Дионисийские мистерии

редактировать
Ритуал Древней Греции и Рима Картина Диониса с гирляндой, едой и вином Дионис в Вакх от Караваджо

Дионисийские мистерии были ритуалом Древней Греции и Рима, которые иногда использовали интоксиканты и другие трансы. - побуждающие техники (такие как танец и музыка) для устранения запретов и социальных ограничений, освобождая человека для возвращения в естественное состояние. Это также обеспечило некоторое освобождение для мужчин и женщин, маргинализированных греческим обществом, среди которых есть рабы, преступники и неграждане. На заключительном этапе мистерии сместили акцент с хтонической ориентации на подземный мир на трансцендентальную, мистическую, с Дионисом, соответствующим образом изменившим свою природу. По своей природе таинственной религии, предназначенной для посвященных, многие аспекты дионисийского культа остаются неизвестными и были утрачены с упадком греко-римского политеизма ; современные знания получены из описаний, образов и кросс-культурных исследований.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Ранний культ Диониса
    • 2.1 Роль вина
    • 2.2 Обряды
    • 2.3 Дионисийские атрибуты
    • 2.4 Традиционные подношения Дионису
    • 2.5 Животные, посвященные Дионису
  • 3 Призывы Диониса (из орфических гимнов)
  • 4 Надпись о тайнах Пловдива
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература

Происхождение

Дервени кратер, высота: 90,5 см (35 ½ дюйма), 4 век до н.э.

Считается, что Дионисийские мистерии материковой Греции и Римской империи произошли от более примитивного культа посвящения неизвестного происхождения (возможно, фракийский или фригийский ), который распространился повсюду к началу классического греческого периода. Его распространение было связано с распространением вина, таинства или энтеогена, с которыми оно, по-видимому, всегда было тесно связано (хотя мед возможно было оригинальное таинство). Начавшись как простой обряд, он быстро превратился в греческой культуре в популярную мистическую религию, вобравшую в себя множество подобных культов (и их богов) в типично греческом синтезе на своих территориях; одной из поздних форм были Орфические мистерии. Однако все стадии этого спектра развития, по-видимому, продолжались параллельно на всем Востоке вплоть до конца греческой истории и до насильственной христианизации.

Раннего культа Диониса

экстатика культ Диониса изначально считался поздним прибытием в Грецию из Фракии или Малой Азии из-за его популярности в обоих местах и ​​того, что Дионис не интегрировался в Олимпийский пантеон. Однако после того, как имя божества было обнаружено на микенских табличках с линейным письмом B, эта теория была отвергнута, и культ считается коренным, предшествующим греческой цивилизации. Отсутствие раннего олимпийского Диониса сегодня объясняется скорее паттернами социальной изоляции и маргинальностью культа, чем хронологией. Возник ли культ на минойском Крите (как аспект древнего Загрея ) или в Африке - или во Фракии или Азии, как прото- Сабазиус - это без ответа из-за отсутствия доказательств. Некоторые ученые считают, что это был усыновленный культ, не свойственный ни одному из этих мест, и, возможно, был эклектическим культом в своей ранней истории, хотя почти наверняка он получил многие знакомые черты минойской культуры.

Роль вина

Подставка для мраморного стола, украшенная группой, включая Диониса, Пана и Сатира ; Дионис держит ритон (сосуд для питья) в форме пантеры; следы красного и желтого цвета сохраняются на волосах фигур и ветвей; из мастерской Малой Азии, 170-180 гг. н.э., Греция

Первоначальный обряд Диониса (введенный в Грецию) связан с культом вина (мало чем отличается от энтеогенных культов древних Центральной Азии). Америка ), связанная с выращиванием виноградной лозы и пониманием его жизненного цикла (считается, что он олицетворяет живого бога) и брожением вина из его расчлененного тела (связан с сущностью бога в преисподней ). Однако наиболее важно то, что опьяняющие и растормаживающие эффекты вина рассматривались как результат одержимости духом бога (а позже и причиной этого одержимости). Вино также было вылито на землю и растущую лозу, завершив цикл. Культ касался не только самой лозы, но и других компонентов вина. Вино содержит другие ингредиенты (травяные, цветочные и смолистые), улучшающие его качество, аромат и лечебные свойства. Ученые предположили, что, учитывая низкое содержание алкоголя в раннем вине, его действие могло быть связано с дополнительным энтеогенным ингредиентом в его сакраментальной форме. Мед и пчелиный воск часто добавляли в вино, создавая еще более старый напиток (мед ). Кароли Керени предположил, что эти знания о вине вытеснили (и частично поглотили) более ранние неолитические знания о медовухе, связанные с пчелиными стаями, связанными греками с Дионисом. Мед и пиво (с его зерновой основой) были включены в владения Диониса, возможно, благодаря его отождествлению с фракийским кукурузным божеством Сабазием.

Другие растения, которые считались значимыми в виноградарстве, также были включены в историю виноделия, например, плющ (считается, что он противодействует пьянству - что является противоположностью виноградной лозы - и цветет зимой, а не летом.); инжир (слабительное токсинов) и сосна (консервант для вина). Бык (из рога которого пили вино) и коза (из плоти которого получались мехи, а при просмотре лозы обрезались) также были частью культа, в конечном итоге рассматриваемого как проявления Диониса. Некоторые из этих ассоциаций были связаны с божествами плодородия (например, Дионисом) и стали частью его новой роли. Понимание винодельческих традиций и их символизма является ключом к пониманию культа, который возник из него, принимая значение, отличное от виноделия, которое охватывает жизнь, смерть и возрождение и дает понимание человеческой психологии.

Если предположить, что культ Диониса прибыл в Грецию с импортом вина, он, вероятно, впервые появился около 6000 г. до н.э. в одном из двух мест - Горы Загрос и окраины Месопотамии и Персия (с богатой винодельческой культурой через Малую Азию), или из диких лоз на горных склонах Ливии и других регионов Северной Африки. Последний давал вино древнему Египту вино примерно с 2500 г. до н.э. и был домом для экстатических обрядов, связанных с одержимостью животными - особенно козлами и пантерами из Айссауа суфиев культ Марокко (хотя этот культ, возможно, находился под влиянием дионисийского). В любом случае минойский Крит был следующим звеном в цепи, импортировавшей вино из египтян, фракийцев и финикийцев и экспортировавших его в свои колонии (например, в Грецию). Мистерии, вероятно, сформировались на минойском Крите примерно с 3000 по 1000 год до нашей эры, поскольку имя «Дионис» не существует нигде, кроме Крита и Греции.

Обряды

A эллинистический греческий мозаика, изображающая бога Диониса в виде крылатого даймона верхом на тигре, с Дом Диониса в Делос (который когда-то контролировался Афинами ) в Южном Эгейском регионе из Греция, конец II века до нашей эры, Археологический музей Делоса

Обряды были основаны на теме сезонной смерти-возрождения, распространенной среди сельскохозяйственных культов, таких как Элевсинские мистерии. Осирианские мистерии совпадают с дионисическими, согласно современным греческим и египетским наблюдателям. Обладание духом подразумевает освобождение от правил и ограничений цивилизации. Он прославлял то, что было за пределами цивилизованного общества, и возвращение к изначальной природе, которая позже приняла мистический подтекст. Это также включало бегство от социализированной личности и эго в экстатическое, обожествленное состояние или первичное стадо (иногда и то, и другое). В этом смысле Дионис был внутренним богом-зверем, или бессознательным современной психологией. Такая деятельность интерпретировалась как удобряющая, воодушевляющая, очищающая, освобождающая и преобразующая, и поэтому обращалась к тем, кто находился на периферии общества: женщинам, рабам, преступникам и «иностранцам» (негражданам в греческой демократии). Все были равны в культе, который поменял их роли, как в римских Сатурналиях. Хотя греческие дионисийские обряды были связаны с женщинами, титулы культовых офицеров носили оба пола, что противоречит утверждению о том, что культ предназначен исключительно для женщин.

Введение транса, центральное в культе, связано не только с хемогнозом, но и «призыв духа» с бойцом и совместные танцы под барабан и свирель. Транс описываются в знакомых антропологических терминах с характерными движениями (такими как движение головой назад, обнаруживаемым во всех индуцирующих транс культах), которые сегодня встречаются у афроамериканцев Vodou и его аналогов. Как и в ритуалах Вуду, определенные ритмы были связаны с трансом. Ритмы также сохранились в греческой прозе и относятся к дионисийским обрядам (например, Еврипид 'Вакханки ). Этот сборник классических цитат описывает обряды в греческих деревнях в горах, по которым совершались шествия в праздничные дни:

Следуя за факелами, когда они опускались и качались в темноте, они поднимались по горным тропам с запрокинутой головой и остекленевшими глазами, танцуя под ритм барабана, который перемешивал их кровь »[или« пьяно шатался так называемой походкой Диониса »]. В этом состоянии экстаза или энтузиазма они бросили себя, дико танцевали и кричали «Ыой!» [имя бога] и в этот момент сильного восторга отождествился с самим богом. Они наполнились его духом и приобрели божественные силы.

Эта практика продемонстрирована в греческой культуре вакханалиями Менад, Тиадесом и Бачой ; многие греческие правители считали культ угрозой цивилизованному обществу и хотели контролировать его (если не полностью подавить). Последний потерпел неудачу; первый преуспел в создании домашнего дионисизма как государственной религии в Афинах. Это была всего лишь одна из форм дионисизма - культ, который принимал разные формы в разных местах (часто вбирая в себя местных божеств и их обряды, как это делал сам Дионис). Греческий Bacchoi утверждал, что, как и вино, Дионис имел различный вкус в разных регионах; отражая их мифическую и культурную почву, он появлялся под разными именами и обликами в разных регионах.

Дионисийские атрибуты

  • Кантарос, чаша для питья с большими ручками, первоначально ритон (рог для питья быка), позже киликс или кубок для вина
  • Тирс, ​​длинный жезл с сосновой шишкой сверху, несут посвященные и одержимые богом
  • Посох, однажды брошенный в землю, чтобы отметить ритуальное пространство
  • Кратер, чаша для смешивания
  • Жгутик, бич
  • минойский двойной топор, когда-то использовавшийся для жертвенных обрядов, позже замененный греческим kopis (изогнутый кинжал)
  • Retis, сеть охотника
  • Лавровая корона и плащ, пурпурное одеяние или леопард or fawnskin nebix
  • Охотничьи ботинки
  • маски Persona
  • Bullroarer
  • Salpinx, длинная прямая труба
  • Пан-флейта
  • Tympanon, рамный барабан
  • Ликнон, священная корзина с инжиром

Традиционные подношения Дионису

Маску, циветта, ладаном, сторакс, плющ, виноград, сосна, инжир, вино, мед, яблоки, Индийская конопля, орхидея корень, чертополох, все дикие и домашние деревья.

Животные, посвященные Дионису

У Диониса есть множество священных животных, таких как леопард или бык. К другим священным животным относятся: львы и другие большие кошки, козы, ослы и змеи.

Бык и козел и их «враги», пантера (или любая большая кошка - после того, как греки колонизировали часть Индии, тигр Шивы иногда заменял традиционную пантеру или леопарда) и змея (вероятно, происходящее от Сабазиуса, но также встречается в североафриканских культах); кроме того, дельфин, лев и пчела.

Быки

Связь Диониса с быками встречается в нескольких эпитетах. В Вакхах, Пент, который выступал против его поклонения в городе происхождения бога Фивах, увидел рога на голове Диониса, когда он начал сходить с ума.

Эпитеты Диониса связаны с быками:

Таурокефалос / Таурокранос / Таурометопос Греческий: Ταυροφαγος; фамилия Диониса в орфических мистериях. (Орф. Гимн. 51. 2.) Это также происходит как фамилия рек и океана, которые символически изображались в виде быков, чтобы указать на их оплодотворяющее действие на страны. (Eurip. Iphig. Aul. 275, Orest. 1378; Aelian, V. H. II. 33; Horat. Carm. IV. 14, 25.)

Tauros; бык, встречается как фамилия Диониса. (Eurip. Bacch. 918; Athen. Xi. P. 476; Plut. Quaest. Graec. 36; Lycoph. Cass. 209.)

Призывы к Дионису (из орфических гимнов)

«I взывают к громкому реву и веселью Дионис,
первобытный, двуногий, трижды рожденный, владыка вакхический,
дикий, невыразимый, скрытный, двурогий и двуглавый.
Покрытый плющом, с бычьим лицом, воинственный, воющий, чистый,
Вы берете сырое мясо, у вас есть пиршества, окутанные листвой, украшенные виноградными гроздьями.
Находчивый, бессмертный Бог, рожденный от Зевса
Когда он спарился с Персефоной в невыразимом союзе.
Слушай мой голос, о благословенный,
и с твоей прекрасной -опоясанные нимфы дышат на меня в духе совершенной агапе ».
« В опьянении, физическом или духовном, посвященный восстанавливает силу чувств, разрушенную рассудительностью; он находит мир, полный восторга и красоты, и его воображение внезапно: освобожден из тюрьмы повседневных забот. Вакхический ритуал произвел то, что назывался «энтузиазм», что этимологически означает, что бог входит в поклоняющегося, который верил: он стал единым с богом ».
Орфический гимн XLIV. Дионису Бассарей
Гимн
Приди, благословенный Дионисий [Дионис], разные имена, быки, рожденные от Грома, Вакх [Бакхос] fam'd. Бассарианский Бог вселенской мощи, Который восхищает мечи, кровь и священную ярость: В тяжелом ликовании, безумный, громко звучащий Бог, яростный вдохновитель, несущий жезл: Клянусь богами во славу, живущими с человеческий добрый, милосердный, с радостным умом.
Орфический гимн XLV. Ликнитосу Вакху [Ликнитос Дионис ]
Окуривание из манны.
Ликнитан Вакх [Ликнитос Дионис], несущий виноградную лозу, я призываю тебя благословить эти божественные обряды: Флорид и веселый, нимф цветок яркий и прекрасной Венеры [Афродиты], богини восторга, «Это твои безумные шаги с безумными нимфами, которые нужно бить, танцующие в рощах с легко скачущими ногами: Из высоких советов Юпитера [Зевса], воспитанных Прозерпиной [Персефонией]», и породил страх всех божественных сил: Приди, благословенная сила, посмотри на голос просителя твоего, приди благосклонно, и радуйся этим обрядам.
Орфический гимн XLVI. Вакху Периционию [Дионису Перикиону]
Окуривание ароматическими веществами.
Вакх Периционий [Дионис Перикионий], услышь мою молитву, которая однажды взбесила дом Кадма Забота, С непревзойденной силой, его столбы, обвивающиеся вокруг, (когда горящие громы сотрясают твердую землю, В пылающих, основательных потоках, несущихся вдоль), поддержанные твоей хваткой нерасторжимо крепко. Приди, могущественный Вакх, склонный к этим обрядам, и благослови своих просителей радостным умом.

Надпись о тайнах Пловдива

Древнеримская надпись на древнегреческом языке, датированная 253-255 гг. Большая базилика в Пловдиве (древний Филиппополь ). Надпись относится к Дионисийским мистериям, а также упоминает римских императоров Валериана и Галлиена. Он был найден на большой стеле, которая использовалась в качестве строительного материала при строительстве Великой базилики.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Меркельбах, Рейнхольд, Die Hirten des Dionysos. Die Dionysos-Mysterien der römischen Kaiserzeit und der bukolische Roman des Longus (Штутгарт, Тойбнер, 1988).
  • Падилья, Марк Уильям (редактор), «Обряды перехода в Древней Греции: литература, религия, Society ", Bucknell University Press, 1999.
  • Брижит Ле Гуэн, Les Associates de Technites dionysiaques à l'époque hellénistique, 2 vol. (Нэнси, 2001).
  • София Анезири, Die Vereine der dionysischen Techniten im Kontext der hellenistischen Gesellschaft (Штутгарт, 2003).
  • Майкл Б. Космопулос (редактор), Греческие мистерии: археология и ритуалы древнегреческих тайных культов (Лондон, Routledge, 2003).
  • Delneri, Francesca, I culti misterici stranieri nei frammenti della commedia attica antica (Болонья, Patron Editore, 2006) (Eikasmos, Studi, 13).
  • Джованни Касадио и Патрисия А. Джонстон (ред.), Мистические культы в Великой Греции (Остин, Техас, Техасский университет, 2009).
  • Хью Боуден, Тайные культы древности Мир (Princeton, Princeton UP, 2010).
  • Ричард Нолл, Mysteria: Jung and the Ancient Mysteries (неопубликованные доказательства страниц, 1994)
Последняя правка сделана 2021-05-17 07:06:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте