Распределение (или место ) является одним из четырех элементов комплекса маркетинга. Распространение - это процесс предоставления продукта или услуги потребителю или бизнес-пользователю, который в них нуждается. Это может быть сделано напрямую производителем или поставщиком услуг или с использованием косвенных каналов с дистрибьюторами или посредниками. Остальные три элемента комплекса маркетинга - это продукт, ценообразование и продвижение.
. Решения о распространении должны приниматься в соответствии с общее стратегическое видение и миссия компании. Разработка согласованного плана распределения - центральный компонент стратегического планирования. На стратегическом уровне существует три общих подхода к распространению, а именно массовое, выборочное и эксклюзивное распространение. Количество и тип выбранных посредников во многом зависит от стратегического подхода. Общий канал распространения должен повышать ценность для потребителя.
Распространение в основном связано с тем, чтобы продукты доходили до целевых клиентов наиболее прямым и экономичным способом. В случае услуг распределение в основном связано с доступом. Хотя концепция распределения относительно проста, на практике управление распределением может включать в себя широкий спектр действий и дисциплин, включая детальную логистику, транспортировку, складирование, хранение, управление запасами, а также управление каналами сбыта, включая выбор участников канала и вознаграждение дистрибьюторов..
Перед проектированием системы сбыта планировщику необходимо определить, чего в целом должен достичь канал сбыта. Общий подход к распространению продуктов или услуг зависит от ряда факторов, включая тип продукта, особенно скоропортящийся; рынок обслуживается; географический охват деятельности и общая миссия и видение фирмы. Процесс изложения общих целей и задач канала сбыта является решением стратегического уровня.
В подходе интенсивного распределения маркетолог полагается на сетевые магазины для выхода на широкие рынки с минимальными затратами.В стратегическом плане существует три подхода к распределению:
Краткое изложение стратегических подходов к распространению
Подход | Определение |
---|---|
Интенсивная дистрибуция | Продукция производителя хранится в большинстве торговых точек. Эта стратегия характерна для продуктов массового производства, таких как товары первой необходимости, закуски, журналы и безалкогольные напитки. |
Выборочное распределение | Производитель полагается на нескольких посредников для доставки своей продукции. Эта стратегия обычно применяется к более специализированным товарам, которые продаются через специализированных дилеров, например, к торговым маркам инструментов или крупной бытовой техники. |
Эксклюзивное распространение | Производитель выбирает очень мало посредников. Эксклюзивное распространение происходит, когда продавец соглашается предоставить единственному розничному продавцу право продавать продукцию производителя. Эта стратегия типична для розничных продавцов предметов роскоши, таких как Gucci. |
На потребительских рынках еще одним ключевым решением стратегического уровня является использование стратегии выталкивания или вытягивания. В стратегии продвижения маркетолог использует интенсивную рекламу и стимулы, нацеленные на дистрибьюторов, особенно розничных и оптовиков, с ожиданием, что они будут хранить продукт или бренд, и что потребители купят его, когда увидят его в магазинах. Напротив, в стратегии вытягивания маркетолог продвигает продукт напрямую потребителям, надеясь, что они будут оказывать давление на розничных продавцов, чтобы они заполнили продукт или бренд, тем самым протягивая его через канал распределения. Выбор выталкивающей или выталкивающей стратегии имеет важные последствия для рекламы и продвижения по службе. В стратегии выталкивания рекламный микс будет состоять из торговой рекламы и коммерческих звонков, в то время как рекламные носители обычно будут ориентированы на отраслевые журналы, выставки и торговые выставки, в то время как стратегия вытягивания будет более широко использовать потребительскую рекламу и рекламные акции, в то время как Медиа-микс будет ориентирован на средства массовой информации, такие как газеты, журналы, телевидение и радио.
Распределение продуктов осуществляется средства маркетингового канала, также известного как канал распространения. Канал сбыта - это люди, организации и виды деятельности, необходимые для передачи права собственности на товары от места производства к месту потребления. Это путь, по которому продукция попадает к конечному пользователю, потребителю. Это в основном осуществляется через торговых или оптовых торговцев или, в международном контексте, импортеров. На некоторых специализированных рынках агенты или брокеры могут участвовать в маркетинговом канале.
Типичные посредники, участвующие в распределении, включают:
Фирма может разработать любое количество каналы, необходимые им для эффективного и действенного взаимодействия с клиентами. Каналы можно различить по количеству посредников между производителем и потребителем. Если посредников нет, то это называется системой распределения нулевого уровня или прямым маркетингом. Канал первого уровня (иногда называемый одноуровневым) имеет одного посредника. Канал второго уровня (или двухуровневый) имеет двух посредников и так далее. Этот поток обычно представлен как поток от производителя к розничному продавцу к потребителю, но может включать и другие типы посредников. На практике системы распределения скоропортящихся товаров, как правило, короче - прямые или одиночные посредники, из-за необходимости сократить время, которое продукт проводит в пути или на хранении. В других случаях системы распределения могут стать довольно сложными, включая посредников разных уровней и разных типов.
На практике многие организации используют сочетание разных каналов; отдел прямых продаж может привлекать более крупных клиентов. Это может быть дополнено другими агентами для охвата более мелких клиентов и потенциальных клиентов. Когда одна организация использует множество различных каналов для выхода на свои рынки, это называется многоканальной распределительной сетью. Кроме того, розничная торговля через Интернет или электронная коммерция ведет к дезинтермедиации, удалению посредников из цепочки поставок. Розничная торговля через смартфон или мобильную торговлю также является областью роста.
Отделу маркетинга фирмы необходимо разработать наиболее подходящие каналы для продуктов фирмы, а затем выбрать подходящих участников или посредников. Организации может потребоваться обучить персонал посредников и мотивировать посредника продавать продукцию фирмы. Фирма должна отслеживать эффективность канала с течением времени и изменять канал для повышения производительности.
Чтобы мотивировать посредников, фирма может использовать позитивные действия, такие как предложение более высокой прибыли посреднику, специальные предложения, премии и надбавки за рекламу или дисплей. С другой стороны, могут потребоваться негативные действия, такие как угроза урезания маржи или задержка доставки продукта. Следует проявлять осторожность при рассмотрении негативных действий, поскольку они могут противоречить нормам и могут способствовать негативной реакции общественности и катастрофе в отношениях с общественностью.
Конфликт каналов может возникнуть, когда действия одного посредника мешают другому посреднику достичь своих целей. Конфликт вертикального канала возникает между уровнями внутри канала, а конфликт горизонтального канала возникает между посредниками на одном уровне внутри канала. Конфликт каналов - это извечная проблема. Существует риск того, что влиятельный участник канала может координировать интересы канала для личной выгоды.
Переключение каналов (не путать с переключением каналов или переключением каналов на ТВ) - это действие потребителей, переключающихся с одного типа канала-посредника на другой тип посредника для свои покупки. Примеры включают переход от обычных магазинов к онлайн-каталогам и поставщикам услуг электронной коммерции; переход от продуктовых магазинов к магазинам повседневного спроса или переход от универмагов высшего уровня к магазинам со скидками. Ряд факторов привели к увеличению поведения переключения каналов; рост электронной коммерции, глобализация рынков, появление убийц категории (таких как Officeworks и Kids 'R Us), а также изменения в правовой или нормативной среде. Например, в Австралии и Новой Зеландии после смягчения законов, запрещающих супермаркетам продавать терапевтические товары, потребители постепенно переключаются с аптек на супермаркеты для покупки небольших анальгетиков, препаратов от кашля и простуды и дополнительных лекарств, таких как витамины и травяные средства правовой защиты.
Для потребителя переключение каналов предлагает более разнообразные возможности для совершения покупок. Тем не менее, маркетологи должны быть внимательны к переключению каналов, поскольку оно может привести к сокращению доли рынка. Свидетельства переключения каналов могут свидетельствовать о наличии деструктивных сил и о том, что поведение потребителей претерпевает фундаментальные изменения. Потребителю может быть предложено переключить каналы, когда продукт или услугу можно найти по более низким ценам, когда станут доступны более совершенные модели, когда предлагается более широкий ассортимент, или просто потому, что удобнее делать покупки через другой канал (например, онлайн или шоппинг с одной остановкой). В качестве хеджирования против потери доли рынка из-за поведения перехода некоторые розничные торговцы используют многоканальную розничную торговлю.
Появление логики, в которой доминируют услуги сосредоточил внимание ученых на том, как распределительные сети служат для создания ценности для потребителей, и на рассмотрении того, как ценность создается совместно всеми участниками цепочки распределения, включая ценность, создаваемую самими покупателями. Этот акцент на создании стоимости способствует изменению терминологии, связанной с процессами распределения; «распределительные сети» часто называют производственно-сбытовыми цепочками, а «распределительные центры» часто называют центрами обслуживания клиентов. Например, гигант розничной торговли Amazon, который использует как прямую онлайн-дистрибуцию, так и обычные магазины, теперь называет свои распределительные центры «центрами обслуживания клиентов». Хотя термин «центр обслуживания клиентов» подвергался критике на том основании, что это неологизм, его использование становится все более популярным, поскольку постепенно проникает во вводные учебники по маркетингу.
Исключение посредников происходит, когда производители или поставщики услуг устраняют посредников из распределительной сети и имеют дело напрямую с покупателями. Дезинтермедиация наблюдается в отраслях, где радикально новые типы канальных посредников вытесняют традиционных дистрибьюторов. Широкое общественное признание онлайн-шоппинга стало одним из основных факторов отказа от посредничества в некоторых отраслях. Некоторые виды традиционных посредников уходят на второй план.
В Викиучебнике есть книга по теме: Маркетинг |