Фильм-катастрофа

редактировать

A фильм-катастрофа или фильм-катастрофа - это жанр фильма, имеющий надвигающаяся или продолжающаяся катастрофа в качестве ее предмета и основного сюжетного устройства. К таким бедствиям относятся стихийные бедствия, такие как наводнения, землетрясения, цунами или столкновения с астероидами, аварии, такие как кораблекрушения или авиакатастрофы, или бедствия, такие как всемирные болезни пандемии. Поджанр боевиков, эти фильмы обычно показывают некоторую степень наращивания, саму катастрофу, а иногда и ее последствия, как правило, с точки зрения отдельных персонажей или их семей или изображающих тактику выживания. разных людей.

В этих фильмах часто присутствует большой состав актеров и несколько сюжетных линий, в которых основное внимание уделяется попыткам персонажей предотвратить, убежать или справиться с катастрофой и ее последствиями. Этот жанр приобрел особую известность в 1970-х, когда были выпущены такие громкие фильмы, как Аэропорт (1970), за которыми быстро последовали Приключения Посейдона (1972), Землетрясение (1974) и Небесный ад (1974).

Актеры, как правило, состояли из знакомых персонажей-актеров. Как только в фильме начинается катастрофа, персонажи обычно сталкиваются с человеческими слабостями, часто влюбляются и почти всегда находят виноватого злодея. В фильмах обычно присутствует упорный герой или героиня (Чарльтон Хестон, Стив Маккуин и т. Д.), Призванный возглавить борьбу с угрозой. Во многих случаях «злые» или «эгоистичные» личности первыми уступают место пожару. Жанр пережил обновление в 1990-х годах, чему способствовали компьютерные изображения (CGI) и большие студийные бюджеты, которые позволили добиться большего зрелища, что привело к кинематографическому феномену, которым стал Джеймс Кэмерон. Титаник в 1997 году.

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 1970-е годы
  • 3 Возрождение жанра
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Origins

Темы катастроф почти так же стары, как и сам фильм. Одним из первых был Fire! (1901), сделанный Джеймсом Уильямсоном из Англии. В немом фильме изображен горящий дом и пожарные, которые приезжают потушить пламя и спасти жителей. Истоки жанра также можно найти в In Nacht und Eis (1912), о гибели Титаника ; Атлантида (1913), также о Титанике; Ноев Ковчег (1928), библейский рассказ из Книги Бытия о великом потопе; Потоп (1933), о приливных волнах разрушительных Нью-Йорке ; Кинг-Конг (1933), с гигантской гориллой, буйствующей по Нью-Йорку; и Последние дни Помпеи (1935), посвященный извержению вулкана Везувий в 79 году нашей эры.

Джон Форд Ураган (1937) завершился поразительной последовательностью тропического циклона, прорывающегося через вымышленный остров в южной части Тихого океана. В драме Сан-Франциско (1936) изображено историческое землетрясение в Сан-Франциско 1906 года, а В Старом Чикаго (1937) воссоздан Великий чикагский пожар, который сгорел в городе в 1871 году. В фильме Кэрол Рид 1939 года Звезды смотрят вниз рассматривается катастрофа на угольной шахте в Северо-Восточная Англия.

Вдохновленная окончанием Второй мировой войны и началом атомного века, научно-фантастическими фильмами 1950-х годов, в том числе Когда миры сталкиваются (1951), Война миров (1953) и Годзилла, король монстров! (1956), как правило, использовали мировые катастрофы в качестве сюжета. элементы. Эта тенденция продолжится в The Deadly Mantis (1957), The Day the Earth Caught Fire (1961) и Crack in the World (1965). Вулканические катастрофы также будут фигурировать в таких фильмах, как Дьявол в 4 часа (1961) с Спенсером Трейси и Фрэнком Синатрой в главных ролях, а также в эпосе 1969 года Кракатау, к востоку от Явы в главной роли Максимилиан Шелл.

Как и в эпоху немого кино, крушение Титаника будет по-прежнему популярной катастрофой как для кинематографистов, так и для зрителей. Вернер Клинглер и Герберт Селпин выпустили эпический фильм Титаник в 1943 году. Вскоре фильм был запрещен в Германии а его директор Сельпин якобы был казнен. Фильм был основным для всех фильмов «Титаник», а сцены стали кадрами для британской версии. Клифтон Уэбб и Барбара Стэнвик снялись в фильме 1953 года 20th Century Fox производства Титаник, за которым последовали высоко оцененные британцы фильм Памятная ночь в 1958 году. Британский приключенческий боевик Последнее путешествие (1960), хотя и не о катастрофе на Титанике, а предшественник Приключения Посейдона, в главной роли Роберт Стэк в роли человека, отчаянно пытающегося спасти свою жену (Дороти Мэлоун ) и ребенка, оказавшихся в затонувшем океанском лайнере. Фильм, завершившийся драматическим потоплением корабля, был номинирован на Оскар в категории Лучшие визуальные эффекты.

Дополнительные предшественники популярных фильмов-катастроф 1970-х годов включают The High и «Могучий» (1954) с Джоном Уэйном и Робертом Стэком в главных ролях в роли пилотов искалеченного самолета, пытающегося пересечь океан; Нулевой час! (1957), написанный Артуром Хейли (который также написал роман 1968 года Аэропорт ) об экипаже самолета, который погиб от пищевого отравления; Jet Storm и Jet Over the Atlantic, два фильма 1959 года, в которых показаны попытки взорвать самолет в полете; The Crowded Sky (1960), в котором изображено столкновение в воздухе; и Рейс Судного дня (1966), написанный Родом Серлингом, с Эдмондом О'Брайеном в главной роли недовольного аэрокосмического инженера, который устанавливает бомбу с атмосферным давлением на авиалайнер. построенный его бывшим работодателем, готовый взорваться, когда авиалайнер спускается для посадки.

1970-е

Золотой век фильмов-катастроф начался в 1970 году с выхода фильма Аэропорт. Огромный финансовый успех, принесший более 100 миллионов долларов (590 миллионов долларов с поправкой на 2017 год). В прокате фильм был снят Джорджем Ситоном и в главных ролях Берт Ланкастер, Дин Мартин, Джордж Кеннеди, Жаклин Биссет и Хелен Хейс. Несмотря на то, что фильм не был посвящен исключительно катастрофе, в данном случае самолету, поврежденному взрывом бомбы, он установил план нескольких сюжетных линий, разыгранных звездным составом. Аэропорт был номинирован на 10 премий Оскар, в том числе за лучший фильм, выиграв лучшую женскую роль второго плана за роль Хейса.

С выпуском 1972 года фильма «Приключение Посейдона», еще один огромный финансовый успех, принесший впечатляющие 84 миллиона долларов валовой арендной платы за кинотеатры в США и Канаде (490 миллионов долларов с поправкой на 2017 год), фильм-катастрофа официально стал повальным увлечением кино. Режиссер Рональд Ним и в главных ролях Джин Хэкман, Эрнест Боргнин, Шелли Уинтерс и Ред Баттонс, фильм подробно описаны попытки выживших сбежать с тонущего океанского лайнера, опрокинутого гигантской волной, вызванной землетрясением. «Приключение Посейдона» было номинировано на восемь премий «Оскар», в том числе на лучшую женскую роль второго плана за Шелли Уинтерс, а также победу за оригинальную песню и приз за особые достижения за визуальные эффекты.

Эта тенденция достигла своего апогея в 1974 году, когда были выпущены The Towering Inferno, Earthquake и Airport 1975 (первое продолжение «Аэропорт»). Конкурирующие фильмы пользовались ошеломляющим успехом в прокате: «Адская башня» принесла 116 миллионов долларов - 548 миллионов долларов в 2017 году, Землетрясение - 79 миллионов долларов - 376 миллионов долларов в 2017 году, а «Аэропорт 1975 года» - 47 миллионов долларов - 235 миллионов долларов в 2017 году.

Пожалуй, величайший из фильмов-катастроф 1970-х, «Ад с возвышающимися башнями» был совместным предприятием 20th Century Fox и Warner Bros. и был спродюсирован Ирвин Аллен (впоследствии известный как «Мастер катастроф», так как он ранее руководил «Приключениями Посейдона», а затем спродюсировал Рой, По ту сторону приключений Посейдона и Когда время вышло...). Режиссер Джон Гиллермин и в главных ролях Пол Ньюман, Стив Маккуин, Уильям Холден и Фэй Данауэй, фильм изображает огромный пожар, охвативший самое высокое здание в мире, и попытки пожарных спасти людей, оказавшихся в ловушке на верхнем этаже. Фильм был номинирован на восемь премий Оскар, в том числе за лучший фильм, выиграв в категории лучшая операторская работа, лучший монтаж фильма и лучшая оригинальная песня.

Землетрясение также было удостоено четырех премий Оскар. номинации за впечатляющие спецэффекты мощного землетрясения, сровнявшего с землей город Лос-Анджелес, победу в категории Лучший звук и получение награды за особые достижения за визуальные эффекты. Режиссером фильма был Марк Робсон, в главных ролях Чарльтон Хестон, Ава Гарднер, Женевьева Бужолд, Джордж Кеннеди и Лорн Грин.. Он был отмечен как первый фильм, в котором использовалась Sensurround, где в кинотеатрах были установлены массивные сабвуферные динамики, чтобы воссоздать ощущение землетрясения. Несколько фильмов, снятых для телевидения, также извлекли выгоду из повального увлечения, включая Heatwave! (1974), День, когда Земля двигалась (1974), Ураган (1974), Наводнение! (1976) и Огонь ! (1977).

Тенденция продолжение в большем масштабе с Гинденбургом (1975) с Джорджем Скоттом в главной роли; Перекресток Кассандры (1976) в главной роли Берт Ланкастер ; Двухминутное предупреждение (1976) с Чарлтоном Хестоном в главной роли; Черное воскресенье (1977) в главной роли Роберт Шоу ; Американские горки в фильме «Сенсорроунд» (1977) в главной роли Джордж Сигал ; Damnation Alley (1977) в главной роли Ян-Майкл Винсент ; Лавина (1978), в главной роли Рок Хадсон ; Серая леди Даун (1978), также в главной роли Чарльтон Хестон; Ураган (ремейк фильма Джона Форда 1937 года 1979 года) с Джейсоном Робардсом в главной роли; и Город в огне (1979) с Барри Ньюманом в главной роли.

Skyjacked (1972) был второстепенным участником канона фильмов-катастроф, последовавшим по пятам за «Аэропортом», хотя и предшествовавшим его продолжению. Аэропорт 1975. Серию «Аэропорт» продолжат Аэропорт '77 (1977) и Конкорд... Аэропорт '79 (1979), с изображением Джорджа Кеннеди персонаж Джо Патрони в каждом сиквеле. За приключениями Посейдона последовало продолжение По ту сторону приключений Посейдона (1979).

Жанр начал выгорать к концу 1970-х, когда появились высокобюджетные фильмы Рой (1978), Метеор (1979), Ураган (1979)., "Конкорд... Аэропорт '79" (1979), За гранью приключений Посейдона (1979) и Когда время вышло... (1980) плохо заработали в прокате, что свидетельствует о снижении интереса к фильму-катастрофе.

Хотя Большой автобус (1976), более ранний пародийный фильм-катастрофа, не стал хитом, конец этой тенденции был отмечен комедией 1980 года Самолет ! которая нежно подделывала клише жанра, добившись удивительного кассового успеха, выпустив собственное продолжение Airplane II: The Sequel в 1982 году.

Возрождение жанра

Возрождение крупнобюджетных фильмов этого жанра, чему способствовало развитие технологии CGI в 1990-х годах, включает такие фильмы, как Twister, День независимости, Дневной свет, Пик Данте, Вулкан, Сильный дождь, Глубокий удар ct и Армагедон. В 1997 году Джеймс Кэмерон спродюсировал, написал и поставил версию эпической истории Титаник. Фильм сочетал в себе романтику с замысловатыми спецэффектами и имел огромный успех, став самым кассовым фильмом (которым он оставался в течение двенадцати лет) с более чем 2,1 миллиарда долларов по всему миру и выиграл 11 наград Академии включая Лучший фильм и Лучший режиссер.

См. также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Аннан, Дэвид (1975). Катастрофа, конец кино?. Книги о наградах. ISBN 0-517-52420-1. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | coauthors =()
  • Broderick, Mick (Январь 1992 г.). Ядерные фильмы: критический анализ и фильмография международных полнометражных фильмов об экспериментах, инопланетянах, терроризме, Холокосте. McFarland Co. ISBN 0-89950-543-0. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | coauthors =()
  • Dixon, Wheeler Winston. Disaster and Memory. Columbia University Press. ISBN 0-231-11316-1. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | coauthors =()
  • Keane, Stephen (2006). Фильмы-катастрофы: The Cinema of Catastrophe. Wallflower Press. ISBN 1-905674-03-1. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | coauthors =()
  • Ньюман, Ким (февраль 2000 г.). Apocalypse Movies: End of the World Cinema. St. Martin's Press. ISBN 0-312-25369-9. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | coauthors =()

E внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 08:35:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте