Епархии Востока после 1552 года

редактировать
Земли в 1913 году, соответствующим земельным участкам Церкви Востока после раскол 1552 г..

После раскола 1552 г. церкви Востока, отделения халдейской католической церкви и Ассирийская Востока к концу XIX века имела двенадцати епархий каждую.

Содержание
  • 1 Епархии Церкви Востока, 1552–1681
    • 1.1 Иерархия Йоханнана Сулаки (1552–154)
    • 1.2 Иерархия Абдишо IV Марона (1555–67)
    • 1.3 Иерархия Шемона VII Ишояб (1538 –58)
    • 1.4 Иерархия Шемона IX Денха (1581–1600)
    • 1.5 Иерархия Элии VIII (1591–1617) и Шемона X (1600–38)
    • 1.6 Приверженность восточно-сирийских монастырей
    • 1.7 Иерархи Элии IX Шемона (1617–60) и Элии X Йоханнана Марогина (1660–1700)
    • 1.8 Иерархии Шемона XI (1638–56) и Шемона XII (1656–62)
  • 2 епархии Кудшанского патриархата, 1700–1830 гг...
  • 3 епархии Кудшанскогопатриархата, 1830–1913 гг.
  • 4 епархии Мосульского и Амидского патриархатов, 1681–1830 гг.
    • 4.1 Епархии Среднего патриархата
    • 4.2 Иерархия Элии XII Денха (1722–78)
    • 4.3 Иерархия Элии XIII Ишояб (1778–1804)
    • 4.4 Иархия Йоханнана VIII Хормизд (1780–1837))
  • 5 епархий Халдейской церкви, 1830–1914 гг.
  • 6 г. Халдейские патриархальные наместники, 1872–1913 гг.
  • 7 епархий Кудшанского патриархата, 1830–1913 гг.
  • 8 епархий Ассирийской церкви Востока после 1913 г.
  • 9епархий халдейской церкви после 1913 г.
    • 9.1 Халдейская иерархия, 1990
    • 9.2 Халдейская иерархия, 2009
  • 10 Источники
  • 11 Источники
Епархии Восточной Церкви, 1552–1681

Иархия Йоханнана Сулаки (1552–154)

Риму сказали, что первыми участниками восстания 1552 года против патриарха Шемона VII Ишодьяба были неназванные епископы Эрбиля, Салмаса и Адабайгана, которых поддерживали многие священники и монахи из Багдада. Киркук, Газарта, Нисибис, Мардин, Амид,Хесна д'Кифа 'и другие близлежащие места'; в то время как, согласно Леонарду Абелю, согласно написанному в 1587 году, Йоханнан Сулака поддерживал прежде всего города Амид и Сирт и соседние сельские районы. Говорят, что Сулака посвятил пять митрополитов и епископов во время своего непродолжительного патриархата. Почти наверняка это были митрополиты Элия Асмар и Абдишо Марон, освященные Сулакой для Амида и Газарты соответственно в 1554 году, брат Сулаки Иосиф, посвященный в Сирт,но вскоре посланный в Индию, и митрополиты Гавриил Хесна д'Кифа и Хнанишо Мардин.

Иерархия Абдишо IV Марона (1555–67)

Согласно Леонарду Абелю, «Абдишо IV Марон» создал группу священников, епископов и архие городапископы, и несторианских халдеев, ранее лояльные его сопернику, подчинились его власти ». Возможно, такое впечатление у Авеля сложилось из печально известного письма, сопровождавшего католическое исповедание веры, которое Абдишо послал Папе Пию IV в 1562 году. тридцатьвосемьрополитов и епископов, признавших свою власть:

Я, Абдишо, сын Йоханнана, из дома Мари города Газарта на реке Тигр, когда-то был монахом монастыря Святого Антония и братьев Мар Ахха и Мар Йоханнан, но теперь я, благодаря Богу и Апостольскому Престолу, предстоятелю или патриарху восточного города Мосула в Аторе, под которыми находятся многие митрополиты и епископы. К ним относятся метрополия Арбель [Эрбиль] и епархии Ширава [Ширава] и Ханцава [Ынкава]; митрополия Чепетская[Телкепе] и епархии Харамлейс [Карамлиш] и Ачуш [Алкош]; метрополия Насибин [Нисибис] и епархии Мачазин, Таллескани и Мардин; метрополия Зеерт и епархия Аззен [Хесна д'Кифа]; митрополия Эльчессен [Газарта] и епархии Зух [Захо] и Месиара [Мансурия]; митрополия Гургель [Гверкель] и епархия Эски [Шах]; и метрополия Амед [Амид] и епархии Киарухия [Шарухия], Хаин и Таннур [ʿАин Таннур]. Все эти регионы находятся под властью Турции.

Также метрополия Верхний Орми [Верхний Урми] и епархии Ульцисмии Чучия; митрополия Нижний Орми [Нижний Урми] и епархии Дутра, Салдос [Сулдуз] и Эсинук [Эшнук]; митрополия Эспурган [Супурган] и епархии Наре [Нери] и Гиеннум [Гавилан?]; метрополия Салмас и епархии Баумар, Шиабатан [Шапатан] и Вастхан [Вастан]. Все эти регионы подчиняются персидскому императору (или Софию, как его обычно называют).

Кроме того, в Индии, подчиняющейся португальцам, находятся столичные епархии Кочин, Кранганор и Гоа; и епархия Каликут, которая также включает регионКоромандел, все еще находящийся в руках местных жителей-язычников.

Статус этого письма давно признан проблематичным, поскольку у четвертого католического патриарха Шемона IX Денья в 1580 году было всего четырнадцать епископов., и маловероятно, что у «Абдишо» была большая иерархия блоков годами ранее. Местоположение четырнадцати перечисленных митрополичьих престолов (за исключением Телкепе) имеет определенную правдоподобность, но некоторые из епархий суфражисток были немногим больше, чемдеревни. Ни один из них, насколько известно, ранее не был предположительно место проживания епископа, а епископы были предположительно в 1562 году. Возможно, «Абдишо» просто утверждал, что имеет четырнадцать епархий (столько же, сколько его преемник), чьи митрополиты или епископы отвечали за различные его населенные пункты, перечисленные в каждой метрополии, и что переводчик неправильно понял значение. С другой стороны, он мог намеренно преувеличить размер своей иерархии, чтобы произвестивпечатление на Ватикан. В этом случае, хотя, возможно, подтверждается существование восточно-сирийских общин в определенных районах и деревнях в этом случае районы, где Абдишо заявляет о своей поддержке, письмо нельзя считать доказательством количества епископов в его иерархии.

К письму следует относиться с осторожностью, как к руководству по поддержке «Абдишо». Его притязания на западные районы (Среди, Мардин и Сеерт имели католических епископов, а также онконтролировал монастыри Мар-Петион в районе Мардин и Мар Якоб Затворник в районе Серт) был совершенно разумным, и у него определенно было два митрополита в Индии. Его претензии на районы Эрбиль, Урми и Салмас также могли быть оправданы ввиду поддержки Сулаги их епископами. Однако Алкош был оплотом его соперника Шемона VII Исхогьяхба, который также управлял Телкепе и Карамлиш. «Абдишо», возможно, чувствовал себя обязанным как «патриарх Мосула», мог заявить претензии на район Мосула и, возможно,имел епископа, номинально отвечающего за деревню на равнине Мосула.

Несколько митрополитов и епископов, упомянутых в других источниках, могут быть правдоподобно отнесены к иерархии «Абдишо», и интересно отметить, что их епархии соответствуют многим митрополиям, перечисленным «Абдишо» в 1562 году: брат Сулаки Иосиф, митрополит Серта, ответственный также за Индию с 1555 г.; Элия ​​Асмар, митрополит Амидский с 1554 по 1582 год; Авраам, митрополит Ангамальский в Индии; Хнанишо, митрополитНисибисский и Мардинский; будущий патриарх Шемеон VIII Яхбаллаха, митрополит Газарта ; Йоханнан из Ателя и Ботана («Гверкель» Абдишо), замученный в 1572 году; будущий патриарх Шемеон IX Денха, митрополит Салмасский, Сиртский и Джилуский; и Габриэль (и, возможно, его преемник Сабришо), епископ Хесны д'Кифа.

Иерархия Шемона VII Ишояб (1538–1558)

Несторианский патриарх Шемон VII Ишояхб (1539–58), который продолжал проживать в монастыре Раббан Хормизд,традиционная патриархальная резиденция, ответила на вызов Сулаки, посвятив двух митрополитов: Ишогьяхб для Нисибиса, номинально обладающий юрисдикцией также над Амидом и Мардином, и Иосифа для Газарты. Ишо́йяхб, вероятно, был неспособен осуществлять свою власть в Амиде и Мардине, оба из которых имели католических митрополитов, но Иосиф, похоже, был принят в Газарта. Племянник Шемона Элия оставался митрополитом Мосула и натар курсья, а округа Мосул и Амадия,безусловно, остались верны Шемону VII. Несколько лет спустя его преемник Элия VII (1558–1591 гг.) Имел иерархию, по крайней мере, из шестиепископов: его брат Хнанишо, митрополит Мосульский и натар курсья; Яхбаллаха, митрополит Бервари; Иосиф и Гавриил, епископы Газарты ; Ишоияб, митрополит Нисибийский, и Йоханнан, митрополит Урмийский. Мосул был главной несторианской цитаделью, и Леонард Абель заметил в 1587 году, что, хотя Сулака и три его преемника были посвящены патриархами«Мосула», ни один из них не смог отбить город у своих несторианских соперников. В настоящее время в патриархате Мосула стало обычным, что натарский курсья патриарха также является митрополитом Мосула.

Иерархия Шемона IX Денха (1581–1600)

Четвертый католический патриарх Шемон IX Денха (1581–1600), находившийся под давлением своего несторианского соперника Элия VII, покинул западные центры Амида и Мардина, который поддерживал союз с Римом и управлял своейцерковью из отдаленного монастыря Мар Йоханнан в районе Салмас. В течение своей жизни он сохранил лояльность западных епископов и укрепил унаследованную им иерархию, создав несколько новых епархий за пределами западных областей. Среди его сторонников, упомянутых в письме 1580 г. Папе Григорию XIII вскоре после его хиротонии, были не только западные епископы Элия из Амида, Хнанишо из Мардина, Иосиф Сиртский, Йоханнан из Атель и Иосиф из Газарты ( ранее были верныЭлии VII), а также митрополиты Иосиф из Салмаса, Саркис из Джилу, Хнанишо из Шемсдина, Абдишо из Кома, трое мужчин (двое по имени Денха и один по имени Аддаи) числится только как митрополиты, и епископ Йоханнан из Челхака. «Кома», вероятно, было монастырем Мар Абдишо недалеко от деревни Комане в районе Амадия, в то время как «Челхаке» может быть деформацией Слоха (ܣܠܘܟ), сирийского названия Киркук.

Иерархии Элии VIII (1591–1617) и Шемон X (1600–38)

Страна Церкви Востока: фрагменткарты 1721 года

Приверженность нескольких округов резко изменилась после прихода на престол традиционалистского патриарха Шемона X в 1600 году, который разделил свою резиденцию между Салмасом и Кудшанисом. Возвращение Шемеона к вере приветствовалось в некоторых округах, что позволяет ему рукоположить епископов в округах Атель и Беривари, ранее зависимых от патриархов Мосула. С другой стороны, западные епископы передали свою лояльность патриарху Мосула Элии VIII, главным образом, что ончувствовал больший энтузиазм по поводу союза с Римом, чем его соперник, но, возможно, также, что они не хотели, чтобы потомуарх управлял им. неспособные или не желающие покинуть отдаленный район Салмас. Эти сдвиги дали Мосульскому патриархату контроль над широкой полосой равнинной территории, простирающейся от Амида до Эрбиля, включая важные города Амид, Серт, Газарта, Амадия, Мосул и Алкош, в то время как Шемон X остался с горными районы Ботан, Беривари и Хаккари, а также район Урми.

Иерархия двух патриархов была дана в отчете 1610 года. В 1610 году у Элии VIII было шесть митрополитов (Элия из Амида, Гавриил из Хесны д'Кифа, Якоб из Нисибиса, Иосиф из Газарты, Хнанишо из Мосула и натар курсья Шемон), и девять епископов (Денха из Гверкеля, Йоханнан из Абнаи, Ефрем из епархии Атель в Унги, Исхотьяб из Серта, Йохананаб из Ателиса, Салмаса, Иосифа из Шемсдина, Авраама из Райкана и Авраама из «гор»). Это была значительно более крупная иерархия, чембыла у его предшественников, но все митрополиты и несколько епископов засвидетельствованы в другом месте, и нет необходимости сомневаться в ее подлинности. Некоторые из епархий не упоминаются снова, и, по крайней мере, один епископ, Ishoʿyahb из Seert, был племянником и natar kursya митрополита, для которого необходимо было создать ad hoc епархию. У Шемона X было всего пять митрополитов (Хнанишо из Шемсдина, Саркис из Джилу, Исхотьяхб из «персидских границ», Сабришо из Бервари и натар курсьяАддаи) и три епископа (Иосиф Урмийский, Гиваргис из Сата и Абтелисхаб).

В других источниках упоминается еще несколько епископов того периода. Хотя эти два отчета в отчете частично совпадают, в отчете 1607 года сообщаются несколько епископов, опущенных в отчете 1610 года, в том числе митрополиты «Гланан Имех» из Синджара, Шемеон из Эрбиля, Денха из Левуна, Яхбаллаха из Ван и Шемон из Альбака; и епископы Джозеф из Нахравана, Йоханнан из Форса, Яхбаллаха из Бервари и Авраам из Тергавара. Вотчете не упоминается их преданность, но известно, что Яхбаллаха из Бервари зависел от Элии VIII, вполне вероятно, что митрополиты Синджара и Эрбаллаха также входили в его иерархию. Митрополиты Хнанишо из Вана и Авраама из персидского округа «Федонфорес», вероятно, епископ Тергавара, упомянутый в 1607 году, присутствовали на синоде Элии VIII в Амиде в 1616 году.

Верность восточносириакских монастырей Монастырь Раббанмизд, Алькош

В отчетах 1607 и 1610 годов такжеупоминается, что Церковь Востока имеет более «монастырей» и перечисляла более сорока отдельных зданий, которые все еще используются в начале 17 века, большинство из которых можно идентифицировать. Термин «монастырь», по-видимому, использовался писцами Ватикана для перевода сирийского слова умра, которое также могло означать большую церковь, и по крайней мере одиннадцать из этих «монастырей» (особенно в горном районе Хаккари) были просто церкви (Мар Дживаргис в Газарта, Мар Пинхас вХавсаре, Мар Абдишо в Нереме, Мар Тахмасгард, Мар Петион и Мар Томас в Киркуке, Мар Гиваргис в Ашите, Мар Шаллита в Кудшанисе, Мар Абдишо и Мар Карда в Бет Азизе, Мар Петион в Мазране, Мар Зайя в Матха д'Мар Зайда и, возможно, другие). Другие, однако, были настоящими монастырями, и рукописные колофоны подтвердили, что у многих из них действительно были монахи в то время.

Подлинные монастыри в двух списках (монастыри Мар Авгин, Мар Авраам из Кашкара, Мар Якоб Затворник, МарЙоханнан египтянин, Мар Ахха, Раббан Бар Идта, Мар Якоб из Бет Абе, Мар, Мар Элия из Хирты, Раббан Хормизд перс и Мар Сабришо из Бет Кока), все они имели долгую и гордую историю, все были верны Эшли VIII в этот период. Колофоны сохранившихся рукописей подтверждают, что монашество в степени практиковалось в Мосульском патриархате до середины XVIII века и почти не существовало в патриархате кудшанцев. Известно около 30 несторианских монахов из монастырей Мосульского патриархата между1552 и 1743 годами (когда монастырь раббан Хормизд был временно заброшен) и около 150 католических монахов в халдейских монастырях после 1808 года. Из писцов, известных из патриархата Кудшани, только один, одинокий раббан Йонан XIX века, называл себя монахом.

Владение этими важными монастырями дало Мосульскому патриархату доступ к талантам грамотной и образованной элиты, сокровища восточно-сирийской литературы, хранившиеся в их библиотеках, послужили толчком для профессииписцов и, вероятно, способствовали росту из великих семей писцов Алкоша. Конечно, в кудшанской патриархии было найти грамотных писцов, священников и старинных рукописей, но их было намного меньше. Существование образованной элиты книжников и монахов в сочетании с происхождением ее патриархов из старой патриархальной семьи патриархам Мосула престиж (полностью признанный Ватиканом), с которым его кудшанские соперники никогда не могли быть.

Иерархи Элии IX Шемона (1617–60) и Илии XЙоханнана Марогина (1660–1700)

Элия IX (1617–60) не посвящали епископов в исторические епархии Эрбиля. Нисибис и Хесна д'Кифа, вероятно, потому, что их восточно-сирийские общины уже были достаточно большими, чтобы нуждаться в епископе, и во время его правления Мосульский патриархат состоял из шести митрополий: Амид, Мардин, Газарта, Сирт, Мосул и Салмас. Хотя он искренне переписывался с Ватиканом, он не был готов отказаться от традиционной несторианскойхристологической формулы. Времена у Шемона X были аналогичные оговорки, католические общины в Церкви Востока на несколько десятилетий остались без католических епископов.

Иерархи Шемона XI (1638–56) и Шемона XII (1656–62)

Степень Кудшанского патриархата в середине 17 века известна из письма 29 Июнь 1653 г. от патриарха Шемона XI к папе Иннокентию X:

Действительно, многие халдейские христиане при Мар Шемоне в следующих регионах: Джулмар (Джуламерк ), Барур [Барвар д'Кудшанис], Гур (Гавар), Галу (Джилу ), Баз, Дасен, Тачума (), Джатира (Тияри ), Валта (), Талиг (Тал), Батнура (Бет Таннура, т.е. Бервари), Луун (Левун), Нудис (Нордуз), Салмес (Салмас ), Альбак (), Хасаф (Хошаб), Ван (Ван ), Васган (Вастан), Арне (Нери), Суфтан (Шапатан), Таргур (Тергавар ), Урми, Салдус (Сулдуз ), Аснок (), Марго (), Амид и Гулнка. В регионах этих 40 000 семей,все дети в ячейках Мар Шемона.

Как и ожидалось, большинство перечисленных населенных пунктов находятся в районах Хаккари и Урми, но Амид и Ван представляют собой интересные включения. В начале века оба округа зависели от патриарха Элии VIII, но их зависимость примерно в середине 17 века от патриархата Кудшани подтверждена из-за католических симпатий Шемона XI, подтверждена использованием колофонами. За этими двумя исключениями, кудшанский патриархат в 1653 году занимал примерно ту жетерриторию, что и в 1610 году. Цифра в 40 000 семей кажется слишком высокой.

Епархии Кудшанского патриархата, 1700–1830 гг.

Ряд епископов Кудшанского патриархата упомянутые в колофонах к рукописям, и их имена и имена их имена предвещают описанные западными наблюдателями в середине 19 века. В XVIII веке часто встречаются митрополиты по имени Хнанишо, которые сидели в деревне Мар Ишо в Шемсдинском районе, и чья юрисдикция охватывала районы Шемсдин и Тергавар. Колофонытакже к епископам Бервари по имени Исхояхб, епископу Гавара в 1743 году по имени Слиба и епископу Джилу в 1756 году по имени Саргис. Хидр из Мосула объявил несколько епископов из округа Урми в 1734 году, имена которых также совпадают с именами 19 века: Гавриил, Йоханнан, Абдишо, Иосиф, Авраам и Ишашья.

Епархии Кудшанского патриархата, 1830–1913 гг.
Несторианский патриарх Шемон XVIII Рубиль (1861–1903)

Отчеты, сделанные в 1830-х и 1840-х годах рядом английских иамериканских наблюдателей (в частности, Грант, Эйнсворт и Бэджер) упоминают как минимум четырнадцать епархий в патриархате Кудшани. Помимо большой епархии в центральном Курдистане, находящейся под прямым контролем патриарха, и епархии Шемсдина, под властью мутрана Хнанишо, в Турции было три епархии: Бервари, Гавар и Джилу, епископы (Исхогьяб, Мар Слиба и Мар Саргисхии) Дуре, Гагоран и Матха д'Мар Зайя соответственно. В 1840-х годах также существовала недолговечная несторианская епархия «Зибар иМезури» в районе Акра, митрополит которой Мар Авраам сидел в деревне Нерем (Гундук). Эта епархия больше не регистрируется и кажется, перестала существовать после создания халдейской епархии Акра. Также существовала несторианская епархия в районе Газарта, митрополит которой Мар Иосиф перед своей смертью в 1846 году сидел в монастыре Исаака Ниневийского недалеко от города Шах, а в 1850 году в районе Ателя были еще два несторианских епископа, Мар Шемон и Мар Томас. По словам Баджера, у мутранаХнанишоу было три епископа-суфрагана, «чьи епархии включают округа Тер-Гавар, Мар-Гавар, Сомава, Брадностай и Махмедайех». Одним из этих суфражистов, по-видимому, был Мар Абрахам, который сидел в деревне Армутагадж на равнине Урмия и отвечал за ряд деревень в районе Тергавар до своей смерти в 1833 году. Другой епископ суфрагана, который действовал как заместитель мутрана Сидел Тис в Хумару.

Также было четыре епархии в районе Урмия в Персии, епископы которых (Мар Йоханнан, Мар Джозеф,Мар Габриэль и Мар Элия) сидели в Гавилане и Аде в районе Анзель, и Ардишай и Гугтапа в Барандузском районе соответственно. В то время как каждая епархия Мар Йоханнан и Мар Габриэль состояла из всей деревень и по видимости, традиционной, два других епископа отвечали только за большие деревни, в которых они находились, и их епархии могли быть созданы персональные объявления.

Во второй половине XIX века несторианский епископат продолжал развиваться. В районе Урмияепархии ʿ Ада и Гугтапа, похоже, прекратили свое существование после смерти их представителей. Две основные епархии, Анзель и Ардишай, продолжили свое существование, и новая епархия была создана для большого села Анзель Супурган, епископ которого Марс Йонан присоединился к Русской Православной Церкви в 1898 году. Район Сулдуз был отделен от епархии Ардишай и получил своего епископа. Другие епископы регистрируются в других источниках. В районе Ботана одиннесторианский епископ сидел в Экроре, недалеко от Захо, а другой - в монастыре Мар Куриакос в деревне Елан. В 1891 году в Зоггете Арзунского уезда также записан неназванный несторианский епископ. Сообщается также, что в деревне Бервари Акри жил несторианский епископ.

Епархии Мосульского и Амидского патриархатов, 1681–1830 гг.

Данные ресурсы, которые она контролировала, неудивительно, что XVII век был периодом серьезных достижений для патриархата Мосула. Католическое движениепотеряло свою силу в обоих патриархатах, и, хотя обращение, нестандартное движение Иосифа в Амиде в 1672 году возродило католические надежды, это неожиданное развитие произошло после нескольких лет, в течение которых мосульские нестархи восстановили свою старую власть в западных округах, освятившую власть в округах. епископов католических епархий, основанных Сулакой столетием ранее. Деятельность писцов, ранее концентрировавшаяся в районе Газарта, переместилась в Мосул, в близлежащиедеревни Телкепе и Тель-Искоф, и, прежде всего, в Алкош, семьи Шиквана и Насро которого возникли во второй половине века, чтобы установить господство, которое не оспаривалось до серьезно второй половины 19 века.

Епархии Среднего патриархата

Тем не менее, католическое движение процветало в западных округах после того, как османские власти признали Иосифа Амидского независимым патриархом в 1681 году. Между 1681 и 1830 годами было три Востока. Сирийские патриархаты, дванесторианских и один католический. Для недавно созданного патриархата Амид XVIII век стал годом непрерывного успеха. В начале века у него был только один митрополит, за Сам. Несмотря на отказ в попытке священника посвятить католического митрополиту Хидра митрополиту Мосула в 1724 году, Иосиф III перед своим отъездом в Рим в 1731 году посвятил митрополитов Мардину и Сирту, избавление многих восточно-сирийских христиан в регионе Серт от их прежней зависимости от Элии. линия, а такжеобеспечило признание католических меньшинств в Мосуле и деревнях равнины Мосула. В 1757 году Лаазар Хинди, халдейский митрополит из Амида, подсчитал, что в патриархате Амид было чуть менее 20 000 католиков, из около 8000 жителей регионов Амид и Мардин, 5000 - в регион Серт и 6000 в Мосуле и на равнине Мосула. Восточно-сирийское население Мосульского патриархата в этот период вряд ли превысило 50 000 человек, из которых около 10 000 проживали в районе Мосула, католики к томувремени, вероятно, большинству в Мосуле и его окрестностях. Масштабы католического проникновения, несомненно, побудили Элия XII начать переговоры с Ватиканом в 1770-х годах, а Йоханнана Хормизда - принять католицизм.

Таблица 1: Население Среднего патриархата, 1757 г.
епархияNo. церквейNo. ВерующихепархииNo. церквейNo. верующих
Багдад1400Мардин13000
Мосул6 или 76000Сирт85000
Среди 35000Всего19 или 2019,500

В 1796 году Фульжанс де Сент-Мари, апостольский викарий Багдада, посетил Амид. и Мосул, и записал следующую статистику по двум патриархатам.

Таблица 2: Население халдейской церкви, 1796
ПатриархатNo. СвященниковNo. диаконов и иподиаконов№ семей
Патриархат Амида35601061
Вавилонский Патриархат642962
Всего9960 или более4,033

Иерархия Илии XIIДенха (1722 г.) –78)

К началу 18 века патриархат Мосула утратил свое влияние в католических твердынях Среда и Мардина, но все еще сохранял лояльность части церкви Востока, пожелавшие остаться несторианцами. Из рукописных колофонов ясно, что большинство многочисленных восточно-сирийских деревень в районах Сирт, Газарта, Амадия и Акра в то время все еще были несторианцами и были лояльны к линии Элия, как и выжившие восточно-сирийские общины. в округах Эрбиль и Киркук.В Мосуле и нескольких деревнях на равнине Мосула были важные католические общины, но несториане оставались в большинстве, а монастырь Раббан Хормизд оставался несторианской цитаделью, пока не был заброшен в 1740-х годах. Любопытно, что у патриархата Мосула было очень мало епископов для управления этими большими территориями. Помимо самого патриарха и его натара-курси, ответственного за район Мосула, только Газарта и Зеерт имели епископов в начале века, и, похоже, не былопредпринято никаких усилий для укрепления лояльности других районов. давая им епископов. Политика Элии XII, похоже, заключалась в сохранении статус-кво. Он резко отреагировал на попытку Иосифа III посвятить католического митрополита Мосула в 1724 году, а после хиротонии католического епископа Шемона Кемо для Серта около 1730 года послал несторианского епископа в этот район во время отсутствия Иосифа в Риме. Однако в обоих случаях он просто реагировал на католический вызов. Эта инерция былаважным фактором окончательного успеха католического движения.

Иерархия Элии XIII Ишояб (1778–1804)

11 октября 1779 г. недавно вступивший на престол патриарх Элия XIII Ишо́йяхб написал кудшанскому патриарху Шемону XV с просьбой предоставить информацию для отчета в Ватикан. В своем письме он упомянул, что недавно в Алкоше под его председательством был проведен синод, на котором присутствовали следующие семь епископов: митрополит и натур курсья Мар Исхогяхб; «пожилой» МарХнанишох, митрополит Нухадры [Амадия]; Мар Шемон, епископ Синджара и Мосула; Мар Яхбаллаха, епископ Газарты ; Мар Денха, епископ Акры; Мар Саба, епископ Бет Забе; и Мар Ишосабран, епископ Эрбиля. Это загадочный список, так как в другом месте упоминается только митрополит Хнанишо, но он может быть подлинным и отражать реакцию Элии XIII Исхоньяба на консервативную политику его дяди Элии XII Денха. Епархия Бет Забе, нигде не засвидетельствованная, вероятно, была районом Тияри вокругВеликого Заба, чья самая известная церковь была посвящена Мар Сабе. Хотя к середине XIX века район Тияри находился под контролем линии Шемон, во второй половине XVIII века в Алкоше было скопировано несколько рукописей для деревень Тияри, что указывает на то, что в то время они смотрели в сторону Мосула. Некоторые из упомянутых епископов, возможно, были молодыми натарскими курсями, для которых приходилось создавать специальные епархии до тех пор, пока не образовалась вакансия в одной изтрадиционных епархий.

Иерархия Йоханнана VIII Хормизд (1780–1837)

Во время бурного правления Йоханнана Хормизд (1780–1830 гг. В качестве патриархального администратора, 1830–187 гг. В качестве патриарха) католические митрополиты были посвящены для ʿАмадии, Киркука и Салмас и несторианский митрополит из Газарты, посвященный Элии XII, был заменен католическим митрополитом Дживаргисом Ди Натале. Начиная с 1812 года, во времяотстранения Йоханнана, патриархаты Амид и Мосул эффективно управлялись как единое целое патриархальным администратором Августин Хинди. В 1830 году патриархаты были объединены, в результате чего Йоханнан Хормизд получил иерархию из восьми епархий с католическими епископами: Амид, Мардин, Серт, Газарта, Мосул, ʿАмадия, Киркук и Салмас. После этого задача халдейской церкви заключалась в укреплении своих позиций вприграничных районах (Газарта, Амадия и Акра), многие из деревень которых все еще были несторианскими и хотели оставаться таковыми. Примерно в середине XIX века несколько деревень в районах Газарта и Акра были готовы последовать за несторианскими епископами, которых поддерживал кудшанский патриарх Шемхон XVII Авраам, отказавшись от своей традиционной лояльности Мосульскому патриархату.

Dioceses of the Chaldean church, 1830–1914

Despite the internal discords ofВо времена правления Йоханнана Хормизда, Николая I Зайи и Иосифа VI Аудо вторая половина XIX века была периодом значительного роста халдейской церкви, когда ее территориальная юрисдикция расширилась, ее иерархия усилилась, а ее членство почти удвоилось. В 1850 году англиканский миссионер Джордж Перси Бэджер зарегистрировал, что население халдейской церкви составляло 2743 халдейских семьи, или чуть меньше 20 000 человек. Фигуры Барсука нельзя сопоставить с фигурой чуть более 4000халдейских семей, записанных Fulgence de Sainte Marie в 1796 году, и несколько более поздние данные, предоставленные Полином Мартином в 1867 году. Известно, что Барсук классифицировал как несторианское значительное количество деревень в районе Акра, которые в этот период были халдейскими, и он также не включил несколько важных халдейских деревень в другие епархии. Его оценка почти наверняка слишком занижена.

Таблица 3: Население Халдейской церкви, 1850
епархияNo. деревень No. церквейNo. СвященниковNo. СемейепархииNo. деревеньNo. церквейNo. СвященниковNo. of Families
Mosul915201,160Seert 11129300
Baghdad11260Gazarta 765179
ʿAmadiya 16148466Kirkuk 789218
Amid 224150Salmas 123150
Mardin 11460Total5561642,743

Paulin Martin's statistical survey in 1867, after the creation of the dioceses of ʿAqra, Zakh o,Басра и Сена Джозефа Аудо, зарегистрировано общее количество членов церкви в 70 268 человек, что более чем в три раза превышает оценку Баджера. Большинство цифр численности населения в этой статистике округлено до ближайшей тысячи, и, возможно, они также были немного преувеличены, но членство в халдейской церкви в этот период определенно было ближе к 70 000, чем к 20 000 Барсука.

Таблица 4: Население халдейской церкви, 1867
епархияNo. деревеньNo. Священников No. ВерующихепархииNo. деревеньNo. церквейNo. of Believers
Mosul94023,030Mardin 221,000
ʿAqra 19172,718Seert 352011,000
ʿAmadiya 26106,020Salmas 20108,000
Basra1,500Sehna2211,000
Amid 262,000Zakho 153,000
Gazarta 20157,000Kirkuk 10104,000
Total16013170,268

A statistical survey of the Chaldean church made in 1896 by J. and in the Hakkarivillages of Mar Behıshoʿ, Sat, Zarne and 'Salamakka' (Ragula d'Salabakkan).

Table 5: Population of the Chaldean Church, 1896
DioceseNo. деревеньNo. СвященниковNo. ВерующихепархииNo. деревеньNo. церквейNo. of Believers
Baghdad133,000ʿAmadiya 16133,000
Mosul317123,700ʿAqra 1281,000
Basra233,000Salmas 121010,000
Amid 473,000Urmi18406,000
Kirkuk 16227,000 Сехна22700
Мардин 13850Vicariates362,060
Газарта 17145200Миссии1141,780
Сирт 21175,000Захо 20153,500
Всего17724878,790

Последнее довоенное исследование халдейской церкви была построена в 1913 году халдейским священником Джозефом Тфинкджи после периода устойчивого роста с 1896 года. Халдейская церковь накануне Первой мировой войны состояла из патриархальной архиепископии Мосула и Багдада, четырех других арок. dioceses (Amid, Kirkuk, Seert and Urmi), and eight dioceses (ʿAqra, ʿAmadiya, Gazarta, Mardin, Salmas, Sehna, Zakho and th been administered by the bishop Rabban Al-Qas of ʿAmadiya, in the capacity of a postolic administrator.

Yohannan Issayi, archbishop of Teheran, died on 7 February 1999, and was succeeded on the same day by Ramzi Garmo, coadjutor archbishop of Teheran since 5 May1995.

ʿAbdalahad Rabban, bishop of ʿAqra and apostolic administrator of Suleimaniya, died on 25 July 1999. The diocese of ʿAqra has remained vacant since his death, and the few remaining Chaldeans in the ʿAqra district are now under the care of an apostolic administrator, Father Youhanna Issa.

Giwargis Garmo died in 1999 and was succeeded as archbishop of Mosul in February 2001 by Paulos Faraj Rahho.

In February 2001 Shlemon Warduni was consecrated pat riarchal auxil Обязанностью для Багдада патриархом Рафаэлем I Бидавидом.

В декабре 2001 г. было сделано три важных назначения. Пожилые епископы Аблахад Сана из Алкоша (около 7 сентября 2002 г.) и Йоханнан Келло из Амадии ( 28 февраля 2007 г.) были заменены на Миха Пола Макдасси и Раббан Аль-Кас соответственно. В то же время Петрос Ханна Исса аль-Харболи был рукоположен в епископа Захо после четырнадцатилетнего вакантного места в епархии после смерти ее предыдущего епископа Стефа. en Kajo in December 1987.

In 2002 a new Eparchy of Saint Peter the Apostle, with its seat in El Cajon, California, was created for the Chaldean diaspora of the Western United States. Sarhad Joseph Jammo was consecrated for this diocese on 25 July 2002.

Louis Sako succeeded Andrew Sana as archbishop of Kirkuk on 24 October 2002. Эндрю Сана, который вышел на пенсию 27 сентября 2003 г. и умер в 2013 г.

Патриарх Рафаэль I Бидавид умер 7 июля2003 г. и 3 декабря 2003 г. его сменил патриарх Вавилона Эммануил III Делли.

В октябре 2006 года Джибраил Кассаб, бывший архиепископ Басры, был посвящен в сан архиепископа Сиднея, нового архиепископа, созданного для растущей халдейской диаспоры в Австралии и Новой Зеландии. Архепархия Басры оставалась вакантной с момента этого назначения.

Паулос Фарадж Раххо, архиепископ Мосула, был похищен 29 февраля 2008 г. и убит либо во время похищения, либо вскорепосле него.Он был самой выдающейся жертвой из числа халдейцев в продолжающемся цикле насилия и беспорядков в Ираке после вторжения под руководством США в 2003 году. Его сменил Эмиль Шимун Нона, избрание которого было подтверждено Ватиканом 13 ноября. 2009.

В 2010 году на освободившуюся епархию Эрбиля был назначен новый архиепископ, Башар Матти Варда. Архиепископ Ханна Зора, поселившийся в Канаде с 1991 года, был официально признан главой вновь созданной епархии МарАддаи вТоронто в июле 2011 года. Он ушел в отставку в мае 2014 года. Его преемник еще не назначен.

Кардинал Эммануил III Делли вышел в отставку в декабре 2012 года, и его заменил архиепископ Луи Сако из Киркука в январе 2013 года.

В 2014 году были произведены следующие назначения: Юсиф Миркис - архиепископ Киркука и Сулеймании, Саад Сироп - патриархальный помощник, Хабиб ан-Науфали - архиепископ Басры, Бавай Соро - помощник в епархии Святого Петра в Сан-Диего и назападеСША, Франк Калабат как епископ святого Томас из Детройта и восточных штатов США. Епископ Ибрагим Ибрагим из епархии Св. Фомы ушел в отставку в мае 2014 года.

Нынешний халдейский епископат (ноябрь 2009 г.):

  • Эммануил III Делли, патриарх Вавилона (с 2003 г.);
  • Эмиль Шимун Нона, архиепископ Мосула (с ноября 2009 г.);
  • Луи Сако, архиепископ Киркука (с октября 2002 г.);
  • Рамзи Гармо, архиепископ Тегерана ( с февраля 1999 г.);
  • ТомасМайрам,митрополит Урмийский и Салмасский (с 1973 г.);
  • Йоханнан Зора, архиепископ Ахваза (с мая 1974 г.);
  • Джибраил Кассаб, архиепископ Сиднея (с октября 2006 г.);
  • Якоб Исхак, епископ курии Вавилона и титулярный архиепископ Нисибиса (с декабря 2005 г.);
  • Эндрю Абуна, епископ курии г. Вавилон и титулярный архиепископ Хирты (с января 2003 г.);
  • Миха Пола Макдасси, епископ Алкоша (с декабря 2001 г.);
  • Антоний Аудо, епископ Алеппо (с января 1992 г.) ;
  • Раббан Аль-Кас, епископ Амадии (с декабря 2001 г.) и апостольский администратор Эрбиля;
  • Петрос Ханна Исса аль-Харболи, епископ Захо (с декабря 2001 г.);
  • Ибрагим Ибрагим, епископ Востока Соединенных Штатов (с апреля 1982 г.);
  • Сархад Джозеф Джаммо, епископ Западной части Соединенных Штатов (с июля 2002 г.); и
  • Шлемон Вардуни, патриархальный помощник Багдада (с 2001 г.).
Ссылки
Источники
Последняя правка сделана 2021-05-17 07:02:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте