна. Кроме того, она имеет право на алименты и любые просроченные алименты, которые, согласно исламскому закону, должны регулярно выплачиваться во время брака.

Предоставление мужу прерогативы отказа от брака было основано на предположении, что мужчины не будет заинтересован в инициировании развода без уважительной причины, учитывая финансовые обязательства, которые он возьмет на себя. Кроме того, классические юристы придерживались мнения, что «женская природа лишена рациональности и самообладания». Требование оправдания было расценено как потенциально вредное для репутации обоих супругов, поскольку оно может раскрыть семейные тайны для общественного контроля.

Талак считается в исламе предосудительным средством развода. Первоначальное заявление талака - это отзывный отказ (alāq rajʿah), который не прекращает брак. Муж может отозвать отказ в любое время в течение периода ожидания (‘идда ), который длится три полных менструальных цикла. Период ожидания предназначен для того, чтобы пара могла примириться, а также чтобы убедиться, что жена не беременна. Возобновление половых отношений автоматически убирает отказ. Жена сохраняет за собой все права на период ожидания. Развод становится окончательным по истечении срока ожидания. Это называется «незначительным» разводом (аль-байнуна аль-сугра), и пара может вступить в повторный брак. Если муж отказывается от своей жены в третий раз, это вызывает «крупный» развод (аль-байнуна аль-кубра), после которого пара не может вступить в повторный брак без промежуточного завершенного брака с другим мужчиной. Это известно как тахлил или никах халала. Если третье заявление будет безотзывным, муж не сможет использовать неоднократные заявления и отмены развода как средство давления на жену, чтобы она пошла на финансовые уступки, чтобы «купить ее свободу». Это также служит сдерживающим фактором для необдуманных отказов.

Практика

Женщины часто вступали в брак со значительным капиталом в виде махра и приданого, предоставленного их семьей, которые они не были обязаны тратить. на семейные расходы, и они часто ссужали деньги своим мужьям. Из-за этого и связанных с этим финансовых обязательств талак мог быть очень дорогостоящим и во многих случаях финансово разрушительным предприятием для мужа. Многие отвергнутые женщины использовали развод, чтобы купить долю своего бывшего мужа в семейном доме. В исторических записях талак, по-видимому, был менее распространен, чем кхул.

Имеющиеся свидетельства из Египта мамлюков показывают, что талак не был основным средством развода. Талак считался катастрофическим для женщины, поскольку лишал ее долгосрочной защиты и финансовой поддержки, не позволяя ей выйти замуж повторно, поскольку это привело бы к потере опеки над ребенком. Это привело к тому, что отказ без уважительной причины считался социально неприемлемым. Исследования в Османском Леванте показали, что женщины могут аннулировать декларацию талака, заявив, что муж проявлял признаки «пониженной рациональности», когда делал это, в то время как другие использовали безотзывное заявление мужа о талаке для получения развода позднее, если они

Талак аль-бид'ах и тройной талак

Типы талаков можно разделить на талак ас-сунна, что, как считается, соответствует учению Мухаммеда, и талак аль-бид'ах, которые рассматриваются как бид'ат (нововведение) отклонения от него. Талак аль-сунна далее подразделяется на талак аль-ахсан, который является наименее осуждаемой формой талака, и талак аль-хасан. Ахсан талак включает в себя одно отменяемое объявление о разводе и половом воздержании в течение периода ожидания. Развод по хасану включает в себя три объявления, сделанных во время состояния ритуальной чистоты жены с промежутками между менструальными периодами и отсутствием полового акта в течение этого времени.

В отличие от талак аль-сунна, талак аль-бид ' ай не соблюдает срок ожидания и расторгает брак безвозвратно. Он может включать в себя «тройной талак», т. Е. Провозглашение талака, повторяемое три раза, или другую формулу, такую ​​как «ты харам для меня». Некоторые юридические школы считали, что тройной талак, исполняемый на одном собрании, представляет собой «серьезный» развод, в то время как другие классифицировали его как «незначительный» развод. Талак аль-бида отражает доисламские обычаи развода, а не принципы Корана, и считается особенно неодобрительной, хотя и юридически действительной формой развода в традиционной суннитской юриспруденции. Согласно исламской традиции, Мухаммад осудил практику тройного талака, а второй халиф Умар наказал мужей, которые использовали его.

Шиитская юриспруденция не признает талак аль-бид'ах.

Тафвид (делегированный талак)

Муж может делегировать право на отказ своей жене. Это делегирование может быть сделано во время составления брачного контракта (никах ) или во время брака, с условиями или без них. Многие женщины включали такие условия в свои брачные контракты. Обычно контракт давал жене право «отказаться от себя», если муж женился на второй жене. Делегированный отказ от брака называется халак ат-тафавуд или тафвид.

Кхулу (взаимный развод)

Юриспруденция

Кхулу - это договорный тип развода, инициируемый женой. Это оправдано на основании стиха 2: 228:

. Вам не разрешено забирать все, что вы им дали, если только они двое не опасаются, что они не могут соответствовать рамкам Бога, на них не возлагается никакая вина. и то и другое. Если женщина отдаст то, чем она себя освободила. Это границы, установленные Богом; не преступайте их.

Кроме того, это основано на хадисе, в котором Мухаммад наставляет мужчину согласиться с желанием его жены развестись, если она вернет сад, полученный от него как часть ее махра. Хуль считается заключенным, когда пара соглашается на развод в обмен на денежную компенсацию, выплачиваемую женой, которая не может превышать стоимость махра, которую она получила, и, как правило, представляет собой меньшую сумму или предполагает конфискацию еще не выплаченной части. 154>Ханафиты и Маликис не требуют компенсации со стороны жены. Развод окончательный и безвозвратный, вступает в силу с момента заключения договора. Пара не может примириться в течение периода ожидания, определенного, как в случае талака, но муж обязан платить алименты в течение его срока, если только это требование не отменяется контрактом. Как и в случае талака, повторный брак возможен до тех пор, пока хул не будет заключен в третий раз. Если муж заставляет свою жену согласиться на хуль вместо произнесения талака, что позволяет ему избежать сопутствующих финансовых обязательств, развод считается недействительным. Как и талак, хулу происходит вне суда.

Практика

Относительная частота хула была отмечена в исследованиях Стамбула, Анатолии, Сирии, мусульманского Кипра, Египта и Палестины.

В исследованиях мамлюкского Египта и Балкан, находящихся под властью Османской империи, было показано, что кхул был основным средством развода. Женщины использовали ряд стратегий, чтобы заставить своих мужей согласиться. Некоторые пренебрегали своими семейными и домашними обязанностями, делая семейную жизнь невозможной для мужа. Другие требовали немедленной выплаты отсроченного махра, зная, что муж не имеет возможности подчиниться и будет заключен в тюрьму, если он этого не сделает.

В некоторых случаях контракт на хул не предусматривал компенсации от жены, тогда как в других случаях женщины отказывались от всех финансовых обязательств своего мужа. Согласно исследованиям Османского Леванта, были введены различные судебные процедуры, чтобы гарантировать, что кхул на самом деле не был талаком.

Судебный развод

Юриспруденция

Брак также могут быть расторгнуты путем судебного развода. Любой из супругов может подать прошение в кади суд о судебном разводе, но у них должны быть веские основания для расторжения брака. Суд начинает процесс с назначения арбитра от каждой из их семей, чтобы добиться примирения при посредничестве. Если это усилие не удается, суд разрешает спор, распределяя вину за распад брака с соответствующими финансовыми последствиями. Примеры вины - жестокость; неспособность мужа обеспечить содержание или немедленную оплату махра; неверность; дезертирство; моральная или социальная несовместимость; определенные недуги; и тюремное заключение, вредное для брака. Судебный развод также может подаваться в случае нарушения условий, предусмотренных в брачном контракте. Различные юридические школы признали разные подмножества этих оснований для развода. Школа Малики, которая признала самый широкий диапазон оснований для развода, также предусматривает категорию «вреда» (arar), которая давала судье значительную свободу толкования.

Практика

В некоторых случаях В районах, находящихся под властью Османской империи, женщинам было едва ли возможно получить развод, кроме как через хул, из-за ограничений, налагаемых господствующей ханафитской школой, хотя были и некоторые исключения. Самой серьезной проблемой был отказ, который не был признан основанием для судебного развода. Чтобы решить эту проблему, в некоторых случаях мужчина, отправляющийся в путешествие, оставлял своей жене письмо, разрешающее талак, если он не возвращался в течение определенного периода времени. В других случаях ханафитские судьи приглашали коллегу Малики или Ханбали объявить о разводе, или сама женщина выступала с инициативой найти судью из одной из этих школ. Такой же подход использовался для развода в случае невыплаты алиментов. На Османских Балканах женщина могла подать на развод на том основании, что ее муж был «плохим мусульманином».

Поскольку браки между мужчинами-немусульманами и женщинами-мусульманками запрещены исламским законодательством, если замужняя женщина приняла ислам, но ее муж не принял, мусульманские власти сочли бы брак недействительным, и женщина получила право опеки над детьми. Источники семнадцатого века указывают, что немусульманки во всей Османской империи использовали этот метод для развода.

Клятвы

Юриспруденция

Муж может расторгнуть брак по трем причинам. клятв: клятва воздержания (īlāʿ и iẓhar), отрицание отцовства (liʿan) и условный alāq. Первые два типа были доисламскими практиками, подтвержденными Кораном (2: 226–227 для ила и 58: 2–4 для ижар), что также ясно дает понять, что ижар предосудителен, несмотря на то, что он имеет юридическую силу.

Ила - это клятва, в соответствии с которой муж клянется воздерживаться от половых отношений с женой не менее четырех месяцев. Если он выполнит свою присягу, брак расторгается; если он его разорвет, брак продолжается. В клятве ижар (или ihār) мужчина заявляет, что его жена запрещена для него так же сексуально, как и его мать. Муж может нарушить клятву и возобновить брак. Нарушение любой клятвы требует искупления посредством кормления бедных или поста.

В клятве лиань муж отрицает отцовство ребенка своей жены. Жене предоставляется возможность дать присягу, отрицая измену, и если она это сделает, а муж настаивает на своем обвинении, брак расторгается судьей, и пара никогда не может вступить в повторный брак.

При присяге условный халак, муж заявляет, что он разведется с женой, если он или она совершит определенное действие. Эта клятва может служить защитой для жены или угрозой со стороны мужа, в зависимости от конкретного действия.

Практика

Исследования практики мамлюкского и османского правления не выявили случаев используются клятвы лиань или воздержания, в то время как условный талак, похоже, сыграл заметную роль. Он использовался, чтобы угрожать жене, а также давать обещания. В Османском Египте брачные контракты обычно включали положения об условном талаке, которые иным образом не признавались преобладающей ханафитской школой в качестве основания для судебного развода, например невыплата алиментов или женитьба на второй жене.

Другие последствия развода.

Исламский закон не признает концепцию общинной собственности, и раздел собственности основан на ее принадлежности любому из супругов. Жена получает опеку над детьми до их совершеннолетия (определение которого варьируется в зависимости от юридической школы), в то время как отец сохраняет опеку.

Практика опеки над детьми при османском правлении, похоже, следовала правилам ханафитской юриспруденции, хотя в Дети в Османском Египте обычно оставались со своей разведенной матерью сверх установленного возраста. Разведенная женщина может сохранить опеку над детьми, если она не выйдет замуж повторно и ее муж не потребует опеки, и в этом случае она обычно переходит к одной из ее родственниц. При мамлюках женщины могли отказаться от права на алименты, чтобы получить расширенную опеку.

Дауэр (махр) при разводе

Махр - брачный подарок, сделанный женихом невесте на время замужества. После получения он становится ее исключительной собственностью с полной свободой использования и распоряжения. Брачный договор без махра недействителен. Размер махра обычно зависел от социально-экономического положения невесты. Выплата части махра обычно откладывалась и служила сдерживающим фактором для осуществления мужем права на односторонний развод, хотя классические юристы расходились во мнениях относительно допустимости и способа отсрочки выплаты махра.

В исламской юриспруденции есть четкие инструкции по использованию махра в случае развода, в зависимости от того, кто просит о разводе, и был ли половой акт или нет. Если муж просит о разводе и половой акт произошел, он платит полный махр; если муж просит о разводе, но половой акт не состоялся, муж выплачивает половину приданого; если жена просит развод и половой акт произошел, муж платит половину махра; и если жена просит о разводе, а половой акт не состоялся, то муж не требует выплаты махра.

Современная эпоха

Правовая трансформация

В В современную эпоху законы шариата были широко заменены законами, основанными на европейских моделях, а его классические правила в значительной степени сохранились только в законах о личном статусе (семейных). Предлагались разные объяснения этому явлению. Некоторые ученые утверждали, что, поскольку эти законы более подробно описаны в Коране и хадисах, чем другие, верующим было трудно согласиться с отклонением от этих правил. Напротив, Ваэль Халлак рассматривает это как наследие колониализма: изменение семейных законов не принесло бы пользы колониальной администрации, а колониальные державы продвигали теорию о том, что эти законы были священными для населения, рекламируя их сохранение как знак уважения, который, в свою очередь, привел к тому, что они стали отправной точкой в ​​современной политике мусульманской идентичности.

В современную эпоху произошли важные изменения в семейных законах. Законы подверглись кодификации законодательными органами, а также были вытеснены из своего первоначального контекста в современные правовые системы, которые в целом следовали западной практике судебного процесса и юридического образования. Это отделяло их как от классической традиции интерпретации, так и от институциональных основ досовременной правовой системы, в которую они были встроены. В частности, контроль над нормами развода перешел от традиционных юристов к государству, хотя в целом они оставались «в рамках исламского права».

В своей статье «Неравное партнерство» Сулема Джахангир настаивает на том, что: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и другие международные стандарты предполагают, что нефинансовый вклад женщин в брак должен быть признан для обеспечения равного положения между супругами. Многие мусульманские страны ищут пути и средства для учета нефинансового вклада женщин в брак и улучшения компенсации при разводе. Некоторые мусульманские страны, такие как Иордания, Марокко, Алжир, Египет, Сирия, Ливия и Тунис, вводят в действие законы о выплате дополнительной компенсации, называемой «мата'а», как часть исламской доброты уходящим супругам в дополнение к приданому и содержанию. Во многих мусульманских странах в брачные контракты, называемые никахнама, добавляются условия, называемые «хак мехер» (право на финансовое обеспечение и денежное вознаграждение).

Методы реформ

Изменение социальных условий привело к росту недовольства традиционный исламский закон о разводе с начала 20 века. Были предприняты различные реформы в попытке ограничить право мужа на односторонний отказ от брака и дать женщинам больше возможностей инициировать развод. В этих реформах использовался ряд методов, наиболее важными из которых являются:

  • Выбор среди классических юридических мнений без ограничения одной юридической школой (тахайюр) во время кодификации государственного права
  • Расширение дискреционных полномочий суда
  • Административные меры, оправданные ссылкой на классическую доктрину сияса шариийа, которая уполномочивает правителя проводить политику с учетом справедливости и целесообразности
  • Применение уголовных санкций
  • Модернистская интерпретация священных писаний Корана (иногда называемая нео- иджтихад и феминистский тафсир )
  • Апелляция к доктрине общественного интереса (маслаха )

Согласно Сулеме Джахангир в Турции пересмотренный Гражданский кодекс предусматривает равное разделение имущества и активов, приобретенных во время брака, в качестве режима собственности по умолчанию. В Индонезии и Сингапуре суды обладают дискреционными полномочиями; в Индонезии суды могут разделить семейную собственность при разводе. o признавать нефинансовый вклад женщин в брак, где, как в Сингапуре, учитывается вклад жены в семью, и даже при отсутствии финансового вклада 35% активов должны делиться с женой как вклад в уход за домом и детьми, где в Малайзии, в зависимости от продолжительности брака и вклада каждого супруга, разводящийся супруг может получить до одной трети доли в активах.

Всеиндийский совет мусульманского права издал в апреле кодекс поведения 2017 г. относительно талака в ответ на разногласия по поводу практики тройного талака в Индии. Он также предупредил, что те, кто прибегает к тройному талаку или разводу по опрометчивости, без оправдания или по причинам, не предусмотренным шариатом, будут подвергаться социальному бойкоту.

В Индии мусульманские женщины (Защита прав в браке)) Закон 2019 года был принят в июле 2019 года, согласно которому мгновенный тройной талак (талак-е-биддах) в любой форме - устной, письменной или в электронной форме - незаконным, недействительным и наказуемым лишением свободы на срок до трех лет. По новому закону потерпевшая женщина имеет право требовать алименты для своих детей-иждивенцев. Индия входит в число 23 стран, которые запретили тройной талак.

Распространенность

Согласно Йосефу Рапопорту, в 15 веке уровень разводов был выше, чем сегодня в наши дни Ближний Восток, где в целом низкий уровень разводов. В 15 веке Египет, аль-Сахави записал семейную историю 500 женщин, самый большой образец брака в Средние века, и обнаружил, что по крайней мере треть всех женщин в султанате мамлюков Египта и Сирии выходили замуж более одного раза, причем многие выходили замуж три или более раз. Согласно аль-Сахави, до трех из десяти браков в 15 веке Каир закончились разводом. В начале 20 века в некоторых деревнях на западе Явы и Малайского полуострова уровень разводов достигал 70%.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Разводом в исламе
Последняя правка сделана 2021-05-17 09:52:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте