Дипломатический ранг - это система профессионального и социального ранга, используемая в мире дипломатия и международные отношения. Ранг дипломата определяет многие церемониальные детали, такие как порядок старшинства на официальных шествиях, места за столом на государственных обедах, лицо, которому дипломатические полномочия должны быть представлен и название, по которому следует обращаться к дипломату.
Текущая система дипломатических рангов была установлена Венской конвенцией о дипломатических сношениях (1961). Есть три высших ранга, два из которых остаются в силе:
Группа дипломатов, аккредитованных в стране, формирует дипломатический корпус. Послы имеют приоритет над поверенными, и приоритет в каждом ранге определяется датой вручения дипломатических полномочий. Самый долгоживущий посол - декан дипломатического корпуса, который говорит от лица всего дипломатического корпуса по вопросам дипломатических привилегий и протокола. Во многих католических странах папский нунций всегда считается деканом дипломатического корпуса.
Ранги, установленные Венской конвенцией (1961), изменяют более сложную систему рангов, установленную Венским конгрессом ( 1815):
Ранг Посланник был сокращением от «Чрезвычайный посланник и полномочный министр», и был более известен как министр. Например, Чрезвычайный посланник и Полномочный посланник Соединенных Штатов во Французской Империи был известен как «министр Соединенных Штатов во Франции » и обращался к нему как «Monsieur le Ministre».
Посол считался личным представителем своего суверена, а также его правительства. Только крупные монархии обменивались послами друг с другом, в то время как более мелкие монархии и республики отправляли только министров. Из-за дипломатической взаимности Великие державы отправили бы министра только в меньшую монархию или республику. Например, в последние годы Второй Французской империи Соединенное Королевство направило посла в Париж, а Швеция-Норвегия и США послали министров.
Правило, согласно которому только монархии могли посылать послов, было более уважаемым в нарушении, чем соблюдении. Это было верно даже до Венского конгресса, поскольку Англия продолжала назначать послов после того, как в 1649 г. стала республикой. Страны, свергнувшие своих монархов, оказались не желающими принять более низкий ранг, предоставляемый республике. После франко-прусской войны Французская Третья республика продолжала посылать и принимать послов. Правило становилось все более несостоятельным, поскольку Соединенные Штаты превратились в великую державу. Соединенные Штаты последовали французскому прецеденту в 1893 году и начали обмениваться послами с другими великими державами.
Исторически порядок старшинства был предметом больших споров. Европейские державы согласились, что папский нунций и имперский посол будут иметь приоритет, но не смогли договориться об относительном приоритете королевств и небольших стран. В 1768 году послы Франции и России в Великобритании даже устроили дуэль из-за того, кто имел право сидеть рядом с имперским послом на придворном балу. После нескольких дипломатических инцидентов между послами Франция и Испания в 1761 году договорились разрешить дате прибытия определить их приоритет. В 1760 году Португалия попыталась применить старшинство ко всем послам, но это правило было отклонено другими европейскими судами.
Венский конгресс наконец положил конец этим спорам о старшинстве. После того, как первоначальная попытка разделить страны на три ранга не решалась вопросом, какая страна должна быть в каждом ранге, Конгресс вместо этого решил разделить дипломатов на три ранга. Четвертый ранг был добавлен Конгрессом Экс-ла-Шапеля (1818 г.). Каждый дипломатический ранг имел приоритет над низшими рангами, и приоритет в каждом ранге определялся датой представления их полномочий. Папскому нунцию может быть предоставлено иное преимущество, чем другим послам. Священная Римская империя прекратила свое существование в 1806 году, поэтому австрийский посол набирал старшинство вместе с другими послами.
В современной дипломатической практике есть ряд дипломатических рангов ниже посла. Поскольку большинство миссий в настоящее время возглавляет посол, эти звания теперь редко указывают на относительную важность миссии (или принимающей страны), а скорее отражают индивидуальный стаж дипломата в рамках дипломатической карьеры их собственной страны и в дипломатическом корпусе принимающей страны:
термин атташе используется для любого дипломатического агента, который не вписывается в стандартные дипломатические ранги, часто потому, что они не являются (или не были традиционно) членами дипломатической службы страны происхождения или министерства иностранных дел, и поэтому были только «прикреплены» к дипломатической миссии. Чаще всего используется для военных атташе, но дипломатический титул может использоваться для любого конкретного человека или должности по мере необходимости, как правило, в определенной или технической области. Поскольку административный и технический персонал пользуется лишь ограниченным дипломатическим иммунитетом, некоторые страны могут регулярно назначать вспомогательный персонал в качестве атташе. Следовательно, атташе не обозначает никакого звания или должности (за исключением советских и постсоветских дипломатических служб, где атташе - это самый низкий дипломатический ранг профессионального дипломата). Обратите внимание, что многие традиционные функциональные роли, такие как пресс-атташе или атташе по культуре, не являются официальными титулами в дипломатической практике, хотя могут использоваться по обычаю.
Кроме того, помимо этого традиционного образца двусторонней дипломатии, как правило, на основе постоянного места жительства (хотя иногда удваивается в других местах), определенные ранги и должности были созданы специально для многосторонней дипломатии:
Специальные посланники были созданы специально отдельными странами, договорами и международными организациями, включая ООН. Ниже приводится несколько примеров:
Большинство стран во всем мире имеют ту или иную форму внутреннего ранга, примерно параллельного дипломатическому рангу, который используется на их дипломатической службе или гражданской службе в целом. Переписка, однако, не точна по разным причинам, включая тот факт, что согласно дипломатическому обычаю все послы имеют равный ранг, но послы более высокого ранга обычно отправляются на более важные должности. Некоторые страны могут делать конкретные ссылки или сравнения с воинскими званиями.
Офицеры из Министерства иностранных дел и торговли (DFAT) оцениваются на четыре широких диапазона (от BB1 до BB4), со службой старших руководителей (диапазон SES 1 - диапазон SES 3), как указано выше.
Послы, верховные комиссары и генеральные консулы обычно происходят из высшей административной службы, хотя на более мелких должностях главой миссии может быть офицер BB4. Вообще говоря (и существуют различия в ранжировании и номенклатуре постов и должностей), советники представлены офицерами BB4; Консулы, а также первый и второй секретари являются сотрудниками BB3, а третьи секретари и вице-консулы - сотрудниками BB2. DFAT размещает за границей ограниченное количество сотрудников BB1 низкого уровня. В крупных австралийских миссиях офицер SES, не являющийся главой миссии, мог быть назначен в ранге министра.
В Министерстве иностранных дел Бразилии (Итамарати) шесть разрядов:
Embaixador - это почетное достоинство, постоянно получаемое, когда министр первого класса занимает должность за границей. Это также может быть временное задание, выполняемое дипломатом более низкого ранга или бразильским политиком высокого уровня.
Дипломатическая служба Ее Величества проводит различие между офицерами в «структуре высшего руководства» (SMS; эквивалент уровням старшего звена государственной службы домашней государственной службы ) и тех, кто находится в «делегированных оценках». Офицеры SMS разделены на четыре группы заработной платы и будут работать в Министерстве иностранных дел и по делам Содружества в Лондоне как (в порядке убывания старшинства) Постоянный заместитель министра (O-10), Генеральные директора (O-9), директора (O-8) и главы департаментов или заместители директоров (O-7).
Заграничные послы и верховные комиссары (в странах Содружества) обычно набираются из всех четырех диапазонов SMS (и делегированного уровня D7) в зависимости от размера и важности миссии, так же как и генеральные консулы, заместители руководителей Миссия и советники на более крупных должностях. (Заместители глав миссий в наиболее важных посольствах, например, в Вашингтоне и в Париже, известны как министры.)
В «делегированных классах» офицеры оцениваются по цифрам от 1 до 7; оценки сгруппированы в группы, обозначенные буквами A ‑ D (A1 и A2; B3; C4 и C5; и D6 и D7).
За рубежом офицеры класса А2 имеют звание атташе; Офицеры уровня B3 являются третьими секретарями; C4 - вторые секретари; а C5 и D6 - первые секретари. Офицеры D7 обычно являются советниками на более крупных должностях, заместителями глав миссий на средних должностях или главами миссий на небольших должностях.
Чины Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики определены Законом о дипломатическом персонале, находящемся за рубежом, принятым в 2009 году Всекитайское собрание народных представителей :
В министерстве иностранных дел Египта используются следующие звания:
Во французской дипломатической службе пять разрядов: (в порядке возрастания)
Есть два дополнительных звания для специалистов в области ИКТ (также в порядке возрастания):
Чины на дипломатической службе Венгрии следующие:
В Италии звания и функции точно не связаны : каждое звание может выполнять несколько функций. Более того, есть несколько исключений.
В ранге посла находится около 30 человек. Таким образом, большинство из примерно 150 итальянских посольств или постоянных представительств находится в ведении полномочного министра: традиционно послы назначаются в наиболее важные представительства, такие как Лондон, Париж, Вашингтон, Нью-Дели и Пекин посольства и представительства при ООН в Нью-Йорке и ЕС в Брюсселе.
После слияния консульского и дипломатического корпусов текущие восемь классов испанских профессиональных дипломатов (в порядке возрастания):
После слияния Консульского и Дипломатического корпусов нынешние ранги мексиканских профессиональных дипломатов (в порядке возрастания)
В Дипломатической службе США - кадровая система, в соответствии с которой назначается большинство дипломатического персонала США, система Применяются личные звания, которые примерно соответствуют этим дипломатическим рангам. Личные звания различаются как «старший дипломатической службы » (SFS) или «член дипломатической службы». Офицеры этих рангов могут служить послами и занимать самые высокие должности в дипломатических миссиях. Ранги SFS в порядке от высшего к низшему:
ранг SFS | Эквивалентное военное звание | Примечания |
---|---|---|
Карьерный посол (FE-CA) | Четыре звезды (O-10) | Присуждается кадровым дипломатам с обширной и выдающейся службой |
Карьерный министр (FE-CM) | Трехзвездочный ранг (O-9) | Высший регулярный старший ранг |
Советник-посланник (FE-MC) | Двухзвездочный ранг (O-8) | |
Советник (FE-OC) | Одна звезда ранга (O-7) |
Члены дипломатической службы состоят из пяти групп, включая сотрудников дипломатической службы и специалистов дипломатической службы. Как и офицеры вооруженных сил США, офицеры дипломатической службы являются членами дипломатической службы, назначенными президентом. Как и у прапорщиков в вооруженных силах США, специалисты дипломатической службы являются техническими руководителями и экспертами, нанятыми не президентом, а госсекретарем. Звания понижаются от высшего, FS ‑ 1, эквивалента до полного полковника в вооруженных силах, до FS ‑ 9, самого низкого звания в системе персонала дипломатической службы США. (Большинство сотрудников дипломатической службы начального уровня начинают с уровня FS ‑ 5 или FS ‑ 6.) Личный ранг отличается от дипломатического или консульского ранга, присвоенного при назначении в конкретное дипломатическое или консульское представительство, и его не следует путать с ним..
В большой миссии несколько старших дипломатов могут служить под руководством посла в качестве советников-посланников, советников и первых секретарей; в небольшой миссии дипломат может выступать в роли единственного советника посольства.
Формально консульская карьера (ранжирование в порядке убывания: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент; эквиваленты с консульским иммунитетом ограничивается только официальными действиями (включая почетного генерального консула, почетного консула и почетного вице-консула) образует отдельную иерархию. Многие страны не имеют внутри страны отдельного консульского пути или потока, и значение «консульских» обязанностей и функций будет отличаться от страны к стране. Другие титулы, включая «вице-генеральный консул», существовали и в прошлом. Консульские титулы могут использоваться одновременно с дипломатическими титулами, если физическое лицо закреплено за посольством. Дипломатический иммунитет более ограничен для консульских должностных лиц без другой дипломатической аккредитации и в целом ограничен иммунитетом в отношении их официальных обязанностей.
В отдельном консульском учреждении должностное лицо имеет только консульский титул. Поэтому должностные лица консульских учреждений могут иметь консульские титулы, но не участвовать в традиционной консульской деятельности и фактически нести ответственность за торговые, культурные или другие вопросы.
Консульские служащие, номинально более далекие от политически чувствительных аспектов дипломатии, могут легче оказывать широкий спектр услуг частным лицам, предприятиям и так далее. Их может быть больше, поскольку дипломатические миссии размещены только в столице страны, в то время как консульские работники также размещены в различных других городах. Однако нередки случаи, когда отдельные лица переводятся из одной иерархии в другую, а консульские должностные лица служат в столице, выполняя строго консульские обязанности в «консульском отделе» дипломатического учреждения, например, в посольстве. Некоторые страны обычно предоставляют сотрудникам своих посольств консульские комиссии, в том числе те, которые не имеют официальных консульских обязанностей, поскольку консульская комиссия позволяет физическому лицу легализовать документы, подписывать определенные документы и выполнять некоторые другие необходимые функции.
В зависимости от практики отдельной страны «консульские услуги» могут быть ограничены услугами, предоставляемыми гражданам или резидентам страны происхождения, или расширены, например, включая визовые услуги для граждан страны пребывания..
Страны-отправители могут также назначать лиц, занимающих определенные должности, как обладающих консульскими полномочиями в силу их должности, при отсутствии индивидуальной аккредитации, иммунитета и неприкосновенности. Например, 10 U.S.C. В §§ 936 и 1044a указываются различные офицеры вооруженных сил США (и разрешается служебным секретарям идентифицировать других), которые имеют общие полномочия в качестве нотариуса и консула Соединенных Штатов, соответственно, для целей военной администрации и лиц, имеющих право на военную юридическую помощь. Страна может также заявить, что ее старший капитан торгового флота в данном иностранном порту - или ее капитаны морского торгового флота в целом - имеет консульские полномочия для торговых моряков.