Дишу (китайский: 嫡庶) был важной правовой и моральной системой, связанной с браком и наследованием, в древнем Китае.
В досовременные эпохи, верхний мужчины -класса в древнем Китае, Корее и Японии часто имели более одного супруга, чтобы обеспечить рождение мужчины наследник их имущества и титулов. В Китае была создана система приоритетов для ранжирования прав потомков на это наследство. Согласно этой системе, мужчине разрешалось иметь одну официальную жену, которую называли чжэнши (正室, произносится сэйсицу на японском, букв. «Формальное домашнее хозяйство») или жена Ди (嫡 妻), а ее сына звали Ди, сын (嫡子). Чтобы стать женой Ди, женщине пришлось бы пройти формальную свадьбу, иначе ее считали бы наложницей своего мужа. Мужчина мог иметь только одну жену Ди, если он уже не развелся с другой. В династии Тан любой мужчина, у которого было более одной жены Ди, считался двоеженцем и подлежал одному году исправительных работ. Заинтересованная женщина также получит чуть менее суровое наказание, если она не докажет, что ее обманули в браке. В любом случае брак будет аннулирован.
A вторичный супруг назывался цеши (側室, букв. «Побочное домашнее хозяйство») или жена Шу (庶 妻). Мужчина мог участвовать в небольшом ритуале или не участвовать в церемонии, чтобы взять шу жену. Согласно закону, нескольким жёнам шу разрешалось жить с одним мужчиной одновременно. Сына жены шу звали сын Шу (庶子). Сыновьям Шу приходилось считать жену Ди своего отца своей матерью и уважать ее. Их биологическая мать будет называться иньиниан (姨娘, букв. «Тетя»). Основываясь на социальных стандартах, требовалось, чтобы основными обязанностями жены Ди было управление всеми женами Шу и забота о них, как о ее младших сестрах. Однако, если жены Шу не проявляли уважения к жене Ди, то жена Ди имела право наказать их.
Сыновья Ди, независимо от возраста, занимали гораздо более высокий социальный статус, чем сыновья Шу, а старший сын Ди (嫡 長子) занимал первостепенное положение над всеми остальными детьми в доме. внебрачный сын, рожденный вне брака, обычно относился к категории сына Шу, хотя его статус был бы гораздо ниже, чем у законных жен Шу. Закон династии Тан предписывал, что в случае смерти сына Ди, его старший сын Ди (внук Ди) должен быть его преемником, имея приоритет над всеми другими членами семьи; если внук Ди не может быть найден, его преемником должен стать следующий полный брат сына Ди (рожденный от той же матери чжэнши). Если бы потомство Ди не было доступно, можно было бы рассматривать сына Шу.
На протяжении большей части истории императорского Китая мужчина не мог развестись или понизить в должности жену чжэнши (以 妻 為妾), если только она не совершила одного из «семи проступков, связанных с разводом» (七出).
Однако было три условия, известные как« три исключения »(三 不去), которые запрещали мужчине когда-либо разводиться со своей женой, даже если она совершила вышеуказанные семь грехов.
Закон Тан предписывал, что мужчина уличал в понижении своей жены чжэнши до цеши без уважительной причины будет приговорен к двум годам исправительных работ, и статус жены чжэнши будет восстановлен. Любой мужчина, который развелся со своей женой без уважительных причин (вышеупомянутые «семь проступков»), будет подвергнут восемнадцати месяцам каторжных работ и еще 100 ударов тростью, если он нарушит защиту жены в соответствии с «три исключения».
После династии Сун разница между социальным статусом жен / сыновей Ди и Шу уменьшилась.