Ditta Pásztory-Bartók

редактировать

Ditta Пасторы-Барток (31 октября 1903 - 21 ноября 1982) была венгерской пианисткой и второй женой композитора Белы Барток. Она посвятила ряд его работ, в том числе Out of Doors и Третий фортепианный концерт.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы жизни и карьера
    • 1.2 В США
    • 1.3 Вдова
  • 2 Источники
Биография

Ранние годы и карьера

Бела Барток, 1922 год.

Эдит (Дитта) Пастори была родилась в Римасомбат, Австро-Венгрия (ныне Римавска Собота, Словакия ) в 1903 году, дочь учителя фортепиано и средней школы учитель. Она изучала фортепиано в Будапештской консерватории, получив диплом в 1921 году, а в 1922 году пошла в Королевскую музыкальную академию для дальнейшего обучения, где стала частной ученицей Белы Бартока.

Бартока. развелся со своей тогдашней женой Мартой Зиглер (1893–1967) в июне 1923 года. У него явное влечение к девушкам и женщинам, значительно моложе его. Марте было всего 16 лет, когда он женился на ней в 1909 году, когда ему было 28. В случае Дитты ей было 19, а ему 42. Однажды он проводил ее до дома после урока, а затем совершенно неожиданно сделал ей предложение, дав ей три дня, чтобы принять решение. До этого их отношения были строго учителем и учеником. Она согласилась, они получили специальную лицензию и поженились в течение недели, 28 августа 1923 года. В 1924 году она родила Петера Бартока, своего единственного ребенка, но второго сына ее мужа (после Белы Бартока III в 1910 году). В 1926 году Бела Барток посвятил свою сюиту Out of Doors Дитте.

Она отказалась от сольной карьеры, но стала партнером по фортепианному дуэту мужа. Вместе с перкуссионистами Солом Гудманом и Генри Денеке, Бела и Дитта Пастори-Барток совместно представили свою Сонату для двух фортепиано и ударных 16 января 1938 года на юбилейном концерте ISCM в Базель, Швейцария. Они предприняли дальнейшие концерты дуэтов с фортепиано по всей Европе. В 1940 году он сделал аранжировку для двух фортепиано из семи пьес из Mikrokosmos, чтобы дать ему и Дитте дополнительный репертуар для игры. В том же году они эмигрировали в Соединенные Штаты, спасаясь от нацизма. Их последний концерт прошел в Будапеште 8 октября 1940 года. Они прибыли в Нью-Йорк 29/30 октября.

В Соединенных Штатах

Их жизнь характеризовался финансовыми трудностями, культурной и социальной изоляцией и недостатком художественного удовлетворения. В отличие от Белы, которая свободно говорила на английском, немецком, русском и других языках, Дитта не могла ни говорить, ни понимать по-английски, и ей приходилось полагаться на своего мужа в качестве ее переводчика. Музыку Бартока не играли оркестры или камерные ансамбли, и он и Дитта как пианисты были мало востребованы. За это время Барток заболел лейкемией, хотя ему так и не сообщили истинную природу его состояния.

Земляк Бартока Фриц Райнер был одним из немногих его защитников, и при его поддержке и под его управлением Барток и Дитта сыграли премьеру Концерта для двух фортепиано, оркестровая версия Сонаты для двух фортепиано и ударных, 31 января 1943 года в Карнеги-холл с Нью-Йоркской филармонией. Это был последний раз, когда Барток выступал публично.

Он все еще был болен, но, похоже, поправлялся после получения ряда заказов: от Сержа Кусевицкого за Концерт для Оркестр (август – октябрь 1943 г.), из Иегуди Менухина для Сонаты для скрипки соло (ноябрь 1943 г. - март 1944 г.) и из Уильяма Примроуза для Концерт для альта. Он даже прибавил в весе и жаловался, что вот-вот лопнет. Он также решил написать третий фортепианный концерт в качестве подарка-сюрприза для Дитты, которая в конце октября 1945 года будет отмечать свой 42-й день рождения. Но его выздоровление было иллюзорным, и он умер в Нью-Йорке 26 Сентябрь 1945 года. Ему удалось закончить озвучивание фортепианного концерта № 3, за исключением последних 17 тактов, но он оставил зашифрованные инструкции, которые Тибор Серли смог использовать для завершения работы. Концерт для альта был просто набросан и находился в гораздо менее окончательном состоянии, но в конечном итоге он тоже был собран и оркестрован Серли.

Премьера Третьего фортепианного концерта в феврале 1946 года досталась Дьёрдь Шандору, но Дитта Пастори-Барток позже исполнила и записала его (с Венской филармонией под управлением Тибора Серли в 1964 году.

Вдова

Могильные камни Бартока (в центре) и Дитты (слева).

После смерти Бартока Дитта вернулась в Будапешт в 1946 году, где и осталась всю оставшуюся жизнь посвятила пропаганде памяти покойного мужа. Она давала концерты его произведений, часто с. Также она записала отрывки из «Микрокосмоса».

Дитта Пастори-Барток пережила Белу Барток на 37 лет и скончалась в Будапеште в 1982 году в возрасте 79 лет. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения ее мужа. Она похоронена рядом с ним в Будапеште, после того, как его перевезли из США в Венгрию.

Премия Белы Барток-Дитта Пастори названа в их честь.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 09:28:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте