Димитри Цафендас

редактировать
Убийца премьер-министра Южной Африки Хендрика Фервурда

(1918-01-14) 14 января 1918. Лоренсу Маркес, Португальский Мозамбик
Димитри Цафендас (Δημήτρης Τσαφέντας)
Родился
Умер7 октября 1999 (1999-10-07) (81 год). Крюгерсдорп, Гаутенг, Южная Африка
ИзвестенУбийством премьер-министра ЮАР Хендрика Фервурда
Уголовное обвинениеУбийство
Уголовное наказаниеЗадержан "по усмотрению Президента государства "
Уголовного статусаНевиновен по причине безумия

Дмитрий Цафендас (греч. : Δημήτρης Τσαφέντας; 14 января 1918 - 7 октября 1999) был греком - мозамбикцем пожизненным политическим активистом и убийцей Премьер-министр ЮАР Хендрик Фервурд 6 сентября 1966 года. Цафендас, работая посланником в парламенте, зарезал Фервурда к смерти во время заседания Палаты собраний в Кейптауне.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Убийство
  • 3 Реакция и полицейское расследование
  • 4 Судебное разбирательство
  • 5 Заключение
  • 6 Смерть
  • 7 Отчет министру юстиции относительно Убийство Фервурда
  • 8 В массовой культуре
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
Ранняя жизнь

Цафендас родился в Лоуренсу-Маркесе (сегодня Мапуту ) у Михалиса Цафандакиса (Μιχαήλ Τσαφαντάκης, также пишется Мигель Цафандакис), греческий морской инженер из Китариды, небольшой деревни около Ираклиона, Крита, и Амелии Уильямс, жительницы Мозамбика смешанной расы. Он был отправлен в Египет, когда ему было три года, чтобы жить с бабушкой и тетей. Он вернулся в Мозамбик четыре года спустя; затем, в возрасте десяти лет, переехал в Трансвааль, где он учился в начальной школе Мидделбурга с 1928 по 1930 год. Затем он вернулся в Мозамбик и посещал церковную школу в течение следующих двух лет.

Цафендас был знаком с политикой с ранних лет. Некоторые члены его семьи были критскими повстанцами во время Великой критской революции (1866-1869), а его отец был страстным анархистом. В 16 лет Цафендас начал работать на разных должностях. и был уволен с одного из них «из-за его коммунистических взглядов» и после того, как его заподозрили в «участии в распространении коммунистической пропаганды». Когда ему было 20 лет, португальская полиция безопасности PIDE, открыл дело о Цафендасе, обнаружив, что он дважды распространял коммунистическую пропаганду. В 1939 году Цафендас нелегально въехал в Южную Африку и вступил в Коммунистическую партию ЮАР. Он стал моряком в США торговый флот в 1941 году и служил на борту американских кораблей во время Второй мировой войны. Находясь в Соединенных Штатах, Цафендас стал членом религиозной секты, известной как Христианская церковь.

В 1947 году иммиграционные власти США депортировали Цафендас в Грецию, которая находилась в агонии гражданской войны. Вступив в Демократическую армию, Военное крыло Коммунистической партии Греции, Цафендас сражался с ними против роялистов. Незадолго до того, как война закончилась поражением Коммунисты, Цафендас отправились в Португалию. По прибытии в страну он был арестован и допрошен полицией о его политической деятельности в Мозамбике в 1938 году. Он был заключен в тюрьму на девять месяцев в двух самых известных португальских тюрьмах для политических преступников - Барка д'Альва и тюрьма Альджуба.. В октябре 1951 года Цафендас отправился морским путем в Лоренсу-Маркес, но ему было отказано во въезде из-за его прошлой политической деятельности и того, что он известный коммунист, и был депортирован обратно в Португалию. Запрещенный въезд в Южную Африку, куда его семья переехала жить в конце 1930-х годов, и в Мозамбик, Цафендас был вынужден провести следующие 12 лет своей жизни в изгнании. В течение этих лет он не реже одного раза в год подавал заявку на разрешение на въезд в Мозамбик или Южную Африку, но все его заявки были отклонены из-за его коммунистического статуса и его политической деятельности в Мозамбике в 1930-х годах. Постоянно преследуемый в Португалии ПИДЕ и португальской полицией, Цафендас бродил по Европе и Ближнему Востоку, работая и посещая места, которые его интересовали. Иногда, когда он был в плохом состоянии, он заявлял, что психически болен, чтобы обеспечить себе пищу и кров. Во время своих странствий он выучил 8 языков. Находясь в Турции в 1961 году, он около шести месяцев проработал преподавателем английского языка в Лимасоллу Наци-Колледже, престижном частном языковом институте в Стамбуле, и, в конечном итоге, вернулся в Южная Африка, он какое-то время работал переводчиком в Дурбанском Суде. В 1962 году во время визита на Крит, чтобы увидеть место рождения своего отца и предков, он встретил греческих партизан времен Второй мировой войны, которые участвовали в похищении нацистского генерала Генриха Крейпе и они научили его делать бомбы.

В 1963 году Цафендас был амнистирован португальцами после того, как он убедил их, что он реформатор, а не коммунист, и в конце концов ему разрешили вернуться в Мозамбик. Год спустя Цафендас был арестован, когда обращался к местным жителям за независимость колониальной территории. В чемодане с антиколониалистской и коммунистической литературой у Цафендас также было несколько Библии. Он сказал полиции, что не защищает независимость, а проповедует христианство. Португальцев это не убедило, и его обвинили в том, что он «притворился миссионером, распространяющим информацию о религии», в то время как на самом деле проповедовал «под видом религии в пользу независимости Мозамбика...» Согласно протоколу допроса PIDE: «Когда спросили Чтобы описать всю подрывную деятельность, которую он развивал против страны и в пользу независимости Мозамбика, он ответил: «То, что он не развивал никакой подобной подрывной деятельности против страны, ни в пользу независимости Мозамбика. Тем не менее, хотел бы уточнить, что он, как мозамбикец, поддерживает идею независимости Мозамбика, управляемой уроженцами этой провинции, независимо от того, черные они или белые ».

Португальцы не были уверены в том, что говорил Цафендас правду, и он был заключен в тюрьму. После трех месяцев содержания под стражей Цафендас заявил, что на самом деле он был миссионером, святым Петром. Его доставили в больницу, где он убедил португальских врачей, что действительно верит в то, что он был первым апостолом Христа и поэтому считался сумасшедшим. Он был освобожден из тюрьмы и вскоре после этого выписан из больницы.

В 1965 году Цафендас вернулся в Южную Африку. Незадолго до убийства он подал прошение о реклассификации с «Белого» на «Цветной », но его ходатайство было отклонено.

Убийство

В июле 1966 г. В возрасте сорока восьми лет Цафендас получил временную должность парламентского посланника в Дом собрания в Кейптауне. Когда он впервые решил принять меры против Фервурда, Цафендас планировал похитить премьер-министра. Однако вскоре он понял, что сделать это в одиночку будет невозможно, поскольку его бывшие товарищи из SACP не были заинтересованы в участии в чем-либо рискованном или насильственном. Получив доступ к своей новой работе, он решил вместо этого убить Фервурда. Он считал, что, поскольку у него была возможность действовать, он был морально обязан это сделать, полагая, как и он, что Фервурд был «мозгом апартеида» и что без него рано или поздно произойдет смена политики. Спустя годы он сказал двум священникам, которые навещали его в больнице: «Каждый день вы видите человека, которого вы знаете, совершающего очень серьезное преступление, за которое страдают миллионы людей. Вы не можете подать на него в суд или заявить о нем в полицию, потому что он является законом страны. Вы бы промолчали и позволили ему продолжить свое преступление или сделаете что-нибудь, чтобы его остановить? Вы виновны не только тогда, когда совершаете преступление, но также и тогда, когда ничего не делаете для его предотвращения, когда у вас есть шанс ».

Первоначальный план Цафендаса состоял в том, чтобы застрелить Фервурда, сбежать в суматохе, спрятаться в Элени., греческий танкер, который пришвартовался в Кейптауне, а затем уплыл с ним на свободу. В конечном итоге его план состоял в том, чтобы найти убежище на коммунистической Кубе. Однако ему было трудно достать оружие и время истекало и его временная занятость почти истекала, он решил использовать нож, чтобы убить Фервурда.

6 сентября премьер-министр Фервурд вошел в зал заседаний парламента и направился к своему месту. Цафендас подошел Он вытащил из-за пояса скрытый нож в ножнах и четыре раза ударил Фервурда в туловище, прежде чем его оттащили другие члены парламента. Он не планировал побега, и его легко задержали. Он был взят под стражу в полиции. где его жестоко избили, а затем перевели в больницу, где он находился s лечили от травм и беседовали с психиатром. Позже его вернули в СИЗО до суда. На протяжении всего времени нахождения под стражей Цафендас подвергался жестоким пыткам, включая избиения, электрошок, имитацию повешения и имитацию дефенестрации.

Реакция и полицейское расследование

После убийства некоторые лидеры движения против апартеида дистанцировались от любых ассоциаций с цафендас. Однако другие, такие как Джонни Махатини, лидер АНК в Алжире, приветствовали убийство как «начало конца апартеида» и заявили, что оно «поможет моральному духу партизанских боевиков в Южная Африка (и) увеличивает замешательство среди белых ». Также в Алжире Нкомо, представитель Союза африканских народов Зимбабве (ZAPU) сказал, что «нападение... доказало уязвимость этой фашистской империи», и Уазувара Эвальд Катживена, представитель SWAPO (Народная организация Юго-Западной Африки) заявила, что «фашист доктор Фервурд получил то, что заслужил». Министр обороны Кении доктор Ньороге Мунгай сказал, когда он впервые услышал о нанесении удара ножом: «Я надеюсь, что он будет успешным. Это было бы хорошо», а правящий Африканский национальный союз Кении заявил, что сила будет окончательным методом свержения апартеида, и охарактеризовал это убийство как «символический и обнадеживающий акт, в котором будут надеяться миллионы страдающих от апартеида». Люди в Нигерии и Уганде от радости танцевали на улицах, когда узнали об убийстве.

Большинство представителей африканской прессы приветствовали убийство. Например, алжирско-французский журнал Revolution Africaine приветствовал убийство «апостола ненависти» и сказал: «Самого ненавистного человека Африки больше нет» в Эфиопии, заголовке баннера New Times в Аддис-Абебе писала: «Шарпевиль мясник зарезал насмерть», а в газете Каира Аль Ахбар говорится, «Не проливать слезы» для доктора Фервурда.

Цафендас был отвергнут христианской церковью и греческими общинами в Южной Африке и Мозамбике.

Цафендас подвергался жестоким пыткам во время содержания под стражей с применением электрического тока, избиений и имитации повешения. Во время допроса Цафендас привел неопровержимые политические причины убийства Фервурда: «Я действительно верил, что с исчезновением премьер-министра Южной Африки произойдут изменения в политике. Я поставил себе задачу уничтожить премьер-министра. Это было моим собственная идея убить его. Никто не предлагал мне за это никакой награды. Я не заботился о последствиях, о том, что со мной будет потом. Мне так противно расовая политика, что я реализовал свои планы убить премьер-министр.... Я хотел видеть правительство, представляющее весь южноафриканский народ. Я не думаю, что националистическое правительство представляет народ, и я хотел видеть другое правительство ».

В то же время португальская полиция безопасности смутила, что Цафендас, гражданин Португалии с долгой историей политической активности в Мозамбике, обманом заставил их объявить ему амнистию, притворившись, что он больше не коммунист и / или антиколони. Алист, убивший Фервурда, быстро скрылся за своим дискомфортом. Через два дня после убийства главный инспектор PIDE в Лиссабоне дал указание своим коллегам в Мозамбике не предоставлять властям Южной Африки «никакой информации, указывающей на то, что Цафендас выступает за независимость вашей провинции [страны]». Таким образом, PIDE в Мозамбике солгал и ввел в заблуждение южноафриканскую полицию относительно прошлой политической деятельности Цафендаса.

Несмотря на усилия PIDE, южноафриканское полицейское расследование, возглавляемое печально известным генералом Хендриком ван ден Бергом, показал, что Цафендас был очень умным человеком, хорошо разбирающимся в политике, начитанным, с глубокими политическими убеждениями и на протяжении всей жизни активисткой, который считал Фервурда диктатором и тираном. Он даже постоянно характеризовал доктора Фервурда как «Гитлера лучшего ученика», поскольку, по его мнению, премьер-министр Южной Африки скопировал некоторые из Нюрнбергских законов Гитлера и применил их к черным в его страна. Ему запретили въезд в Южную Африку за его политическую деятельность и убеждения, и южноафриканская полиция безопасности держала на него четыре файла.

За год до убийства два человека заявили о Цафендасе в полицию Южной Африки как о опасный коммунист, и один из них даже охарактеризовал его как «крупнейшего коммуниста в ЮАР». Эдвард Фернесс, южноафриканец, который встречался с Цафендасом в Лондоне, сообщил полиции, что Цафендас тесно связан с видными членами лондонского движения против апартеида и что он признался ему что он хотел «создать сопротивление режиму Южной Африки» и что он был готов сделать «все, что могло бы вывести южноафриканский режим из власти». В Комиссию по расследованию смерти Фервурда также были представлены доказательства того, что в Лондоне Цафендас пытался «вербовать людей для участия в восстании в Южной Африке». Ни один из этих документов, а также ничего, что имело отношение к политическим идеям и активности Цафендаса, не было допущено к свету.

Судебное разбирательство

На суде судья Андрис Бейерс объявил Цафендас не виновен в убийстве по причине невменяемости. Ему был поставлен диагноз шизофреник, и полиция и его защита утверждали, что он сказал, что у него внутри был гигантский солитер, который повлиял на его жизнь. Суд постановил, чтобы он был задержан «по усмотрению президента штата », что означало, что только президент штата (позднее президент ) имел право распорядиться о его освобождении. Его так и не выписали.

Однако диагноз психического заболевания был отклонен несколькими судебными психиатрами. Те, кто осматривал Цафендаса во время судебного разбирательства, основывали свои диагнозы исключительно на том, что сказал им Цафендас, и не имели доступа к какой-либо другой информации о нем: его медицинским данным и судимости, а также заявлениям людей, которые его знали. Таким образом, они сформировали свое мнение после того, как каждый из них провел по четыре с половиной часа только с цафендами, приняли как должное то, что он им сказал, и не имели возможности перепроверить это.

В ходе судебного разбирательства не было упомянуто ни о политической активности Цафендаса, ни о реальных политических идеях, ни о его мотивах убийства Фервурда, о чем он четко заявил полиции. Тот факт, что он привел ясные политические причины для убийства Фервурда в своих двух заявлениях в полицию, без упоминания ленточного червя, на суде был скрыт. Генеральный прокурор лгал, утаивал и манипулировал доказательствами, чтобы изобразить Цафендаса аполитичным шизофреником, убившим Фервурда без какой-либо политической причины. Последующая комиссия по расследованию убийства также утаивала и манипулировала доказательствами, которые явно должны были изобразить Цафендаса в том виде, в каком он был представлен в суде.

Тюремное заключение
Вид с воздуха на обнесенное стеной тюремное учреждение Тюрьма Зондеруотер

Цафендас первоначально содержался Остров Роббен, затем через четыре месяца был переведен в центральную тюрьму Претории. Там он занимал камеру в камере смертников, которая была специально построена для него рядом с камерой казней, где вешали мужчин. Цафендас подвергался той или иной форме бесчеловечных и жестоких пыток на протяжении большей части своего заключения. В 1989 году он был переведен в тюрьму Зондеруотер возле Куллинана. В 1994 году, после крушения апартеида, Цафендаса в тюрьме посетили два греческих православных священника, которых он уже знал, и сказали им, что он убил Фервурда, потому что тот был «диктатором и тираном, угнетавшим свой народ». Цафендас попытался оправдать убийство и сказал им:

«Каждый день вы видите человека, которого вы знаете, совершающего очень серьезное преступление, за которое страдают миллионы людей. Вы не можете подать на него в суд или заявить о нем в полицию, потому что это закон страны. Вы бы промолчали и позволили бы ему продолжить свое преступление или сделаете что-нибудь, чтобы его остановить? »

В 1994 году его снова перевели, на этот раз в психиатрическую больницу Стеркфонтейн за пределами Крюгерсдорпа. В 1999 году южноафриканскому режиссеру Лайзе Ки разрешили дать с ним два телевизионных интервью для документального фильма под названием «Вопрос безумия», в котором она высказала предположение, что поступок Цафендас не был бессмысленным, а политически мотивированным.

Смерть

Цафендас в возрасте 81 года умер от пневмонии в октябре 1999 года, через 33 года после убийства. На момент смерти он не считался героем в кругах, выступающих против апартеида, которые не послали своих членов на его похороны. Похороны были проведены в соответствии с греческими православными обрядами, и он был похоронен в безымянной могиле возле больницы Стеркфонтейн. На богослужении присутствовало менее десяти человек.

Отчет министру юстиции об убийстве Фервурда

23 апреля 2018 года документ, озаглавленный «Доклад министру юстиции, адвокат Чилио Майкл Масута, по делу об убийстве доктора Фервурда »был передан министру юстиции ЮАР Майклу Масута судьей Джоди Коллапеном. Отчет был написан Харрисом Даусеметзисом, преподавателем в Даремском университете, Англия, и состоял из трех томов в твердом переплете общим объемом 2192 страницы и 861 803 слова. К нему прилагался USB-накопитель емкостью 16 ГБ, содержащий все доказательства, собранные автором для этого исследования, в том числе около 12 000 страниц документов, хранящихся в Национальных архивах Южной Африки, Португалии и Англия, 137 интервью, в том числе 69 с людьми, которые знали Цафендаса лично, некоторые из них были хорошо и даже в детстве, а также тысячи газетных статей.

Даусеметзис тесно сотрудничал в своих исследованиях и оценка доказательств с участием адвоката Джорджа Бизоса, профессора Джона Дугарда, бывшего Квазулу-Натал государственного прокурора Криша Говендера, адвоката Думиса Нцебеза и бывший судья Зак Якуб, в то время как он также консультировался с профессором Альбаном Бёрком, заведующим кафедрой психологии Университета Йоханнесбурга ; Профессор Кирк Хейлбрун, судебный психолог и профессор психологии в Университете Дрекселя в Филадельфии, Пенсильвания ; Профессор Филлип Резник, судебный психиатр, профессор психиатрии и директор отделения судебной психиатрии Медицинской школы Университета Кейс Вестерн Резерв в Кливленде, Огайо ; Профессор Роберт Л. Садофф, клинический профессор психиатрии и директор Центра исследований социально-правовой психиатрии Пенсильванского университета и бывший президент Американской академии психиатрии и права, а также Американского совета судебной психиатрии и профессора Тувиа Забоу, судебного психиатра, бывшего руководителя отделения судебной психиатрии в больнице Валкенберга и бывшего профессора психиатрии в университете Кейптаун.

Отчет и доказательства были поддержаны совместным письмом от Bizos, Dugard, Govender, Ntsebeza и Yacoob. Они писали, что новые доказательства «убедительно показывают, что г-н Цафендас не был шизофреником, который считал, что его действия были определены ленточным червем. Фактически, исследование убедительно демонстрирует, что он был человеком с глубоким социальным сознанием, который был категорически против апартеида и рассматривал Фервурда как главного архитектора этой политики. После убийства Цафендас сообщил полиции, что убил доктора Фервурда, потому что «испытывал отвращение к его расовой политике» и надеялся, что «политика изменится». Следовательно, убийство Фервурда было политическим убийством, а не действием безумца ».

В своем письме пять юристов пришли к выводу, что:

В настоящее время история Южной Африки записывает Цафендаса как безумного убийцу доктора Фервурда, у которого не было политических мотивов для своего поступка. Это столь же неадекватно, как и неверно, и это подтверждается исследованием

...

истории Южной Африки с должным признанием поколений, которые предшествовали нам, а также будущих, должен записать в своих анналах точный отчет об убийстве доктора Фервурда, в котором признается, что Цафендас был мотивирован на его убийство из-за его глубокой оппозиции апартеиду и был действительно борцом за свободу и героем. Это должно быть подтверждено пересмотром и исправлением этого исторического события. Это необходимо для того, чтобы то, что произошло, было должным образом зафиксировано и чтобы выявить искажение этого со стороны правительства апартеида. Речь идет не о мстительности или мстительности, а о том, чтобы просто записать нашу болезненную историю с точностью, которой требует наша приверженность истине и примирению.

По нашему мнению, исследование проведено настолько тщательно и кропотливо, что мы без колебаний порекомендуем Министру принять его выводы и заключения и действовать в соответствии с ними. С другой стороны, мы полностью принимаем и понимаем, что министр может пожелать подвергнуть исследование независимой оценке. Вряд ли мы стремимся быть директивными в этом отношении. Что нас интересует, так это курс действий, который может принять правительство Южной Африки, когда оно будет удовлетворено результатами исследования и его результатов. Опять же, эта область полностью находится в сфере усмотрения правительства в соответствии с рекомендациями министра, но мы можем предложить несколько вариантов для рассмотрения, в том числе:

a. публичное признание принятия исследования и его результатов; и

б. соответствующие шаги по пересмотру учебной программы школ и других учебных заведений, чтобы исправить преподавание и изучение убийства.

Адвокат Джордж Бизос охарактеризовал доклад как «монументальный» и назвал его «наиболее полным исследованием апартеида и того, как он работал, что я когда-либо видел ». Он выразил уверенность в том, что отчет «имеет большое историческое значение для Южной Африки и для нашего понимания убийства Фервурда». Адвокат Бизос охарактеризовал доказательства, собранные и представленные в отчете, доказывающие, что Цафендас не был безумен, но политически мотивирован в убийстве доктора Фервурда, как «неопровержимые и неоспоримые».

Профессор Джон Дугард заявил об отчете, что «это» подтверждает, что имело место сокрытие. Это убедительно показывает, что Цафендас был политическим революционером, чье убийство доктора Фервурда было мотивировано ненавистью к доктору Фервурду и всем, за что он выступал. Он был не безумным убийцей, а политическим убийцей, полон решимости избавить Южную Африку от архитектора апартеида. Политические убийства редко достигают своей цели, и это не было исключением. Но, по крайней мере, история Южной Африки должна знать правду о Цафендас. Даусеметзис оказал Южной Африке услугу, исправив исторические записи ».

Судья Зак Якуб сказал, что он согласен «на 100 процентов» со всеми выводами Доклада, и добавил: «Исторические записи показывают, что товарищ Цафендас убил Фервурда, что он умолял безумие на суде, его заявление было поддержано, и в результате его просьбы он был заключен в тюрьму по усмотрению соответствующих властей. Если бы он сказал правду, его бы приговорили к смертной казни, так что в данных обстоятельствах эта тактика была очень хорошей. История не сообщает, что он притворился сумасшедшим, чтобы спасти свою жизнь. Это хорошо видно в исследовании. Исследование убедительно показывает, что он совершил преднамеренный мужественный акт против апартеида, но на суде притворился безумием; это понятно. Я думаю, исследование говорит само за себя ».

24 апреля 2018 года Солли Мапайла, первый заместитель генерального секретаря Южноафриканской коммунистической партии, обратился с аналогичным запросом к министру юстиции по поводу от имени его партии: «Настоящим мы просим министра оценить и рассмотреть новые доказательства убийства премьер-министра Хендрика Фервурда, основанные на исследовании г-на Харриса Доусеметзиса, и классифицировать этот акт как политически мотивированный».

В популярной культуре

В 1976 году Билл Тернер написал и поставил в Англии и Южной Африке пьесу под названием «Цафендас». В 1998 году голландский писатель Хенк ван Верден, посетивший Цафендас в больнице Ближе к концу жизни Цафендас опубликовал отмеченные наградами мемуары «Полный рот стекла». В 2002 году южноафриканской публике была представлена ​​отмеченная наградами пьеса «Жизнь в чужих землях» Антона Крюгера. под названием ID был написан известным шекспировским актер Энтони Шер, живший в Кейптауне во время инцидента. МНЕ БЫ. Премьера состоялась в Театре Алмейда в Лондоне в 2003 году, после чего последовал американский дебют в 2005 году.

История жизни Цафендаса и убийство Хендрика Фервурда были кратко упомянуты в книге Девушка, которая Спасение короля Швеции автор Йонас Йонассон опубликовано в 2012 году.

В ноябре 2018 года Харрис Доусеметзис и Джерри Лофран выпустили первую всеобъемлющую биографию Цафендаса «Человек, убивший апартеид: жизнь» Дмитрия Цафендаса было опубликовано в Южной Африке. Министр юстиции и исправительных учреждений Майкл Масута описал выпуск книги как «момент, чтобы отпраздновать правду» о Цафендас.

Ссылки
Дополнительная литература
  • Даусеметзис, Харрис и Лофран, Джерри. 2018. Человек, убивший апартеид: жизнь Дмитрия Цафендаса. Jacana Media. ISBN 978-1431427543
  • van Woerden, Henk (перевод Дэна Якобсона). 2000. Стеклянный рот. Лондон: Granta Books. ISBN 978-1-86207-383-8
Последняя правка сделана 2021-05-17 06:22:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте