Диомед Катон (1560-1565 - ум. 1627 в Гданьске) был итальянским композитором и лютнистом, которые жили и работали полностью в Польше и Литве. Он известен в основном своей инструментальной музыкой. Он смешал стиль позднего ренессанса с зарождающимся барокко, а также итальянские идиомы с польским народным материалом ; кроме того, он был одним из первых итальянских композиторов по рождению, посетивших Швецию.
Он родился около Тревизо между 1560 и 1565 годами, возможно, в Серравале, где его отец был зарегистрирован как учитель. Около 1565 года его семья, которая была протестантами, бежала из Италии, спасаясь от инквизиции, и поселилась в Польше. Катон, который покинул Италию до пяти лет, получил все свое музыкальное образование в Кракове, где и поселилась семья. Первое упоминание о его работе датируется 1588 годом, когда он был нанят лютнистом при дворе короля Сигизмунда III Вазы, и занимал эту должность до 1593 года. В 1591 году он написал музыку для свадьбы Яна Костки. в Свецком замке; Семья Костки, возможно, была его покровителями, так как оставила ему значительное наследство в 1602 году.
В 1593 и 1594 годах он отправился с королем Сигизмундом в Швецию, где его слава как лютниста и композитор был явно крупным; еще в 1600 году он был самым известным композитором итальянского происхождения, известным в Швеции. Часть его музыки, в том числе несколько польских танцев, сохранилась только из Швеции. Последнее предварительное упоминание о его жизни относится к 1619 году, когда есть единственное неподтвержденное упоминание о том, что он играл на лютне в течение этого года.
Катон писал как вокальную, так и инструментальную музыку, как духовную, так и светскую: однако он был наиболее известен своими произведениями для лютни. Лютневые произведения включают десятки произведений во многих формах и стилях, в том числе choreae polonicae, фантазии, гальярды, транскрипции итальянских мадригалов, пассамеццо и прелюдии, которые, вероятно, он сыграл сам. Стилистически они охватывают весь спектр возможностей лютни. Прелюдии по большей части хордовые; фантазии подражательны ricercars ; и есть набор из восьми польских танцев, вероятно, заимствованных из реальной народной музыки. Некоторые аспекты стиля раннего барокко очевидны в музыке Катона, включая использование коротких мотивов, которые повторяются для объединения более длинных частей, и использование связи эпизодических частей между тематическими высказываниями; с другой стороны, некоторые из его лютневых произведений включают вокальные линии в строгой имитации, больше в стиле полифонистов середины-конца 16-го века.
Другая инструментальная музыка Катона включает пьесы для консортов альтов, а также соло-клавишные.
Его вокальные произведения включают постановки польских духовных песен из сборника Rytmy łacińskie dziwnie sztuczne... для четырех голосов и лютни, а также Pieśń o świętym Stanisławie для четырех голосов без сопровождения. Он также написал итальянский мадригал, Tirsi morir volea, для пяти голосов, хотя он существует только в аранжировке для сольного голоса и инструментального сопровождения: транскрипция, которая могла бы представлять сознательное соответствие новой концепции барокко о сольном мадригале.