Дион Златоуст (; Греческий : Δίων Χρυσόστομος Dion Chrysostomos), Dion of Prusa или Dio Cocceianus (ок. 40 - ок. 115 г. н.э.), был греческим оратором, писателем, философом и историком Римской империи в I веке нашей эры. Сохранилось восемьдесят его речей (или речей; Λόγοι), а также несколько писем и забавное пародийное эссе «Похвала волосам», а также несколько других фрагментов. Его фамилия Златоуст происходит от греческого chrysostomos (χρυσόστομος), что буквально означает «златорылый».
Он родился в Прусе (ныне Бурса ) в римской провинции Вифиния (ныне часть северо-западной Турции ). Его отец, Пасикрат, похоже, очень заботился об образовании своего сына Дио и ранней тренировке его ума. Сначала он занимался на родине, где занимал важные должности, сочинением речей и других риторических и софистических эссе, но позже он с большим рвением посвятил себя изучение философии. Он, однако, не ограничивал себя какой-либо конкретной сектой или школой и не предавался никаким глубоким рассуждениям, его целью было, скорее, применить доктрины философии к целям практической жизни, и особенно к управлению ею. общественные дела, и таким образом добиться лучшего положения вещей. Философия стоиков и платоников, однако, кажется, имела для него величайшее очарование.
Он отправился в Рим во время правления Веспасиана (69–79 гг. Н.э.), к этому времени он, кажется, женился и имел ребенка. Он стал критиком императора Домициана, который изгнал его из Рима, Италии и Вифинии в 82 г. за совет одного из сговорившихся родственников императора. По совету Дельфийского оракула он надел одежду нищего, и в кармане не было ничего, кроме копии Платона Речь Федона и Демосфена о посольстве, он жил жизнью циника философа, предприняв путешествие в страны на севере и к востоку от Римской империи. Так он посетил Фракию, Мисию, Скифию и страну гетов, и благодаря силе и мудрости его речей, он везде встречал доброжелательный прием и делал много добра. Он был другом Нервы, и когда Домициан был убит в 96 году нашей эры, Дио использовал свое влияние с армией, расположенной на границе, в пользу Нервы. Во время правления императора Нервы его изгнание было прекращено, и он смог вернуться домой в Прусу. В более поздней жизни он принял фамилию Кокцеиан в честь поддержки, оказанной ему императором, полное имя которого было Маркус Кокцеус Нерва. Преемник Нервы, Траян, питал к Дио высочайшее уважение и оказывал ему самое явное расположение. Его доброе отношение принесло ему много выдающихся друзей, таких как Аполлоний Тианский и Евфрат Тирский, а его ораторское искусство вызвало всеобщее восхищение. В более поздней жизни Дио имел значительный статус в Прусе, и есть записи о его участии в судебном процессе о восстановлении города около 111 года. Вероятно, он умер несколько лет спустя.
Дион Златоуст был частью второй софистической школы греческих философов, которая достигла своего пика в начале II века. Древние, писавшие о нем, считали его одним из самых выдающихся греческих риторов и софистов, например Филострат, Синезий и Фотий. Это подтверждают восемьдесят его речей, которые сохранились до сих пор и были единственными известными во времена Фотия. Эти речи кажутся письменными версиями его устного учения и подобны эссе на политические, моральные и философские темы. В их число входят четыре речи о царстве, адресованные Траяну о достоинствах суверена; четыре о характере Диогена Синопского, о проблемах, которым подвергаются люди, оставив путь Природы, и о трудностях, с которыми приходится сталкиваться государю; очерки рабства и свободы ; о способах достижения высот оратора ; политические дискурсы, адресованные различным городам, которые он иногда хвалит, а иногда обвиняет, но всегда умеренно и мудро; по предметам этики и практической философии, к которым он обращается популярно и привлекательно; и, наконец, речи на мифические темы и шоу-речи. Он категорически возражал против разрешения проституции. Он также утверждал, что эпосы Гомера были переведены и пели в Индии ; это маловероятно, и могла быть путаница с Махабхаратой и Рамаяной, у которых есть некоторые параллели по предмету. Две его речи (37 и 64) теперь назначены Favorinus. Помимо восьмидесяти речей, у нас есть фрагменты пятнадцати других, а также пять букв под именем Дио.
Дио считал, что троянскую войну выиграли трояны. С этим согласны и некоторые современные исследователи. Например, А. Беляков и О. Матвейчев в своей книге также придерживаются этой точки зрения, ссылаясь на ряд современных источников.
Он написал много других философских и исторических сочинений, ни одна из которых не сохранилась. Одна из этих работ, Getica, относилась к Getae, которую Suda неправильно относит к Dio Cassius.
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Дио Златоустом |