Дионисийские мистерии были ритуалом Древней Греции и Рима, которые иногда использовали интоксиканты и другие трансы. - побуждающие техники (такие как танец и музыка) для устранения запретов и социальных ограничений, освобождая человека для возвращения в естественное состояние. Это также обеспечило некоторое освобождение для мужчин и женщин, маргинализированных греческим обществом, среди которых есть рабы, преступники и неграждане. На заключительном этапе мистерии сместили акцент с хтонической ориентации на подземный мир на трансцендентальную, мистическую, с Дионисом, соответствующим образом изменившим свою природу. По своей природе таинственной религии, предназначенной для посвященных, многие аспекты дионисийского культа остаются неизвестными и были утрачены с упадком греко-римского политеизма ; современные знания получены из описаний, образов и кросс-культурных исследований.
Считается, что Дионисийские мистерии материковой Греции и Римской империи произошли от более примитивного культа посвящения неизвестного происхождения (возможно, фракийский или фригийский ), который распространился повсюду к началу классического греческого периода. Его распространение было связано с распространением вина, таинства или энтеогена, с которыми оно, по-видимому, всегда было тесно связано (хотя мед возможно было оригинальное таинство). Начавшись как простой обряд, он быстро превратился в греческой культуре в популярную мистическую религию, вобравшую в себя множество подобных культов (и их богов) в типично греческом синтезе на своих территориях; одной из поздних форм были Орфические мистерии. Однако все стадии этого спектра развития, по-видимому, продолжались параллельно на всем Востоке вплоть до конца греческой истории и до насильственной христианизации.
экстатика культ Диониса изначально считался поздним прибытием в Грецию из Фракии или Малой Азии из-за его популярности в обоих местах и того, что Дионис не интегрировался в Олимпийский пантеон. Однако после того, как имя божества было обнаружено на микенских табличках с линейным письмом B, эта теория была отвергнута, и культ считается коренным, предшествующим греческой цивилизации. Отсутствие раннего олимпийского Диониса сегодня объясняется скорее паттернами социальной изоляции и маргинальностью культа, чем хронологией. Возник ли культ на минойском Крите (как аспект древнего Загрея ) или в Африке - или во Фракии или Азии, как прото- Сабазиус - это без ответа из-за отсутствия доказательств. Некоторые ученые считают, что это был усыновленный культ, не свойственный ни одному из этих мест, и, возможно, был эклектическим культом в своей ранней истории, хотя почти наверняка он получил многие знакомые черты минойской культуры.
Первоначальный обряд Диониса (введенный в Грецию) связан с культом вина (мало чем отличается от энтеогенных культов древних Центральной Азии). Америка ), связанная с выращиванием виноградной лозы и пониманием его жизненного цикла (считается, что он олицетворяет живого бога) и брожением вина из его расчлененного тела (связан с сущностью бога в преисподней ). Однако наиболее важно то, что опьяняющие и растормаживающие эффекты вина рассматривались как результат одержимости духом бога (а позже и причиной этого одержимости). Вино также было вылито на землю и растущую лозу, завершив цикл. Культ касался не только самой лозы, но и других компонентов вина. Вино содержит другие ингредиенты (травяные, цветочные и смолистые), улучшающие его качество, аромат и лечебные свойства. Ученые предположили, что, учитывая низкое содержание алкоголя в раннем вине, его действие могло быть связано с дополнительным энтеогенным ингредиентом в его сакраментальной форме. Мед и пчелиный воск часто добавляли в вино, создавая еще более старый напиток (мед ). Кароли Керени предположил, что эти знания о вине вытеснили (и частично поглотили) более ранние неолитические знания о медовухе, связанные с пчелиными стаями, связанными греками с Дионисом. Мед и пиво (с его зерновой основой) были включены в владения Диониса, возможно, благодаря его отождествлению с фракийским кукурузным божеством Сабазием.
Другие растения, которые считались значимыми в виноградарстве, также были включены в историю виноделия, например, плющ (считается, что он противодействует пьянству - что является противоположностью виноградной лозы - и цветет зимой, а не летом.); инжир (слабительное токсинов) и сосна (консервант для вина). Бык (из рога которого пили вино) и коза (из плоти которого получались мехи, а при просмотре лозы обрезались) также были частью культа, в конечном итоге рассматриваемого как проявления Диониса. Некоторые из этих ассоциаций были связаны с божествами плодородия (например, Дионисом) и стали частью его новой роли. Понимание винодельческих традиций и их символизма является ключом к пониманию культа, который возник из него, принимая значение, отличное от виноделия, которое охватывает жизнь, смерть и возрождение и дает понимание человеческой психологии.
Если предположить, что культ Диониса прибыл в Грецию с импортом вина, он, вероятно, впервые появился около 6000 г. до н.э. в одном из двух мест - Горы Загрос и окраины Месопотамии и Персия (с богатой винодельческой культурой через Малую Азию), или из диких лоз на горных склонах Ливии и других регионов Северной Африки. Последний давал вино древнему Египту вино примерно с 2500 г. до н.э. и был домом для экстатических обрядов, связанных с одержимостью животными - особенно козлами и пантерами из Айссауа суфиев культ Марокко (хотя этот культ, возможно, находился под влиянием дионисийского). В любом случае минойский Крит был следующим звеном в цепи, импортировавшей вино из египтян, фракийцев и финикийцев и экспортировавших его в свои колонии (например, в Грецию). Мистерии, вероятно, сформировались на минойском Крите примерно с 3000 по 1000 год до нашей эры, поскольку имя «Дионис» не существует нигде, кроме Крита и Греции.
Обряды были основаны на теме сезонной смерти-возрождения, распространенной среди сельскохозяйственных культов, таких как Элевсинские мистерии. Осирианские мистерии совпадают с дионисическими, согласно современным греческим и египетским наблюдателям. Обладание духом подразумевает освобождение от правил и ограничений цивилизации. Он прославлял то, что было за пределами цивилизованного общества, и возвращение к изначальной природе, которая позже приняла мистический подтекст. Это также включало бегство от социализированной личности и эго в экстатическое, обожествленное состояние или первичное стадо (иногда и то, и другое). В этом смысле Дионис был внутренним богом-зверем, или бессознательным современной психологией. Такая деятельность интерпретировалась как удобряющая, воодушевляющая, очищающая, освобождающая и преобразующая, и поэтому обращалась к тем, кто находился на периферии общества: женщинам, рабам, преступникам и «иностранцам» (негражданам в греческой демократии). Все были равны в культе, который поменял их роли, как в римских Сатурналиях. Хотя греческие дионисийские обряды были связаны с женщинами, титулы культовых офицеров носили оба пола, что противоречит утверждению о том, что культ предназначен исключительно для женщин.
Введение транса, центральное в культе, связано не только с хемогнозом, но и «призыв духа» с бойцом и совместные танцы под барабан и свирель. Транс описываются в знакомых антропологических терминах с характерными движениями (такими как движение головой назад, обнаруживаемым во всех индуцирующих транс культах), которые сегодня встречаются у афроамериканцев Vodou и его аналогов. Как и в ритуалах Вуду, определенные ритмы были связаны с трансом. Ритмы также сохранились в греческой прозе и относятся к дионисийским обрядам (например, Еврипид 'Вакханки ). Этот сборник классических цитат описывает обряды в греческих деревнях в горах, по которым совершались шествия в праздничные дни:
Эта практика продемонстрирована в греческой культуре вакханалиями Менад, Тиадесом и Бачой ; многие греческие правители считали культ угрозой цивилизованному обществу и хотели контролировать его (если не полностью подавить). Последний потерпел неудачу; первый преуспел в создании домашнего дионисизма как государственной религии в Афинах. Это была всего лишь одна из форм дионисизма - культ, который принимал разные формы в разных местах (часто вбирая в себя местных божеств и их обряды, как это делал сам Дионис). Греческий Bacchoi утверждал, что, как и вино, Дионис имел различный вкус в разных регионах; отражая их мифическую и культурную почву, он появлялся под разными именами и обликами в разных регионах.
Маску, циветта, ладаном, сторакс, плющ, виноград, сосна, инжир, вино, мед, яблоки, Индийская конопля, орхидея корень, чертополох, все дикие и домашние деревья.
У Диониса есть множество священных животных, таких как леопард или бык. К другим священным животным относятся: львы и другие большие кошки, козы, ослы и змеи.
Бык и козел и их «враги», пантера (или любая большая кошка - после того, как греки колонизировали часть Индии, тигр Шивы иногда заменял традиционную пантеру или леопарда) и змея (вероятно, происходящее от Сабазиуса, но также встречается в североафриканских культах); кроме того, дельфин, лев и пчела.
Быки
Связь Диониса с быками встречается в нескольких эпитетах. В Вакхах, Пент, который выступал против его поклонения в городе происхождения бога Фивах, увидел рога на голове Диониса, когда он начал сходить с ума.
Эпитеты Диониса связаны с быками:
Таурокефалос / Таурокранос / Таурометопос Греческий: Ταυροφαγος; фамилия Диониса в орфических мистериях. (Орф. Гимн. 51. 2.) Это также происходит как фамилия рек и океана, которые символически изображались в виде быков, чтобы указать на их оплодотворяющее действие на страны. (Eurip. Iphig. Aul. 275, Orest. 1378; Aelian, V. H. II. 33; Horat. Carm. IV. 14, 25.)
Tauros; бык, встречается как фамилия Диониса. (Eurip. Bacch. 918; Athen. Xi. P. 476; Plut. Quaest. Graec. 36; Lycoph. Cass. 209.)
Древнеримская надпись на древнегреческом языке, датированная 253-255 гг. Большая базилика в Пловдиве (древний Филиппополь ). Надпись относится к Дионисийским мистериям, а также упоминает римских императоров Валериана и Галлиена. Он был найден на большой стеле, которая использовалась в качестве строительного материала при строительстве Великой базилики.