Движение «Прилежный труд - бережливое обучение»

редактировать

Движение «Прилежный труд - бережливое обучение» (традиционный китайский :留 法 勤工儉學 會; упрощенный китайский : 留 法 勤工俭学 会; пиньинь : Liú Fǎ qíngōng jiǎnxué huì; французский : Mouvement Travail-Études) был серией программы работы-учебы, в рамках которых китайские студенты приезжали во Францию ​​и Бельгию для работы на фабриках в качестве оплаты за изучение французской культуры и западной науки. Программы были организованы между 1912 и 1927 годами в основном группой китайских анархистов, которые приехали в Париж и хотели познакомить Китай с французской наукой и социальным идеализмом.

После организации небольших программ, начиная с 1908 года, в 1916 году, после начала Первой мировой войны, китайские организаторы работали с правительствами Китая и Франции над созданием Diligent Work-Frugal Учебная программа, которая привлекла менее образованных китайских рабочих и продолжила принимать студентов после окончания войны 1919 года. В целом, несколько тысяч китайцев приехали во Францию ​​в качестве студентов-рабочих, хотя и не все в качестве официальных участников программы. Среди них были будущие лидеры Коммунистической партии Китая, такие как Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин, а также другие, которые впоследствии сыграли заметную роль в Китае.

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 Программа «Прилежный труд - экономное обучение»
  • 3 Лайонский инцидент и упадок программы
  • 4 Наследие и влияние
  • 5 Ссылки и дополнительная литература
  • 6 Примечания
  • 7 Внешние ссылки

Истоки

Задолго до того, как марксистский социализм вошел в Китай, китайские анархисты взялись за дело труда и просвещение рабочего класса. Лидеры китайского анархистского движения в Париже - Ли Шицзэн, У Чжихуэй, Чжан Жэньцзе. Ван Цзинвэй, У Юйчжан и Цай Юаньпэй - поддержали Сунь Ят-сена, но призвали его добавить к этому социальный и культурный аспект. его программа политической революции. Они утверждали, что люди не могут освободить себя, но что образованные люди, как учителя, обязаны использовать нравственное воспитание и личную честность, чтобы указывать другим путь. В то время большинство студентов, уехавших за границу, получали государственные стипендии в Японии, хотя Китайская образовательная миссия 1872–1881 гг. И Программа стипендий боксеров отправляли студентов в Соединенные Штаты. Парижские анархисты стремились установить взаимообмен с Францией, которую они считали прогрессивным и светским обществом.

У Чжихуэй, Чжан Ренцзе и Ли Шицзэн

В 1908 году Ли Шицзэн спланировал первую программу работы и учебы как способ привезти во Францию ​​молодых китайцев. Он открыл Usine de la Caséo-Sojaïne, который производил соевые продукты для французского рынка. Учеба рабочих будет финансироваться за счет работы на его фабрике, и их характер будет улучшен его режимом нравственного воспитания. Эта первая программа «Работа-учеба» в конечном итоге привела во Францию ​​120 рабочих. Ли стремился взять этих студентов-рабочих, которых он называл «невежественными» и «суеверными», и сделать их знающими и нравственными гражданами, которые по возвращении домой стали бы образцами для нового Китая. Их обучали китайскому, французскому и естественным наукам, и от них требовалось воздерживаться от табака, алкоголя и азартных игр.

В апреле 1912 года, воодушевленные успехом китайской революции и перспективой зародившейся республики Китая, Ли, Чжан Жэньцзе, У Чжихуэй и Цай Юаньпей, которые вернулись в Пекин, основали во Франции Ассоциацию бережливого изучения (традиционный китайский : 留 法 儉 學會; упрощенный китайский : 留 法 俭 学会; pinyin : Liú Fǎ jiǎnxué huì), также известное как Общество рационального французского образования (Societé Rationelle des Etudiants Chinois en France). Студенты ехали из Китая по Сибирской железной дороге, поездка длилась около восемнадцати дней и стоила около двухсот долларов. Общество подготовило студент для недорогого исследования (¥ 600 в год) во Франции и «труд и простой жизнью, чтобы развивать навыки трудолюбия и тяжелую работу.» В отличие от своего собственного опыта, когда он приехал в 1902 году в качестве «посольского ученого», в котором участвовала лишь горстка студентов из привилегированных семей, Ли надеялся пригласить в программу сотни студентов из рабочего класса. У Чжихуэй, который сам происходил из бедной семьи, заметил, что на самом деле программа была бы особенно хороша для студентов из богатых семей: «даже если они ничего не изучают, если хотя бы они научатся чистить туалеты, это того стоит. «

Ассоциация открыла подготовительную школу в Пекине, в которой начинающим студентам предлагалось пройти шестимесячный курс французского языка. Когда первая группа из 30 студентов-рабочих на его фабрике прибыла во Францию ​​в январе 1913 года, Ли организовал их прием в колледж в Монтаржи, к югу от Парижа, где его теплые отношения с городскими властями облегчили задачу. Ассоциация создала рабочую школу рядом с заводом, в которой Ли и Ву обучали китайскому и французскому языкам и общенаучным знаниям. Работа-учеба не только повысит осведомленность рабочих, но и устранит их «декадентские привычки» и превратит их в нравственно честных и трудолюбивых граждан. Был введен строгий режим - отказ от курения, азартных игр и алкоголя, и предполагалось, что рабочие будут посвящать свое свободное время учебе. Всего по этой программе во Францию ​​прибыло более 120 студентов, прежде чем она была закрыта в 1913 году Юань Шикаем, новым президентом Китая, который считал его лидеров соратниками своего соперника Сунь Ятсена.

Программа «Прилежный труд - экономное обучение»

Начало войны в 1914 году заставило Францию ​​нанять китайских рабочих для работы на фабриках и тяжелого физического труда. Китайский лейбористский корпус во Франции в конечном итоге собрал более 130 000 рабочих, в основном из деревень Северного Китая. В июне 1915 года Ли и его парижские друзья воспользовались этой возможностью, чтобы обеспечить обучение и подготовку. Программа «Работа-учеба» была обновлена, хотя и на другой основе, и в нее были включены менее образованные рабочие, а не студенты. К марту 1916 года их парижская группа Société Franco-Chinoise d'Education (традиционный китайский : 華 法 敎 育 會; упрощенный китайский : 华 法 教育 会; пиньинь : Huáf jiàoyùhuì) принимал непосредственное участие в найме и обучении этих рабочих. У Société были хорошо поставленные французские покровители, в основном политические левые, включая Альфонса Олара, первого президента Société, профессора французской истории в Сорбонне ; Мариус Муте, вице-президент и член Национального собрания от Лиона, социалист; и Эдуард Эррио, мэр Лиона. Они требовали от французского правительства дать китайским рабочим техническое образование, а также работу на фабриках. Ли написал обширные статьи в Китайском журнале труда (Huagong zazhi), который знакомил читателей с западной наукой, искусством, художественной литературой и текущими событиями.

Ночная школа фабрики Доуфу 1916

К 1917 году Общество основало в Пекине детские школы., Баодин и Чансиндиан в Северном Китае. Учащиеся Хунани хотели основать подготовительную школу, но правительство провинции Чанша отказалось помочь. В феврале 1918 года делегация отправилась в Пекин для консультации с Ли и Цаем. Финансовая поддержка, которую они получили от правительства Пекина, привлекла еще больше студентов из Хунани, в том числе Мао Цзэдуна. Цай и Ли сказали руководителям студентов, что у правительства мало денег, но они одолжат им транспортные средства, а взамен студенты будут обучать рабочих во Франции. Первая группа из тридцати студентов, которые отправились во Францию, погасила ссуду в течение пяти месяцев, что дало возможность двум группам в год следовать.

Новые студенты происходили из разных слоев общества. Движение «Работа-учеба» теперь предлагало обучение за границей тем, чье образование остановилось на уровне средней школы или ниже. Подготовительные школы в Баодине и Чансиндиане требовали от абитуриентов только базового знания китайского языка и отсутствия «вредных привычек», таких как курение или азартные игры. Низкая плата за обучение в подготовительных школах и специально сниженные тарифы на лодку, о которых Ли Шицзэн договорился с французскими властями, также увеличили количество студентов, которые могли участвовать в программе.

В 1919 и 1920 годах, даже после подписания Во имя мира Китайско-французская ассоциация образования спонсировала 17 групп китайских студентов, в общей сложности около 1600 человек, которые были размещены на фабриках и школах, в том числе увеличилось число студентов из более бедных внутренних провинций Хунань и Сычуань. Среди них были будущий лидер Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин, которому тогда было 16 лет, который был завербован У Юйчжэн в Чунцине, и Сюй Тели, тогда еще в раннем возрасте. 40-х, будущий комиссар просвещения в Яньани в 1937 году.

Дэн прибыл во Францию ​​19 октября 1920 года, но в течение трех месяцев у Сычуаньской ассоциации, которая спонсировала его поездку, закончились деньги. Затем Дэн работал в Schneider Co., крупнейшем французском производителе боеприпасов, в Крезо, южном городе. Дэн был удивлен, увидев, что белые люди обращаются с китайцами как с рабами в Шанхае и других портах по пути. Хотя он и многие его китайские коллеги считали себя в Китае экономически благополучными, теперь они работали много часов в плохих условиях, видя французские семьи, живущие в роскоши, неизвестной в Китае. Дэн научился пользоваться услугами промышленного сварщика - навык, который оказался полезным, когда он был отстранен от власти во время Культурной революции и отправлен работать на завод.

Инцидент в Лионе и упадок программы

В 1921 году распространилась информация о том, что У Чжихуэй привозит сто студентов из провинций Гуандун и Гуанси, которым должно быть отдано первое предпочтение при поступлении в институт в Лионе. Студенты-рабочие, уже находящиеся во Франции, недовольные своими ужасными условиями и опасаясь, что их стипендии вот-вот будут сокращены, поехали в Лион в знак протеста. Протесты переросли в беспорядки, которые привели к изгнанию их лидеров из Франции. «Лионский инцидент» превратил молодое поколение студентов в сердитых критиков, которые отвергли анархизм как революционную доктрину и отвергли старших лидеров, таких как Ву, Ли и Цай Юаньпей. Институт выжил, но не сыграл надежды на центральную роль в китайско-французских отношениях.

Наследие и влияние

Не все студенты-рабочие усвоили уроки французской цивилизации, на которые надеялись организаторы.. Один студент, Ван Жофей, будущий лидер китайских коммунистов, казался удовлетворенным, когда написал

Наш трудолюбивый дух убедил нас, и мы почувствовали, что эти облака черного дыма также были важными продуктами культуры и что эти грубые В конце концов, готовые рабочие вели истинный образ жизни и строили цивилизацию. Почему я должен отказываться от такого образа жизни?

Однако Чэнь И, впоследствии ставший высокопоставленным коммунистическим генералом, работал на заводе Michelin и жаловался, что заводская жизнь не имеет ничего общего с идеалами равенства, свободы. и братство, предположительно характерное для французского общества. Скорее, он показал ему «злую природу» европейского капитализма на собственном опыте.

Среди радикальных студентов, приехавших во Францию ​​в 1919 году, были Цай Хесен, Чен И, Ли Фучунь и Цай Чанг, все друзья Мао Цзэдуна из провинции Хунань. Сам Мао остался в Китае. Цай Хесен писал Мао в августе и сентябре 1920 года, чтобы поделиться своим опытом и изложить концепцию диктатуры пролетариата, которую он изучил во Франции. Он призвал Мао подготовиться к революции в Китае «в стиле октября 1917 года». Централизованная авангардная партия, которая возвестит о пролетарской диктатуре, была необходима, настаивал Цай, для борьбы с анархизмом, с одной стороны, и буржуазной диктатурой, с другой. Он заключил, что Франция будет не союзником и образцом Китая, а Советским Союзом.

Среди французских студентов-рабочих, занявших руководящие должности в Коммунистической партии Китая, Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин, Цай Хэсэн, Чэнь И, Ли Фучунь, Ли Лисан, Ли Вэйхань, Не Ронгчжэнь, Ван Руофэй, Сян Цзинюй, Сюй Тели, Чжао Шиянь и Чжу Дэ. Среди участников программы или тех, кто работал с ними, которые впоследствии занимали видные должности в других областях, были Ли Хуан (китайский : 李 璜; пиньинь : Ло Хуан), основатель программы Китайской молодежной партии.

, в подавляющем большинстве участвовали мужчины, хотя женщин было около сорока. Среди тех, кто стал видными коммунистами, были: Цай Чанг и Сян Цзинюй. Среди других - Чжэн Юйсю (более известный во Франции как Ченг Юй-ху или Сумэ Ченг), получивший юридическое образование в Сорбонне, женившийся на дипломате Вэй Даомин и ставший дипломатом влиятельный юрист, поддерживающий Китайскую националистическую партию.

Ссылки и дополнительная литература

Примечания

Внешние ссылки

  • флаг Китайский портал
Последняя правка сделана 2021-05-17 06:11:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте